Страны, закупающие продовольствие, столкнулись с двойной угрозой — помимо роста цен на еду, увеличиваются затраты на отправку грузов в связи с ростом цен на топливо, сообщает Reuters.

Из-за ситуации с коронавирусом суда тратят больше времени в портах. «Транспортные издержки стали серьезной проблемой, учитывая огромный рост цен на зерновые», — заметил экономист National Australia Bank Фин Зибелл.

Больше всего страдают покупатели в Азии, поскольку страны на территории региона потребляют значительное количество сельхозпродукции.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Только для Индонезии, являющейся вторым импортером пшеницы в мире, доставка груза на 50 тыс. тонн с Черного моря теперь обходится в $ 15 миллионов. Для сравнения: в прошлом году на соответствующие цели тратили $ 4 миллиона.

Кроме того, в 2 раза выросли расходы на отправку зерновых из Австралии в Юго-Восточную Азию. Стоимость поднялась до $ 30 за тонну по сравнению с $ 15 в прошлом году. С Тихоокеанского Северо-Запада США стоимость доставки таких грузов теперь обходится в $ 55 за тонну, а не $ 25, как год назад, а с черноморского побережья — примерно в $ 65 по сравнению с прошлогодними $ 35.

Ситуация с ростом стоимости грузоперевозок стала еще одной проблемой для стран-импортеров продовольствия, поскольку они и без того следят за уровнем инфляции на фоне рекордного роста цен на еду. Только в мае темпы подорожания продовольствия стали самыми высокими за последнее десятилетие.

Reuters отмечает, что фьючерсы на кукурузу на товарной бирже в Чикаго выросли почти на 90% на годовом уровне по причине высокого спроса и проблем с урожаем в США, на соевые бобы — более чем на 50% из-за засухи в Бразилии, а пшеница стала стоить почти на 30% больше по причине недостатка предложения.

Как отметил председатель правления международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин в интервью «БИЗНЕС Online», повышение цен на продовольствие в мире в 2020 — начале 2021 года влияет на жизни людей во всем мире. Темпы данного явления самые высокие с 2014-го.

«Все это не совсем приговор для нас как для потребителей, а скорее некая волновая тенденция, когда идет рост, потом — стабилизация, затем на протяжении какого-то периода наблюдается снижение, и опять рост. Потому говорить о том, что этот тренд на повышение цен уже навечно, я бы не стал», — заметил специалист.