Второй год подряд, когда Саудовская Аравия закрывает россиянам и другим иностранцам возможность выезда в хадж, татарстанская умма будет отмечать свой главный праздник исключительно дома. До торжеств осталась ровно неделя, самое время для мусульман подумать о том, как достойно провести Курбан-байрам-2021. О том, можно ли вместо жертвенного животного просто отдать деньги на нужды мечети, проводить курбан от имени покойных и почему детей стоит держать подальше от кровавых сцен, мы поговорили с имамом казанской мечети «Гаиля» Рустамом Хайруллиным.
Рустам Хайруллин: «Всю оставшуюся неделю до праздника нужно готовиться духовно, морально, вознамериться сделать жертвоприношение. Ведь наш любимый пророк говорил, что любое действие зависит от намерения»
«Наш хадж сегодня здесь, вместе с Курбан-байрамом»
— Рустам хазрат, до главного праздника всех мусульман осталась неделя. Как бы вы посоветовали с пользой провести это время?
— В исламе деяния делятся на добровольные и обязательные, хотя слово «обязательные» многим людям и не понравится. Но Всевышний, в зависимости от положения и социального статуса, обязал нас совершать определенные деяния, с помощью которых мы должны помогать нуждающимся людям, проявлять о них заботу. А одним из добровольных действий является, например, ураза перед Курбан-байрамом.
Сейчас начался месяц зуль-хиджа, когда совершают паломничество. Название месяца так и переводится — «обладатель хаджа». В этом году, как и в прошлом, к сожалению, наши соотечественники не могут совершить хадж, поэтому наш хадж сегодня здесь, вместе с Курбан-байрамом. И всю оставшуюся неделю до праздника нужно готовиться духовно, морально, вознамериться сделать жертвоприношение. Ведь наш любимый Пророк говорил, что любое действие зависит от намерения. Для чего мы делаем курбан, от имени кого?
— И каков правильный ответ на данный вопрос?
— У нас дозволительно проводить курбан от имени своей семьи, от имени главы семьи, матери, отца. Это касательно живых. Что касается ушедших из этого мира, то и это у нас дозволительно. Мы можем делать курбан за умерших близких, родителей, друзей, не дай бог, детей. Мы от их имени можем совершать курбан, и награда от него достается покойным. За счет этого их степень в раю увеличивается, их прегрешения прощаются. Таким образом, мы заботимся об ушедших из этого мира. Конечно, когда мы теряем близких, нам больно, но мы должны проявить о них заботу и в лучшем из миров. Они тоже по нам скучают, им больно, что оторвались от нас. За эту неделю нужно определиться, за кого вы будете резать жертвенного барашка.
Наверняка вы хотите меня спросить и о погибших детях, учениках казанской гимназии №175, эта трагедия не прошла и мимо нашей семьи. Несомненно эти дети в раю, Всевышний несовершеннолетних детей сразу отправляет в рай. Но нам все равно можно делать курбан, чтобы они почувствовали нашу заботу и нашу память о них.
«Любой праздник в исламе социально значим. Он, не побоюсь громких слов, заставляет богатого человека проявлять заботу о нуждающихся»
— Кто должен совершать Курбан? Говорят, что только богатые, хотя у каждого человека и свое определение состоятельности…
— Да, любой праздник в исламе социально значим. Он, не побоюсь громких слов, заставляет богатого человека проявлять заботу о нуждающихся. Не проявить заботу о бедных в такой день — это грех!
Всевышний же строго регламентирует понятие состоятельности — спасибо ДУМ РТ, которое считает нисаб, то есть размер имущества, обладание которым делает обязательным совершение жертвоприношения. В этом году нисаб составил 36 тысяч рублей, то есть если такая сумма остается у вас после еды, питья, коммунальных расходов, то необходимо резать жертвенное животное. Если такой человек не совершит курбан, не раздаст мясо нуждающимся, то на нем, может быть, и грех будет висеть.
Наши бабушки — я всегда беру с них пример — собирают денежку по копеечке, чтобы сделать курбан. Да, не хватает денег на жизнь, но они понимают, что им будет награда в жизни вечной. А случается, что богач, который может позволить даже целую отару пожертвовать, не видит в этом необходимости. Через вашу газету хотелось бы напомнить и состоятельным людям, что человек может множество курбанов сделать и потом раздать мясо. Помню, когда я служил имамом в Бугульме, мы внедрили вместе с главой района такое ноу-хау: с руководителей предприятий собирались деньги на курбан, а потом по спискам соцзащиты раздавали мясо неимущим. То есть это были настоящие нуждающиеся.
— Но ведь в мечеть за мясом приходят разные люди, не только нуждающиеся?
— Мы всем раздаем. Если человек пришел с протянутой рукой, то нельзя ее отталкивать. В этом году также собираемся раздавать мясо. Есть морозильная камера в здании строящегося медресе, необязательно раздавать день в день, можно и позже. Мы, несмотря на то, что мест очень мало, все равно стараемся кормить людей. Надеюсь общими усилиями достроим медресе, там будет полноценная столовая, и уместятся все желающие.
«У кого нет возможности собрать дома гостей, можно это сделать у нас, в «Гаиля», просто нужно заранее забронировать места»
«Курбан-байрам ни в коем случае не боль и страдание, а забота о ближнем»
— Можно провести и традиционное у татар корбан ашы.
— Совершенно верно. Благим считается раздать одну треть, вторую оставить себе, а из мяса оставшейся части приготовить еду и угостить ею гостей. Так мы укрепляем родственные узы, общаемся вживую, а не через гаджеты, как это сейчас принято. У кого нет возможности собрать дома гостей, можно это сделать у нас, в «Гаиля», просто нужно заранее забронировать места.
— Правда, сейчас все чаще приходится слышать голоса обновленцев ислама, которые говорят, что это варварский обычай — резать жертвенное животное, а можно просто жертвовать деньгами. Кстати, например, средства можно пустить и на постройку медресе мечети «Гаиля».
— Как имаму, который строит возле мечети медресе, мне сейчас очень нужны средства, но пускать деньги, которые приготовили для курбана, на что-либо, кроме помощи нуждающимся, неверно. Значение курбана в другом — здесь очень много мудрости заключил Всевышний.
Во-первых, есть люди, которые годами не могут позволить себе купить мяса, такие семьи есть. Например, живут бабушка и дедушка, пенсия одного уходит на еду и лекарства, другого — на квартплату… А если пожилой человек один? Как ему прожить на 10 тысяч рублей, когда «коммуналка» составляет больше половины, тем более купить мяса? Да, курбан — это кровь, и наш Пророк всегда ругал, если праздник превращался в грязь. Само собой, жертвоприношение — это не тот ритуал, которым нужно пугать людей. Ведь само слово «курбан» означает приближение к Аллаху.
Кто не хочет наблюдать за забоем барашков, может просто нам перечислить деньги, и мы сами в определенных местах проведем жертвоприношение. Для нас пример — хадж, когда миллионы людей совершают паломничество, но никто из них не заходит в цех забоя скота. Иногда люди просят: «А можно мой ребенок увидит, как режут барана?» Но зачем это? Не надо, пусть ребенок не видит крови! Курбан-байрам ни в коем случае не боль и страдание, а забота о ближнем.
«Как имаму, который строит возле мечети медресе, мне сейчас очень нужны средства, но пускать деньги, которые приготовили для курбана, на что-либо, кроме помощи нуждающимся, неверно»
— Ваша мечеть будет организовывать проведение обряда?
— Разумеется. В мечети «Гаиля» такой принцип: если человек приходит с каким-то вопросом, нужно сделать так, чтобы человек получил эту помощь. Но на своей территории мы курбан не делаем, в Азино среди высотных домов как бы не прятали этот ритуал, его могут увидеть дети, а мы не хотим их шокировать. Поэтому заключаем договоры с бойнями. Людям же будем привозить тушки, и каждый решит сам — заберет он мясо полностью или оставит у нас всю тушку либо ее часть.
— Есть люди, которые не едят баранину? Напомните, пожалуйста, каких еще животных можно использовать для жертвоприношения.
— Согласно шариату, в жертву приносятся только парнокопытные домашние животные: баран, овца, коза, корова или верблюд. Поэтому, если человек предпочитает говядину, то может выбрать для обряда корову, но есть и ноу-хау последних лет — верблюда режут на 7 человек.
— Еще каким требованиям должны соответствовать жертвенные животные?
— Возраст приносимого в жертву барана, овцы или козы должен быть 1 год, возраст коровы — 2 года, возраст верблюда — 5 лет. Надо, чтобы животное не было косым, хромым. Необходимо идеальное животное в плане здоровья. Мы очень благодарны нашим санитарно-надзорным органам, которые ведут проверку. Я всегда прошу, чтобы они следили, потому что мы, имамы, идем в каждую семью на корбан ашы и пробуем каждый кусочек.