Кризис — это шанс. Когда экономический мир переворачивается вверх дном, на донышке обнаруживаются замечательные вещи, которые можно ухватить и использовать. Не все их замечают, не все могут поймать, но те, кто поймал, — остаются в выигрыше. А потом, когда кризис заканчивается, этих ухвативших уже не сковырнешь — укоренились.

Недавний кризис доткомов, например, породил Google и Youtube. Кризис 70-х — Microsoft и Apple. Из Великой Депрессии США вышли мировой империей — до того они тянули только на региональную державу.

Кризис заставляет обленившихся бизнесменов думать и шевелиться. Одному моему знакомому банки вдруг начали наперебой предлагать кредитные карты. Раньше ничего подобного не происходило. Была у него кредитная карта одного банка, и другие ему были не нужны. И банкам он был не нужен. А тут предложения прямо потоком пошли, и все на домашний адрес. Да какие выгодные! Бери — не хочу. Он был поражен и спросил меня: "Откуда они обо мне узнали?" — "Из базы данных, очевидно. Есть же базы данных недобросовестных заемщиков, которыми банки обмениваются. Вероятно, теперь они обмениваются и списками добросовестных заемщиков".

Но почему же банки начали рекламировать свои услуги только во время кризиса, когда жареный петух уже прилетел? А до этого что — нельзя было?

Конечно же, можно, просто наши бизнесмены начинают шевелиться только под бдительным оком жареного петуха. Без этого — никак. Идут шаровые деньги, и ладно. Какой смысл напрягаться, когда оно само плывёт прямо в руки?

Сейчас многие компании начали рекламировать свои товары под маркой "антикризис". Идея вполне разумная.

Алкогольная компания Recolte, выпускающая водку премиум класса, начала делать другую огненную воду — под названием "Антикризисная", которая стоит не более ста рублей. Брокерская компания "Кредит Макс" запустила акцию "Антикризис", суть которой — снижение комиссии за услуги. Компания Baon-Desam, торгующая одеждой, дает скидки под названием "Антикризисная программа". Туристическая фирма "Мир без границ", имеющая отделение и в Казани, предлагает "Египет за 7999 рублей — антикризисная акция!" При этом "количество мест по антикризисной цене ограничено". Казанская компания "Веселый Шурик", занимающаяся организацией разного рода праздников, предлагает "Антикризисную новогоднюю вечеринку". "Кризис, — объясняется на сайте компании, — это не состояние души, а просто временные неудобства. И переживать их нужно достойно. Не нужно никакого ресторана, все будет на высшем уровне, не сходя с рабочих мест, разница лишь в том, что на Вашем месте или месте Вашего соседа расположится фуршетный стол с экзотическими яствами, ди-джей за пультом, где раньше был Леночкин стол, будет крутить диски, и музыка будет грохотать на весь офис. Вы даже не узнаете родных рабочих стен. Купюры с денежными знаками будут сыпаться Вам на головы, пункт по труду и занятости будет открыт в течение всего мероприятия, а бесплатная раздача валидола для руководства станет неотъемлемой частью вечеринки". Ну и, разумеется, — "P.S. Пакет услуг ограничен, спешите, заказы принимаются только до 1 декабря". (Множество орфографических и грамматических ошибок пришлось исправить, а то просто неприлично).

Приятно, конечно, когда "купюры с денежными знаками сыплются на голову", что же до "пункта труда и занятости", который "будет открыт в течение всего мероприятия", а в особенности "бесплатной раздачи валидола для руководства", то я как-то сомневаюсь, чтобы это стимулировало заказ вечеринки у "Весёлого Шурика". Хотя кто знает: во время кризиса мозги начинают работать несколько по-иному, чем в штатном режиме.

Зашевелились и торговцы автомобилями. До сих пор у них забот не было: товар уходил влёт. У кого не хватало денег — брал кредит или покупал подержанную. Теперь кредиты не дают, а на подержанных много не наваришь. И вот Opel под лозунгом "УРА! КРИЗИС!" объявил "специальное предложение на автомобили Opel". "Ура! Ура! Люди радуются! — вещает русский сайт компании. — Чему? Конечно же, кризису! Ведь 31 декабря кризис закончится, а вместе с ним и предложение от Opel". Ну и, конечно же, "предложение ограничено. Бросайте все и бегите к дилеру Opel!"

Пока неизвестно, действительно ли нашлись такие, кто "бросил все" и помчался к дилеру Opel, чтобы "обрадоваться кризису". Если нашлись, то нам об этом непременно сообщат. Если нет — то будут молчать, набрав в рот воды. Все равно в январе все об этом забудут.

Кто выиграл от кризиса — мы узнаем не скоро. Не раньше, чем он закончится (не 31 декабря, конечно, как обещает Opel — это они поторопились). Это как свалка у хоккейных ворот: кто-то ухитрился протолкнуть шайбу мимо вратаря, но кто это был — мы узнаем позже, когда свалка рассосется, игроки облепят героя, а судья  объявит его фамилию.

Кризис переживут не все. Но те, у кого хватит ума, воли и удачи справиться с ним, выйдут в будущее достаточно сильными, чтобы справиться и с последующими передрягами.