Тысячи татарстанских семей могут остаться без интернета, предупреждает «Телеком 21», если «Таттелеком» не продлит провайдеру договор аренды кабельной канализации. Руководитель компании Зариф Закиров, бывший замгендиректора ТАИФа, объявил о подаче жалоб на «произвольное решение собственника» в суд, УФАС, ТПП и бизнес-омбудсмену. «Таттелеком» же отказывается сотрудничать на прежних условиях — по ценам в 7 раз ниже рыночных. Недополученный доход компания уже оценивает в сотни миллионов рублей и обращает внимание, что это недополученные дивиденды, которые республика могла бы направить на социальные проекты.
Более 10 тыс. домохозяйств – клиентов ЗАО «Телеком 21» на грани отключения от интернета. Проблема сокрыта в кабельной канализации, которую «Телеком 21» арендует у ПАО «Таттелеком» с 2012 года
Интернет «Телеком 21» застрял в канализации
Более 10 тыс. домохозяйств – клиентов ЗАО «Телеком 21» на грани отключения от интернета. Об этом объявил сам татарстанский провайдер, разослав эмоциональный релиз в республиканские СМИ. В нем говорится, что «под основной удар» попадают жители пригородных поселков — Салмачи, Новые Салмачи, Алтан, Куюки, Царицыно, Званка и ряд других. Среди подключенных есть и объекты социального обеспечения, а также предприятия, выполняющие оборонный заказ. Точная цифра абонентов не называется: в начале релиза речь идет о «более 10 тысяч семей», а двумя абзацами позже компания поясняет, что «в случае отключения без доступа к сети останутся десятки тысяч татарстанцев», видимо, потому, что одной точкой доступа пользуются сразу несколько членов семей.
Проблема сокрыта в кабельной канализации, которую «Телеком 21» арендует у ПАО «Таттелеком» с 2012 года. Дело в том, что сетевые кабели, с помощью которых провайдер обеспечивает интернетом удаленные населенные пункты республики, а также часть районов Казани, расположены в кабельной канализации «Таттелекома» по договору аренды.
«В апреле 2021 года ЗАО „Телеком 21“ получило уведомление об одностороннем расторжении контракта с „Таттелекомом“. Причина расторжения — произвольное решение собственника. Арендатор сетей попытался уладить взаимоотношения, однако монополист занял жесткую позицию — вплоть до угроз принудительного отключения», — говорится в релизе компании, которая извиняется за доставленные неудобства и обещает «отстаивать интересы своих абонентов в вопросе свободного пользования интернетом и выбора оператора сети».
«Несмотря на долгое и плодотворное сотрудничество, ПАО „Таттелеком“ лишает ЗАО „Телеком 21“ возможности предоставлять услуги сети жителям Татарстана, нарушая федеральное законодательство. Представители компании ЗАО „Телеком 21“ уже отправили жалобы в федеральную антимонопольную службу, торгово-промышленные палаты, а также бизнес-омбудсмену по РТ», — заявил генеральный директор ЗАО «Телеком 21» Зариф Закиров.
«Таттелеком» подчеркивает, что готов рассмотреть вопрос приведения условий договора с ЗАО «Телеком 21» к нормативному уровню, определенному госкомитетом РТ по тарифам, а также компенсации ранее недополученных доходов
Стоимость аренды была занижена в 7 раз
Причины такого «произвола монополиста», однако, объяснили в самом «Таттелекоме». В компании уточнили, что в 2010 году госкомитетом РТ по тарифам был определен нормативный уровень тарифов на оказание услуг по аренде кабельной канализации. Но в договоре аренды, который заключен между ПАО «Таттелеком» и ЗАО «Телеком 21» в 2012 году, цена оказалась в 7 раз ниже установленных тарифов. «Объективное обоснование таких действий со стороны подписантов отсутствует, — подчеркивает „Таттелеком“. — Стоимость аренды для других компаний, среди которых известные федеральные телеком-операторы, не ниже определенного государственным комитетом РТ по тарифам уровня».
Впрочем, на это у «Телекома 21» своя точка зрения. «Стоимость аренды регулярно индексировалась, последняя индексация была в марте этого года. Цены определялись самим „Таттелекомом“ и утверждались его руководителем. Стоимость услуг „Таттелекома“ превышает в разы рыночные цены в других регионах Приволжского округа. Эти цены на дату выдачи заключения тарифного комитета РТ не регулировались государством и не могли быть предметом утверждения тарифным комитетом», — пояснил «БИЗНЕС Online» Закиров, возмущаясь, что, несмотря на то, что ни ФАС, ни суд «еще не вынесли свою точку зрения и не разрешили спор, компания „Таттелеком“ выразила намерение предпринять действия по демонтажу оборудования».
«Договором с ЗАО „Телеком 21“ предусмотрена возможность индексации стоимости аренды кабельной канализации не более чем на официальную величину уровня инфляции за предыдущий календарный год. Учитывая, что изначально стоимость аренды была занижена в 7 раз, индексация сколь-либо значимо не покрывает убытки. Стоимость аренды кабельной канализации может существенно отличаться в различных регионах и зависит от большого числа факторов, в том числе от сложности прохождения трассы и стоимости строительства», — парируют в «Таттелекоме», обращая внимание, что госкомитет РТ по тарифам выступал в качестве экспертизы, соответственно, его оценка должна в обязательном порядке учитываться для расчета.
Действительно, если посмотреть на тарифы аренды, например, «Ростелекома», то стоимость места в кабельной канализации (за 1 м в месяц для размещения одного кабеля) по Татарстану составит 10 рублей, в Кировской области — 8,75 рубля, в Екатеринбурге — 9,6 рубля, а в Марий Эл и Оренбургской области — 3,12 рубля. Тарифы «Таттелекома» так публично не раскрываются, однако, как сообщил «БИЗНЕС Online» источник, близкий к одному из крупных сотовых операторов, крупнейшие федеральные игроки на телекоммуникационном рынке России платят компании более 12 тыс. рублей за 1 км (то есть 12 рублей за метр). При этом, по нашим данным, стоимость аренды для ЗАО «Телеком 21» на протяжении срока договора колебалась от 1,4 тыс. до 1,6 тыс. рублей за километр, причем такой прирост, скорее всего, как раз отражает упомянутую индексацию.
«Таттелеком» подчеркивает, что готов рассмотреть вопрос приведения условий договора с ЗАО «Телеком 21» к нормативному уровню, определенному госкомитетом РТ по тарифам, а также компенсации ранее недополученных доходов. Точную сумму их в компании не раскрывают, но отмечают, что речь идет о сотнях миллионов рублей. В официальном ответе компании говорится также, что «Таттелеком» готов оперативно рассмотреть вопрос предоставления услуг доступа в интернет и телевидения клиентам ЗАО «Телеком 21», чьи интересы могут пострадать в результате спора компаний — при условии предоставления адресного плана.
ПАО «Таттелеком» — республиканская компания, 87,21% акций принадлежит Республике Татарстан в лице АО «Связьинвестнефтехим»
«Вместо конструктивного диалога ЗАО «Телеком 21» избрало тактику манипулирования и шантажа»
Такая жесткая позиция «Таттелекома» объясняется еще и тем, что речь идет не только о коммерческой выгоде. ПАО «Таттелеком» — республиканская компания, 87,21% акций принадлежит Республике Татарстан в лице АО «Связьинвестнефтехим». Дивиденды, выплачиваемые компанией, направляются на реализацию в Татарстане крупных социальных проектов (вспомнить хотя бы масштабный проект подключения школ к высокоскоростному интернету — именно дивиденды СИНХа позволили довести оптику до 522 школ). Таким образом, недополучение «Таттелекомом» дохода снижает чистую прибыль компании и, соответственно, объем выплачиваемых дивидендов. «В связи с этим нынешнее руководство компании обязано привести договоры, заключенные ранее на неприемлемых условиях, к определенным госкомитетом по тарифам нормам», — уточняют в компании.
Но нельзя просто так взять и разорвать договор. «Таттелеком» подчеркивает, что заключенный договор аренды подразумевает ежегодную пролонгацию с правом его расторжения любой из сторон, которым компания и воспользовалась. Еще в апреле ЗАО «Телеком 21» уведомили о намерении расторгнуть договор с надеждой, что руководство провайдера «проявит благоразумие и приступит к переговорному процессу». Этого не случилось. «Несмотря на формальное выражение готовности к переговорам, фактические действия по урегулированию спора со стороны ЗАО „Телеком 21“ отсутствовали. У ЗАО „Телеком 21“ было достаточно времени для урегулирования вопроса. Однако, на наш взгляд, безответственное и пренебрежительное отношение руководства ЗАО „Телеком 21“ к интересам своих клиентов и нежелание вести конструктивный диалог привело к обострению ситуации, — отмечают в компании. — К сожалению, спустя три месяца вместо конструктивного диалога ЗАО „Телеком 21“ избрало тактику манипулирования с привлечением СМИ и шантажа с апеллированием к интересам клиентов».
В «Телеком 21» же уверяют, что договор был заключен бессрочно, и в качестве подтверждения прислали в редакцию выдержку из документа. Но в ней говорится только о неопределенном сроке. «В случае если ни одна из сторон не менее чем за 90 календарных дней до окончания срока действия настоящего Договора не заявит в письменной форме о его расторжении, настоящий Договор считается автоматически пролонгированным на неопределенный срок на тех же условиях», — указано в п. 6.2 подписанного документа (скрин фрагмента есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). При этом, согласно ст. 610 ГК РФ, в таком случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца, если иной срок не установлен законом или договором. Данный момент уточняется в п. 6.3 договора аренды: «Настоящий Договор может быть расторгнут по инициативе одной из Сторон путем предоставления письменного извещения другой Стороне не ранее чем за 6 месяцев до даты предполагаемого расторжения Договора».
Таким образом, если стороны не договорятся, то в случае расторжения договора ЗАО «Телеком 21» будет обязано освободить место в кабельной канализации «Таттелекома» уже через три месяца (предупреждение, напомним, было вынесено еще в апреле). Чтобы этого избежать, «Телеком 21» почему-то только в июле подал в арбитраж исковое заявление о признании недействительным (ничтожным) и п. 6.3 подписанного договора, и требования «Таттелекома» об одностороннем расторжении договора. Исковое заявление сопровождалось ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрета «Таттелекому» «совершать действия по воспрепятствованию правомерного использования имущества, арендуемого по договору аренды канализации, а также совершении каких-либо иных действий, исключающих либо ограничивающих правомерный доступ истца к арендуемому имуществу и его использование». Это ходатайство суд уже успел несколько раз оставить без движения, а затем и вовсе отклонить, объявив, что заявленные меры «направлены не на предотвращение возможного ущерба, а на создание для истца на время рассмотрения спора удобных ему условий пользования имущества, арендуемого по договору о предоставлении во временное пользование места в телефонной канализации».
Предварительное заседание по самому делу назначено на 4 августа.
«Телеком 21» позиционируется как один из ведущих провайдеров в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. Ключевая их специализация — подключение проводного и беспроводного интернета в частные дома, офисы и предприятия
Кому принадлежит «Телеком 21»?
«Телеком 21» позиционируется как один из ведущих провайдеров в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. Ключевая их специализация — подключение проводного и беспроводного интернета в частные дома, офисы и предприятия, на сайте компании в перечне продуктов указана также проводная SIP-телефония, видеонаблюдение, цифровое телевидение и точки общественного беспроводного доступа к интернету. Руководит компанией Закиров — давно известный игрок на рынке телеком-услуг.
Раньше он вплотную занимался IT-разработками группы «ТАИФ», был даже заместителем генерального директора по телекоммуникациям и АСУ. Возглавляемая им организация «ТАИФ Телком», например, 15 лет назад обгоняла «Таттелеком» по доле рынка и занимала 50-ю строчку среди крупнейших телекоммуникационных компаний России. В 2006-м она была продана МТС. В 2005–2008 годах Закиров был членом совета директоров тогда еще ОАО «Таттелеком».
Сейчас 68-летний Закиров владеет «Телекомом 21» и возглавляет его, а также является учредителем двух некрупных IT-компаний: ООО «Тенет» и ООО «Тенет Софт». Обе по итогам 2020 года зафиксировали убыток, директором обеих является Закиров Тимур Зарифович, по всей видимости, сын владельца. Интересно, что основным клиентом ООО «Тенет» много лет подряд выступал «Таттелеком».
В июне стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении гендиректора ГУП «Центр информационных технологий РТ» Дениса Улесова
Повторяется история с МТС
Ситуация с «Телекомом 21» абсолютно идентична истории с МТС. В июне стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении гендиректора ГУП «Центр информационных технологий РТ» Дениса Улесова, который на протяжении 11 лет являлся первым замом Лутфуллы Шафигуллина в «Таттелекоме». Следствие и УБЭП обнаружили, что республиканский информационный гигант сдавал в аренду МТС сотни километров своей кабельной канализации по цене в 7 раз ниже установленной госкомитетом по тарифам. В МВД уверены, что, искусственно занижая стоимость аренды, Улесов и неустановленные лица заработали 539 млн рублей.
В основе уголовного дела оказалось 6 контрактов, заключенных между «Таттелекомом» и ПАО «МТС», а также ТРК «ТВТ» (дочерняя организация МТС в Татарстане). Первый контракт был заключен 27 июля 2010 года, последний контракт, фигурирующий в деле, — 27 июня 2014-го. В общей сложности МТС арендовал у «Таттелекома» 817,8 км канализации. Еще в 2010 году госкомитет Татарстана по тарифам провел предварительную экспертизу и оценил стоимость аренды 1 км канализации в сумму в диапазоне от 9 415 до 10 106 рублей. Однако, когда спустя почти 10 лет контракты подняли, обнаружилось, что республиканское подразделение МТС получало 1 км канализации по цене в 1 350 рублей — 1 431 рубль за 1 километр.
Сам Улесов вину не признал, обвинение ему предъявлено не было. Он остается в статусе подозреваемого, причем ходатайство следствия с требованием об аресте фигуранта уголовного дела в суд так и не поступило: Улесова отпустили под обязательство о явке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 153
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.