Сегодня наша страна отмечает День Государственного флага Российской Федерации, национального триколора. Для «БИЗНЕС Online» это стало поводом обратить свое внимание в глубь веков. А был ли свой государственный флаг у Волжской Булгарии или у более ранних образований на территории нынешнего Татарстана и какую роль играли тогда знамена? Известный казанский археолог и историк Искандер Измайлов, специалист по средневековой геральдике, рассказывает о штандарте как символе ханской власти и не только.
Известный казанский археолог и историк Искандер Измайлов, специалист по средневековой геральдике, рассказал о штандарте как символе ханской власти и не только
«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен»
Падение штандарта полководца становилось знаком гибели или бегства вождя
Европейская геральдика долгое время отказывалась признавать наличие разработанной системы государственных и владельческих символов и знаков для восточных народов, апеллируя к тому, что эта система не соответствует западноевропейским геральдическим стандартам. Однако по мере изучения все новых историко-археологических материалов становится ясно, что у евразийских народов, в том числе у тюрко-татарских, существовала своя система знаков собственности и государственных символов, включая развитую систему различных знамен. До нас дошли только ее разрозненные элементы, но комплексное рассмотрение всего исторического и изобразительного материала позволяет уже сейчас сделать вполне определенные выводы об основных этапах развития флагов наших предков в эпоху Средневековья.
Штандарт тогда, как и в наши дни, выполнял многие важные функции: являлся религиозным символом, покровительствующим войскам на поле боя, своеобразным вместилищем божественного духа, осенявшего правителя и войска, наделяя его священной силой и мощью. Утрата его в бою была равносильна поражению, и, как правило, падение штандарта полководца становилось знаком гибели или бегства вождя и полного поражения войска.
Все эти большие хоругви и маленькие флажки имели не только важное сакральное, но и военное значение. Воинские знамена помогали военачальнику управлять ходом боя, т. к. их положение позволяло ему издалека определять расстановку и местонахождение отрядов своих и чужих войск и оперативно реагировать на каждое их изменение. Подрубить или опрокинуть стяг противника значило, что организованное сопротивление прекратилось. Знамена также обозначали место ставки военачальника и сбора воинов после сражения.
Ранний тип знамени, характерный для евразийских кочевников, зафиксирован в сарматскую эпоху. Но при этом, возможно, что сам принцип данного штандарта был принесен сарматами и связанными с ними племенами из глубин Центральной Азии, вероятно, под влиянием китайских воинских традиций.
Рис.1. Драконарий. Надгробная стела. Конец II – начало III века. Совр. Честер, Великобритания (по А.К. Нефедкину)
Позднее драконьи знамена у сарматов переняли римляне
Штандарт представлял собой шест, на котором была укреплена бронзовая голова дракона, снабженная длинным цветным конусообразным «хвостом». При галопе встречный ветер, попадая в раскрытую пасть дракона, начинал издавать трубный рев и надувал хвост, поднимая его в воздух. Издаваемый гул и рев производили на противника ошеломляющее впечатление, наводя ужас и смятение в его рядах. Позднее эти драконьи знамена у сарматов переняли римляне, у которых появились специальные знаменные группы — драконарии. (Рис. 1, 2)
Рис. 2. Аланский драконарий. Реконструкция А. МакБрайда
Не исключено, что небольшие штандарты подобного типа крепились у некоторых воинов за спиной, позволяя им участвовать в бою, а также увеличивать гул, производимый сотнями таких штандартов. (Рис.3)
Рис.3. Воин из Приаралья со штандартом за спиной. Орланская пластина. Фрагмент.
Затем именно такие штандарты активно использовали гунны и тюрки. Главным штандартом Тюркского каганата являлось подобное знамя с изображение волчьей головы. (Рис. 4)
Рис. 4. Тюркский штандарт с волчьей головой
Символ священной гарантии влияния и господства вождя
Со времени образования Волжской Булгарии во главе с Алмыщем (Алмушем) мы можем говорить о возникновении системы флагов как военных и государственных символов. Знамя являлось, вне всякого сомнения, одним из важнейших атрибутов власти правителя булгар. На войне оно было не только символом, реликвией, которую необходимо защищать, но и служило символом государственности и войскового объединения.
Знамена были довольно разнообразными. Сведения об этом оставил еще Ибн Фадлан, который при описании обряда погребения знатного булгарина отметил, что родственники умершего «водружают у двери его юрты знамя». Иными словами, данный элемент погребального обряда указывает на то, что копье с родовым знаменем являлось символом знатности и служило своеобразным надгробным памятником, как это зафиксировано в ряде случаев у венгров времени Арпадов.
Огромная роль знамени как важнейшего символа, демонстрирующего высокий социальный статус его владельца и хранителя, объяснялась главным образом тем, что флаг у многих других тюркских народов был «не только внешним выражением единства племени или главным признаком общественной власти, но и непременным условием последней, священной гарантией влияния и господства вождя над всеми остальными членами этого объединения». Изображения данных знамен и их форма зафиксированы на рисунке на костяной накладке на седло из погребения Шиловского могильника (Ульяновская область), которое датируется концом VII – первой половиной VIII века. (Рис. 5).
Рис. 5. Булгарские воины со знаменами. Шиловский курган. VIII век. Самарский объединенный краеведческий музей
Они имели вид прямоугольного полотнища, длинная сторона которого крепилась к древку, а верхний край был косо срезан и снабжен двумя хвостами, скошенными в сторону полотнища. Судя по косой штриховке, знамя являлось орнаментированным или покрытым надписями. Некоторые знамена с рисунков из этой накладки имели штриховку только вверху полотнища и на хвостах. Очевидно, различная штриховка служила обозначением знамен разных племен.
Переосмысление в контексте исламской символики
После принятия булгарами ислама сакральное значение знамени было переосмыслено в контексте исламской символики. Важнейшим свидетельством начала этого процесса может служить вручение Алмышу двух знамен, присланных ему багдадским халифом с его посольством наряду с другими подарками. По обычаям Средневековья передача знамени служила символическим актом передачи инвеституры, являлась символом наделения правителя Булгарии светской и духовной властью, благословенной багдадским халифом.
Видимо, по мере распространения ислама в среде булгар в первой половине X века изображения на знаменах также менялись, постепенно приобретая, особенно в государственных символах, мусульманизированный вид. Судя по археологическим находкам (костяная накладка из Шиловского могильника) и ближневосточным параллелям, знамена булгар X–XI веков имели вид прямоугольных полотнищ с двумя остроугольными косицами – хоботами, исходящими из их верхней части. Эти штандарты также, видимо, прикреплялись к древкам вдоль одной из длинных сторон.
Судя по некоторым булгарским источникам и аналогиям из мусульманских (ближневосточных и испанских) стран XII–XIII веков, знамена разделялись по размерам и своему значению. Все они условно могут быть разбиты на три группы. Как и в предшествующее время, знамена играли роль святыни, важного сакрального символа государства, феодального владения и клана.
Булгарские знамена
Самым крупным был штандарт эмира, который в арабской традиции именовался раййа, а в тюркской, очевидно, гәләм. Это слово восходит, по мнению тюркологов, к древнетюркскому слову «ülüngü< ürüngü» — знамя, знак или изображение на полотне, образец узора. Термин использовался как в монгольских языках в форме orongo или orunga, а позднее был заимствован славянскими языками, возможно из венгерского или тюркского, дав целый ряд понятий военного дела: хоругвь (знамя), хоругвь (подразделение конного полка), хорунжий (командир хоругви) и т. д.
Рис. 6. Войско Арабского халифата. Миниатюра. Иллюстрация в копии Макамаа из ал-Харири. Ирак, 1237 год
Этот штандарт, как и флаги беков (вообще военной знати), выносились, как правило, в особо торжественных случаях, обычно во время сбора военных отрядов и войск. (Рис. 6) Недаром Кул Гали (начало XIII века) красочно описал, вероятно, виденный им не раз сбор войска под знамена правителя: «Зеленых не сочтешь там шелковых знамен, Один стяг позлащен, другой — посеребрен». Во время сражения главное знамя находилось вместе с полководцем в центре боевых порядков.
Булгарские знамена, судя по словам Кул Гали, имели зеленый цвет. Возможно, как и в предшествующее время, они были также черными, красными, коричневыми, голубыми или комбинированными из разных цветов. Как и все другие средневековые мусульманские знамена, они были покрыты надписями на арабском языке (вероятно, чаще всего сурами Корана и рыцарскими девизами), вышитыми золотыми или серебряными нитями.
Влияние империи Джучидов
Улус Джучи сыграл выдающуюся роль в истории мировой цивилизации. События, которые сопровождали возникновение, становление и развитие этого государства, имели общемировые масштабы и последствия. Могущественная средневековая татарская империя, границы которой простирались от Иртыша на востоке до Дуная на западе, и от Белого моря на севере до Черного и Каспийского на юге, играла в судьбах тогдашнего мира ведущую роль. Средневековая империя Джучидов оказала огромное влияние на судьбы Евразии, став ключевым этапом в истории тюрко-татарских народов.
Становление Улуса Джучи как самостоятельной державы происходило в период с 1207–1208 годов до 1269-го. За это время Золотая Орда прошла путь от удела, выделенного Чингисханом своему сыну Джучи, но в составе Монгольской державы, до независимого государства — империи Джучидов (1266–1269). Важнейшими здесь стали такие вехи, как признание прав на владения потомков Джучи в 1227 году после смерти Чингисхана, начало преобразования монгольской властью завоеванных земель Восточной Европы (1243), а также проведение переписи населения для установления регулярного налогообложения и учреждение единой административной системы (1257–1259).
Ханам Золотой Орды в XIV веке подчинялась огромная территория, которая простиралась от Дуная на западе до Иртыша на востоке, от Дербента и Хорезма на юге до Прикамья и Причулымья на севере.
Основным структурным элементом всех этих территорий были владения улусбеков, но, как правило, дворы и фискально-административный аппарат всех этих улусов располагался в главных городах. Причем даже там, где первоначально городская инфраструктура не была развита, она появилась, вызывая подъем торговли и ремесленной деятельности в округе. Не исключено, что постепенно, по мере роста и укрепления городов, они способствовали дроблению больших улусов на небольшие владения, провоцируя регионализацию власти и управления.
Основным символом ханской власти был штандарт в виде шеста с перекладиной или деревянным ободом
Очевидно, такого понятия, как государственный флаг, у Улуса Джучи не существовало. Но сама система флагов, как и в булгарский период, выполняла важную роль в период сбора войск и управления ими во время боевых действий. Как высоко ни поднималась бы пыль из-под копыт тысяч коней, наличие флагов позволяло вносить в этот хаос определенную упорядоченность, управлять различными отрядами войск во время сражения и вводить в бой новые подразделения взамен павших.
Рис. 7. Штандарты Чингисхана и его потомков. Современная реконструкция
Как и в предшествующее время, знамена играли роль святыни, важного сакрального символа государства, феодального владения и клана. Основным символом ханской власти был штандарт в виде шеста с перекладиной или деревянным ободом, с которого свисало 9 бунчуков из конских хвостов. Знатность и воинские полномочия определялись количеством этих бунчуков. У хана их должно было быть 9, у командующих основными подразделениями (крылья, резерв и т. д.) — 7, а у командующих полками (кулами) — 5.
Рис. 8. Знаменная группа на параде в Улан-Баторе в честь дня независимости Монголии
Эти штандарты назывались по-татарски шɵкəт или сɵкəт/ сɵлкəт/ сɵлтəк, в других тюркских языках имели форму сулдер/сулдер (казахский) или hɵлдə (башкирский), которые восходили к монгольской основе сулдэ, означающее дух-покровитель, священное знамя или даже дух хана, воплощенный в знамени. (Рис. 7, 8)
Рис.9. Татаро-монгольские воины с флагами. Персидская миниатюра XIV века
Во время осады Казани в 1487 году сидевшие в ней казанцы поднимали флаг для координации ударов с войском Али-Гази
Наряду с этими священными знаками продолжали использоваться штандарты разных размеров и форм: от больших, как правило прямоугольных, полковых знамен (елнге), до малых треугольных значков небольших отрядов. Распределение знамен в войске определялось во время сбора и распределения ополчений татарских кланов по крыльям и кулам. (Рис. 9, 10)
Рис.10. Татаро-монгольские воины с флагами. Персидская миниатюра XIV века
Позднее эта система полностью была скопирована в татарских государствах, в том числе и в Казанском ханстве. Об использовании у казанцев знамен сохранилось довольно много сведений, но изображения их известны только из русских миниатюр, что затрудняет их реконструкцию. Как и в целом в эпоху Средневековья в Евразии, знамена использовались для подачи сигналов и целеуказаний. Например, во время осады Казани в 1487 году сидевшие в ней казанцы поднимали флаг для координации ударов с войском Али-Гази, находившимся в тылу осаждающих город русских войск.
Тюрко-татарская система знамен и подразделений войск, ознаменованных своими штандартами, полностью была заимствована русским войском (разумеется, символика изменена с учетом православного контекста). Такие заимствования из татарского языка, как хоругвь, хорунжий, есаул, улан, караул, ясно это показывают.
Искандер Измайлов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 604
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.