«Закрываются рынки, пустуют торговые павильоны, потому что покупатели уходят в онлайн», — рассуждали сегодня в кабмине РТ на брифинге по электронной торговле. О том, как товарооборот e-commerce в Татарстане достиг 17,5 млрд рублей и чем местные власти могут помочь желающим выйти на мировые продажи, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня в кабмине РТ прошел брифинг по онлайн-торговле
В Татарстане рост интернет-продаж — 40% с начала года
Брифинг первый замминистра экономики РТ, директор департамента развития предпринимательства и конкуренции Рустем Сибгатуллин начал со статистики: на сегодня более трети занятого населения Татарстана (свыше 696 тыс. человек) — представители МСП и самозанятые. Задача республики — чтобы предпринимателей этой когорты было больше, в планах «дорастить» число представителей МСП и самозанятых в РТ до 730 тыс. человек к 2024 году. Важным фактором роста числа предпринимателей Сибгатуллин назвал увеличение рынков сбыта, что в условиях расцвета е-commerce означает всестороннюю помощь по выходу предпринимателей РТ на онлайн-площадки.
«Развитие e-commerce — одно из приоритетных направлений для республики. Этот сектор демонстрирует ускоренный рост: в 2020 году доля электронной торговли от всей розничной торговли возросла с 13 до 18 процентов во всем мире, мировой объем онлайн-продаж увеличился на 24 процента и составил 4,29 триллиона долларов. Россия по итогам 2020-го вошла в топ-10 стран, лидирующих по онлайн-продажам: объем рынка электронной торговли РФ в прошлом году достиг 2,7 триллиона рублей. По прогнозу аналитиков, к 2025 году российский рынок e-commerce вырастет еще в 4 раза до 11 триллионов рублей», — прокомментировал Сибгатуллин. В Татарстане же рост продаж товаров через интернет, по данным Росстата, в 2020-м в сопоставимых ценах составил 93%, в первую половину текущего года — почти 40%.
Выросла, по его словам, и доля предпринимателей РТ, которые торгуют на маркетплейсах: за 8 месяцев 2021-го их количество на наиболее крупных онлайн-площадках увеличилось в 4 раза и достигло 12,5 тысячи. Растет и доля Татарстана в общем показателе отправок товаров через маркетплейсы. Если в прошлом году на долю республики приходилось 17% отправлений по ПФО и 1% по России, то по итогам 8 месяцев этого года на РТ приходится четверть от всех отправок в ПФО и 2% по России.
Рустем Сибгатуллин: «В Татарстане же рост продаж товаров через интернет, по данным Росстата, в 2020-м в сопоставимых ценах составил 93 процента, в первую половину текущего года — почти 40 процентов»
«При этом товарооборот татарстанских продавцов за первое полугодие 2021-го вырос в 5 раз и составил 17,5 миллиарда рублей», — продолжил Сибгатуллин.
Замминистра напомнил, что с декабря 2020 года в РТ создана рабочая группа по содействию и продвижению продукции, производимой в регионе, по каналам электронной торговли (рабочая группа создала также план мероприятий по развитию электронной торговли до 2022-го), а в марте заработал центр электронной торговли (ЦЭТ).
Напомнил Сибгатуллин и о мерах поддержки предпринимателей, которые активно выходят на интернет-площадки: для тех, кто готов размещаться на Ozon, «Яндекс.Маркете», Wildberries, республиканское минэкономики помогает с выбором площадки, заведением карточек товаров, подготовкой контента.
«В следующем году, возможно, будем расширять число площадок в зависимости от спроса со стороны бизнеса. Помимо этого, фонд поддержки предпринимательства РТ помогает с финансированием российской и международной сертификации, которые могут потребоваться для выхода на онлайн-площадки. Министерство разрабатывает льготные микрозаймы для предпринимателей, планирующих осуществлять продажи через электронные каналы сбыта. Рассматривается возможность выдачи кредитов на особых условиях коммерческими банками под поручительство гарантийного фонда РТ и субсидирование логистических затрат по доставке продукции по каналам электронной торговли. Центр поддержки экспорта помогает с размещением на таких зарубежных маркетплейсах, как Alibaba, Ebay, Amazon и другие», — подытожил Сибгатуллин.
Фарид Абдулганиев: «Наша задача — сделать возможным для татарстанских селлеров предлагать свой товар 2 миллиардам человек»
«Сделать возможным предложить свой товар 2 миллиардам человек»
Следующим взял слово уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев. Свое выступление он начал с того, что попросил поднять руки тех присутствующих в зале, кто ни разу ничего не заказывал на маркетплейсах. Таковых не оказалось, и бизнес-омбудсмен с удовольствием отметил: «Стопроцентный охват!» По словам Абдулганиева, интерес к электронным площадкам со стороны покупателя понятен — экономия времени. Для предпринимателя интерес — в расширении рынка сбыта.
«Потенциальное количество покупателей в районе, где расположен обычный магазин и где этот предприниматель реализует свой товар, составляет примерно 10 тысяч человек. Но стоит бизнесмену выйти на уровень региона, то количество потенциальных клиентов вырастает до 1–4 миллионов. Выход на федеральный уровень позволяет предложить свой товар уже 57 миллионам человек — именно столько жителей страны сейчас регулярно покупают в интернете, выход на страны ближнего зарубежья — 90 миллионов. В мире же потенциальными покупателями товара могут быть 2 миллиарда человек. Наша задача — сделать возможным для татарстанских селлеров предлагать свой товар 2 миллиардам человек», — привел статистику Абдулганиев.
Однако бизнес-омбудсмен подчеркнул: наблюдаемые сейчас двухзначные темпы роста объемов продаж не могут продолжаться бесконечно. «Эксперты предупреждают, у предпринимателей есть не более 2–3 лет, чтобы начать продажи через интернет и успеть занять в нем достойную нишу, прежде чем там начнется жесткая конкурентная борьба за покупателя. Вот почему наша задача — помочь татарстанским предпринимателям как можно скорее освоиться на этом рынке», — сказал уполномоченный.
Подтверждая свои слова, Абдулганиев рассказал, что в 16 муниципальных районах РТ прошли обучающие мероприятия по выходу на маркетплейсы, сотрудники ЦЭТ проконсультировали 12,5 тыс. предпринимателей, из них 2 348 татарстанских бизнесменов уже продают на маркетплейсах. Кроме того, в ЦЭТ начала работать продакшен-студия. В 2021 году в Казани открылись магазины-склады формата dark store сервисов «Яндекс.Лавка» и «Самокат», которые доставляют еду за 10–15 минут. Практически каждый третий товар, представленный сейчас в этих dark store, по словам Абдулганиева, — продукция местных производителей.
Без трудностей, конечно, не обходится: в РТ сегодня критически не хватает складских площадей. «В 2020 году компания Wildberries запустила свой крупный логистический центр площадью свыше 100 тысяч квадратных метров, Ozon — площадью 37,5 тысячи
„квадратов“, в ближайшее время будет дан старт второй очереди. У нас есть и свой маркетплейс, KazanExpress. У него в планах построить 225 тысяч квадратных метров. Все это делает Татарстан одним из лидеров электронной торговли не только в ПФО, но и в России. Сейчас мы ведем переговоры о привлечении инвестиций в складскую недвижимость с компаниями „СберЛогистика“, СДЭК, BoxBerry, „Доставка ГУРУ“, „Яндекс.Маркет“, по расширению магистральной логистики — с „Деловыми линиями“, ПЭК, по созданию завода по производству постаматов в РТ — с фирмой OmniCDEK», — сообщил Абдулганиев.
Среди других проблем омбудсмен отметил сложности производителей с доставкой в районах: в пример он привел жалобу предпринимателя из Альметьевска, который вынужден возить продукцию на склад в Зеленодольск, чтобы с него доставить покупателю в Альметьевске. В результате может получиться так, что стоимость доставки товаров съест львиную долю маржи бизнесмена.
Но есть в логистике и прорывы. Так, на стадию реализации вышло стратегическое сотрудничество Татарстана с Maersk, организацией – лидером в области контейнерных перевозок. Подписано соглашение о стратегическом партнерстве с группой компаний «Волга-Днепр» по грузовым воздушным перевозкам.
Несмотря на позитивные моменты, по словам Абдулганиева, Татарстану надо усилиться и ускориться в развитии транспортной и логистической инфраструктуры электронной торговли. «Мы должны выйти в лидеры по количеству качественных складских площадей. А это не только привлечение многомиллиардных инвестиций в экономику республики, но и новые рабочие места. Только два логоцентра, Wildberries и Ozon, в промпарке
„Зеленодольск“ создали около 7 тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест», — подчеркнул омбудсмен.
По словам Юлианы Гордон, доля традиционных каналов сбыта и офлайн-торговли в России падает каждый год на 4–5%, а по отдельным категориям товаров, например по одежде, — на все 30%
«Ретейлеры и дистрибьюторы уходят, сегмент «купи-продай» бизнеса может в такой ситуации пострадать»
Председатель экспертного совета центра электронной торговли, основатель школы электронной коммерции iWENGO Юлиана Гордон сосредоточилась на трех основных тенденциях рынка онлайн-торговли. Во-первых, по словам Гордон, доля традиционных каналов сбыта и офлайн-торговли в России падает каждый год на 4–5%, а по отдельным категориям товаров, например по одежде, — на все 30%.
«Закрываются рынки, пустуют торговые павильоны, потому что покупатели уходят в онлайн. В моем родном городе, Ростове-на-Дону, недавно закрылось четыре рынка, более 2 тысяч предпринимателей остались без дела. Поэтому в ближайшие 3–5 лет те производители и продавцы, которые не выйдут в онлайн, не смогут расти и развиваться», — сообщила Гордон. Вторая тенденция, по ее словам, — это уход из цепочки «продавец-покупатель» звеньев в виде дистрибьюторов и ретейлеров.
В ответ на данные вызовы во всем мире создаются условия для мелкосерийного производства товаров под частным брендом предпринимателя. Например, компания Alibaba предлагает заказать продукт напрямую у производителей и брендировать его, чтобы создать уникальный товар и отличаться от других на маркетплейсе. Также эксперт отметила нехватку в России кадров с профильными компетенциями в интернет-торговле: контент-менеджеров, диджитал-маркетологов, аккаунт-менеджеров маркетплейсов, аналитиков, IT-специалистов и логистов.
Гордон также призвала обратить внимание на нишевые маркетплейсы. «Нишевые маркетплейсы с товарами от мебели до косметики сейчас процветают. И указанные тренды характерны не только для России: например, в Европе функционирует более 50 маркетплейсов, а в Китае — свыше тысячи, хотя мы с вами знаем всего несколько. Это тоже перспективные ниши, на которые могут проникнуть предприниматели. Наша задача — показать им все возможности для выхода на маркетплейсы или даже создания своих электронных площадок. Подобное вполне под силу среднему бизнесу», — подытожила эксперт.
В конце брифинга Гордон анонсировала марафон для предпринимателей по выходу на онлайн-площадки: он пройдет 30 сентября, планируется охватить несколько тысяч бизнесменов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.