Недавний религиозный конфликт на востоке России заинтересовал известного мусульманского и общественного деятеля Рустама Батыра. В Хабаровске водитель городского рейсового автобуса родом из Таджикистана остановил транспорт и высадил пассажиров, чтобы помолиться. История вызвала шквал возмущений в сети, направленных на водителя Далера Каримова, которого уволили с работы, а еще осудил дальневосточный муфтият. Но Батыр считает, что вся проблема в том, что это исламские богословы не хотят шевелить мозгами и включить сердце, а страдают простодушные работяги-мусульмане и их клиенты.
«Что происходит? Почему мы должны выходить?»
В Хабаровске случился религиозный скандал. Водитель городского рейсового автобуса №25 высадил пассажиров на улицу, не дожидаясь окончания маршрута. «Что происходит? Почему мы должны выходить?» — спрашивает у кондуктора одна из пассажирок, снявшая инцидент на телефон. «Нам молиться надо», — отвечает тот. «Вам молиться надо. А нам что делать?» — в отчаянии задается риторическим вопросом хабаровчанка, но он остается без ответа. Видео быстро облетело рунет и, как несложно догадаться, собрало массу гневных комментариев.
Набожным водителем оказался трудовой мигрант из Таджикистана Далер Каримов, впрочем, имеющий также российское гражданство. Его осудили не только немусульмане. От благочестивого водителя поспешили «откреститься» и мусульманские деятели. Вскоре после разразившегося скандала богомольца разыскали работники местного муфтията: имам молитвенного дома «Южный» города Хабаровска Махмадкарим Саидрахмонов и руководитель администрации ДУМ Дальнего Востока Махина Султонова. «Представители религиозной организации, — сообщает официальный сайт дальневосточного ДУМ, — указали на то, что подобные поступки отдельных мусульман негативно влияют на отношение окружающих ко всем мусульманам, а молитва не должна создавать проблем для окружающих».
Водитель в своем поступке раскаялся и записал даже видео с извинениями перед пассажирами за доставленные неудобства, а также перед мусульманами, которых он выставил в невыгодном свете. Но покаяние ему не помогло. После проведенной служебной проверки, как пишут СМИ, водителя уволили.
Вне всяких сомнений, водитель заслуживает всяческого осуждения и, наверное, понес заслуженное наказание. Однако делать крайним его одного — в высшей степени цинично и несправедливо. Каримов отнюдь не первопричина произошедшего. Он лишь жертва той религиозной проповеди, которая ведется во всех наших мечетях без исключения. Там и нужно искать корень случившегося.
«Из-за пятикратного намаза, слепо увязанного с движением солнца, из-за еженедельного богослужения, которое проводится исключительно в пятницу и никак иначе, сильно снижаются возможности верующих быть интегрированными в современное общество»
Водитель по своей душевной простоте поступил именно так, как его научили в мечети
Мусульманские религиозные деятели и богословы очень часто умывают руки, когда пахнет жареным. Когда очередной шахид взрывает бомбу с криками «Аллах акбар!», когда имам женится на девочке, едва достигшей половой зрелости, или когда водитель, как сейчас, выгоняет пассажиров ради намаза, то мы, мусульманские деятели, в таких случаях невинно отводим в сторону глазки, мол, я не я и хата не моя. Это все они неправильно поняли, переврали и выдумали от себя. А мы-то тут ни при чем, ибо наше учение истинное и непорочное.
Возможно, подобным самоотводом и можно кому-то пустить пыль в глаза. Но для думающих людей является совершенно очевидным, что водитель Каримов не без наущения со стороны поставил намаз выше своих профессиональных обязанностей. Кто-то ведь внушил ему данную мысль. Кто-то посеял в нем это зерно.
Многие СМИ отмечали, что Каримов выгнал пассажиров из автобуса ради одной из пяти молитв, которые мусульмане должны исполнять в течение суток. Однако это не совсем точно. Известный хабаровский мусульманский деятель, в прошлом муфтий ДУМ Дальнего Востока Хамза Кузнецов пояснил, что на самом деле речь шла не о пятикратном намазе, а о пятничной молитве.
Те, кто посещает джума-намазы, прекрасно знают, что имамы активно внушают прихожанам мысль об архиважности пятничного богослужения и категорической недопустимости его пропуска. Нередко в этой связи ими цитируется аят: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то спешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю [и все свои мирские дела]. Так будет лучше для вас, о, если бы вы только знали» (62:9). Стоит ли после этого удивляться, что водитель по своей душевной простоте поступил именно так, как его научили в мечети: он оставил «торговлю» и поспешил поминать Аллаха. А теперь его же и сделали крайним.
Налицо конфликт между предписаниями ислама и профессиональными обязанностями Каримова. Однако правда заключается в том, что в ситуации подобного конфликта находятся все практикующие мусульмане без исключения. Кому повезло с начальством и кому позволяет сам характер работы, тому порой удается выйти из этого конфликта без потерь, то есть совместить требования веры и работы. Однако очень часто данное противоречие оказывается неразрешимым. В результате верующим приходится довольствоваться чем-то одним: либо исламом, либо карьерой/заработком. Нередко выбор делается в пользу последнего. А это означает, что мусульмане сами выдавливают себя на обочину жизни, а в итоге — и в негласное социальное гетто.
Однако так ли уж обязателен данный конфликт? Отнюдь.
Смысл еженедельной службы заключается не в пятнице как таковой
Обратимся к уже процитированному аяту о пятничном намазе: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то спешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю». Слово, которое здесь в соответствии с традиционным толкованием переведено как «пятничный», в оригинале звучит как аль-джумуа. Что такое джумуа? Это собрание. Другими словами, изначальный смысл аята был таким: «О те, которые уверовали! Когда призывают в день собрания, то спешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю». К слову, это единственный аят в Коране на данную тему. И одна из ключевых его идей, которую не замечают многие, заключается в том, что Всевышний не уточняет, какой именно день недели должен стать для мусульман «днем собрания».
Предполагалось, что мусульмане решат указанный вопрос самостоятельно. Средневековые богословы, переистолковавшие ислам на основе конфронтации с другими религиями, постановили, что «днем собрания» должна быть пятница, которая была провозглашена богослужебным днем в противовес воскресенью христиан и субботе иудеев. В итоге слово джумуа (отсюда и татарское жомга) стало со временем служить для обозначения пятницы. Другими словами, аят о еженедельном богослужении нам преподносят не в его исконном, аутентичном значении, а сквозь призму ретроспективного, более позднего толкования, в котором никак не конкретизированное «день собрания» автоматически подменяется «пятничным днем». Вот, собственно, корень того социального конфликта, который поставил российских (и не только) мусульман в ситуацию ложного выбора и среди прочего создал почву для скандала в Хабаровске.
В данную ситуацию загоняет мусульман не Коран, не Слово Бога, а толкование средневековых богословов. Что из этого мы должны предпочесть? На мой взгляд, ответ очевиден.
Мусульманам предписано спешить к поминанию Всевышнего в день собрания, а что это будет за день — решать им самим. Днем собрания может быть любой из дней недели. Главное, чтобы это приносило максимальную пользу общине верующих. В свете этого мы можем утверждать, что раз подавляющее число российских мусульман имеет возможность приходить на еженедельную службу в пятницу, так почему бы не собраться в воскресенье — выходной день, который удобен большей части работающих и учащихся? Смысл еженедельной службы заключается не в пятнице как таковой (подобного предписания вообще изначально не было), а в том, чтобы община периодически собиралась вместе ради молитвы и проповеди духовного наставника. Такие собрания крайне важны, ибо помогают мусульманам укреплять веру. А что сейчас? Мы ставим верующих в ситуацию надуманного выбора, а по факту просто отсекаем бо́льшую часть мусульман от важнейшего механизма исламской социализации. Получается, что мы сами же рубим сук, на котором сидим.
Не злобные кафиры, а мы сами убиваем религиозность мусульман
Безусловно, нельзя игнорировать инерцию традиции. К ней нужно относиться с должным уважением. Мусульмане веками собирались на еженедельное богослужение в пятничный день. Они так привыкли и не мыслят свою религию иначе. Что ж, у кого есть такая возможность, пусть продолжает и впредь ей следовать. Хуже от этого никому не станет. Но мы сейчас говорим о тех, у кого такой возможности нет. Их-то зачем лишать полноты духовной жизни?
Если бы Господь в Коране предписал нам собираться на общую молитву непосредственно в пятницу, то любые рассуждения на эту тему были бы неприемлемы. Но повторимся еще раз: такого предписания нет. Тогда зачем мучить людей? Ведь сказано Пророком: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не отталкивайте!» Мусульманское богословие должно быть гибким. Оно должно служить во благо человека. Но пока оно, увы, служит лишь во благо традиции как самоцели.
К слову, подобная картина наблюдается практически во всем. Взять тот же пятикратный намаз. Испокон веков время пяти молитв исчислялось в привязке к движению солнца. Это делалось по двум причинам. Во-первых, жизнь человека была подчинена солнечному ритму: он вставал с рассветом, ложился спать с наступлением темноты, оставлял работу в полдень, когда наступала нестерпимая жара (если мы говорим об Аравийском полуострове) и возвращался к ней, когда она спадала. Время молитв было увязано с «рабочим графиком» человека, с привычным ему ритмом жизни. Принятое в тех обстоятельствах расписание намазов позволяло верующему неустанно поминать Бога, но делать это в комфортное для него время. Во-вторых, у людей прошлых веков по понятным причинам часов не водилось. Поэтому у них просто не было иного выхода, как определять время наступления очередной молитвы по движению солнца.
Однако сегодня обоих этих факторов уже нет в наличии. Так зачем продолжать следовать за солнцем? Почему бы не молиться пять раз в день в соответствие с нашим собственным ритмом жизни: утренний намаз читать по пробуждении, дневной — во время обеденного перерыва, предвечерний — с окончанием рабочего дня, вечерний — по возращении домой с работы, ночной — перед сном. Но вместо этого мы наблюдаем ничем не оправданный культ небесного светила. Получается, своего рода язычество. То же самое и с пятничной молитвой. Здесь изначальная воля Бога, Его Слово, приносится в жертву на алтарь традиции. Это тоже не что иное, как языческий культ по своей сути.
Ситуация искусственного выбора, в которую богословы ставят мусульман, не только антирелигиозна, но и антисоциальна. Из-за пятикратного намаза, слепо увязанного с движением солнца, из-за еженедельного богослужения, которое проводится исключительно в пятницу и никак иначе, сильно снижаются возможности верующих быть интегрированными в современное общество. По сути, убивается конкурентоспособность мусульман, ведь не во всех компаниях и структурах готовы мириться с тем, что сотрудникам нужны какие-то особые условия в связи с их религиозностью. Да и во многих случаях это просто объективно невозможно организовать. Кто же в данной ситуации враг ислама и его будущего?
Не злобные кафиры, а мы сами убиваем религиозность мусульман и их успешность, которая могла бы служить во благо уммы и всего человечества. Вот и получается, что исламские богословы не хотят шевелить мозгами и включать сердце, а страдают простодушные водители и их пассажиры.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.