Как в своем переписном листе Николай II в графе о занятости записал «император всероссийский», почему в царской России термин «башкир» обозначал сословие, а не национальность, зато в России современной появились национальности «гоблин» и «хоббит»? Об этом и многом другом в дни всероссийской переписи (с 15 октября по 14 ноября) корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказывает кандидат исторических наук, заведующий отделом междисциплинарных исследований Института истории им. Марджани АН РТ Бахтияр Измайлов.
Бахтияр Измайлов: «Государству иногда важно выстраивать свою дальнейшую политику по отношению к собственному населению на основе данных именно всеобщей переписи»
«Остановись, десятилетие!»
— Бахтияр Искандерович, зачем нужна такая громоздкая, дорогостоящая и иногда даже опасная форма учета, как перепись населения? То есть абсолютный «поквартирный обход» в масштабах целой страны. Ведь существуют органы загса, паспортные столы, домовые книги в системе домоуправления и так далее. Не проще ли взять все это оттуда?
— Да, современный учет населения поставлен на поток. Действительно, есть данные загса, МВД, другие учетные базы. Но проблема в том, что они содержат лишь сухую статистику, которая почти ничего не говорит о само́м населении.
Что имеется в виду? Когда проводится всеобщая перепись, то фиксируется некий срез, общая картина жизни за конкретный год. И если сравнить эту картину с результатами предыдущей кампании, то можно выявить динамику социального развития всей страны в целом. Это раз. Во-вторых, ни один из этих органов — загс, МВД и так далее — не дает статистику по ряду важнейших признаков. Ни один орган не фиксирует, например, ни национальности респондентов (загс делает это лишь по желанию людей), ни состава семьи, ни изменений, которые в ней происходят, как проживают люди — совместно или порознь, официально или в гражданском браке. А перепись как раз описывает количество домохозяйств, как они функционируют, в каких условиях люди живут (в вопросах нынешней кампании есть, например, такие, как год постройки вашего дома и материал стен, площадь и число комнат). Нигде больше не фиксируется грамотность и родной язык. То есть перепись дает так называемый уточняющий материал, которого в постоянных органах учета просто не может быть по определению. Их голые цифры в иных случаях мало чем могут помочь при решении определенных государственных задач.
А государству иногда важно выстраивать свою дальнейшую политику по отношению к собственному населению на основе данных именно всеобщей переписи. При изучении картины жизни ему, государству, становятся видны те «узкие места», особенно в социально-экономическом плане, куда надо дополнительно направить или перенаправить свои усилия. Так, перед переписью 1937 года в СССР было принято решение запретить аборты. Таким образом власти попытались «подтянуть» демографию после революций, войн, разрухи и голода. А перепись 2002 года дала важнейшие показатели о семье и демографии, по которым было принято решение о введении материнского капитала. Это в общесоюзном или общероссийском плане. Но перепись может дать показатели еще и по регионам, где требуется что-то скорректировать, принять какие-то решения на перспективу.
— Когда появились переписи в своем нынешнем виде?
— В подобном, «социальном» виде перепись населения в масштабах всего мирового сообщества начала практиковаться примерно с середины ХIХ века. А сейчас над этим работает в том числе и ООН, где есть специальный отдел, который занимается статистикой населения всей планеты, а также выработкой распоряжений и рекомендаций для проведения кампаний. Для человечества нелишне знать общую жизненную картину на всей планете, чтобы принимать вполне конкретные глобальные решения. Поэтому ООН, продолжая традиции международных статистических съездов XIX века, рекомендует унифицированные правила — проводить странам свои переписи с одинаковой периодичностью (раз в 10 лет) и примерно в одни и те же сроки (между десятилетиями). Но могут случаться и катаклизмы, которые вносят коррективы в подобную практику. Если не ошибаюсь, ООН, например, готовила рекомендации, как проводить перепись в условиях пандемии. Кстати, там есть рекомендации, что в некоторых странах в силу определенных причин сейчас лучше с ней не торопиться, а провести в течение четырех-пяти лет — с 2020 по 2024 год.
Этнографическая карта ТАССР по данным переписи 1920 года
«Главным было подсчитать, скольких можно обложить налогом и поставить под ружье»
— При этом в книге коллектива ученых вашего института «Татары в переписях населения», где вы выступили как ответственный редактор, говорится, что в наших краях предтечей кампаний по учету населения были мероприятия, инициированные руководством… Золотой Орды.
— Да, история проведения учета населения на территории современной России восходит ко времени существования Улуса Джучи (Золотой Орды), когда с целью обложения подданных данью в 1257–1259 и 1273 годах были проведены переписи податного населения. В Российском государстве, которое унаследовало многие административно-управленческие традиции Золотой Орды, начало статистическому учету жителей было положено в XV веке так называемыми писцовыми книгами, представляющими собой описания городов, сел и земель, а также социального состава населения и возложенных на него повинностей. Но писцовые книги не давали четкого понимания, какое количество населения и тем более сколько мужчин и сколько женщин проживает на данной территории. Они содержали больше информации о самой территории, чем о том, кто на ней проживает.
— То есть для государства главным было подсчитать, сколько людей можно обложить налогом и сколько поставить под ружье?
— Да, и это характерно для всей мировой истории, когда учет населения начал проводиться с чисто фискальной целью. Причем важно было не столько зафиксировать количество населения, сколько определить возможности «налогооблагаемой базы» и военный потенциал государства. Но поскольку никакой другой статистики тогда не велось, то историки считают это в той или иной степени переписью населения.
Что касается российской истории, то, действительно, наиболее характерный период ее зарождения уместнее связать с Золотой Ордой. Со стороны русских князей подобные мероприятия носили спорадический характер. А золотоордынские правители в 1257 году целенаправленно провели первую «перепись» во Владимиро-Суздальском, Рязанском и Муромском княжествах, в 1259-м они уже и Новгородское княжество описали (кстати, этому во многом поспособствовал Александр Невский); в 1273-м была проведена глобальная «золотоордынская перепись» русских княжеств. Но сам ее механизм пока неясен: как проводилась перепись, как считали — по головам или по дворам? И еще. Золотоордынские ханы не описывали священнослужителей, земли, недвижимость и прочее имущество русской православной церкви. Так что духовенство не попадало в общую статистику, потому говорить о всеобщем характере «переписи» тех времен было бы некорректно с точки зрения истории. По этой причине в нашей книге мы стараемся осторожнее обращаться с термином «перепись», оперируя понятием «учет населения» по отношению к периоду начиная с того времени и до конца ХIХ века.
Это характерно не только для российской, но и для истории практически всех других государств, когда система учета населения очень четко зависела от системы налогообложения. Как только менялись методы сбора налогов, во многом менялась и система учета населения. Если мы говорим о ХVI и ХVII веках, то налоги тогда собирались «с сохи», с определенных территорий. Потом фискальная система меняется, поскольку уже не удовлетворяет потребности государственного учета. Земли бывают разными, и брать одинаковую подать с плохой или хорошей земли стало просто неэффективно, и каждый раз государство вынуждено было подстраиваться под характер этой самой земли. Так что с 1649 года вводится так называемое подворное налогообложение, когда описывались не земли, а уже дворы, где живет и трудится семья как единица налогообложения.
Тут вот что интересно. Во все времена население не стремилось исправно платить налоги, всегда искало лазейки в существующем законодательстве. И когда ввели подворный налог, то жители начали объединяться в один большой двор, старались слиться в одну большую дружную семью, чтобы вместо нескольких платить один налог. Это очень хорошо стало заметно, когда в 1710 году Петр I проводил фиксацию податного населения. Было обнаружено, что количество дворов по всей стране сократилось с 700 тысяч примерно до 650 тысяч.
— И как на это отреагировал государь?
— Государь сообразил, что народ хитрит, и поэтому перешел к системе ревизий (от позднелатинского revisio — пересмотр), при которых фиксируется уже количество населения. Это было четко связано, как мы уже видели, с налогообложением, с одной стороны, а с другой — с необходимостью проведения его знаменитых реформ. Совершенствуется армия, каждого солдата необходимо было кормить, и требовалось хотя бы примерно понимать, сколько крестьян должно «работать» на одного воина. А еще — сколько из этих крестьян можно получить полноценных рекрутов.
В общем, масштабные преобразования государственного управления и системы налогообложения, увеличение численности населения и рост производства в XVIII веке поставили перед российским правительством непростую задачу совершенствования системы фискального и хозяйственного учета. В новых условиях территориально-статистические описания, оформляемые в XVII веке писцовыми и переписными книгами, оказались малопригодными. Острая необходимость замены подворной системы учета населения на подушную возникла после переписи 1710 года и так называемой ландратской переписи 1716–1717 годов. В XVIII веке оформилась новая система административно-финансового учета. В этом плане начинается исчисление так называемых ревизских душ.
Татарская деревня. Сельский сход в преддверии переписи населения. Конец XIX века
Мертвые души как издержки закона
— Давайте немного остановимся не только на ревизских, но и на мертвых душах. Гоголевский Чичиков, выходит, воспользовался несовершенством именно системы государственного учета населения, чтобы провернуть свою аферу?
— Конечно! Идеальных систем не бывает. Существенным недостатком ревизий была протяженность по времени. Это порождало либо двойной учет, либо недоучет населения и, таким образом, нарушало принцип единовременности фиксации граждан. Например, проведение пятой ревизии растянулось почти на 14 лет — с 1794 по 1808 год. Это было связано с величиной российских территорий, несовершенством транспорта, бюрократией, а также с повсеместным жульничеством, так характерным для нашего отечества.
Суть вот в чем: помещики были обязаны предоставлять списки своих крепостных в тогдашние фискальные органы, они этот процесс постоянно растягивали, оттягивали, к ним посылались специальные команды или специальные представители, которые долго выясняли наличие и размеры этих утаек. А поскольку не было четкой периодичности государственных ревизий (они могли проводиться как угодно, хоть через 15–20 лет), то человек, который умер, числился живым вплоть до наступления новой ревизии. А помещикам приходилось платить за почивших крестьян налог как за живых. Вот гоголевский аферист и воспользовался этим обстоятельством, предлагая выкупить у помещиков эти «мертвые души» за бесценок.
Дальнейший план у него был таков: выдав мертвых за живых, он заложил бы их в банке, как любой другой вид собственности или недвижимость. В Петербурге существовал специальный Ссудный банк, который такую услугу предоставлял. Помещиков надо было как-то поддерживать, и близкие к разорению из их числа находили такую государственную поддержку в виде получения залогов в этом банке. В том числе и за своих крепостных крестьян как за прочее имущество. За каждого давали по 200 рублей — большие по тем временам деньги.
Во-вторых, государство в тот период поддерживало кредитами тех помещиков, которые переселялись в конце XVIII века на необжитые крымские земли — Херсонскую и Таврическую губернии. Поэтому Чичиков и выдавал себя за будущего херсонского помещика. Схема была вроде бы простой, но вполне себе гениальной. У нас нет подтверждения, что она была хоть раз реализована, но цензоры предупреждали, что если это произведение опубликуют, то оно может стать отличным руководством к действию. Что интересно, понятие «мертвые души» отсутствовало в канцелярской терминологии. Обычно писали, что человек «убыл», «выбыл». И это также облегчало чичиковым задачу. Кстати, интересно, что нападки вызывало и название «Мертвые души», ведь душа, как известно, бессмертна.
Когда мы говорим о ревизиях XVIII и до середины XIX века, то прежде всего должны понимать, что в них фиксировалась в первую очередь та часть населения, которая платила налоги. А некоторые сословия налогом не облагались — духовенство, дворянство, и у них были свои списки. Купечество фиксировалось по другим материалам. В ревизионных документах тех лет мы находим прочие различные сословия: служилые татары и ясачные татары, башкиры те же самые, тептяри и так далее. Если в Центральной России было более-менее понятно: есть государственные крестьяне, есть помещичьи крестьяне, и за них платился примерно одинаковый налог, то для разношерстного населения Приуралья и Поволжья имелись свои собственные отношения с государством.
Как, например, у служилых татар. Они сначала служили государю, в основном по военной части, и за эту службу раньше других получали земли и прочие преференции. Например, казанским слободским татарам в качестве поощрения предоставлялась возможность торговать по всей России без пошлины. Эти сословия, их статус тогда более-менее четко фиксировались для того, чтобы понимать, что с них можно стребовать.
— То есть некоторые сословия носили этнические черты?
— Да-да-да. Но дело в том, что неважно было, какой ты национальности. Например, татары спокойно записывались в башкиры, поскольку это было выгоднее чисто экономически. Также многие старались попасть в служилые татары.
Если перейти к переписи 1897-го, то в 1857–1859 годах прошла последняя, десятая ревизия Российской империи. С отменой крепостного права в 1861 году ревизии себя постепенно исчерпали, поскольку новая система налогообложения уже более-менее выстраивалась, и примерно с середины XIX века встал вопрос о проведении первой всероссийской переписи населения по мировым критериям. Исходя из опыта европейских стран, такая необходимость становилась все более и более очевидной.
Российские ученые второй половины XIX века неоднократно писали, что никто толком даже не знает, какова же численность населения империи. С 50-х годов XIX века мировая статистическая наука значительно продвинулась: проводились международные статистические съезды, которые разрабатывали методы и инструменты, с помощью которых можно было проводить перепись населения по всем странам. Уже была вычислена оптимальная цифра ее периодичности — раз в 10 лет, необходимость ее международной синхронизации. Кроме того, выработались основные признаки, которые необходимо было включать в переписные листы. Появились такие признаки, как грамотность, родной язык, гражданское состояние (в браке, не в браке). В подписной лист первой всероссийской переписи населения вошло 14 параметров.
Большим активистом и инициатором данной идеи был известный русский путешественник и географ Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. Он долго эту идею вынашивал и даже сумел создать статистический комитет Российской империи, добился, чтобы в Петербурге прошел один из международных статистических конгрессов. Но, к сожалению, в России организационные процессы в этой области сильно затягивались. Упомянутый статистический конгресс проходил в Петербурге в 1870 году, а сама перепись состоялась только через 27 лет.
И все же неповоротливое государство российское худо-бедно, но предпринимало первые попытки для того, чтобы понять, кто же в нем обитает, какова численность населения, какова его грамотность, какие народы проживают на этой территории — то есть наблюдался отход от чисто фискальных целей государственного института учета населения. В этом смысле отсчет полноценных переписей населения в нашей стране можно вести с кампании 1897 года, которая прошла по всем канонам международной статистики. Большая часть из 14 критериев оценки, которые вошли в первый подписной лист, была выработана совместно с международной наукой и практикой.
Но один из важнейших критериев, графа о национальности опрашиваемых, в российский подписной лист так и не вошел. Основным показателем, к какому народу ты принадлежишь, стала графа «Родной язык». То есть для российской науки и практики того времени основным маркером национальной принадлежности был язык, на котором ты говоришь, а может, даже и пишешь. Ну а поскольку Российская империя являлась государством сословным, то эта принадлежность тоже некоторым образом влияла на определение национальности. Сословие определяло также и род занятий. Поэтому в своем переписном листе в графе под данным названием Николай II написал просто: «Император всероссийский».
Сама агитация за перепись, разъяснение ее сути были выстроены из рук вон плохо. Для мусульманского населения, инородцев основные мотивы этой переписи остались неизвестными. Например, ходили слухи, что тех, кто записался мусульманами, начнут принудительно крестить. Дошло до того, что целые регионы были охвачены бунтами. В замечательной книге Ильдуса Загидуллина, где он анализировал перепись населения 1897 года, говорилось, что муфтий вынужден был издать фетву, специальный указ, в котором он разъяснял своим единоверцам смысл происходящего и что перепись не несет в себе никакой опасности.
Перед переписью были приготовлены специальные справочные материалы для каждого переписчика — что и как необходимо говорить и делать. В этот пакет документов вошел и специальный список народов, которые проживают в Российской империи, чтобы переписчик понимал, к какому относится тот, кого он опрашивает. В этом справочнике очень показательной была приписка, в которой указывалось, что Россия — это есть достижение русской народности в том смысле, что все народы, живущие здесь, — россияне. А теми маркерами, которые определяли национальную принадлежность, стали вероисповедание и родной язык.
Здесь еще нужно сказать, что в 1897 году провели первую перепись в России и, поскольку страна стала на путь соблюдения международных правил, следующую необходимо было организовать в 1907-м. Уже вовсю шла к ней подготовка, разрабатывались инструкции на сей счет, но вмешался ряд больших исторических событий: Русско-японская война 1904 года, Первая русская революция 1905–1907 годов, необходимость создания Государственный Думы. Так что перепись перенесли на 1915-й, но тут разразилась Первая мировая война, так что стало вообще не до этого. В конечном счете в Российской империи вторая перепись населения так и не состоялась.
Советский плакат. 1939 год
«Башкиром быть стало невыгодно»
— Эстафету приняла советская власть?
— Да, но при большевиках была уже несколько иная ситуация. После двух революций, Первой мировой и даже во время Гражданской, правда, ближе к ее окончанию, в 1920 году они проводят уже свою перепись населения, чтобы понять, что же осталось от страны в результате этих катаклизмов. Необходимо было провести перепись на селе, сделать опись промышленных предприятий, чтобы определиться с тем, что предстоит делать дальше.
Как правило, эту первую советскую перепись населения не считают переписью как таковой, поскольку она не была всероссийской: часть регионов еще находилась в руках противника. Но в 1920 году полностью была описана Татарская республика, а также частично несколько уездов, которые впоследствии вошли в Башкирскую республику. Опыт этой кампании оказался чрезвычайно важен для молодой Советской республики. Впервые было решено ввести графу «Национальность», и для советской статистики это стало большим достижением. Понятно, что преследовались определенные политические цели: одной из основных задач советской власти являлась реализация Декрета о народах, который был принят в 1917 году и который обещал равноправие всем национальностям, в отличие от царской империи, которую именовали не иначе как «тюрьмой народов». Для большевиков было политически важным показать, что они являются их освободителями. Так что и в 1920 году, и в переписи 1926-го всем опрашиваемым прямо и четко задавался вопрос о национальности, к которой они себя причисляют.
— Значит, тогда и возникли эти пресловутые споры между башкирами и татарами о том, что кого-то куда-то не туда записали, да еще насильно?
— Дело в том, что и сегодня продолжается политизация тех процессов, которые происходили тогда. Мы с вами уже говорили о том, что ревизии в царской России фиксировали сословное положение всех подданных империи. В те времена татары, равно как и ряд тюркских народов, записывались в сословие «башкиры». Это сословие, его статус, повторю, а не национальность как таковая, давало больше привилегий: «башкиры» могли получить больше земель. Но после 1917 года, когда сословия были упразднены, переписи 1920 и 1926 годов уже фиксируют значительное уменьшение числа тех, кто при царе записался в «башкиры». В некоторых регионах эта цифра падает в 2 раза.
Что интересно, при переписи 1897 года значительная часть записавшихся в «башкиры» родным языком указывала татарский. Эта особенность стала характерной и для переписи 1926-го. Тогда на территории Башкирской АССР были зафиксированы примерно 600 тысяч башкир, но вместе с тем родным языком башкирский указали только 350 тысяч человек.
— Почему результаты всесоюзной переписи населения 1937 года, которую называют «сталинской», не были опубликованы?
— Здесь вот в чем дело: ее результаты признали сфальсифицированными, а сама перепись объявлена несостоявшейся. Заявлено, что те данные, которые были в ходе нее получены, не соответствуют реальным результатам развития советского государства. Организаторы переписи оказались репрессированы как «враги народа» и «вредители». По сведениям специалистов, перепись первоначально должна была пройти еще в 1932 году, но постоянно переносилась и в конечном счете прошла только в 1937-м. Предыдущие советские переписи 1920 и 1926 годов были вроде как проходными, переписи переходного периода. А вот 1930-е годы — это период, когда прошла коллективизация, полным ходом шла индустриализация, бурно развивалась социалистическая культура, уже была принята новая, Сталинская конституция 1936 года, самая демократичная в мире, и так далее. Так что перепись населения 1937 года должна была продемонстрировать всему миру масштабы достижений и победу социализма в Советском Союзе.
Долго утверждались бланки переписных листов, в которых постоянно менялись формулировки вопросов. Что интересно, окончательный вид переписного листа, скорее всего, утверждался лично Сталиным. И вот почему. Впервые в истории советских переписей в переписном листе появился вопрос «Вероисповедание». Насколько я понимаю, сами статистики были против внесения этого вопроса, также сомнительно, что кто-то из организаторов переписи осмелился бы даже заикнуться о чем-то подобном в стране торжествующего атеизма. Такое мог позволить себе только один человек в советском государстве.
В газетах того времени публиковались материалы о том, что перепись должна показать: в Советском Союзе окончательно выстроилось социалистическое общество, мы победили неграмотность, преодолели религиозные предрассудки, советскому человеку стало чуждым религиозное мировоззрение. Кроме того, сам Сталин неоднократно, по всей видимости, исходя из материалов, которые ему приносили из Госплана или центрального управления народно-хозяйственного учета, уверенно прогнозировал, что рост населения страны к 1937 году составит примерно 180 миллионов человек. Дело доходило до того, что подобные завышенные цифры уверенно отправлялись в международные справочники.
Когда перепись провели и предварительные результаты были получены, выяснилось, что население Советского Союза составило 162 миллиона, то есть там даже близко не было цифры в 180 миллионов. Во-вторых, оказалось, что значительная часть населения продолжает оставаться неграмотной и даже основная масса советской номенклатуры оставалась малообразованной. Хотя по переписным инструкциям к грамотным относили всех умеющих читать и писать свою фамилию. Кроме того, графа про вероисповедание, которая должна была подтвердить торжество атеизма в советском обществе, показала, что более половины страны, чуть ли не две трети, оставались верующими. Причем этот опрос проводился среди совершеннолетних, то есть людей старше 16 лет, вполне самостоятельных, сформировавшихся и имеющих свои убеждения.
Когда об этих результатах доложили наверх, было принято решение, что перепись проведена с грубыми нарушениями международных стандартов статистики. Ее главным организатором являлся известный демограф, руководитель предыдущей, «удачной» переписи 1926 года Олимпий Квиткин, который при подготовке к масштабной переписи 1937-го специально на два месяца ездил за границу, в Германию, изучать мировую практику проведения подобных кампаний. Из-за «неправильных» результатов он довольно быстро оказался репрессирован и расстрелян, как и целый ряд его коллег, которые производили эту «дефектную» перепись 1937 года. Было заявлено, что вредители-организаторы переписи преднамеренно не учли значительную часть населения. На них и взвалили вину за провал кампании.
Была срочно организована подготовка к новой переписи, которая состоялась в 1939 году и стала последней предвоенной всесоюзной переписью населения. А перепись 1937-го долгое время считалась белым пятном в истории, так как все полагали, что ее результаты были уничтожены полностью. Но в конце 1980-х – начале 1990-х годов ее сумели найти в одном из московских архивов. Часть этих результатов опубликована современными российскими историками, в частности Валентиной Жиромской и Юрием Поляковым (Поляков Юрий Александрович — академик РАН, доктор исторических наук, председатель научного совета РАН по исторической демографии и исторической географии. Жиромская Валентина Борисовна — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН — прим. ред.). Они опубликовали основные результаты этой переписи, так и назвав свою работу — «Репрессированная перепись».
Причем они показали и доказали, что никакого особого недоучета там не произошло. Все было в рамках допустимой статистической погрешности, которая присутствует в любой переписи. Даже наоборот, ее результаты очень четко отразили все те процессы, которые произошли и продолжались в Советском Союзе. Например, мы теперь знаем, что в 1930-е годы в Казахстане был страшный голод, и цифры переписи-1937 показывают, что да, там случился глобальный демографический провал, приходившийся именно на этот период. Результаты «репрессированной переписи» говорят о том, что грамотность населения действительно была низкой: не хватало ни школ, ни квалифицированных педагогов. На этом, да и на всей общей обстановке в стране сказывались и нарастающие репрессии 1930-х годов, пик которых стране еще предстояло пережить.
Перепись населения в 1939 году состоялась, ее показатели постарались подтянуть до того уровня, которого желал товарищ Сталин. Население сумели подтянуть до 170 миллионов, как и ряд других основных показателей. Графу «Вероисповедание» убрали к черту. Это была последняя предвоенная перепись населения в СССР.
После войны у государства просто не хватало ни сил, ни средств на проведение мероприятий подобного масштаба. Кроме того, в 1950-е годы возможно, что и побоялись проводить перепись, потому что послевоенные цифры могли просто напугать народ. Так что следующая всесоюзная перепись населения была проведена только в 1959-м.
Остальные всесоюзные и общероссийские переписи населения проходили по сравнению с предыдущими без особых «приключений». Разве что нынешняя кампания соседствует с пандемией, а в предыдущих в соответствующей графе появилось несколько новых национальностей, таких как «гоблин» или «хоббит». Ну что же, мы живем в свободной стране…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 194
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.