УПАДЕТ ЦЕНА НА НЕФТЬ - ПОЯВИТСЯ БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
Во второй день Гайдаровского форума ведущие экономические эксперты и ученые обсуждали макроэкономику будущего, которая в свете печальных событий на Западе, разумеется, будет кардинально отличаться от экономики последнего десятилетия. Одним из главных вопросов стал вопрос бюджетной консолидации, сокращения бюджетных расходов и недопущения бюджетного дефицита. Основной принцип, который защищали многие выступающие (от ректора Всероссийской академии внешней торговли МЭРТ РФ Сергея Синельникова-Мурылева до бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина), – бюджет не должен тратить больше, чем тратил бы при ценах на нефть не выше «средней многолетней». Просто потому что, основывая бюджетные расходы на сиюминутной высокой цене на нефть, страна может поставить себя в сильнейшую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры – упадет цена, а вслед за этим появится и бюджетный дефицит.
Об этом же в своем докладе заявил новый министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, без бюджетных ограничений обезопасить себя от конъюнктуры на цены на сырье невозможно. Сегодня сбалансированный бюджет РФ - при цене $117 за баррель, а должен он быть сбалансирован при цене в $70 за баррель.
Рассказал Силуанов и о сложности перераспределения расходов в бюджете на те направления, которые признаны властями приоритетными. В частности, на инфраструктуру, медицину и образование планируется увеличить расходы на 4% ВВП.
«Как же нам профинансировать эти 4 процента, если цена на нефть упадет? Даже 2 процента стоят один триллион рублей! Где их взять? «Пылесосить» их на внутреннем рынке, увеличивая объем заимствования? Брать на внешнем рынке? Но у нас и так уже 7 миллиардов долларов заимствований, а тут еще брать придется. Сколько это будет стоить?» - восклицал Силуанов.
ПОСТЕПЕННО ПЕРЕВЕСТИ БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНОК
Министр согласен с тем, что инфраструктуру развивать необходимо, но делать это придется не так, как делалось прежде: «Финансировать ее за счет привлечения дешевых денег – большого ума не надо, а вы попробуйте изыскать их без заимствований!». Его бывший шеф, Алексей Кудрин (один из ведущих пленарной дискуссии), погоревший во многом на противостоянии президенту РФ Дмитрию Медведеву в отношении увеличения расходов на оборонку, уточнил у выступавшего: «Я правильно понимаю, что вы выражаете сомнение в том, что средства могут быть найдены?». Силуанов прямо это не подтвердил, пустился в длинные объяснения, но в конечном счете согласился с тем, что при снижении цен на нефть любая дополнительная нагрузка на бюджет может оказаться очень рискованной.
Министр финансов заявил, что Россия в принципе - «очень серьезное социальное государство в сравнении даже с Европой. Однако дальше так продолжаться не может: бюджетный социальный сектор неимоверно раздут, а качество этих самых социальных услуг – низкое». И порекомендовал постепенно перевести бюджетные организации на рынок, вместо того чтобы продолжать финансирование неэффективной деятельности: «Я не понимаю, зачем у нас существуют льготы (а они существуют) для успешных бизнесменов? У нас один триллион тратится на дотации Пенсионному фонду, хотя мы уже перешли на страховой принцип!».
По словам министра, необходимые средства изыскать все-таки можно, если подходить к делу по-умному. Только теневой сектор экономики составляет 20% ВВП. Чтобы эти деньги попали в экономику, Силуанов предложил больший упор делать на безналичные расчеты, которые, по его мнению, обеспечат нужную прозрачность. Подытожил свою речь министр предупреждением о том, что говорить о соблюдении расходных обязательств нужно очень осторожно. И выразил надежду, что экономический рост составит в России в ближайшее десятилетие не 3 - 4%, а 5 - 6 («очень бы этого хотелось»).
ВО МНОГОМ НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОГРЕССИВНОСТЬ – ЛИШЬ ВНЕШНЕГО ХАРАКТЕРА
Алексей Улюкаев - первый зампред ЦБ РФ, в ответ заметил, что он тоже был бы не против 5 - 6% роста, «но не получится». И вообще, по его словам, несмотря на общий позитивный фон, во многом наши достижения и прогрессивность – лишь внешнего характера. И рассказал о том, как на одном совещании все 10 россиян были с айпадами, а западные банкиры - с блокнотами и пластиковыми ручками.
Впрочем, в отношении западной экономики Улюкаев был также скептичен. По его мнению, финансовый кризис 2008 года не имеет отношения к стадиям делового цикла. Просто прежняя модель экономики исчерпала себя (жаль, что Улюкаева не было в первый день, когда глава Сбера Герман Греф и министр экономики РФ Эльвира Набиуллина искали новую модель для РФ, но не нашли - ред.). Все дело в избыточном давлении на ресурсы. Западные страны тратили много на стареющие рабочие ресурсы. А развивающиеся страны выбрали экстенсивный путь развития. Их необоснованно высокие темпы роста (которые та же западная экономика поддерживала, переводя туда производства) были одними из причин появления сложных финансовых продуктов, которые уже стали спусковым крючком. Теперь мир ждет в ближайшее десятилетие высокая волатильность всех рынков, причем не по законам цикличной экономики, а «хаотично». А у государства окажется на руках все меньше средств для ее контроля.
Впрочем, сам Улюкаев предложил «инфляционное таргетирование», свободное плавание национальной валюты: «Мы еще в августе прекратили эмиссию рублей для покупки долларов, а в январе этого года даже продали 600 миллионов долларов». Улюкаев также выразил надежду, что драйвером экономического роста станет потребительский спрос – причем внутренний.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ США ОБРАЩАЕТСЯ ДО ПОЛУТРИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ
Главный экономист Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Интермит Гилл в ответ на пессимистичные заявления российских экономистов заметил, что доллар, так или иначе, точно останется главной мировой валютой. Большинство стран в торговле используют доллар, и будет очень сложно это поменять, несмотря даже на сильную конкуренцию юаня. 80% торговли Южной Кореи ведется в долларах, и в Австралии 80%. За пределами США обращается до полутриллиона долларов, а в юанях торгуют всего несколько стран.
При этом Гилл заметил, что и в отношении Европы он не был бы так пессимистичен. По его словам, Евросоюз останется крупнейшей экономической зоной в мире, а нынешний кризис может лишь послужить уроком для остальных стран.
Под занавес первой части дискуссии, когда уже большинство собиралось на кофе-брейк к трибуне вдруг вышел… посол США в России Майкл Макфол. Он, помимо дежурных слов про потенциал развития отношений между двумя странами, вновь порадовался за факт вступления России в ВТО и обещал, что дискриминирующая поправка Джексона-Веника будет-таки отменена американским Конгрессом. По словам Макфола, совместная работа США и России довольно успешна в рамках Большой Двадцатки. Впрочем, в конце речи Макфол заметил, что приехал он на Гайдаровский форум не столько как посол, сколько из личного уважения к Егору Гайдару, которого считал своим другом, и как профессор Стэнфорда, «послушать умных людей».
ЭТИ СБЕРЕЖЕНИЯ БЫЛИ БЫ ОЧЕНЬ ДЛИННЫМИ ДЕНЬГАМИ
В начале второй части дискуссии выступивший Олег Вьюгин - председатель совета директоров МДМ-Банка (бывший шеф ФСФР), предложил решить проблему нехватки источников финансирования модернизации направлением рентных доходов (читай – доходов от продажи нефти - ред.) на решение долгосрочной проблемы, болезненного перехода пенсионной системы на накопительную основу. Мягкий переход без увеличения налогов позволил бы не потерять деньги, а сохранить, и в дальнейшем служить огромным источником инвестиций.
«Эти сбережения были бы очень длинными деньгами, которые менее подвержены инфляционному воздействию», - заметил Вьюгин.
Вторым главным моментом в докладе банкира стало заявление о том, что в России еще с 1990-х годов – «договорная экономика». Отсюда высокий уровень трансакциозных издержек для бизнеса. Вместо надежных институтов прав собственности и законов – договоренность между субъектами, в том числе договоренности коррупционного характера, имеющие большее значение. «Договорная экономика плоха там, что в ней трудно бороться с коррупцией», - подтвердил Вьюгин очевидную истину. При этом, как ни странно на первый взгляд, договорной подход выгоден для исполнительной власти – но лишь поначалу – в дальнейшем он все равно оказывается губительным.
ОБЫЧНО ДЕНЬГИ ГРАЖДАН ИДУТ «В ИЗВЕСТНО ЧЕЙ КАРМАН»
Известный экономист Сергей Алексашенко - директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики, также предложил свои ключевые шаги для решения основных макроэкономических задач.
Во-первых, заявил он, здорово, что Россия в 2011 году фактически отказалась от индексации регулируемых цен на товары естественных монополий. Так как до сих пор никакого контроля за издержками этих самых монополий нет, обычно деньги граждан идут «в известно чей карман».
Во-вторых, Алексашенко приветствовал идею плавающего курса рубля и согласился в этом с Улюкаевым.
В-третьих, заметил экономист, можно также приветствовать нынешнюю зависимость банков от ставки рефинансирования. Раньше банки вообще не обращали на нее внимания, поскольку не так часто, как хотелось бы ЦБ, занимали у него деньги. «Через 20 лет Россия, наконец, подошла к тому, что эта ставка начала играть важнейшую роль в регулировании финансового рынка!», - вздохнул Алексашенко. Впрочем, съязвил он, если цена на нефть вырастет, «все опять сломается» - вследствие притока избыточной наличности.
Алексашенко также высказал парадоксальную мысль – наибольшие потери в 2008 - 2009 годах были нанесены в финансовом секторе. Как и в США, по мнению экономиста, в России также полностью отсутствует банковский контроль со стороны ЦБ. Если же ЦБ не наладит надзор, то в следующий кризис, который рано или поздно будет, налогоплательщики вновь оплатят банковские ошибки из собственного кармана. Сергей Синельников-Мурылев заметил со своей стороны, что для банковского надзора необходимо сократить число банков. А для этого придется увеличить уставный капитал. Алексашенко скептично заявил, что оспаривать тезис не будет, однако в кризис 2008 года больше всех пострадали именно банки с большим уставным капиталом.
Алексашенко не согласился с Улюкаевым в том, что можно надеется на позитивную динамику внутреннего спроса. Тем более на то, что это послужит драйвером роста. «Я не знаю ни одной страны, которая росла бы за счет внутреннего спроса. А уже если мы хотим хотя бы роста в 5 - 6 процентов, то без внешнего спроса не обойтись! Причем я имею в виду не только и не столько спрос на сырье, разумеется, а спрос на готовую продукцию», - сказал экономист.
Алексашенко с сожалением заметил, что отток капитала во многом объясняется усталостью иностранных инвесторов, вызванной трудностью ведения бизнеса в РФ. Если страна этого не поймет, то никакой модернизации не будет. По мнению экономиста также «бессмысленное наращивание военных расходов наносит лишь вред стране». Он предложил эти военные расходы перевести на расходы на инфраструктуру. Наконец, Алексашенко разругал деятельность Госстата, в цифрах и системе работы которого разобраться совершенно невозможно. Что странно, так как это все равно что пилотировать самолет по нарисованным хаотическим показаниям приборов – рано или поздно катастрофа неминуема. И предложил вывести Госстат из-под государственного управления.
ДА, ЕСТЬ РИСК, ЧТО РАСХОДЫ НА ОБОРОНКУ МОГУТ
ОКАЗАТЬСЯ СЛИШКОМ ВЫСОКИМИ, НО…
Главным событием второго дня Гайдаровского форума фактически стало противостояние Кудрина и Аркадия Дворковича - помощника президента РФ. Дворкович начал с цифр по среднему классу: его число увеличилось до 30% (цифра, мягко говоря, сомнительная - авт.). Соответственно изменилась и структура потребления, а в политике на стремления среднего класса до сих пор внимания не обращали, повинился Дворкович, фактически повторив тезис премьера РФ Владимира Путина, который «обнаружил» средний класс и его чаяния только после событий на Болотной площади.
Кроме того, по словам Дворковича, увеличение зарплаты в России, произошедшее за последние 10 лет, увы, не сопровождалось «соответствующим усилением институтов». Несмотря на то, что в стране появился новый класс предпринимателей, в министерствах при разработке законов по-прежнему рассчитывают на негативную реакцию – что бизнесмены будут уходить от налогов, к примеру. По мнению Дворковича, «предприниматели уже не такие». Далее Дворкович раскритиковал работу минфина, который курировал его сосед по президиуму на форуме Кудрин.
«К сожалению, в минфине до сих пор настроены скорее на ограничительные, а не на стимулирующие экономику меры», - заявил Дворкович.
Не согласился Дворкович и с критикой, звучавшей на форуме из уст каждого второго выступающего, – по поводу увеличения расходов на оборонку: «Да, у нас есть риски, что расходы на оборонку могут оказаться слишком высокими, но мы должны иметь сильную армию! Непрофессиональная армия окажется нам дороже, если мы сегодня же не проинвестируем перевод армии на контрактую основу (Кудрин, к слову, считает, что армии не нужно столько же профессионалов-контрактников, сколько сегодня в ней 18-летних юнцов - ред.). К тому же я не знаю крупной страны, где модернизация и инновации были бы без гособоронзаказа. Да Калифорния выросла благодаря ему!» - возмущался Дворкович. По его словам, оборонзаказ может стать драйвером экономического роста.
Дворкович заметил, что, несмотря на то, что с Кудриным они сидят за столом рядом, между ними концептуальная пропасть, и он не считает, что стране можно выиграть, пользуясь «мейнстримовыми налоговыми системами» |
СВОИМИ РУКАМИ ВЛИЯТЬ НА ПРОЦЕСС
Прокомментировал Дворкович и развернувшуюся на форуме и в кулуарах власти дискуссию по магистральному пути будущей российской экономики. Напомним, одни предлагают путь реиндустриализации, другие – путь постиндустриальной экономики. По словам Дворковича, в случае выбора первого пути – необходимо будет создавать хорошие условия главным образом для крупных компаний, по возможности сохранять в экономике госсобственность (чтобы «своими руками влиять на процесс»). При реиндустриализации не так важно будет, какие будут налоги, – раз упор будет делаться на крупный бизнес (прощай, малый и средний? – ред.) и совершенно необязательна открытость власти. Зато будут чрезвычайно важны цены на энергоносители.
Надо сказать, что Дворкович по большому счету нарисовал тот путь, по которому Россия явно идет уже по крайней мере лет пять. И за который Владимира Путина не критикует только ленивый.
Зато существует второй путь – постиндустриальный. Приоритеты его: свободная конкуренция, малый и средний бизнес, более жесткая борьба с коррупцией (надо ли из этого делать вывод, что в первом случае с ней и вовсе можно не бороться? – ред.), сохранение низкой инфляции, улучшение качества судебной системы и др. Разумеется, в реальности эти два типа, скорее всего, будут сочетаться, напомнил Дворкович.
ВТОРАЯ ВОЛНА КРИЗИСА НАЧАЛАСЬ
Последним выступал Алексей Кудрин, уже после увольнения с поста министра финансов ставший, как ни странно, одним из главных ньюсмейкеров страны. Он публично отказался работать в будущем правительстве Дмитрия Медведева. Он вышел на Болотную площадь и предложил свои услуги переговорщика между недовольными и властью. Он фактически единственный сегодня явный «человек Владимира Путина», которого приветствует хотя бы какая-то часть оппозиции.
На форуме Кудрин явно был в ударе, следить за словами ему больше было не надо, поэтому он рискнул даже пару раз покритиковать нынешнее правительство. Но для начала Кудрин заметил, что не считает, - вторая волна кризиса началась. При этом ситуация, как ни парадоксально, сложнее, чем в 2008 году. Хотя бы потому, что мы уже задумываемся, выживет ли евро (речь об этом три года назад даже не шла). Поэтому рецессия в Европе все же будет, и долговой кризис усугубится. Причем сильнее кризис ударит по странам Восточной Европы, которые сегодня почти остались без финансирования и кредитования западноевропейских банков. Кудрин язвительно прошелся и по своим коллегам в Европе, которые задумались об организации своих рейтинговых агентств: «Почему-то, когда пару лет назад в отношении нашей страны эти агентства ставили низкие оценки, никто из них не возмущался. А как только оценивать критично стали их, так сразу появилось возмущение!».
Говоря о России, Кудрин заметил, что если в стране и есть хотя бы трехлетний сбалансированный бюджет (пусть по высокой цене на нефть и с постоянно увеличивающимися расходами), то за рамками трех лет стройной стратегии уже не существует. А «Стратегия 2020», о которой много говорили на форуме (не удивительно, если каждый второй докладчик – член рабочей группы, ее разрабатывающий, - ред.), и которую будущее правительство, возможно, возьмет на вооружение, прописывает пока лишь основные сценарии, а старая стратегия ресурсами не обеспечена.
Кудрин обратил внимание на то, что, хотя бюджет-2011 и оказался бездефицитным, однако этому, увы, есть свое объяснения, и «вины» правительства в этом нет. Дело в том, что бюджет в декабре 2010 года утверждался на основе цен на нефть в $75, а за год она выросла до 109! Иными словами, заявил он, цена на нефть «подарила» стране целых 6% ВВП.
Новый посол США в РФ Майкл Макфол уверен, что поправка Джексона-Вэника, влияющая на отношения США и РФ, будет отменена |
«ТЕМА ОБОРОНКИ ЗЛОБОДНЕВНАЯ, МНЕ ОНА СТОИЛА КРЕСЛА»
Кудрин также затронул больную проблему РФ – демографическую. С 2008 года число занятых ежегодно сокращается на 300-400 тыс. в год. Из-за все увеличивающегося числа пенсионеров государство будет терять в этом году 1 трлн. рублей, в 2014 уже 1,3. При этом «пенсионный» дефицит правительство погашает за счет решения других задач. Поэтому России придется иметь дело с миграционной рабочей силой. Что же касается самой пенсионной системы, то Алексей Кудрин предложил известные шаги. Во-первых, увеличение пенсионного возраста. При этом, с сожалением отметил он, этот шаг, сделанный даже сегодня, даст эффект в 1-2% ВВП лишь через 5-10 лет.
О том, где найти деньги на несчастные 4% ВВП на инфраструктуру, образование и здравоохранение, у Кудрина также есть свои идеи. Во-первых, он предложил на 2,8% сократить так называемые субсидии экономике – это ФЦП, софинансирование реального сектора, в том числе, дотации неэффективному производству. «Уменьшение государственного патернализма позволит найти нужные деньги на более нужные проекты» (оборонку он таковым не считает, - ред.), - заявил Кудрин. Далее бывший министр сделал «чистосердечное признание» о том, чего стоили реформы, когда он занимал высокий пост:
«Тема оборонки злободневная, конечно, мне она стоила кресла, - грустно пошутил Кудрин, - Но я хотел бы сказать о цене реформ в отдельных отраслях. У нас в госсекторе, например, есть зоны неприкасаемые. Мы и хотели бы там навести порядок, но трогать их было нельзя – это были «зоны нереформирования».
Кудрин заметил, что увеличение расходов на оборонку – на 3% за три года, и еще на 1% в этом году – пойдет лишь на увеличение денежного довольствия и закупку техники. И там пока «не сидит стоимость перевода армии на две трети контрактников». Но и нынешняя программа в целом невыполнима. Хотя бы потому, что в отрасли военпрома не велись рыночные реформы и «никто из предыдущих вице-премьеров, тем более нынешний (Рогозин – ред.) не знают, что там нужно делать». Иными словами, неэффективные производства просто не справятся с госзаказами. А военный паритет с США России тем более не нужен, по словам Кудрина, что в американских статьях военных расходов сидят целых 150 млрд. на чисто военные акции в локальных конфликтах – зачем это России?
По словам Кудрина, увеличением налогов минфин стимулировал эффективные компании, а неэффективные уходили с рынка или пытались стать эффективными. Иными словами, Кудрин поступал с компаниями как со щенками – бросить их в середину озера – выплывут, не выплывут... |
ДРУГИЕ СТРАНЫ КАК-ТО БЕЗ НЕФТИ ПРОВОДИЛИ СВОЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ
Вступился бывший министр финансов и за ВТО. По его словам, на следующие 7 лет Россия своим вступлением в эту организацию выстроила траекторию протекционизма, структуры защиты, стандартов. Так или иначе, вступление в ВТО заставит РФ «делать структурные реформы». ВТО необходимо и для иностранных инвесторов, которые вряд ли захотят инвестировать в РФ, «если «Сделано в России» не продается на экспорт».
В заключение Кудрин заметил, что другие страны как-то без нефти проводили свою модернизацию. Да и сам процесс инвестирования через продажу сырья на экспорт, мягко говоря, не самый эффективный, по его словам. Деньги экономика получала лишь после того, как нефтегазовые компании покупали активы в других отраслях и увеличивали зарплаты своим работникам. Более эффективный канал поступления инвестиций – через финансовые институты. Здесь Кудрин согласился с Алексашенко по поводу необходимости влияния ставки рефинансирования на банковскую деятельность.
Наконец, Кудрин не согласился с Дворковичем по поводу консервативной политики минфина. По его словам, современные налоговые концепции, принятые во всем мире и являющиеся мейнстримом, предполагают «нейтральность». Налоги должны быть одинаковыми, а уже бизнес сам будет добиваться эффективности. Увеличением налогов, таким образом, минфин все эти годы… стимулировал эффективные компании! Неэффективные просто умирали. Уходили с рынков. Или же пытались стать эффективными. Иными словами, Кудрин поступал как классический герой со щенками – бросая их в середину озера – и уча их плавать.
Аркадий Дворкович поинтересовался, не отменить ли «коррупционный налог – НДС»? На что Кудрин сразу же ответил: «Чтобы перевести потери от отмены НДС на налог с продаж, последний придется увеличить до 70 процентов».
«Не придется увеличить, - отрубил Дворкович. - Но это, конечно, не место для споров».
«Вы слышали, - язвительно обратился Кудрин в зал, - это не место для споров!»
Дворкович заметил, что, несмотря на то, что сидят они за столом рядом, между ними концептуальная пропасть, и он не считает, что стране можно выиграть, пользуясь «мейнстримовыми налоговыми системами».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.