Правительство республики озадачено показателями казанских федеральных вузов в конкурсе на участие в новом образовательном мегапроекте «Приоритет-2030». Из 7 подававших заявки заведений базовую часть гранта, 100 млн рублей, получат четыре, во второй тур с «призом» в миллиард пробился только КФУ, а в раздел «Исследовательское лидерство», который называют высшей лигой программы, не попал вообще никто. В том, что такое «Приоритет-2030» и почему ситуация с ним несколько нервирует власти РТ, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Кандидаты должны были соответствовать трем условиям: не менее 4 тыс. очников, бюджет — не ниже 1 млрд рублей, более 5% дохода формируется от НИОКР
Что проверят в татарстанских университетах
РТ проведет аудит местных вузов, сообщил источник «БИЗНЕС Online» в высшем образовании республики. По его словам, соответствующее решение приняли в октябре, после совещания у президента РТ Рустама Минниханова, где обсуждали судьбу заявок 7 татарстанских вузов на участие в программе «Приоритет-2030». Она позиционируется как самый масштабный проект по господдержке университетов — наследник завершившейся в 2020 году программы «5-100», в соответствии с которой пять российских университетов должны были попасть в топ-100 в мире (в итоге ни один не вошел). У «Приоритета-2030» более размытые акценты — сформировать сотню прогрессивных вузов как центров научно-технического и социально-экономического развития страны. Если проще, то цель — увеличение вклада вузов в развитие регионов и производство наукоемкой продукции.
О старте программы объявили 24 июня. Кандидаты должны были соответствовать трем условиям: не менее 4 тыс. очников; бюджет — не ниже 1 млрд рублей, более 5% дохода формируется от НИОКР. На конкурс поступила 191 заявка. Победителей определили 10 сентября, после того как каждый претендент защитил перед госкомиссией свою программу развития до 2030-го.
Победило 106 университетов — каждый год они будут получать базовую часть гранта, 100 млн рублей. 46 учебных заведений посчитали достойными специальной части гранта. Сами же вузы делятся на два трека: «Исследовательское лидерство» (18 учебных заведений) и «Территориальное и отраслевое лидерство» (28). Внутри них вузы разделены на три группы по объему финансирования: первые будут получать по 994 млн рублей в год, вторые — по 426 млн, третьи — по 142 миллиона.
Татарстан представляли КФУ, КНИТУ, КНИТУ-КАИ, КГЭУ, КГМУ, Казанская государственная консерватория (КГК) и Казанский государственный институт культуры (КГИК). Как уверяет источник, на мероприятии у Минниханова представителям учебных заведений дали понять, что от них ожидали большего. По словам нашего собеседника, среди прочего говорили о том, что высшая школа соседей — Нижегородской области и Башкортостана — предстала на конкурсе в более выигрышном свете. Подняли и вопрос о реализуемости заявленных татарстанскими вузами тем. В общем, если по числу крупных вузов республика выглядит убедительно, то их научный потенциал и обоснованность притязаний на роль драйверов региональной экономики под вопросом.
Татарстан представляли КФУ, КНИТУ, КНИТУ-КАИ, КГЭУ, КГМУ, Казанская государственная консерватория (КГК) и Казанский государственный институт культуры (КГИК)
По нашей информации, аудит не затронет финансовых дел учебных заведений — проведут исследование их потенциала в области науки и связей с реальным сектором экономики. Шерстить местную «вышку» будет крупная московская компания в сфере стратегических исследований. Работа начнется в середине ноября. С вузов, министерств и предприятий собирают данные для анализа. «Все очень сильно занервничали, — утверждает наш источник. — В вузах срочно начали сбор информации о том, какие проекты реально делаются и осуществимы. Думаю, все очень просто: ни в коем случае не хочу сказать, что все сплошная профанация, но по многим темам сначала заявились и только потом стали думать, что будут делать. В целом это логично — нас давно приучили все подобные программы воспринимать так: „О, бабло дают! Надо включаться“. Учитывая подчеркнуто региональную направленность программы, президента такой подход, конечно, не устраивает… Говорят, деньги в вузы уже пошли, так что вопрос „Чем отчитываться?“ актуален как никогда».
Каковы успехи татарстанских вузов в «Приоритете-2030»?
Базовую часть гранта получили КФУ, КНИТУ, КНИТУ-КАИ, КГЭУ. Первые два прошли во второй тур, но в итоге достойным спецчасти гранта посчитали только КФУ (первая группа трека «Территориальное и отраслевое лидерство»). Впрочем, у остальных 6 вузов еще есть шансы на улучшение своего положения: 106 и 46 — это еще не окончательное число участников. Во-первых, возможно расширение списка. Во-вторых, весьма вероятна ротация: университеты, чью динамику развития сочтут недостаточной, будут исключать, а то и требовать назад гранты.
КНИТУ предпримет еще одну попытку пробиться к спецгранту в 2022 году. «Несмотря на то что мы не вошли в число победителей по треку „Территориальное и отраслевое лидерство“, КНИТУ намерен выполнить показатели не только по основной, но и по специальной части программы, — рассказал „БИЗНЕС Online“ врио ректора Юрий Казаков. — Сделаем все от нас зависящее, чтобы победить в конкурсе следующего года...» Схожие настроения у КГЭУ. «Через два года мы хотим заявиться на спецчасть, на „Территориальное и отраслевое лидерство“», — сообщил «БИЗНЕС Online» ректор Эдвард Абдуллазянов. В КНИТУ-КАИ на запрос нашей газеты пока не ответили. Не стали комментировать судьбу своей заявки и в КГК, но отметим, что она соперничала с такими грандами, как Российская академия музыки им. Гнесиных и Петербургская консерватория. Добавим, что притязания творческих вузов (а их в итоговом списке пять) вследствие специфики сферы оценивала специальная комиссия… В КГИКе «БИЗНЕС Online» рассказали, что готовят «усиленную» заявку на следующий год.
Юрий Казаков: «Сделаем все от нас зависящее, чтобы победить в конкурсе следующего года»
Интересно положение КГМУ. Медуниверситет получил статус кандидата, как и еще 14 вузов, считающихся перспективными, но не подошедших по одному из трех главных показателей. Подтянуться до норматива этим заведениям помогут материнские регионы. Как рассказала «БИЗНЕС Online» первый проректор Лайсан Мухарямова, КГМУ хромает по НИОКР, но это специфика всех медвузов. Университет рассчитывает поправить данный показатель за год. Татарстан поддержит вуз грантом в 100 млн рублей. Как только республика выделит деньги, еще 50 млн добавят федералы.
Из крупных татарстанских вузов на «Приоритет-2030» не заявился только КГАСУ. Как объяснил «БИЗНЕС Online» ректор Рашит Низамов, университет немного недотягивает по бюджетному показателю, но обязательно доберет недостающую до 1 млрд сумму и подаст заявку в 2022 году. При этом КГАСУ уже участвует в программе опосредованно — в составе созданного по инициативе министра строительства и ЖКХ России Ирека Файзуллина консорциума строительных вузов. Головным выступает Московский государственный строительный университет. Казань отвечает за тему оснований и фундаментов и, вероятно, получит какую-то часть 100-миллионного гранта МГСУ.
Из крупных татарстанских вузов на «Приоритет-2030» не заявился только КГАСУ. Как объяснил «БИЗНЕС Online» ректор Рашит Низамов, университет немного недотягивает по бюджетному показателю, но обязательно доберет недостающую до 1 млрд сумму и подаст заявку в 2022 году
В целом форма консорциума с другими вузами, научными учреждениями и предприятиями видится идеологами «Приоритета-2030» оптимальной для достижения цели программы — смычки науки и практики. Татарстанские вузы уже создают консорциумы. Например, КФУ выступает «головником» в 14 таких объединениях: партнеры — «Ростех», «Роснано», РАН, вузы Японии, казанские сельскохозяйственный госуниверситет и ветеринарная академия и др. «Если в предыдущих образовательных проектах речь шла о приоритетах, то сейчас минпромторг России говорит: „Нам это неинтересно — слишком расплывчато. Должны быть стратегические проекты с конкретным временным интервалом и конкретными результатами“, — рассказал „БИЗНЕС Online“ проректор КФУ по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин. — И мы берем на себя большие репутационные и иные риски, чтобы уже с 2024 года давать рынку работоспособные решения».
За 10 лет программы вузы рассчитывают серьезно изменить свое материальное положение. Так, КНИТУ намерен увеличить долю доходов от коммерческой образовательной деятельности в 1,5 раза, доход от НИОКР — в 2,5 раза
Должен ли университет зарабатывать деньги?
За 10 лет программы вузы рассчитывают серьезно изменить свое материальное положение. Так, КНИТУ намерен увеличить долю доходов от коммерческой образовательной деятельности в 1,5 раза, доход от НИОКРа — в 2,5 раза. В итоге бюджет вуза должен увеличиться с нынешних 4 млрд до 6,8 млрд рублей. КФУ хочет нарастить бюджет с 12 млрд до 21 млрд рублей, при этом доход от образовательной деятельности повысится в 2 раза, а от результатов инновационной — в 6.
Источник «БИЗНЕС Online» в одном из казанских вузов с изрядной тревогой указывает на такого рода расчеты: «Еще недавно среди главных целевых показателей были публикации, цитируемость, диссертанты и так далее, а сейчас все это объявляется „дополнительными результатами“, главное же — вузы должны приносить деньги. Это основной критерий, по которому будут оставлять в программе. До нас мысль о коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности конкретно довели».
На этот же момент как весьма пугающий обратил внимание «БИЗНЕС Online» доцент Башкирского государственного университета, публицист в области проблем образования Рустем Вахитов: «По сути, нам говорят: „Вы развивайте науку, зарабатывайте на ней деньги, а от нас их не ждите“. Но, во-первых, это ведь государственные вузы. Во-вторых, да, это хорошо, когда учебное заведение себя как-то обеспечивает, но совершенно очевидно, что только научной деятельностью это сделать невозможно, во всяком случае для большинства университетов… И если физики, химики, биологи могут получать деньги от своих разработок, то как это делать философскому факультету? Во всем мире гуманитарные науки поддерживает государство. В США каждые 10–15 лет делают обновленные переводы Аристотеля и Платона. Неужели это рыночно окупается? Нет, конечно. Это серьезные гранты государства или благотворителей. В Казани прекрасная, на всю страну известная школа античников. Но как эти ученые могут заработать на своих научных изысканиях?
Исследовательский университет никогда не мыслился как заведение, которое зарабатывает деньги. Он создавался не ради бизнеса, а ради просвещения. А нам пытаются доказать обратное. Зарабатывать надо на другом. Университет занимается наукой, просвещением, пробуждением умов. Вот армии же никто не говорит: „Раз войны нет, вы, ребята, идите, заработайте — повоюйте за другое государство, а потом вернетесь“. Есть институции, которые не могут быть на самообеспечении. Они нужны для осуществления очень важных государственных и общественных функций. Исследования могут приносить деньги, но это не может быть источником финансирования системы высшего образования. То же самое и на Западе, где множество государственных вузов, а частные фактически финансируются государством (через госпрограммы, гранты и так далее)».
Марат Сафиуллин: «Основной фактор не коммерциализация, а востребованность. Просто, кроме денег, нет другой возможности оценить ее. Критерием успеха будут заказы региона, его предприятий»
Сафиуллин утверждает, что о тотальной «монетизации» речи не идет. «Основной фактор не коммерциализация, а востребованность, — говорит он. — Просто, кроме денег, нет другой возможности оценить ее. Критерием успеха будут заказы региона, его предприятий. И речь не только о фундаментальных разработках, но и о конечных изделиях для рынка. Более того, хотим запустить широкую внутриреспубликанскую кооперацию. Именно поэтому нас так и поддержали».
Проректор имеет в виду то, что Татарстан добавляет КФУ 40% от федерального финансирования. Учитывая базовую (100 млн рублей) и специальную (994 млн) часть гранта, это примерно 400 млн в год, а в итоге — 4 млрд за 10 лет. «Комиссия была поражена, — рассказывает Сафиуллин. — Первый вопрос, который нам задали: „Это действительно так?“ Больше ни у каких вузов такого нет, максимум — 25 процентов».
Но какими силами собираются увеличивать объем НИОКР? Профессорско-преподавательский состав жалуется, что при нынешней бюрократии и педагогической загрузке на науку не остается ни времени, ни сил. Сафиуллин согласен, что это давно большая проблема, которую только усугубило участие в «5-100»: потребовалось собирать с сотрудников много дополнительных данных. «И хороших новостей в этом плане нет, — разочаровывает проректор. — Если раньше достижения вузов мониторили по 10 ключевым показателям, то теперь будут по 38. То есть мы должны кратно увеличить сбор данных с преподавателей. Это повысит их нагрузку. Сейчас думаем, как снизить ее за счет электронных ресурсов».
Татарстан добавляет КФУ 40% от федерального финансирования. Учитывая базовую (100 млн рублей) и специальную (994 млн) часть гранта, это примерно 400 млн в год, а в итоге — 4 млрд за 10 лет
Также решить проблему предполагается при помощи найма высококвалифицированных научно-преподавательских кадров на стороне. Студентов сколько было, столько и останется, а численность ППС планируется увеличить на 30% (а иностранных сотрудников — утроить, до 300 человек). «Надеемся, после привлечения новых кадров нагрузка на преподавателей снизится и они смогут больше заниматься творчеством, исследованиями», — говорит Сафиуллин. Заманивать спецов будут также интересными проектами и длинным рублем — на повышение зарплат (примерно на 15%) планируется пустить минимум половину федеральных денег.
Укрупнение вузов продолжится?
Казалось бы, все гладко. Но источник «БИЗНЕС Online» утверждает, что республика проявляет обеспокоенность неспроста, поскольку отбор на «Приоритет-2030» стал еще и своего рода соревнованием, у кого из регионов длиннее руки. «Считаю, что казанские вузы совсем неплохо работают на республику и представили хорошие проекты, но другие регионы сделали проекты вообще заоблачные, ну и получили финансирование, — говорит он. — Но радоваться ли им? За эти 100 миллионов (не такие уж и большие деньги) надо будет выворачиваться наизнанку и уже через год дать положительный результат. Это и так-то нереально, а многие наобещали просто космические дали. И ведь прошли. Почему? Просто за них регионы очень сильно стояли, некоторые губернаторы и на защиту ездили».
И на этом фоне два национальных исследовательских университета Казани не стали получателями специальной части гранта, а КНИТУ-КАИ под руководством нового и. о. ректора Тимура Алибаева и вовсе не был допущен ко второму этапу отбора. В треке «Исследовательское лидерство», который называют высшей лигой «Приоритета-2030», Татарстан не представлен вообще, в то время как, например, Нижний Новгород или Уфа — более чем. Нижегородские и башкортостанские вузы были в полном составе (три из трех) допущены к участию во втором этапе конкурса и все получили специальный грант.
Сафиуллин отчасти признает справедливость постановки вопроса о «высшей лиге»: «Какой трек главнее? Мы тоже очень переживали, хотя финансирование участников обоих треков одинаковое. Но даже по происхождению КФУ всегда имел определенную специализацию — развития территории. Наш главный вопрос сегодня: как при помощи университета поднять конкурентоспособность территории? То есть по смыслу можно сказать, что будем решать только местные задачи — готовить учителей, врачей, помогать предприятиям. Это не совсем так — мы не отказываемся от исследовательских амбиций… И почему нам сложно конкурировать с исследовательскими учебными заведениями типа МВТУ, МФТИ, МИФИ? Это относительно небольшие вузы с издавна отличным оснащением и традиционно солидным отраслевым заказом. Да, в перечне есть и Уральский федеральный университет, но посмотрите, как он формировался: в него преимущественно вошли вузы научного профиля, а у КФУ 70 процентов — гуманитарные и общественные науки. Претендовать на лидерство в этой области за всю постсоветскую историю удалось только ВШЭ».
Группа 1
Казанский (Приволжский) федеральный университет;
Кубанский государственный аграрный университет им. Трубилина;
Московский авиационный институт;
Приволжский исследовательский медицинский университет;
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ;
Российский университет транспорта;
Самарский государственный медицинский университет;
Тюменский государственный университет.
Группа 2
Балтийский федеральный университет им. Канта;
Башкирский государственный медицинский университет;
Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
Дальневосточный федеральный университет;
Крымский федеральный университет им. Вернадского;
Московский государственный институт международных отношений;
Новосибирский государственный технический университет;
Российский химико-технологический университет им. Менделеева;
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. Ульянова (Ленина);
Севастопольский государственный университет;
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Группа 3
Башкирский государственный университет;
Иркутский национальный исследовательский технический университет;
Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева;
Омский государственный технический университет;
Сибирский государственный медицинский университет;
Сибирский федеральный университет;
Ставропольский государственный аграрный университет;
Уфимский государственный нефтяной технический университет.
В целом наш источник в образовании далек от оптимизма и полагает «Приоритет-2030» столь же провальной затеей, как «5-100». «Надо трезво смотреть на вещи — почти ничего не реализовано», — говорит он о предыдущей образовательной задумке властей РФ. Того же мнения придерживается Вахитов: «Вообще-то это пугает. „Приоритет-2030“ надстраивается над программой „5-100“, а она провалилась, поскольку ни в какие серьезные рейтинги мы не попали. Куда ушли огромные деньги? Почему не провели работу над ошибками? Вместо этого сделали вид, что ничего не произошло».
Сафиуллин не согласен с такой оценкой: «Несмотря на критику результата „5-100“, его без преувеличения можно назвать выдающимся. Нигде в мире за такие деньги не было достигнуто подобного продвижения в рейтингах. КФУ — один из самых больших российских университетов с одним из наиболее солидных бюджетов. Но если перевести эти 12 миллиардов в доллары, то получится чуть свыше 180 миллионов, а в мировом топ-100 даже предметных рейтингов нет вузов с бюджетом менее 700 миллионов долларов. То есть мы конкурируем с университетами с бюджетами в 3 раза большими. Если бы нам дали такие же деньги, как вузам даже из хвоста топ-100, мы бы и в топ институциональных рейтингов вошли. Это несложно. Почему китайские вузы так резко поднялись в топах? Дело в количестве преподавателей-светил. Будут деньги — они появятся в Казани».
«КФУ — один из самых больших российских университетов с одним из наиболее солидных бюджетов. Но если перевести эти 12 миллиардов в доллары, получится чуть свыше 180 миллионов, а в мировом топ-100 даже предметных рейтингов нет вузов с бюджетом менее 700 миллионов долларов»
И, наконец, наш источник подчеркнул такой момент «Приоритета-2030»: «Настораживает гигантомания. Вот требование по определенному количеству студентов. Если их недостаточно, а вуз хочет участвовать в „Приоритете-2030“, требуется слияние заведений. Такое ощущение, что программа заточена под укрупнение вузов в регионах. Укрупнение — это вообще идея фикс наших управленцев. Кажется, что их учат по методичкам, где написано: „Чтобы эффективно управлять, нужно укрупнять“. И они все укрупняют: регион под руку попался — его, отрасль — нет никаких сомнений, вуз — почему нет? Выросла новая генерация управленцев, которая заточена на укрупнение всего и вся… Не вижу смысла в этой вузовской гигантомании. Эффективным может быть и малое учебное заведение… Увы, механизм укрупнения заложен в данную программу, конечно, неслучайно».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 439
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.