Сегодня во всем мире День холостяка отмечается первыми сезонными распродажами, но в России ряд маркетплейсов пошел по читерскому пути, запустив скидочные акции под вывеской «черная пятница» раньше срока. Ретейлеры готовятся к ажиотажному спросу, в разы большему, чем раньше, — все сэкономленные в пандемию деньги покупатели бросят на алтарь онлайн-шопинга. Залечивать нанесенные локдауном душевные раны будут самоотверженно, и по окончании сезона распродаж спада интереса к покупкам не ожидается. Не повезло только офлайн-магазинам, и без того ежегодно теряющим 20% от трафика. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня во всем мире День холостяка отмечается первыми сезонными распродажами, но в России ряд маркетплейсов пошел по читерскому пути, запустив скидочные акции под вывеской «черная пятница» раньше срока
«Весь год каждый отдел работал, чтобы случилось 11.11»
«К распродаже 11 ноября мы начали готовиться с прошлого года, сразу после окончания предыдущей — это ежегодный праздник. Мы понимали, что у нас был недостаточно большой ассортимент и расширяли его, ориентируясь на самые популярные товары и поисковые запросы покупателей на нашем сайте. Весь год компания привлекала новых продавцов: их число выросло более чем в 3 раза, количество единиц товара — также втрое. Появились более крупные селлеры, которые привозят больше товаров», — рассказала «БИЗНЕС Online» Янэт Бадилье, коммерческий директор KazanExpress. По ее словам, в акции 11.11 участвует практически половина товаров площадки, скидки варьируются от 5 до 80% в зависимости от категории.
«50 процентов акционных позиций — довольно много, обычно эта цифра — в районе 10 процентов, — фиксирует наша собеседница. — Во время акции мы рассчитываем на 120 тысяч заказов, это в 2 раза больше, чем было в первых числах ноября. Весь год каждый отдел KazanExpress работал на то, чтобы случилось 11.11». Бадилье отмечает, что скидка в акции устанавливается от стоимости товара на момент вступления в подборку. Таким образом срабатывает «защита от псевдоскидок» — исключена ситуация, когда перед распродажей продавец повышает цену и на нее уже делается дисконт.
Большие надежды на Татарстан возлагают как федеральные, так и мировые игроки. В пресс-службе Ozon рассказали, что оборот от продаж на площадке в республике в дни акции «11.11» в 2020-м вырос в 2,4 раза год к году, а количество заказов — в 2,2 раза
Большие надежды на Татарстан возлагают как федеральные, так и мировые игроки. В пресс-службе Ozon рассказали, что оборот от продаж на площадке в республике в дни акции «11.11» в 2020-м вырос в 2,4 раза год к году, а количество заказов — в 2,2 раза (наибольшей популярностью пользовались товары для красоты и здоровья, продукты питания, товары для мам и детей). Но полной корреляции с прошлым годом этот маркетплейс не ожидает: в 2020-м период распродаж на Ozon начался заранее — после длинного периода pre-sale в октябре сама акция «11.11» длилась 7 дней. А в этот раз «11.11» длится ровно три дня, с 11 по 13 ноября, но продавцы рассчитывают, что такой сжатый период акции позволит покупателям максимально сосредоточится на распродаже и тщательно спланировать покупки.
«Во время больших промоакций цены зачастую снижаются до минимально возможных. Это дает хороший триггер к совершению покупок, многие из которых пользователи планируют заранее, — пояснили в пресс-службе. — В этом году пользователям из Татарстана доступен еще более широкий ассортимент — порядка 12 миллионов акционных товаров. Скидки на некоторые из них могут достигать 90 процентов от первоначальной стоимости. Многие из акционных товаров представлены региональными продавцами — так, в акции „11.11“ участвуют более 1 тысячи продавцов из Татарстана».
«Яндекс.Маркет» тоже прогнозирует пиковые нагрузки: в прошлом году во время распродаж с 5 по 27 ноября число заказов увеличилось на «Маркете» в 2,8 раза по сравнению с акциями 2019-го. «В период прошлогодних ноябрьских распродаж этот показатель сильнее всего вырос 11 ноября — на дополнительной распродаже к „черной пятнице“. В Татарстане — два сортировочных центра „Маркета“ и около 200 пунктов выдачи заказов, они также готовы к повышенным нагрузкам», — отметили в пресс-службе. Среди обещанных бонусов — скидки (в некоторые дни — до 90%), распродажи дня, промокоды ко Дню холостяка (с 9 по 13 ноября), которые суммируются со скидками, купоны от продавцов, повышенный кешбэк до 20%.
«Яндекс.Маркет» тоже прогнозирует пиковые нагрузки: в прошлом году во время распродаж с 5 по 27 ноября число заказов увеличилось на «Маркете» в 2,8 раза по сравнению с акциями 2019-го
А AliExpress, например, с удовлетворением отмечает, что с 28 октября по 7 ноября порядка 10,5 млн пользователей наполнили свои корзины товарами, при этом Казань — на пятом месте по активности на площадке. В Wildberries разбили распродажу на две части. Первый этап начался 28 октября и уже показал высокую эффективность: был побит исторический рекорд по числу заказов в сутки — рассказали нашему корреспонденту в пресс-службе маркетплейса. Продавцы также демонстрируют высокий интерес. «При подготовке к ноябрьским акциям наша аналитическая служба провела опрос около 5 тысяч предпринимателей в 83 регионах РФ: 89 процентов опрошенных примут участие в распродажах, лишь 3 процента респондентов не планировали, 34 процента рассчитывают увеличить продажи в ходе акций на 30–50 процентов, 20 процентов — на 50–70, 19 процентов — вдвое или более, 7 процентов — на 70–90».
«М.Видео» по китайской традиции объявило трехдневные «кибердни холостяка» до 12 ноября с суперскидками и кешбэком
«Эльдорадо» и «Л'Этуаль» пытаются угнаться за маркетплейсами
Крупные торговые сети стараются не отставать от конкурентов. На сайте «Ситилинка» лицо сети, шоумен и юморист Михаил Галустян, зазывает на распродажу 11.11, которая закончится 14 ноября. Скидку обещают применить только при введении специального промокода, а размер ее будет зависеть от стоимости товаров. Например, при покупке от 1,5 тыс. рублей размер скидки составит 200 рублей, от 5 тыс. — 500 рублей и т. д.
«Эльдорадо» запустило похожие промоакции сразу к двум предстоящим событиям: «черная пятница» и «распродажа 11.11». Первая продлится до 29 ноября, вторая объявлена только на 3 дня, до 12 ноября. Правда, чем они отличаются, понять сложно. Ретейлер не кричит об общих размерах скидок, у каждого товара отдельно указывает старую и новую цены и разницу между ними. «М.Видео» по китайской традиции объявило трехдневные «кибердни холостяка» до 12 ноября с суперскидками и кешбэком. На сайте торговой сети также не объявлено о конкретном размере скидок в этот период. Зато на «черную пятницу» (с 8 по 14 ноября) обещают скинуть цену до 50%. Секрет в том, что в любом случае покупатель узнает «персональную цену» (окончательную) товара, только авторизировавшись на сайте.
В «Золотом яблоке», «Л'Этуаль» и «Рив Гош» акции будут действовать весь ноябрь, покупателям обещают скидки до 80%. Ярче косметических продающими баннерами пестрят сайты интернет-магазинов одежды и обуви, например Lamoda и Shein. «Детский мир», как и в прошлом году, завлекает акциями родителей. До 14 ноября ретейлер объявил скидки на подгузники, детское питание, одежду и игрушки. А вот сайт и предложения «Спортмастера» выглядят скромнее. Всемирный день шопинга там только в мобильном приложении: воспользоваться специальным промокодом, дающим скидку 30%, получится до 14-го числа.
Исключением для сезона распродаж стали казанские автосалоны и застройщики. На сайтах продавцов автомобилей наш корреспондент не заметил объявлений о скидках в сезон высокого шопинга, а девелоперы отстрелялись еще летом при проведении Black Friday Real Estate с 30 июля по 1 августа.
Председатель совета по развитию электронной торговли ТПП РФ Алексей Федоров указывает на то, что население во всем мире стало гораздо меньше денег тратить на развлечения, а интернет-шопинг превратился в «лучшее средство от депрессии»
«Паттерн снимать стресс с помощью покупок останется». ТПП ожидает 10-кратного роста продаж
В этот раз ряд ретейлеров объявил главные распродажи раньше традиционных сроков — еще в октябре, до начала карантина, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» президент АКИТ Артем Соколов. «И это, пожалуй, главное отличие акции от 2020 года, — заметил он. — Перенос сроков позволяет распределить заказы по времени и избежать чрезмерных нагрузок на службы доставки, а еще дает возможность клиентам принимать взвешенные решения о покупках. Что касается товарного ассортимента, то, как и год назад, теперь со скидками можно приобрести товары, которые ранее никогда не были представлены в таких акциях, например мебель и строительные материалы. С хорошим дисконтом можно также купить ювелирные изделия».
Соколов отметил, что в этом году рост e-commerce был стабильным, без резких скачков. «Доля электронной коммерции в общем обороте розницы за 9 месяцев 2021 года — 8,5 процента, возможно, введенные ограничения и активные распродажи изменят эту статистику, однако вряд ли критично, — рассуждает он. — По данным ретейлеров, которые уже проводят распродажи, отмечается двузначный рост заказов, но эти данные совпадают с прошлогодними показателями».
Председатель совета по развитию электронной торговли ТПП РФ Алексей Федоров указывает на то, что население во всем мире стало гораздо меньше денег тратить на развлечения, а интернет-шопинг превратился в «лучшее средство от депрессии». «Люди перестали ходить в рестораны, кино, музеи и театры, путешествовать в глобальном смысле, — рассказал Федоров. — При этом зарплаты в абсолютном эквиваленте растут. Про курьеров я даже не говорю, но и в других отраслях они увеличились, у программистов, например, значительно. И тратятся все это исключительно на товары».
Куда тратятся деньги населения? Собеседник издания отмечает, что клиенты стали покупать через интернет вещи, которые не додумались бы приобретать офлайн. «Берут много уникальных девайсов, чехлы для телефонов, какие-то необычные провода…» — перечислил он. Но главное — резко увеличилась скорость оборота товаров. «Люди стали гораздо быстрее менять одежду — раньше девушки покупали свитер раз в год, а сейчас стоимость одежды настолько мала, что проще не стирать ее, а выбрасывать и за 600 рублей покупать на Wildberries каждый раз новый. Мода меняется раз в полгода, и девушки в 5–6 раз чаще стали покупать новую одежду. Раньше на каждом углу были сервисы по ремонту обуви, а теперь они исчезли — испорченную обувь выкидывают и покупают новую».
Потребительское отношение к товарам изменилось и в секторе бытовой техники. «Посудомоечная машина раньше жила 10 лет, а сейчас 5 — и не потому, что они стали чаще ломаться, — объясняет Федоров. — Вспомните, раньше, если у холодильника ломалась полка, ее меняли. А теперь покупают новый холодильник, который будет радовать хозяйку. Раньше автомобиль был роскошью, а сейчас (особенно в период пандемии — прим. ред.) это необходимое средство передвижения».
По оценке собеседника издания, за последние 1,5–2 года покупатели стали тратить на non-food-товары в 4 раза больше и сами не заметили этого. «Потому в 2021 году распродажа очень круто выстрелит — покупательское поведение все целиком основано на попытке найти товары подешевле, — говорит Федоров. — Если раньше усилия сосредотачивались просто на попытке найти товары, то сейчас стараются найти товары дешевле в условиях их изобилия. Так охотничье-собирательский инстинкт трансформировался в желание шопинга с погоней за скидками».
Председатель совета по развитию электронной торговли ТПП РФ ожидает на этой неделе 8–10-кратного роста продаж в крупнейших интернет-магазинах. Причем традиционного оттока продаж по завершении «черной пятницы» не будет, уверяет он. «Паттерн снимать стресс с помощью покупок останется» — подчеркнул он.
Пандемия и установки Роспотребнадзора на разобщение охладили пыл населения к блужданию по торговым центрам. Серьезный удар по отрасли нанесли и QR-коды
«Вранье все эти скидки! Да нам ничего и не надо, все есть»
Офлайн-продажи не могут похвастаться такими ожиданиями. Пандемия и установки Роспотребнадзора на разобщение охладили пыл населения к блужданию по торговым центрам. Серьезный удар по отрасли нанесли и QR-коды. «В разных регионах к этой системе относятся по-разному, в Питере не особо следят, в Москве смотрят внимательно, а в Казани очень жестко, — высказался Федоров. — Даже в самых „привитых“ городах вакцинированы 50 процентов населения, а на самом деле меньше, поэтому ТЦ и магазины потеряли 50 процентов аудитории. Это, безусловно, вовлекает людей в интернет-торговлю. В целом каждый год офлайн теряет минус 20 процентов от трафика».
Такого же мнения придерживается и корреспондент «БИЗНЕС Online», посетивший накануне несколько торговых центров. У дверей «Тандема» он заметил привычную в последние дни небольшую очередь перед охранником, проверяющим QR-коды. Тем не менее в расположенных здесь магазинах покупателей в «черную пятницу» все-таки ждут. В обувном бутике «Рандеву» продавщицы говорят, что денежных скидок на товар у них не будет — магазин лишь прибавит несколько процентов к скидочной карте. «Покупателей с каждым годом все меньше. Да что там с каждым годом — с каждым днем!» — сетует одна из продавщиц на вопрос о заинтересованности казанцев.
В «Спортмастере» скидки обещают, но не на все товары, и здесь не обойтись без интернета. «Скидки будут порядка 30 процентов, но получить их выйдет только через приложение, которое надо будет скачать на мобильный телефон, — рассказывает одна из продавщиц. — А покупателей сейчас в разы меньше!»
На этажах ТЦ «Тандем» посетителей действительно немного, они как будто прогуливаются, а не планируют покупки
На этажах ТЦ посетителей действительно немного, они как будто прогуливаются, а не планируют покупки. На вопрос о «черной пятнице» молодой человек и девушка отвечают: «Нет, нам ничего не надо», — и быстро отходят от корреспондента.
В магазине «Джинсовая фактория», скорее всего, распродажа в «черную пятницу» будет. «Но пока ничего не можем сказать о деталях, приказ еще не пришел», — говорит молоденькая продавщица.
Чуть больше покупателей в «Эльдорадо», издалека заманивающем клиентов фотографией Вадима Галыгина и его мультяшного дубля
Чуть больше покупателей в «Эльдорадо», издалека заманивающем клиентов фотографией Вадима Галыгина и его мультяшного дубля. По словам работающей здесь продавщицы, цены уже снижены примерно процентов на 30, но не на все товары. «Увидеть их можно по желтым ценникам. Вот они на роботах-пылесосах», — поясняет она. Один из таких пылесосов с интересом рассматривают, судя по всему, муж и жена, но в итоге уходят, так ничего и не купив. Может быть, надеются, что 11 ноября цены станут еще ниже?
Еще одна покупательница с дочкой-подростком о «черной пятнице» слышала, но покупать в этот день ничего не собирается. «У нас все есть!» — чуть ли не хором говорят мама и дочка и, улыбаясь, проходят мимо. Несмотря на их улыбки, настроение у гостей ТЦ скорее минорное. Еще одна женщина на вопрос о «черной пятнице» отвечает: «Нет, ничего в этот день не собираюсь покупать. Потому что вранье все эти скидки!»
В «Парк Хаусе» очередь перед входом подлиннее — здесь не только проверяют QR-код, но и сверяют его с данными паспорта и измеряют температуру
В «Парк Хаусе» очередь перед входом подлиннее — здесь не только проверяют QR-код, но и сверяют его с данными паспорта и измеряют температуру. Однако зашедшие в мегамагазин люди все равно теряются в его коридорах — сразу видно, что в былые времена посетителей здесь было в разы больше.
Магазин электронной техники DNS сверкает призывными огнями, но в ближайшую пятницу, по словам одного из продавцов, распродажи здесь не будет. «„Черная пятница“, так сказать, уже была у нас с 2 по 10 октября. А в эту пятницу здесь, судя по всему, цены на товары не понизятся», — говорит он.
Магазин электронной техники DNS сверкает призывными огнями, но в ближайшую пятницу, по словам одного из продавцов, распродажи здесь не будет
«Есть ли интерес у покупателей?» — поинтересовался наш корреспондент у продавца «М.Видео». «Вы меня спрашиваете такое… Конечно, он всегда есть», — ответил он, но доверия его слова не вызвали — пустой зал магазина говорил сам за себя.
Магазин одежды Uniqlo к пятнице готов. Продавщица говорит, что пока конкретных цифр до них еще не довели, но уже известно, что скидка будет не в процентах, а в фиксированной сумме в рублях на определенный товар
Магазин одежды Uniqlo к пятнице готов. Продавщица говорит, что пока конкретных цифр до них еще не довели, но уже известно, что скидка будет не в процентах, а в фиксированной сумме в рублях на определенный товар. «На какой-то больше, на какой-то меньше. Вот на эту кофту скидка будет 500 рублей, например, и она вместо 3 тысяч будет стоить 2,5 тысячи», — рассказала девушка. Она, кстати, замечает, что скидки будут вовсе не на все товары, а на строго определенные.
В «Парк Хаусе», так же, как и в «Тандеме», отношение покупателей к разрекламированной «черной пятнице» было скорее недоверчивым, чем ожидаемым. «Вранье все эти скидки! Да нам ничего и не надо, у нас все есть», — заявила нашему корреспонденту мама с дочкой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.