Повторный штраф за грязные номера вырастет в 10 раз, за тонировку — в 6, а наказание за неоднократный отказ остановиться по требованию полицейского составит 40 тыс. рублей, если будет принят новый КоАП. Автовладельцев собираются штрафовать даже за выброшенный в лесу мусор и чаще лишать прав за грубый игнор ПДД, зато планируется отказ от административных арестов, которые в Татарстане неоднократно применяются к тем, кто много раз нарушал правила тонировки. Эксперты «БИЗНЕС Online» инициативы приветствуют при условии неотвратимого контроля.
Тонировщики-рецидивисты заплатят в казну уже 3 тыс. вместо 500 рублей
Нарушителей ПДД сажать не будут, но штрафовать начнут жестче
Водителей ждет новый виток ужесточения наказаний за нарушения различных правил дорожного движения, причем некоторые из них обрастут санкциями впервые. Как сообщает «Коммерсантъ», изучив последнюю редакцию нового проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), представленную минюстом, новые нормы предлагают полный отказ от административного ареста для водителей, зато вводят временное ограничение водительских прав — пока соответствующее решение суда не вступит в силу. Игнорирование ограничения грозит штрафом в 1–2 тыс. рублей.
Но в основном новый Кодекс усиливает санкции за уже известные нарушения. Повторный (выписанный второй раз в течение года) штраф за грязные номера увеличится в 10 раз — до 5 тыс. рублей, при этом водитель может даже лишиться прав на 3 месяца. «Тонировщики»-рецидивисты заплатят в казну уже 3 тыс. рублей вместо 500. А за неоднократный отказ остановиться по требованию полицейского — в случае, например, погони — новый Кодекс предусматривает лишение прав на срок до 3 лет или штраф 40 тыс. рублей — вместо 500–800 рублей, заложенных в сегодняшних правилах.
Расширяются санкции за стоянку вне специально отведенных «карманов» на автомагистралях и «Дорогах для автомобилей» (отмеченным знаком 5.3) — теперь за соответствующие нарушения будут штрафовать на 3 тыс. рублей. За езду по дорогам общего пользования на снегоходах, болотоходах, мотоблоках и остальных не предназначенных для этого транспортных средствах — на 1–2 тыс. рублей. За перевозку детей без автокресла — на 5 тыс. (раньше было 3 тыс.).
Отдельный блок вопросов касается камер фиксации нарушений ПДД. Ожидается, что правительство РФ установит единые требования к софту, размещению камер и информированию водителей
Кроме того, отдельный блок вопросов касается камер фиксации нарушений ПДД. Ожидается, что правительство РФ установит единые требования к софту, размещению камер и информированию водителей — в случае нарушений автоматически выписанные штрафы отправляться не будут или их смогут отменить даже инспекторы ГИБДД, не дожидаясь жалобы автомобилистов или сигнала прокуратуры.
Главное смягчение нового кодекса — полное исключение из КоАП такого вида наказания, как арест. Минюст прорабатывает такой сценарий в рамках гуманизации законодательства об административных правонарушениях, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, но окончательного решения еще нет. Издание также сообщает, что соответствующая мера тяжело применима на практике, т. к. дорого обходится государству. Впрочем, в Татарстане инспекторы ГИБДД часто применяют задержания в отношении злостных нарушителей правил тонировки, не говоря о массовых штрафах.
Водителей могут лишить прав за систематическое (три раза в течение года) и грубое нарушение ПДД
Опасному вождению быть… под санкциями
Новый проект аккумулировал ряд норм, которые уже анонсировались ранее. В их числе лишение прав для водителей, систематически (три раза в течение года) и грубо нарушающих ПДД — проигнорировав, например, красный сигнал светофора или не уступив дорогу пешеходу на переходе.
Появится и штраф за пресловутое опасное вождение — сам термин встречается в нормативных документах еще с 2016 года, но единого штрафа за стиль езды еще не было и инспекторам приходилось собирать комбо из отдельных правонарушений вроде превышения скорости, невключение поворотника и т. д. При этом к термину тоже возникают вопросы — не все представляют себе, что такое опасное вождение. «Речь идет, к примеру, о резких перестроениях сразу через две полосы движения, о несоблюдении дистанции, о скоростных обгонах и так далее, когда это носит не разовый, а системный характер, составляет именно стиль управления автомобилем», — объяснила буквально на днях первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова, анонсировав штраф в 3 тыс. рублей. Опасной ездой также считается отказ уступить дорогу транспортному средству с преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, и резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП.
Из других ранее обсуждавшихся санкций в проект вошел штраф до 50 тыс. рублей в комплексе с лишением прав для нетрезвых водителей, которые в салоне перевозят ребенка, а также залог за задержанное транспортное средство пьяного водителя в 30 тыс. рублей.
Начнут наказывать рублем и за выброс мусора из автомобиля — 2 тыс. для физлиц и до 100 тыс. с конфискацией транспортного средства для юрлиц. За парковку на газоне (или мойку на зеленых насаждениях), если редакция КоАП будет принята, водитель может отделаться предупреждением или штрафом в 1–3 тыс. рублей.
Когда эта редакция КоАП будет вноситься в правительство, пока неизвестно: как сообщили «Ъ» в минюсте, сейчас поправки согласовываются с 96 «заинтересованными ведомствами». После доработки они будут опубликованы на портале regulation.gov.ru, кроме того, они должны еще получить заключение минэкономики и минфина. Год назад, напомним, свои предложения уже внесла ГИБДД — инспекторам предлагалось дать возможность штрафовать за нарушение правил сезонного использования резины, за неисправный рулевой усилитель, нештатный ксенон или плохо закрепленную запаску.
Из других ранее обсуждавшихся санкций в проект вошел штраф до 50 тыс. рублей в комплексе с лишением прав для нетрезвых водителей, которые в салоне перевозят ребенка, а также залог за задержанное транспортное средство пьяного водителя в 30 тыс. рублей
«Штрафы должны бить больнее всего по водителям, которые показывают демонстративное неуважение к правилам»
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков неоднозначно относится к предложенным поправкам в КоАП. Он согласен с тем, что наказания за невыполнение требования инспектора ГИБДД остановиться и езду в нетрезвом виде должны быть жесткими. «Я был одним из инициаторов ужесточения наказания за пьяную езду. Близко к тексту я предлагал следующее: я считаю, что пьяная езда — это вообще преступление. Но если водитель подшофе везет пассажиров, то это должно быть отягчающим обстоятельством. А если он везет несовершеннолетних детей, это должно быть еще более отягчающим обстоятельством, — пояснил он. — В этом смысле я не приветствую норму в виде штрафа или лишения прав [на определенный срок]. Я считаю, что, если пьяный водитель везет ребенка или детей, сразу минус права, без вариантов».
Введение наказания за опасное вождение Кадаков считает странным, поскольку в правилах дорожного движения нет четких составляющих данного понятия. «В правила дорожного движения есть только одно определение, которое можно раскладывать на составляющие, можно не раскладывать, нигде этого не указано толком. Это определение было предложено журналом „За рулем“ несколько лет назад, когда над этой темой работала комиссия Игоря Шувалова, в то время первого зампреда председателя правительства Российской Федерации. Наше предложение взяли, но оно требовало расшифровки, пояснений», — добавил собеседник издания. В качестве примера Кадаков привел правила дорожного движения Германии, где указано: «Безопасная дистанция — это половина от скорости, выраженная в метрах». То есть если водитель едет со скоростью 100 км/ч, то безопасная дистанция для него составит 50 метров. Что такое безопасный боковой интервал? Что такое опасное торможение? Я не знаю, никто не знает. А если в камеры, которых полно в том числе и в Татарстане, будут закладываться какие-то числовые значения, то какие? А если за этим будут следить инспекторы, а не камеры, тогда вообще ничего не изменится», — отметил журналист.
Самое главное, по мнению Кадакова, не наличие штрафов, а неотвратимость наказания. «В конце концов, они (штрафы — прим. ред.) должны бить больнее всего по водителям, которые показывают демонстративное неуважение к правилам дорожного движения, к обществу, к водителям, которые их окружают, к пешеходам и к сотрудникам ГИБДД, — отметил он. — Это значит, что, если все тащатся в медленной пробке со скоростью 20 километров в час, а человек рядом по обочине едет со скорость 80 километров в час, обдавая всех пылью, — это демонстративное неуважение к обществу. За это надо просто лишать прав вне зависимости от того, ты просто водитель или племянник прокурора района».
«Главный вопрос — как это все будет работать, — задумался представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин. — Ужесточений предлагается достаточно, но главное, чтобы был контроль за их исполнением, а не штучные показательные наказания. У нас обычно первое время водители напрягаются после принятия новых норм, боятся, а через две недели замечают, что никто не следит, и все возвращается к тому, что было прежде».
В беседе с нашим корреспондентом Хайруллин согласился с большинством предлагаемых поправок. «Штрафы за опасное вождение я бы, может, и побольше установил, но наши законодатели же даже сформулировать это понятие не могут, — добавил собеседник издания. — У нас хаос и бардак на дорогах в Казани, каждый третий и четвертый ведет себя опасно. Я бы расставил инспекторов ГИБДД на каждые 500 метров, чтобы в чувство нарушителей привести».
Представитель федерации автомобилистов России в РТ согласился и с наказанием за сброс отходов. «Я сторонник того, чтобы не мусорили, но как это будут отслеживать? — задается он вопросом. — Камеры нацелят на выбрасывание мусора из окон машин?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 159
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.