МИГРАНТЫ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ ПРОСТО ПРУТ В РОССИЮ

Римзиль Валеев – сопредседатель совета федеральной национально-культурной автономии татар России:

- Хочу напомнить, что с 2002 до 2008 года я был председателем совета федеральной национально-культурной автономии татар России. Так что национальные проблемы мне известны очень хорошо. Когда в начале 2000-х национальную политику в России курировал министр Владимир Юрьевич Зорин, мы каждые два месяца собирались в Москве, в Белом доме… Но потом Путин это министерство ликвидировал.

Однако последние годы чуть не все выступления на проблемам национальной политики завершались именно таким предложением: создать министерство национальностей. Поэтому говорить, что оно не нужно, я не могу. Но те, кто решает этот вопрос, думаю, редко понимают, что имеется ввиду, каким быть этому министерству…

Сама такая постановка вопроса важна. Потому что раньше как думали? - вот, быстро будет советский народ, сейчас думают - будет российский народ. Отсюда такое несколько снисходительное отношение власти к национальным вопросам. Думали, это выдумка татар, башкир… И до сих пор многие так думают. А на самом деле все совсем по-другому. Вот и у русских в последние годы выросло самосознание, причем тут большую роль играет и религиозный фактор… Поэтому сейчас очень важно избавиться от этих иллюзий: что вот-вот, еще немножко - и все будет просто россиянами, все ассимилируемся…

Наоборот, в России вообще сейчас многоцветие национальностей - и даже куда больше, чем раньше. Многонациональность, которая была раньше, - это еще цветочки. А сейчас в Россию поперло СНГ, вьетнамцы и китайцы здесь женятся и покупают бизнес, нередко успешно интегрируются и с местной мафией, и с местным бизнесом… Мигранты через открытые двери из-за отсутствия финансов в своих странах, из-за востребованности в России рабочих рук, талантливых людей, трудолюбивых людей просто прут сюда…

То есть глобализация приводит к резкому увеличению числа национальностей. И с каждым годом, если не с каждым часом, - национальный вопрос становится все острее. И теперь нормальное министерство национальностей должно ценить своих этнических россиян - тех же татар, башкир, чувашей и так далее. Они хоть наши, они давно умеют жить дружно…

То есть министерство национальностей или какая-то такая структура - это нужно. Но как получится на практике… Ну, компетентных людей в такую структуру при желании найдут. Но под чьим руководством они будут работать? С какой установкой? И главное - какой будет бюджет? Без средств никакое министерство никакие проблемы решить не сможет, никакие проекты не поднимет.

И еще - сегодня нужна разработка уже не просто концепции, а программы развития народов России. Программа! А в программе какие задачи напишут? Естественно, сохранение целостности России. Естественно, напишут про дружбу, межнациональный мир, толерантность. Но есть тезис, который почти никогда и не упоминают на высоком уровне: сохранение самобытности, языков, культур народов России. А народы в России, хотя юридические и равные, но на деле очень разные, ведь у некоторых даже своего букваря нет. Все это надо учитывать… Это работа, если не валять дурака не заниматься имитированием, очень сложная. И участвовать в ней должны еще и руководители регионов, руководители муниципалитетов. А они будут заниматься национальными проблемами, только если в индикаторы, по которым их оценивают, в первую десятку попадет национальный вопрос. Не в последнюю - в первую десятку.

Ну а пока у нас социологи, когда проводят опросы, спрашивают у людей, что их больше всего волнует, на первое место ставят зарплату, квартиру, здоровье, преступность, образование… А национальная тема - на 13, на 15, иногда на 17 месте. Короче, где-то предпоследняя. И социологи докладывают: людей национальный вопрос интересует в последнюю очередь, после пятнадцати первых. Но это - иллюзия. Потому что и образование, и культура, и социальная справедливость, и медийность - они обязательно имеют проводочек к национальной бомбе. Поэтому не стоит обольщаться, что у нас нет национальных вопросов, что у нас все хорошо…

ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА - СОЦИАЛЬНАЯ

Сагит Джаксыбаев - заместитель председателя совета Ассамблеи народов Татарстана:

- Такая структура в Российской Федерации нужна обязательно. И главная задача такой структуры - создать в нашей стране повсеместно такие условия, чтобы человек любой национальности чувствовал себя комфортно, чтобы вообще не чувствовал своей национальности. В реальности не чувствовал.

Вот в Советском Союзе коммунисты неплохо решали эту проблему и почти решили. Хотя там были, правда, заскоки небольшие. А сейчас, если даже начнут решать, как бы ни наломали дров больше, чем коммунисты.

Национальная проблема - это же очень сложная проблема. И мне понравилось, что Путин в своей статье пишет в первую очередь о самочувствии русских. Как говорит Рамазан Абдулатипов: пока русские не будут чувствовать себя хорошо, ни один народ в России не будет чувствовать себя хорошо. Это позиция Абдулатипова, десять лет он уже об этом говорит, даже больше. Вот его и можно поставить во главе подобной новой структуры.

Вообще, первая проблема, которая встанет перед такой структурой, если она будет создана в России, - это социальная проблема. Люди и не очень, быть может, задумывались бы, если бы бардак не творился в стране. Значит, надо недовольство куда-то спускать. Кто-то специально спускает… Надо же виноватого найти…

ЯЗЫК, ШКОЛЫ, ПЕЧАТЬ, КУЛЬТУРА…

Рафаэль Хакимов - директор Института истории им. Марджани АН РТ, академик АН РТ:

- Владимир Путин в своей статье, конечно, все довольно грамотно изложил, тут трудно придраться с точки зрения формулировок. Но ведь у нас такие министерства уже были. Причем там были и неплохие руководители, скажем, Михайлов Вячеслав Александрович, которого я хорошо знал и в министерстве которого довольно часто бывал. Еще в начале 90-х Сергей Шахрай был председателем госкомитета Российской Федерации по национальной политике, с ним мне тоже приходилось работать. То есть такой опыт в стране был.

Если будет создаваться снова такое министерство, я не могу быть против - просто это хоть какой-то шаг в сторону народов. Я не говорю, что это эффективный шаг. Потому что национальная политика, она выходит за рамки ведомственности. Вот перечислим самые простые вопросы, которые нужно решать, проводя национальную политику. Это, прежде всего, вопрос языка - самый болезненный, политизированный. Вопрос национальных школ. Вопрос своей печати, которую очень трудно в рыночных условиях поддерживать, потому что реклама лучше идет на русском языке. Вопросы культуры, особенно для диаспор. И все, собственно, - сверх этого назвать что-то трудно. Но одним занимается у нас министерство культуры, другим - министерство образования, молодежью - министерство туризма и спорта, СМИ, скажем, у нас в Татарстане - "Татмедиа"… И получается, что все вопросы, которые относятся к национальной сфере, они в разных ведомствах. То есть нужно ведомство, которое координируется все вот эти ведомства.

А то, что Путин предлагает участвовать в обсуждении и формировании национальной политики национальным и общественным объединениям, - я не против. Но я бы, конечно, поступил попроще: для начала узаконил по полной и финансировал европейскую конвенцию о нацменьшинствах, которую подписала Россия. Но тогда финансов просто не хватит, потому что эта конвенция настолько детально разработанная. Например, румынские татары, которых 70 тысяч, зарегистрировались - и из Брюсселя получили на развитие культуры деньги, и немалые. Финские татары: мы, говорят, европейский народ, мы существуем больше ста лет, наш язык можно признать коренным языком Европы. И признали. Но такая ментальность в России плохо проходит…

Поэтому пусть делаются хоть какие-то шаги. Они правильные - я не могу сказать, что они неправильные. Но мы это уже проходили. И слава Богу, что возвращаемся к этому. За это можно только похвалить.

Что касается того, кто мог бы возглавить такую структуру… Дело тут даже не в фигуре. Наоборот, политическую фигуру нужно отделить от такого министерства. Здесь нужен менеджер, хороший менеджер, который эти вещи понимает. Он, конечно, должен понимать национальную культуру, пожить внутри, в шкуре такой побывать, так сказать. Допустим, министерство образования или культуры Татарстана очень трудно возглавлять не знающему татарский язык человеку. Просто ему фактически будет трудно работать. Если он родился где-то в татарском районе, пусть сам русский, - тогда он въезжает в ментальность сходу. Но представьте, москвич поедет в Атнинский район, в Кулле-Кими - в этой деревне с ним будут говорить на московском диалекте, чтобы он понял. Они-то поймут его, а он их не поймет. Поэтому во главе такой структуры нужен хороший менеджер из какой-либо республики.

А ГДЕ ОН БЫЛ РАНЬШЕ?

Михаил Щеглов - зампредседателя общества русской культуры РТ:

- По поводу материала Путина - могу спросить его: а где он был раньше? Больше 20 лет «нового демократического правления», из которых 12 лет - это путинское время, этим вопросом фактически никто не занимался. Все, что мы можем вспомнить знаменательного в этой сфере, - это когда Борис Ельцин дарил суверенитеты: глотайте, сколько хотите…

Вот у нас в республике до сих пор многие законы такие, будто мы отдельное государство. До сих пор на здании Госсовета РТ в Казани реет только один татарстанский флаг. Будто наша республика - не субъект Российской Федерации. До сих пор серьезнейшие перекосы в области национальной кадровой политики, в области академической науки, особенно истории, педагогики. До сих пор очень серьезные перекосы в языковой политике. Де-факто татарский язык не развивается при упорном 20-летнем внедрении его во все сферы, - не развивается ни среди русских, ни среди татар. Но преподается в равных объемах с русским языком. Хотя даже от самих татар приходилось слышать: зачем нам татарский язык?.. При этом преподается он на грамматической основе, что методически неверно, - преподавать на грамматической основе одновременно два языка.

Нужно ли для того, чтобы, скажем, на территории нашей республики, восстановить нормальный национальный баланс, специальное министерство? Я не уверен. Но уверен - нужно, чтобы этим занималось руководство России. Обращало бы на это внимание, обсуждало бы это в прессе. И прежде всего - первый руководитель, президент России.

Более того, я считаю, то, что Путин накануне встретился с фанатами, что вот вышла сегодня вот эта его статья - все это голая конъюнктура. А как будет в жизни, посмотрим после президентских выборов.

Но я, отчасти и сам занимаясь национальным вопросом на общественных началах, только как на чудо рассчитываю на то, что сегодняшние руководители России или тот, кто придет к власти после 4 марта, наконец, всерьез займутся национальным вопросом. И прежде всего определят место русского народа в Российской Федерации. Потому что как выглядит это сейчас - это просто какой-то ужас! То есть этнос, нация, которая является основой России - и по количественному признаку, и по идейному, духовному признаку, просто деградирует. И если посмотреть все показатели - по рождаемости, в сфере образования и другие показатели социального благополучия - мы увидим, что у русского народа они наихудшие. При том, что в целом в России плохо и отрицательная динамика, а русские здесь занимают - в кавычках - «лидирующее» место.

Поэтому, нужно ли новое министерство, и чтобы оно было какое-то особенное, я не знаю. Сам факт создания такой структуры, он еще не говорит о том, что проблемы будут решены надлежащим образом.