Перед выступлением Путина форум ВТБ «Россия зовет!» собрал масштабную макроэкономическую сессию с участием Центробанка, минэкономики, минфина, банков и бизнеса. Добрые полтора часа Эльвира Набиуллина, Максим Решетников, Антон Силуанов, Олег Дерипаска и другие спорили о разных сценариях денежно-кредитной политики, будущем экосистем, примитивном долговом рынке России и маркетплейсах, которые могут превратить нашу жизнь в антиутопию. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
По словам Максима Орешкина, из кризиса Россия вышла гораздо быстрее, чем в 2008 году, но сегодня вся экономическая политика на планете зависит от коронавируса
Макроэкономика: три «ковидосценария» от Орешкина
«Мы все еще сильнее почувствовали, что живем в глобальном мире. Если взять цифры бюджетных дефицитов, то в 2017–2019 годах в среднем было 2,5 триллиона долларов на все 20 стран „большой двадцатки“. В 2020-м — 7,4 триллиона долларов, в этом году будет 6,4 триллиона долларов. Эти дополнительные 9 триллионов запустили инфляционную волну во всех странах мира: в Германии — больше 5 процентов, в США — больше 6 процентов, в Турции — более 20 процентов», — открыл валом макроэкономических цифр экономическую сессию форума «Россия зовет!» сегодня помощник президента Максим Орешкин, подчеркивая, что роль бюджетной политики в мире стала как никогда важной. По его словам, из кризиса Россия вышла гораздо быстрее, чем в 2008 году, но сегодня вся экономическая политика на планете зависит от коронавируса. А неопределенность повысил новый штамм — «Омикрон», по которому до сих пор мало что понятно, так что существует три сценария.
Негативный: если «Омикрон» будет распространяться быстро, вызывать тяжелые заболевания и сможет обходить существующие вакцины, то такой сценарий может «запустить всю историю с коронавирусом по новой».
Ложная тревога: «Омикрон» окажется таким же, как и другие штаммы, и скоро исчезнет из повестки. «Между буквами „Дельта“ и „Омикрон“ в греческом алфавите много других букв, различные другие штаммы получали такие названия, несли определенные риски, но о них мы быстро забывали», — привел пример Орешкин.
Неожиданно позитивный: если тяжесть заболевания окажется не очень высокой, но при этом новый штамм будет распространяться быстро, то он скоро вытеснит «Дельту», и пандемия станет вызывать меньше проблем.
Эльвира Набиуллина сообщила, что инфляцию в России можно снизить за несколько лет, но для сдерживания инфляционных ожиданий на низком уровне понадобится больше времени
Инфляция: ЦБ анонсировал новое повышение базовой ставки
Покончив с ковидной сводкой, спикеры форума перешли непосредственно к инфляции. С подробным комментарием по этому поводу выступила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, которая сообщила, что инфляцию в России можно снизить за несколько лет, но для сдерживания инфляционных ожиданий на низком уровне понадобится больше времени.
«Для того чтобы завоевать доверие и чтобы инфляционные ожидания были заякоренными, закрепились на низких уровнях, опыт других стран показывает, что это не менее 10 лет, возможно, даже и больше», — объяснила Набиуллина. При этом она уточнила, что необходимый уровень доверия есть у развитых стран, а в России «другая ситуация». И подтвердила, что к целевым показателям в 4% ЦБ планирует вернуть инфляцию к концу следующего года.
«Про импортированную инфляцию говорят везде — даже в тех странах, откуда мы импортируем», — развела руками спикер, но обратила внимание, что рост цен есть по широкому кругу товаров и в так называемых неторгуемых секторах, не зависящих от импорта, поскольку спрос восстановился быстрее предложения. «Ставка — мощный инструмент, который способен влиять на перенос издержек в цены», — заключила Набиуллина. Чуть позже в кулуарах форума она допустит новое повышение базовой ставки.
«От нуля до 100 [базисных пунктов], мы в этом диапазоне будем рассматривать решение. У нас прогноз и по инфляции идет скорее по верхней границе нашего прогноза, мы это будем учитывать», — сказала Набиуллина журналистам. Таким образом, ключевая ставка может повыситься до 8,5%.
А министр экономического развития РФ Максим Решетников полагает, что ужесточение целевых показателей по инфляции потребует ужесточения денежно-кредитной политики и может негативно сказаться на росте российской экономики. «В условиях, когда мы и дальше будем находиться под таким давлением внешних рынков с точки зрения импорта инфляции, конечно, сейчас ужесточение таргета, с моей точки зрения, скорее приведет к тому, что дополнительно придется ужесточать денежно-кредитную политику и мы скорее в жертву принесем экономический рост, нежели добьемся какого-то долгосрочного развития».
Антон Силуанов вывел формулу устойчивости экономики, которая заключается в том, что бюджет страны должен быть сбалансированным и умеренно жестким, а денежно-кредитная политика — мягкой и адекватной
«Если инфляция станет выходить за наши прогнозируемые параметры, будем принимать соответствующие решения… В первую очередь это помощь тем людям, которые будут нуждаться в государственной поддержке, выделение дополнительных средств на те проекты, которые реализуются при фиксированных процентных ставках», — уточнил министр финансов Антон Силуанов. Он пояснил, что это коснется льготной ипотеки и других видов поддержки — «будь то в сельском хозяйстве, в отраслях экономики, где субсидируются процентные ставки, в малом бизнесе».
При этом, по словам спикера, временное снижение НДС не приведет к уменьшению цен, а для решения данной проблемы у России есть возможности, «как на стороне денежно-кредитной политики, так и на стороне бюджета». «Мы сколько раз снижали налоги и видели, что преимущества от этого получали прежде всего производители тех или иных секторов экономики. Потому не думаю, что как инструмент для уменьшения цен снижение налогов хороший путь. Но для поддержки наших производителей это было бы хорошо», — пояснил глава минфина. И вывел формулу устойчивости экономики, которая заключается в том, что бюджет страны должен быть сбалансированным и умеренно жестким, а денежно-кредитная политика — мягкой и адекватной.
Олег Дерипаска впервые публично раскритиковал Центробанк за повышение ключевых ставок
Дерипаска: «Такой кабальный рынок…»
Экономическая сессия собрала не только представителей банков и государства, но и крупный бизнес, позиция которого не всегда совпадала с официальным курсом. Так, бизнесмен, основатель UC Rusal Олег Дерипаска впервые публично раскритиковал Центробанк за повышение ключевых ставок.
«С государственной частью присутствующих абсолютно не согласен. Во всех учебниках есть две кривые: спроса и предложения. И вы все время двигаете кривую спроса вниз, и вам кажется, что таким образом точка равновесия тоже сдвинется. Что говорят люди, которые обеспечивают логистику движения товара? Нужно обеспечивать предложение. Я вам гарантирую, что при ваших ставках никакого роста предложения не будет. Особенно если вас беспокоит реальная инфляция!» — заявил миллиардер.
В качестве положительного примера он привел действия бывшего вице-премьера Виктора Зубкова, который преодолел рост цен на свинину, обеспечив необходимое предложение. «Тогда все бегали и строили свинокомплексы. Со свининой нет до сих пор проблем. <…> Я все время слышу „морковка, яйца, картошка“. Ну давайте дадим предложение — денежные средства по доступным ставкам. Вас завалят [морковкой], как и свининой!» — возмущался Дерипаска. И, не отходя от кассы, озвучил еще две проблемы — социальная диспропорция и территориальная диспропорция. «Все засасывается в Москву! У нас 49 регионов, у которых либо отсутствует финансовый институт, либо он один», — рассуждал олигарх.
«Конечно, я не могу отказать себе в удовольствии поговорить с Олегом Владимировичем. Первое, с чем я согласна: действительно, в инфляции есть две части уравнения — и спрос, и предложение, и, конечно, политика должна быть направлена и на рост предложения. Здесь споров нет. Просто инструментарий денежно-кредитной политики — то, что влияет на спрос», — с улыбкой парировала Набиуллина. Она подчеркнула, что для расширения производства важен длинный кредит, который зависит не столько от ключевой ставки, сколько от ожиданий банков и финансовых рынков.
При этом спикер подчеркнула, что основным источником инвестиций должен быть акционерный капитал, а кредит — лишь дополнение к нему. «Если бизнес сам не вкладывает в инвестиции заработанную прибыль, то, возможно, проблема в других вещах, не только в процентных ставках?» — поинтересовалась она на фоне тезиса о росте прибыли бизнеса в 1,5 раза. Бизнесмен позже пояснит, что в эту сверхприбыль заложены санкционные риски.
Кроме того, Дерипаска заявил, что России необходимо развивать долговой рынок и менять принципы его работы. «Я вам честно скажу: я бы ни одну компанию из тех, которые сейчас обеспечивают занятость сотням тысяч людей, не построил бы на собственные средства. Соотношение [собственных и кредитных средств] примерно 30 на 70 процентов», — уточнил бизнесмен, посетовав, что такого примитивного долгового рынка, как в России, нет нигде в мире. «По ключевой ставке сейчас ничего занять невозможно. Никто не будет вкладывать, когда стоимость кредита прогнозируется на уровне 10 процентов в начале следующего года, я вам гарантирую. У нас же еще такой кабальный рынок создан организациями, и нет альтернативного инструмента, к сожалению. Нужен долговый рынок, необходимы облигации. У нас их унизительно мало», — заключил Дерипаска.
Татьяна Бакальчук отметила, что общество все равно придет к маркетплейсам, сколько бы этот сектор ни пытались регулировать и сколько бы власти ни оказывали тренду сопротивление
Экосистемы: чтобы не было антиутопии, нужно регулирование
Выступала на форуме и основательница маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук. «Как выбраться из западни, в которую наша страна попадает? Надо увеличить производство российских товаров и услуг и помочь экспортировать в другие страны», — предложила она, пояснив, что для бизнеса это будет развитием. Так, на ее площадку в этом году пришло больше производителей и продавцов, чем за предыдущие 17 лет существования, — всего сегодня там 450 тыс. селлеров, которые торгуют в 16 странах мира. «Тут двоякая статистика — рост заказов на экспорт в штуках опережает внутренний рост, но в деньгах рост меньше в 2 раза. Дешевые товары конкурентоспособны, а те, что подороже, не очень востребованы», — подмечает спикер.
В России тоже статистика спроса любопытная. «С одной стороны, сумма корзины снижается — люди приобретают более дешевые вещи, ищут замену [дорогим]… С другой — мы видим, что у нас очень сильно растет потребление шуб, холодильников, стиральных машин, ювелирных изделий. Люди вкладывают сбережения в то, что они привыкли считать надежным вложением денег», — пояснила Бакальчук.
Прокомментировала она и перспективы регулирования маркетплейсов, на которое намекнула Набиуллина. «Мы за экосистемы, они удобные. Но по сути люди живут по сценариям, которые пишут экосистемы, даже не различают, где навязанный сценарий. Чтобы все это не превратилось в антиутопию, нужно регулирование», — считает глава ЦБ. Она говорит, что регулирование надо начать вовремя, поскольку те страны, где экосистемы более развиты, сейчас идут по жесткому пути и ломают бизнес-схемы, потому в России следует это делать на ранних стадиях. Набиуллина пояснила, что обсудила тему с рынками, на которых три разных мнения. Лидеры считают, что ничего регулировать не нужно, требуется только поддерживать, иначе будет иностранное доминирование. Компании второго эшелона выступают за антимонопольное регулирование, а бизнес-ассоциации — за жесткий подход с защитой прав поставщиков.
Бакальчук пояснила, что в идеальной системе мира должен быть диалог между бизнесом и государством. В нашей стране он выстраивается, но, по ее словам, единственное, что мешает, — резкие движения и поспешные решения со стороны государства. «МСБ приходит к государству и начинает жаловаться на маркетплейсы, умалчивая о плюсах от взаимодействия. Предприниматели говорят, что их пытаются зарегулировать, заставить устанавливать скидки или же выполнять обещанные сроки доставки», — поясняет спикер. Однако малый бизнес, по словам основательницы Wildberries, не говорит о плюсах вроде экономии на логистике и рекламе.
«Им не нужно больше гадать на кофейной гуще, что им произвести в следующем году, потому что у них все цифры — big data, которой пользуемся мы и даем пользоваться нашим партнерам, — они у них на ладони, они все видят, им все становится просто», — сказала Бакальчук.
Она добавила, что в дальнейшем маркетплейсы будут развиваться, что приведет к тому, что товары станут дешевле, а рабочая сила «высвободится». Бакальчук в связи с этим призвала регулировать такие площадки в «лайтовом режиме». По ее словам, общество все равно придет к маркетплейсам, сколько бы этот сектор ни пытались регулировать и сколько бы власти ни оказывали тренду сопротивление.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.