«ПФО сегодня находится в особом фокусе федерального центра, главным образом по причине большого количества национальных республик с высоким уровнем автономии местных элит», — констатируют эксперты коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг», возглавляемого известным политологом Евгением Минченко. О том, почему в новом рейтинге губернаторов «Госсовет 2.0» Минниханов занял 6-е место и за что его команде снизили баллы, в каких регионах сейчас сосредоточены протестные настроения, кто заплатит за провал «Единой России» и чем рискует власть на выборах 2022 года, — в материале «БИЗНЕС Online».
Евгений Минченко: «Лидер Татарстана Рустам Минниханов ясно дал понять, что не готов расстаться с важным символическим статусом единственного президента в губернаторском корпусе»
«Законопроект Клишаса – Крашенинникова де-факто нивелирует формулировку «ельцинской» Конституции о независимости муниципальной власти»
Лидер Татарстана Рустам Минниханов ясно дал понять, что не готов расстаться с важным символическим статусом единственного президента в губернаторском корпусе — так глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко интерпретирует активность главы республики и татарстанских элит, которые сегодня отчаянно оппонируют законопроекту об «обнулении» губернаторов. Данная инициатива федерального центра, авторами который выступили сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников (официальное название документа, напомним, «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ»), вызвала не только большой резонанс и дискуссии на разных уровнях власти и в экспертных кругах. Она фактически вернула региональную политику в повестку после подведения итогов парламентских выборов. Об этом говорится в новом, XI рейтинге политической устойчивости глав регионов «Госсовет 2.0», подготовленном холдингом «Минченко консалтинг».
Существенную лепту в раскачивание ситуации вокруг данного кейса внес и Госсовет РТ, который единственный из всех региональных парламентов дал отрицательный отзыв на законопроект и уже подготовил свои поправки ко второму чтению. Парламентарии РТ, в частности, возражают против переименования должности президента республики и предлагаемой нормы, согласно которой ключевые региональные министры будут фактически назначаться из Москвы. Часть татарстанских депутатов Госдумы во фракции «Единая Россия» тоже не поддержали документ во время его рассмотрения в первом чтении: и это можно расценить как своеобразную фронду. Особенно в условиях ужесточения дисциплины в партии власти.
Однако, по мнению экспертов «Минченко консалтинг», татарстанские элиты «оппонируют федеральному центру в его притязаниях на бетонную вертикаль» осторожно. «Если брать традиционную стилистику татарстанских элит, то в целом оппонирование выглядит жестковато. С другой стороны, сопротивление законопроекту о публичной власти элит Татарстана мягче, чем это могло бы быть. Они возражают настойчиво, но аккуратно», — пояснил «БИЗНЕС Online» Минченко.
К слову, татарстанцы в своих претензиях по нашумевшему законопроекту не одиноки. В конце концов во время первого чтения в Госдуме против него голосовали 66 депутатов. В докладе Минченко также отмечено, что возражают и те региональные группы, которые пользуются хоть какой-то субъектностью и не желают терять последние привилегии. Это, в частности, уральские нефтегазовые группы (фронтменом здесь выступает полпред в Уральском федеральном округе Владимир Якушев) и автономные округа — НАО, ХМАО и ЯНАО. Но и они, как сказано в докладе, осторожничают. А «тренд на снижение количества субъектных региональных акторов играет в пользу прогноза о доминировании „патронального“ над „территориальным“».
Авторы доклада приводят две трактовки содержания законопроекта: «С одной стороны, он четко формализует практически полное упразднение местного самоуправления и де-факто нивелирует формулировку „ельцинской“ Конституции о независимости муниципальной власти. Этого достаточно, чтобы определить закон как инструмент окончательной „вертикализации“ регионального управления. С другой стороны, справедливо предположить вторичность множества поправок на фоне главного сюжета — „обнуления“ губернаторских сроков». Составители рейтинга напоминают, что губернаторы и так могут быть отправлены в отставку указом президента в любой момент, ограничений сегодня фактически нет, а декларируемая независимость МСУ не мешает новоиспеченным врио-«варягам» вынуждать местных мэров покидать свои посты, «продавливая» свои кандидатуры, хотя не без «осечек», как было недавно в Мурманской области. «Референдумный» характер губернаторских выборов также указывает на высокую управляемость региональной политики — в 7 из 9 кампаний ЕДГ (единого дня голосования) образца 2021 года ставленники центра получили более 70% голосов. Менее 60% набрали лишь Игорь Руденя (Тверская область) и Михаил Дегтярев (Хабаровский край) по объективным причинам — Руденя шел уже на второй срок с багажом инкумбента (действующего главы) в непростом регионе, а молодой партийный карьерист Дегтярев (ЛДПР) избирался губернатором после беспрецедентного регионального кризиса на фоне ареста Сергея Фургала.
Само «обнуление» губернаторских сроков подтверждает высокую заинтересованность центра в сохранении устойчивых патрон-клиентских связей внутри элит, полагают авторы доклада. Они напоминают, что ключевыми бенефициарами данной инициативы станут мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев, которые через два года должны были покинуть свои посты, но теперь имеют все шансы переизбраться. Вместе с тем они претендуют на высокие федеральные посты в контексте постепенного транзита политического режима. Этому способствует и серьезная поддержка среди членов «Политбюро 2.0». «Собянин и Воробьев как члены „Политбюро 2.0“ опираются на разветвленные сетевые группы влияния, охватывающие сразу несколько субъектов РФ. Возможность завершить свои масштабные проекты и покинуть пост без привязки к институциональным ограничениям лишь подтверждает особый статус тех глав регионов (помимо Собянина и Воробьева — это, например, Александр Дрозденко), которые опираются на патронаж и поддержку внутри „Политбюро 2.0“», — поясняют авторы доклада.
«Рейтинг Минниханова понижен в связи с законопроектом Клишаса – Крашенинникова, а также из-за того, что была плохо отработана история с экспериментом по QR-кодам»
«Минниханов вместо возможной «пятерки» получил «двойку» за качество политического менеджмента»
Из-за обсуждения закона о системе «единой публичной власти», по мнению составителей рейтинга, Приволжский федеральный округ сегодня находится в особом фокусе федерального центра. Главным образом по причине большого количества национальных республик с высоким уровнем автономии местных элит. Отразилась ситуация — по версии «Минченко консалтинг» — и на личном рейтинге президента Татарстана Минниханова. Хотя в списке политической устойчивости глав регионов ПФО он остается абсолютным лидером, набирает 18 баллов. Но в целом по стране это не самый высокий показатель. Лидирует в рейтинге губернатор Тульской области Алексей Дюмин. У него 23 балла. Затем идут губернатор Севастополя Михаил Развожаев (22 балла), глава Чечни Рамзан Кадыров (21 балл), губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко (20 баллов) и глава Камчатского края Владимир Солодов (19 баллов).
Таким образом, Минниханов занимает 6-е место, обойдя даже таких «старожилов-тяжеловесов», как Собянин с Воробьевым, у которых по 17 баллов. Но им оценки — по методологии рейтинга «Госсовет 2.0» — снижены в том числе за счет изменения расчетов по критерию «окончание полномочий». Для глав регионов, которые пойдут на выборы в 2022 году, он был «обнулен», а тем, кто станет переизбираться в 2025-м, баллы снижены с 3 до 2. 2 балла по этому критерию получил и президент Татарстана, очередной срок которого закончится через четыре года. Однако сейчас персональный рейтинг Минниханова мог быть все-таки выше. Но несколько баллов у него «откусили» реакция элит РТ на законопроект о региональной власти, а также «куаризация», по которой Татарстан оказался впереди всей РФ, введя эту практику и на общественном транспорте. «Рейтинг Минниханова понижен в связи с законопроектом Клишаса – Крашенинникова, а также из-за того, что была плохо отработана история с экспериментом по QR-кодам», — добавил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Минченко. В итоге президент РТ вместо возможной «пятерки» получил «двойку» за качество политического менеджмента. И еще по 2 балла у него было снято за конфликты. Как на региональном, так и на федеральном уровне. С другой стороны, у Минниханова остается очень высокий уровень поддержки на уровне «Политбюро 2.0». 9 баллов из 10 возможных. Так же как у губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Максимальная же «десятка» по этому параметру только у столичного градоначальника.
Лидирует в рейтинге губернатор Тульской области Алексей Дюмин. У него 23 балла
Что касается в целом корпуса ПФО, кроме Минниханова в «зеленой зоне» оказался еще только губернатор Пензенской области Олег Мельниченко с 16 баллами. Еще один — губернатор Саратовской области Валерий Радаев — угодил в опасную «красную зону»: у него всего 10 баллов. Остальные главы субъектов ПФО — в «желтой зоне». Глава Чувашии Олег Николаев набрал 15 баллов, губернатор Ульяновской области Алексей Русских — 14, по 13 очков «заработали» Артем Здунов (Мордовия), Дмитрий Махонин (Пермский край) и Глеб Никитин (Нижегородская область). Еще ниже — с 12 баллами — расположились губернатор Оренбургской области Денис Паслер и глава Башкортостана Радий Хабиров. Замыкают эту переходную зону Дмитрий Азаров (Самарская область), Александр Бречалов (Удмуртия), Игорь Васильев (Кировская область) и Александр Евстифеев (Марий Эл) — у них по 11 баллов.
Губернатор Саратовской области Валерий Радаев угодил в опасную «красную зону» — у него всего 10 баллов
В целом конфигурация глав регионов в ПФО не претерпела существенных изменений. Однако особо беспокоиться, судя по рейтингу, следует Бречалову и Радаеву, которые считаются «володинскими» губернаторами и которым предстоят выборы в 2022 году. «Отдельная интрига — судьба условно „володинских“ губернаторов Радаева и Бречалова. Отставка первого будет выглядеть объяснимо, учитывая общий тренд на реновацию губернаторского корпуса, в то время как решение по Александру Бречалову можно будет расценивать как индикатор элитных позиций спикера ГД», — пишут эксперты «Минченко консалтинг».
В динамике наиболее существенное падение результатов наблюдается в Марий Эл и Удмуртии, где «Единая Россия» ухудшила свои показатели по сравнению с 2016 годом более чем на 10 процентных пунктов. В Марий Эл победу на выборах в Госдуму одержала КПРФ, в том числе и в столице региона. Тем не менее Евстифеев провел встречу с Владимиром Путиным почти сразу после избирательной кампании, что можно расценивать как индикатор сохранения доверия. Для всех остальных региональных глав низкие результаты ЕР могут оказаться негативным фактором аудита их деятельности, особенно для Сергея Жвачкина (Томская область), которому предстоит гипотетический третий срок. Также фактор долгого пребывания на посту повышает шансы ротации Евгения Куйвашева, как и Радаева, с учетом запроса на обновление власти и накопленной усталости от «старожилов». Наиболее же устойчивой позицией обладает губернатор Калининградской области Антон Алиханов, который пользуется самой существенной поддержкой членов «Политбюро 2.0» из всех инкумбентов ЕДГ-2022.
В Марий Эл победу на выборах в Госдуму одержала КПРФ, в том числе и в столице региона. Тем не менее Александр Евстифеев провел встречу с Владимиром Путиным почти сразу после избирательной кампании
«На региональных выборах в 2022 году следует ожидать новых рисков: ковидных протестов и внутриэлитных конфликтов»
В докладе отмечается, что в недавних ротациях губернаторского корпуса также проявилось снижение субъектности местных элит. Вместо местных губернаторов во Владимирской (Владимир Сипягин) и Тамбовской (Александр Никитин) областях назначены «варяги» Александр Авдеев и Максим Егоров соответственно. В Ярославской области вместо «варяга-адъютанта» Дмитрия Миронова на пост врио пришел другой «варяг» — Михаил Евраев. «Сюжет с досрочной отставкой Владимира Сипягина достоин особого внимания. Тот факт, что врио губернатора Владимирской области стал член „Единой России“, указывает на отсутствие каких-либо „закрепленных“ за системной оппозицией субъектов РФ. Однако Сипягин и оказался „незапланированным“ для Кремля губернатором, партия ЛДПР не получила сопоставимой замены, хотя и сохранила под номинальным патронажем Хабаровский край в лице Михаила Дегтярева — намного более зависимого от федерального центра политика», — пишут эксперты «Минченко консалтинг». Однако после думских выборов, на их взгляд, возникла еще более существенная интрига — будет ли назначен на губернаторский пост член новой парламентской партии «Новые люди», учитывая сложившуюся практику представительства хотя бы одного губернатора от каждой парламентской партии. В этой связи они напоминают, что даже у «Яблока» есть номинальный представитель — экс-член федерального бюро партии Евраев (Ярославская область).
Составители рейтинга предсказывают, что осенние ротации почти наверняка не станут единственными — высока вероятность точечных кадровых замен в преддверии будущего ЕДГ-2022. На данный момент точно пройдет 15 губернаторских кампаний (14 из них — прямые выборы региональных глав), но лишь в трех регионах назначены новые врио. Эксперты при этом отмечают, что среди 10 худших регионов для «Единой России» по результатам выборов в Госдуму-2021 четыре возглавляют губернаторы, которые должны переизбраться в 2022 году — Кировская область (82-е место), Республика Карелия (79-е место), Новгородская область (77-е место), Томская область (76-е место).
«Сюжет с досрочной отставкой Владимира Сипягина достоин особого внимания. Тот факт, что врио губернатора Владимирской области стал член «Единой России», указывает на отсутствие каких-либо «закрепленных» за системной оппозицией субъектов РФ»
Нарождающейся интригой является и вопрос дальнейших перспектив губернаторов-«технократов», часть которых уже в 2022 году впервые попробуют переизбраться на второй срок. В 2023–2025 годах таких глав регионов будет еще больше. «Под „технократами“ понимаются преимущественно те губернаторы, которые оказались в региональной политике впервые и пришли на свой пост из федеральных структур исполнительной власти. В этой связи прослеживается „развилка“ возможных сценариев избирательных кампаний губернаторов-„технократов“», — пишут эксперты.
Первый сценарий: стресс-тест — «технократы» пойдут на переизбрание как автономные публичные политики и должны будут показать, чему научились на своем посту, организуя кампании в свою поддержку без какой-либо существенной помощи админресурса и с ограниченным вовлечением ресурсов федеральных элитных групп. Второй сценарий: референдумный — губернаторы-«технократы» проведут типичные кампании плебисцитарного типа с большим организационным вовлечением ресурсов федеральной вертикали, с минимальной конкуренцией и акцентом на деполитизацию внутрирегиональной повестки. Превалирование какого-либо из сценариев укажет на траектории трансформации политического режима в целом — стресс-тест будет означать ставку на «технократов» как политиков нового поколения, а референдумные кампании укажут на цементирование территориального управления, где губернатор является условным «федеральным министром по региональным делам». Также нельзя исключать банальной отставки «технократа» к окончанию первого срока с назначением на федеральную должность (или, наоборот, отставку с последующим понижением в статусе).
Напряженность на региональных выборах в 2022 году добавит новые риски. По мнению авторов доклада, ключевые из них — это нарастание «ковидных» протестов в случае принудительной вакцинации и введения QR-кодов; обострение внутриэлитных конфликтов из-за фактического воплощения доктрины «единой публичной власти» через массовую замену глав МСУ на лояльных губернатору «варягов»; протестные настроения «рассерженного городского избирателя»; рост неравенства развития между центром и периферией; локальные протесты по специфическим тематикам: экология, обманутые дольщики, перебои с поставками продовольствия и т. д.
Одним из сложнейших для внутриполитических администраторов округом остается СФО. Высокий уровень устойчивости («зеленая зона») пока сохраняет лишь губернатор Иркутской области Игорь Кобзев
«Лидером устойчивости остается глава Чечни Рамзан Кадыров»
Авторы рейтинга политической устойчивости отмечают и ряд интересных и показательных существующих кейсов по всем федеральным округам. Одним из сложнейших для внутриполитических администраторов округом остается СФО (Сибирский федеральный округ), где высокий уровень протестных настроений, что наглядно было продемонстрировано результатами КПРФ на думских выборах. Высокий уровень устойчивости («зеленая зона») пока сохраняет лишь губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. За счет избавления от приставки «врио» высокие баллы устойчивости также получает глава Республики Тыва Владислав Ховалыг. Остальные сибирские губернаторы не могут продемонстрировать показатели устойчивости выше 12 баллов либо из-за элитных конфликтов, либо из-за наличия уголовных дел в своих правительствах. Критически слабые позиции остаются у главы Хакасии Валентина Коновалова (КПРФ), отставка которого кажется лишь вопросом времени.
Средние рейтинги глав регионов СЗФО (Северо-Западного федерального округа) в том числе обусловлены наличием существенных оппозиционных настроений в макрорегионе, где в «зеленой зоне» политической устойчивости лишь губернатор Ленинградской области Дрозденко. Негативная динамика устойчивости наблюдается у губернаторов Андрея Чибиса (Мурманская область) и Владимира Уйбы (Коми). Руководитель Мурманской области столкнулся с обширным конфликтом с местными элитами, который вышел на федеральный уровень. Кульминацией стал отказ депутатов мурманского горсовета утвердить кандидатуру Чибиса и «Единой России» на пост главы областной столицы — Ольга Дзюба пока так и не получила заветный пост. Фронтменом внутриэлитной «оппозиции» губернатору является депутат ГД и экс-мэр Мурманска Алексей Веллер, группа которого не смогла смириться с резкой отставкой предыдущего градоначальника Андрея Сысоева. А глава Коми Уйба — частый фигурант федеральных СМИ в неоднозначном контексте из-за своих скандальных высказываний, что подрывает имиджевое позиционирование регионального руководителя.
В ЦФО (Центральном федеральном округе) внимание привлекает выход из «красной зоны» губернатора Орловской области Андрея Клычкова (КПРФ)
В ЮФО (Южном федеральном округе) «зеленую зону» покинул руководитель Крыма Сергей Аксенов из-за давления силовиков и беспрецедентной череды уголовных дел в окружении главы полуострова. Сложной остается ситуация и в Калмыкии, где Бату Хасиков так и не смог выстроить конструктивные отношения с местными элитами, а «Единая Россия» провалилась на думских выборах в республике.
В ЦФО (Центральном федеральном округе) внимание привлекает выход из «красной зоны» губернатора Орловской области Андрея Клычкова (КПРФ), который в условиях внутрипартийного конфликта в компартии (между «протестным» и «системным» крылом), не стал прибегать к протестной риторике, не допустив противостояния с федеральным центром. В УФО наиболее интересным сюжетом является дальнейшая судьба Куйвашева, который гипотетически должен пойти на третий губернаторский срок в условиях наличия внутриэлитной турбулентности в Свердловской области и высокой заинтересованности федеральных акторов в контроле над ресурсным регионом.
В Северо-Кавказском федеральном округе существенных изменений не произошло — лидером устойчивости остается глава Чечни Рамзан Кадыров
В ДФО (Дальневосточном федеральном округе) группа лидеров остается практически неизменной. «Зеленую зону» устойчивости покинул лишь губернатор ЕАО (Еврейской автономной области) Ростислав Гольдштейн из-за внутриэлитных конфликтов, в том числе по причине низких темпов вакцинации, что было отмечено лично полпредом Юрием Трутневым. Непростое положение у губернатора Приморского края Олега Кожемяко и главы Бурятии Алексея Цыденова. У губернатора Приморья сохраняются крайне напряженные отношения с местными элитами, а поражение «Единой России» во Владивостоке лишь подтвердило существенные проблемы руководителя края с политменеджментом. Однако главе Приморья удалось покинуть «красную зону» за счет снижения остроты внутриэлитного конфликта при посредничестве полпредства ДФО. Цыденову предстоят региональные выборы в 2022 году, при этом оппозиционные настроения и популярность КПРФ в Бурятии являются традиционно высокими. Также в Бурятии высокой поддержкой пользуется партия «Новые люди», которая набрала в Улан-Удэ на думских выборах почти 15% голосов. Отмечается и наличие федерального конфликта у новоиспеченного губернатора Хабаровского края Дегтярева (ЛДПР) с дальневосточным полпредством. Хотя Дегтяреву удалось несколько снизить градус внутриэлитного противостояния в крае.
В Северо-Кавказском федеральном округе существенных изменений не произошло — лидером устойчивости остается глава Чечни Кадыров. При этом в «зеленую зону» перешел глава Дагестана Сергей Меликов. Свои позиции усилили глава Северной Осетии Сергей Меняйло и глава КЧР Рашид Темрезов, которые лишь начинают свои губернаторские сроки, а значит, по критерию «окончание полномочий» снова получают 3 балла в соответствии с методологией рейтинга «Госсовет 2.0».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 408
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.