Сегодня официально открывается, а с завтрашнего дня будет доступна для всех посетителей Государственного музея изобразительных искусств РТ выставка выдающегося казанского художника Николая Фешина. К 140-летию живописца представлена самая большая в мире музейная коллекция, принадлежащая ГМИИ РТ. А настоящим событием открытия станет впервые оказавшееся в столице РТ полотно «Капустница» (1909). Специально для корреспондентов «БИЗНЕС Online» до открытия директор музея Розалия Нургалеева провела экскурсию, где рассказала о печальной судьбе некоторых из героев портретов Фешина, его триумфе после дипломной работы и огромном электронном каталоге к выставке, в котором поучаствовали даже музеи с Украины и из Киргизии.
-
Главная выставка Казани конца 2021 года открылась сегодня в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана, а именно: экспозиция самого значимого художника в истории столицы РТ, выдающего портретиста в истории русского изобразительного искусства Николая Фешина. По случаю его 140-летия посетители увидят самую большую в мире музейную коллекцию, принадлежащую ГМИИ РТ, которую также дополнили произведения из коллекций Российской академии художеств, Государственного Русского музея и Научно-исследовательского музея при Академии художеств (Санкт-Петербург). За несколько часов до официальной церемонии открытия директор музея Розалия Нургалеева любезно устроила экскурсию корреспондентам «БИЗНЕС Online» по выставке.
-
Экспозиция, состоящая почти из 200 картин, заняла весь второй этаж главного здания музея, разместившись в 7 залах.
-
«Празднование юбилея Фешина началось с выставки в Третьяковской галерее в мае 2021 года. Это была и позиция президента нашей республики, и министра культуры РТ. Мы хотели на такой замечательной площадке показать все наше собрание, — напомнила Нургалеева. — После этого мы начали думать, что и в Казани нужно сделать такую масштабную выставку».
-
В первом зале представлены самые ранние графические работы художника. Некоторые из них выполнены в карандашной технике, как, например, те, где изображены обнаженные натурщицы. А также небольшие гуашевые графические картины, в которых он выразил свою любовь к деревенскому пейзажу. Графика, техника рисования углем, по словам Нургалеевой, давались Фешину невероятно мастерски.
-
Не чурался Фешин и других жанров. Например, готовил билеты и программки для бала в художественном училище, где он принимал участие еще и как декоратор («Программа бала художников. Эскиз обложки» (1900).
-
Для антуража экспозиция первого зала разбавлена экспонатами фонда музея в стиле модерн.
-
Кстати, специально к выставке подготовлен огромный 400-страничный электронный каталог, в котором можно посмотреть не только картины выдающегося художника, но и прочесть письма Фешина, написанные как ему, так и им самим; информацию обо всех тех, кто изображен на портретах живописца; то, что он сам писал о себе в 1950-е; его биографию и прочее. «Мы мечтали, что покажем вообще все, что есть о Фешине в России. Порядка 12 частных коллекций, 27 государственных музеев и так далее предоставили свои экспонаты для нашего каталога. Даже музеи Украины и Киргизии», — призналась собеседница газеты.
-
Автопортрет молодого Фешина, сделанный в его мастерской художественного училища в Казани. «Ведущий художник, педагог получал не только жилье, но и свою мастерскую», — объяснила Нургалеева.
-
Уже в следующем зале представлена одна из жемчужин экспозиции — дипломная работа Фешина для Академии художеств «Капустница» (1909), которая впервые выставляется в ГМИИ РТ. Специально для выставки ее предоставила Российская академия художеств РФ, где хранится произведение. Именно тогда художник ярко прозвучал не только в России, но и за границей, побывав со своим произведением на выставках в США, Германии, Италии и т. д. Картина показывает эпизод деревенской жизни того периода, когда капусту солили всей деревней на осенний церковный праздник Воздвиженье. На ней изображены девушки и парни, шинкующие капусту, женщины, вырезающие кочерыжки, и бегающая вокруг детвора, которая хрустит сочными листьями.
-
Еще одна масштабная и значимая работа — «Обливание» (1914). «Это чудеснейшая работа! Все, начиная от плачущего ребенка — девочки, которую только что окатили ледяной водой, до довольного этим поступком мужчины сзади, сделавшего это исподтишка, — передает свои впечатления от картины директор ГМИИ. — Понимаете, это традиции. И на этой традиции получаются не только шоковые ситуации, но и это была еще и радость, весна, надежда на плодородие».
-
Рядом с «Обливанием», словно кусочки пазлов, расположены небольшие эскизы самой картины, которые в итоге Фешин собрал в одно большое полотно.
-
На этой картине изображена мастерская отца Фешина. «Казалось бы, ну что здесь в колорите? Тут небольшая палитра красок, но настолько проникает цвет из маленьких окон картины. Эта сухая стружка… Кажется, мы даже чувствуем ее запах. Я даже мечтала когда-нибудь (как мы на Рерихе сделали мультимедийное интерактивное сопровождение) использовать парфюмерию, чтобы посетители действительно могли чувствовать запах, который источает картина», — рассказывает наш сегодняшний экскурсовод.
-
Кстати, в рамках выставки в Галерее современного искусства ГМИИ РТ в VR-зале музея заработает мультимедийная инсталляция «ФЕШИН», которую подготовила студия Abau. Скорее всего, казанцам она известна по участию в международном фестивале медиаискусства «НУР». Мультимедийный проект представляет собой визуальный очерк, проецируемый на стены ГСИ, о казанском периоде жизни выдающегося живописца. В команде проекта принимала участие композитор Алина Каримова (Holofonote), а для озвучивания Фешина был приглашен главный режиссер ТГАТ им. Камала Фарид Бикчантаев.
-
В другом зале представлен бюст дочери Фешина Ии, которая передала татарстанскому музею бо́льшую часть работ отца.
-
Конечно, представлена и картина с изображением любимой супруги Фешина Александры Белькович — дочери директора Казанской художественной школы. «В нее он влюбился сразу. И сразу начал рисовать», — говорит Нургалеева. Кстати, все картины обрамлены оригинальными рамами.
-
А вот и знаменитый портрет Вари Адоратской (1914). «У ученицы Фешина Надежды Сапожниковой была сестра, которая была замужем за политическим деятелем Владимиром Адоратским. Эта девочка еще, может быть, не знает, что такое война. В нашем каталоге есть воспоминания о том, как Фешин рисовал ее, как ей было неловко, но потом он ее разговорил. Дальше ее семья уезжает за границу, потом возвращается. Но жизнь ее сложилась не очень хорошо», — рассказала историю этой картины директор музея.
-
Семья Сапожниковой очень помогала Фешину, т. к. была обеспечена, в частности, очень хорошо платила ему за свои портреты. Кстати, в ГМИИ РТ хранятся и работы Натальи Сапожниковой.
-
Подлинный палантин, принадлежавший Сапожниковой.
-
Обнаженный портрет супруги Фешина Александры. «Она была очень романтичной девушкой, писала стихи и мечтала быть не только художницей, а она была ученицей Фешина, в Америке уже хотела заниматься литературой», — добавила директор ГМИИ.
-
А так представлена одна из самых тяжелых картин художника «Бойня» (1904). Фешина ужасало обилие крови на бойне. Но в конце концов он решил создать эту работу. Отец даже приносил голову быка, чтобы сын рисовал ее. Художник писал, что у него в мастерской стояла страшная вонь, но он ее не замечал, потому что рисовал с азартом…
-
Сундук, сделанный самим Фешиным. Мало кто знает, что Фешин был еще и скульптором. Этим умением он обязан отцу. Иван Алексеевич Фешин владел позолотно-столярно-резной мастерской в Казани, оформлял интерьеры церквей, изготовлял алтари и иконостасы. Маленький Коля буквально с детства дышал столярным клеем и впитывал отцовское ремесло. Он считал отца своим первым учителем в искусстве и неоднократно изображал его.
-
Закрывает выставку серия работ, сделанных живописцем уже в Америке, где он часто рисовал местную публику.
Напомним, что для посетителей выставка откроется завтра в 17:00. Посмотреть работы одного из наиболее выдающихся портретистов в истории русского изобразительного искусства можно будет до 22 марта в главном здании ГМИИ РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.