1. Главная выставка Казани конца 2021 года открылась сегодня в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана, а именно: экспозиция самого значимого художника в истории столицы РТ, выдающего портретиста в истории русского изобразительного искусства Николая Фешина. По случаю его 140-летия посетители увидят самую большую в мире музейную коллекцию, принадлежащую ГМИИ РТ, которую также дополнили произведения из коллекций Российской академии художеств, Государственного Русского музея и Научно-исследовательского музея при Академии художеств (Санкт-Петербург). За несколько часов до официальной церемонии открытия директор музея Розалия Нургалеева любезно устроила экскурсию корреспондентам «БИЗНЕС Online» по выставке.

  2. Экспозиция, состоящая почти из 200 картин, заняла весь второй этаж главного здания музея, разместившись в 7 залах.

  3. «Празднование юбилея Фешина началось с выставки в Третьяковской галерее в мае 2021 года. Это была и позиция президента нашей республики, и министра культуры РТ. Мы хотели на такой замечательной площадке показать все наше собрание, — напомнила Нургалеева. — После этого мы начали думать, что и в Казани нужно сделать такую масштабную выставку».

  4. В первом зале представлены самые ранние графические работы художника. Некоторые из них выполнены в карандашной технике, как, например, те, где изображены обнаженные натурщицы. А также небольшие гуашевые графические картины, в которых он выразил свою любовь к деревенскому пейзажу. Графика, техника рисования углем, по словам Нургалеевой, давались Фешину невероятно мастерски.

     

  5. Не чурался Фешин и других жанров. Например, готовил билеты и программки для бала в художественном училище, где он принимал участие еще и как декоратор («Программа бала художников. Эскиз обложки» (1900).

  6. Для антуража экспозиция первого зала разбавлена экспонатами фонда музея в стиле модерн.

  7. Кстати, специально к выставке подготовлен огромный 400-страничный электронный каталог, в котором можно посмотреть не только картины выдающегося художника, но и прочесть письма Фешина, написанные как ему, так и им самим; информацию обо всех тех, кто изображен на портретах живописца; то, что он сам писал о себе в 1950-е; его биографию и прочее. «Мы мечтали, что покажем вообще все, что есть о Фешине в России. Порядка 12 частных коллекций, 27 государственных музеев и так далее предоставили свои экспонаты для нашего каталога. Даже музеи Украины и Киргизии», — призналась собеседница газеты.

  8. Автопортрет молодого Фешина, сделанный в его мастерской художественного училища в Казани. «Ведущий художник, педагог получал не только жилье, но и свою мастерскую», — объяснила Нургалеева.

  9. Уже в следующем зале представлена одна из жемчужин экспозиции — дипломная работа Фешина для Академии художеств «Капустница» (1909), которая впервые выставляется в ГМИИ РТ. Специально для выставки ее предоставила Российская академия художеств РФ, где хранится произведение. Именно тогда художник ярко прозвучал не только в России, но и за границей, побывав со своим произведением на выставках в США, Германии, Италии и т. д. Картина показывает эпизод деревенской жизни того периода, когда капусту солили всей деревней на осенний церковный праздник Воздвиженье. На ней изображены девушки и парни, шинкующие капусту, женщины, вырезающие кочерыжки, и бегающая вокруг детвора, которая хрустит сочными листьями.

  10. Еще одна масштабная и значимая работа — «Обливание» (1914). «Это чудеснейшая работа! Все, начиная от плачущего ребенка — девочки, которую только что окатили ледяной водой, до довольного этим поступком мужчины сзади, сделавшего это исподтишка, — передает свои впечатления от картины директор ГМИИ. — Понимаете, это традиции. И на этой традиции получаются не только шоковые ситуации, но и это была еще и радость, весна, надежда на плодородие».

  11. Рядом с «Обливанием», словно кусочки пазлов, расположены небольшие эскизы самой картины, которые в итоге Фешин собрал в одно большое полотно.

  12. На этой картине изображена мастерская отца Фешина. «Казалось бы, ну что здесь в колорите? Тут небольшая палитра красок, но настолько проникает цвет из маленьких окон картины. Эта сухая стружка… Кажется, мы даже чувствуем ее запах. Я даже мечтала когда-нибудь (как мы на Рерихе сделали мультимедийное интерактивное сопровождение) использовать парфюмерию, чтобы посетители действительно могли чувствовать запах, который источает картина», — рассказывает наш сегодняшний экскурсовод.

  13. Кстати, в рамках выставки в Галерее современного искусства ГМИИ РТ в VR-зале музея заработает мультимедийная инсталляция «ФЕШИН», которую подготовила студия Abau. Скорее всего, казанцам она известна по участию в международном фестивале медиаискусства «НУР». Мультимедийный проект представляет собой визуальный очерк, проецируемый на стены ГСИ, о казанском периоде жизни выдающегося живописца. В команде проекта принимала участие композитор Алина Каримова (Holofonote), а для озвучивания Фешина был приглашен главный режиссер ТГАТ им. Камала Фарид Бикчантаев.

  14. В другом зале представлен бюст дочери Фешина Ии, которая передала татарстанскому музею бо́льшую часть работ отца.

  15. Конечно, представлена и картина с изображением любимой супруги Фешина Александры Белькович — дочери директора Казанской художественной школы. «В нее он влюбился сразу. И сразу начал рисовать», — говорит Нургалеева. Кстати, все картины обрамлены оригинальными рамами.

  16. А вот и знаменитый портрет Вари Адоратской (1914). «У ученицы Фешина Надежды Сапожниковой была сестра, которая была замужем за политическим деятелем Владимиром Адоратским. Эта девочка еще, может быть, не знает, что такое война. В нашем каталоге есть воспоминания о том, как Фешин рисовал ее, как ей было неловко, но потом он ее разговорил. Дальше ее семья уезжает за границу, потом возвращается. Но жизнь ее сложилась не очень хорошо», — рассказала историю этой картины директор музея.

  17. Семья Сапожниковой очень помогала Фешину, т. к. была обеспечена, в частности, очень хорошо платила ему за свои портреты. Кстати, в ГМИИ РТ хранятся и работы Натальи Сапожниковой.

  18. Подлинный палантин, принадлежавший Сапожниковой.

  19. Обнаженный портрет супруги Фешина Александры. «Она была очень романтичной девушкой, писала стихи и мечтала быть не только художницей, а она была ученицей Фешина, в Америке уже хотела заниматься литературой», — добавила директор ГМИИ.

  20. А так представлена одна из самых тяжелых картин художника «Бойня» (1904). Фешина ужасало обилие крови на бойне. Но в конце концов он решил создать эту работу. Отец даже приносил голову быка, чтобы сын рисовал ее. Художник писал, что у него в мастерской стояла страшная вонь, но он ее не замечал, потому что рисовал с азартом…

  21. Сундук, сделанный самим Фешиным. Мало кто знает, что Фешин был еще и скульптором. Этим умением он обязан отцу. Иван Алексеевич Фешин владел позолотно-столярно-резной мастерской в Казани, оформлял интерьеры церквей, изготовлял алтари и иконостасы. Маленький Коля буквально с детства дышал столярным клеем и впитывал отцовское ремесло. Он считал отца своим первым учителем в искусстве и неоднократно изображал его.

  22. Закрывает выставку серия работ, сделанных живописцем уже в Америке, где он часто рисовал местную публику. 

    Напомним, что для посетителей выставка откроется завтра в 17:00. Посмотреть работы одного из наиболее выдающихся портретистов в истории русского изобразительного искусства можно будет до 22 марта в главном здании ГМИИ РТ.