В Узбекистане всю минувшую неделю в центре внимания были тюбетейки. Дискуссию спровоцировал министр культуры Озодбек Назарбеков, сообщивший, что теперь его сотрудники на работе будут носить дуппи — традиционный узбекский головной убор. Данная инициатива разделила общество. Казанский востоковед и постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов рассказывает о том, как звезда местной эстрады борется за сохранение «этических норм, сформировавшихся на протяжении тысячелетий».
Хочешь быть патриотом — носи тюбетейку!
В Узбекистане темой номер один на минувшей неделе стали… тюбетейки. Это хороший знак, страна выходит из коронакризиса. Тема пандемии уходит на второй план, жизнь в Узбекистане, как и в других странах Центральной Азии, возвращается в привычное русло. Ограничения, если и сохраняются, то уже носят формальный характер.
Власти вновь заговорили о реформах, в наступающем году будет подкорректирован Основной закон республики. Президент Шавкат Мирзиеев в праздничном поздравлении по случаю Дня Конституции предложил внести в основной закон изменения. В нем будут определены основы развития института семьи, «донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране», отражены вопросы недопущения детского труда, защиты прав инвалидов и пожилых людей, а также климатические вопросы.
Высшие чиновники страны каждый по-своему уловили месседж главы страны. Особо отличился министр культуры Узбекистана Озодбек Назарбеков, который сообщил, что теперь сотрудники министерства на работе будут носить дуппи (тюбетейку). Он назвал это возрождением традиций и призвал работников всех сфер последовать примеру.
Министр отметил, что данная инициатива направлена на продвижение национальных традиций, в чем минкульт намерен быть примером. «Призываю представителей всех сфер, творческих людей, патриотов Родины, волонтеров поддержать эту инициативу. Поспешите вернуть в жизнь еще одну ценность, защищенную нашей Конституцией», — отметил Назарбеков.
В интернет был выложен ролик, где сам министр, а также все сотрудники министерства облачились в национальный головной убор.
Дуппи здесь считается не столько национальным, сколько религиозным головным убором. В любой узбекской мечети на входе в молельный зал расположены шкафы с тюбетейками. Их обязательно надо водружать на голову перед намазом
Тюбетейкой по TikTok
«Культурная» инициатива взбудоражила широкие народные массы. В светском Узбекистане подобные инициативы воспринимаются как откат к прошлому, очередной шаг к исламизации страны. Дуппи здесь считается не столько национальным, сколько религиозным головным убором. В любой узбекской мечети на входе в молельный зал расположены шкафы с тюбетейками. Их обязательно надо водружать на голову перед намазом. С голой головой заходить в мечеть не принято.
47-летний Назарбеков пришел в министерство с эстрадных подмостков. С 2003 года он выступал с сольными концертами, в том числе на лучших сценах страны, и считается самым успешным певцом узбекской эстрады. Ни один правительственный концерт не обходится без его выступления. Но репертуар его ближе к классическому, народному.
В январе прошлого года Назарбеков получил министерский портфель и уже прославился рядом ограничительных мер. Последнее — это отмена шоу-концерта TikTok Fest с участием российских и украинских блогеров и музыкантов (например Дани Милохина), который должен был состояться 25 декабря в Ташкенте. Хотя минкульт и открещивается от этого решения, ссылаясь на МВД республики, которое дает разрешение, но все же свою позицию озвучил.
В министерстве считают: «TikTok Fest окажет негативное влияние на сознание, мировоззрение молодежи с духовной точки зрения. Ведь это отрицает и наше воспитание, сформировавшееся под влиянием человеческих качеств, этических норм, сформировавшихся на протяжении тысячелетий и пропитавших нашу кровь». «Надеемся, что организаторы таких мероприятий впредь будут учитывать перечисленные факторы и отнесутся к данному вопросу более серьезно», — отметили в минкульте.
Стоит также отметить, что доступ к TikTok (наряду с «Твиттером», «ВКонтакте» и «Скайпом») в Узбекистане был ограничен этим летом. В сентябре партия «Миллий тикланиш» выступила за полное ограничение работы TikTok как сервиса, опасного для детей.
«Запретный плод сладок, такие вещи запретами не решить», — пишет один из комментаторов, обсуждая отмену концерта тиктокеров и возможное повсеместное введение «тюбетеечного» дресс-кода
«Запретный плод сладок»
«Запретный плод сладок, такие вещи запретами не решить», — пишет один из комментаторов, обсуждая отмену концерта тиктокеров и возможное повсеместное введение «тюбетеечного» дресс-кода. «Назарбеков занимает должность министра культуры Узбекистана, а не узбекской культуры, [забывая] что в стране проживают люди более 130 национальностей», — отмечает другой критик этого решения.
«А где можно прочитать список того, что подходит под определение „национальный менталитет узбекского народа, нравственное воспитание, исторически богатая культура и мировоззрение молодежи“? Навруз и чтение стихов Бабура студентами „белый верх, темный низ“ на фоне баннера с новостройками и портретом президента? Вот это все и есть работа минкультуры?» — возмущаются другие пользователи сети.
Известная узбекская певица Лола (выступающая в России под псевдонимом Мая) язвительно прошлась по новой инициативе министерства. Она опубликовала в «Инстаграме» фотографию в балаклаве и отметила, что ведомство не оценило бы ее уголовной убор. «Что там по головным уборам? В министерстве культуры Узбекистана вряд ли бы оценили, но, как по мне, отменный способ скрыть немытую голову, неуложенные волосы, седину, ну или залысину. Тащусь от модных тенденций 2021-го», — написала артистка на своей страничке.
Эта тема явно «зашла» в массы, наложившись, видимо, на предновогодние настроения. Большинство критиков настроены мирно и сыплют шутками и приколами. Но есть и те, кто готов подать в суд на министра.
«А если я, будучи сотрудником минкульта и узбеком, не захочу носить тюбетейку? Что тогда — увольнение, штраф, понижение в должности? Какой простор для подачи в суд на министра!» — пишет один из таких критиков. «Когда уже до них дойдет, что культура начинается не с дуппи, не с чапана и т. д. Культура начинается с соблюдения правил дорожного движения, с соблюдения очереди, с прочих проявлений уважения к окружающим. Но, конечно, тюбетейку нацепить гораздо проще. Какой-такой культур-мультур? Не слышали», — вторит ему другой комментатор.
Как и любое общество, узбекское делится на либералов и консерваторов. Последние стыдят первых: «Люди, далекие от нашей культуры и менталитета, спекулируя на „демократии“, пытаются всячески ставить „палки в колеса“ и критиковать обычаи своих же отцов и дедов, которые не только одевались таким образом, а гордились, надевая чапан и тюбетейку, перед всем миром! До середины 1980-х годов почти 70–80% узбекистанцев носили тюбетейки как национальную гордость! Не забывайте, вы живете в Узбекистане!»
Узбекская дуппи фактически стала частью свадебного обряда. Перед никахом в мечети невеста водружает тюбетейку на голову жениху. И тут же снимает, когда обряд окончен…
Как спасти тюбетейку?
Проблема есть. Народные обычаи и традиции стремительно уходят из узбекского общества, и скороспелое решение главы минкульта напоминает хватание утопающего за соломинку. Миллионы молодых узбеков, получив «культурное крещение» в России, возвращаются на родину с иным менталитетом. Большой популярностью в стране пользуются низкопробные российские шоу и сериалы, телевидение здесь смотрят почти все. Интернет не может стать альтернативой ввиду низкой скорости передачи данных. Массовое строительство оптико-волоконных сетей началось только в этом году.
Узбекская дуппи фактически стала частью свадебного обряда. Перед никахом в мечети невеста водружает тюбетейку на голову жениху. И тут же снимает, когда обряд окончен…
Что касается узбекской молодежи, то она предпочитает одеваться если не ярко, то модно. Национальные костюмы и узоры здесь не в тренде, если речь идет о городской молодежи. В кишлаках все еще носят традиционные одежды, но в основном пожилые люди.
Что касается узбекской молодежи, то она предпочитает одеваться если не ярко, то модно. Национальные костюмы и узоры здесь не в тренде, если речь идет о городской молодежи
К слову сказать, местные татары стараются сохранять в костюме верность народным традициям. В татарском селе Ногай-Курган, которое сейчас вошло в состав Ташкента, пожилые татары носят тюбетейки без узора по типу каляпушей, но только не круглые, а четырехугольные. А татарские бабушки все еще ходят в бархатных камзолах, которые уже давно вышли у нас из моды.
Подвергшись массовому остракизму, министр культуры Узбекистана дал задний ход. Уже на следующий день он явился на совещание без тюбетейки. Сотрудники ведомства, судя по фоторепортажу с мероприятия, явно находились в состоянии когнитивного диссонанса. Часть сотрудников все еще была в сползающих с головы тюбетейках, а другая гордо сидела, оголив голову. На этом тюбетеечная история закончилась.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.