В среду в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась для посетителей выставка Николая Рериха. В Казань знаменитый петербургский Русский музей привез около 70 работ, среди которых как масштабные панно, так и небольшие эскизы, созданные в разный период творчества художника. Специально для «БИЗНЕС Online» главный научный сотрудник музея Дина Ахметова провела экскурсию по экспозиции и рассказала о Пакте Рериха — первом международным договоре по защите культурного наследия, поисках живописцем мифической страны и об итогах визита в Казань в начале прошлого века.
-
Накануне в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась для посетителей выставка одного из самых значимых мастеров отечественной и мировой живописи, путешественника, ученого Николая Константиновича Рериха. В экспозицию вошло более 70 его картин из собрания Государственного Русского музея, которую дополнило несколько работ ГСИ. Специально для «БИЗНЕС Online» искусствовед, главный научный сотрудник музея Дина Ахметова любезно устроила экскурсию по выставке.
-
Выставка расположилась на втором и третьем этажах галереи и насчитывает порядка 80 картин. Первая ее часть — русская тематика.
-
Картина «Илья Пророк» (1931 год).
-
Прямо у входа под стеклом находится первая монография о Рерихе, которая была издана в Казани в 1912 году. Ее автор — Александр Мантель — казанский коллекционер, меценат, издатель, друживший с художниками объединения «Мир искусства», которое в 1910-м возглавил Николай Константинович. «У Рериха до этого должны были выйти другие монографии, но в итоге что-то не сложилось. И первым стал именно альбом Мантеля», — рассказывает Ахметова. Рядом можно увидеть предисловие Рериха к статье Мантеля об известном иллюстраторе Дмитрии Митрохине.
-
Произведение «Мехески — лунный народ», созданное в 1915 году (слева на фото), — одна из двух картин из собраний ГСИ, представленных на выставке.
-
«Николай Константинович, надо сказать, прославился довольно рано. Человеком он был собранным, работоспособным, — отметила собеседница. — Кому-то он кажется немного отстраненным, если посмотреть на его такие декоративные пейзажи, но на самом деле он очень чутко отзывался на все, что происходило вокруг. Это ведь было время революций, русско-японская война, Отечественная война. И даже несмотря на то, что художник тогда уже находился в Индии, он болезненно ее переживал. Россия всегда была для него чем-то трепетным. И картины, в общем, говорят о том, что его волнует». По мнению Ахметовой, Рерих выражал это не в виде политического памфлета, а именно силами искусства говорил о том, что он чувствует.
-
Например, работа «Зловещие» из серии «Начало Руси. Славяне (и варяги)», которая была закончена в 1901 году. Изначально у картины был несколько иной мотив, но после возвращения из-за границы замысел произведения изменился. Рерих отрезал верхнюю часть холста с изображением славянского города, и композиционным стержнем картины стали теперь вороны. Активизация рабочего движения, крестьянские и студенческие волнения, политические убийства, разгул реакции — все это заставило многих художников того периода, в том числе и Рериха, задуматься о том, какое переустройство ждет Россию.
-
Кстати, чтобы больше проникнуться работами Рериха, можно воспользоваться аудиогидом.
-
Художественный журнал «Золотое руно» (1907) с портретом Рериха работы Александра Головина.
-
«В 1903 году Рерих был в Казани в рамках своей экспедиции, побывал в нашем городе. Но если после других городов сохранились какие-то работы, этюды, то, боюсь, в Казани он не встретил ту архитектуру, которую искал. А искал он древнерусские памятники. У нас совсем таких древних — XIII–XIV веков, — как, например, во Владимире, нет», — рассказывает Ахметова. Известно, что после Казани у Рериха сохранилась лишь одна панорамная фотография, на которой изображена башня Сююмбике. Хранится фото в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве.
-
В рамках выставки в Галерее современного искусства ГМИИ РТ работает интерактивная инсталляция, подготовленная студией Abau. Она же работала над проекцией и для выставки Фешина, которая проходит в основном зале музея. Казанцам студия известна по участию в международном фестивале медиаискусства «НУР». В проекте принял участие актер ТЮЗа Михаил Меркушин, который читает закадровый текст.
-
Фешин feat. Рерих. В изомузее сегодня настоящий «батл» двух больших художников, ведь буквально через дорогу от ГСИ, в основном здании ГМИИ РТ, работает выставка легендарного казанца Николая Фешина.
-
«Рерих очень переживал за сохранность русской архитектуры, которая тогда, по сути, была бесхозной. Существует даже Пакт Рериха, в котором он заявляет об этой проблеме», — напоминает наш гид по выставке.
Идея создания документа возникла у художника еще в самом начале столетия при изучении памятников отечественной старины. А русско‑японская война 1904 года заставила его и вовсе серьезно задуматься над угрозой, которая «таилась в техническом усовершенствовании военных средств разрушения». Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший известность в международно‑правовой практике как Пакт Рериха, был подписан в 1935 году в Вашингтоне. Документ стал первым международным договором по защите культурного наследия во время вооруженных конфликтов и в мирное время.
-
Декоративное панно «Илья Муромец» (1910). В 1909–1910 годах Рерих исполнил серию панно «Богатырский фриз» для особняка видного промышленника Филадельфа Бажанова.
-
Очень органично вписался в экспозицию предмет из собрания ГМИИ РТ «Ковш-скопкарь» (конец XIX – начало XX века). «На рубеже этих веков был очень моден русский стиль — в архитектуре, в декоративном искусстве, — потому часто случалось подражание ему. А поскольку у Рериха тоже такой псевдорусский стиль, эти предметы здесь очень органично смотрятся», — объясняет Ахметова.
-
На следующем этаже расположены уже более поздние работы живописца, что заметно даже по их цветовой гамме.
-
Здесь находится множество картин с изображение гор, которые так любил Рерих: Тибет, перевал Бара-Лача, Гималаи и др. В свое время художник много лет провел вместе со своей семьей в экспедиции на Востоке Евразии.
И, хотя официальной целью путешествия считались археологические и этнографические исследования, некоторые историки считают, что Рерих был одержим идеей найти Шамбалу — мифическую страну, вход в которую, по мнению буддистов, могут увидеть только хорошие люди и где открываются все секреты мироздания.
-
Вообще тема оккультизма и мистики в жизни и творчестве Рериха и его жены Елены является практически неизученной. Дело в том, что они не любили термины «оккультизм» и «мистицизм», особенно применительно к своему учению, названному первоначально йогой. А источником своего учения семья, как известно, считала мифических тибетско-гималайских учителей (махатм).
-
На этом же этаже также расположен пульт интерактивной инсталляции, с которым может повзаимодействовать посетитель. При нажатии на кнопки на стене появляется силуэт зрителя на фоне какого-нибудь изображения. Таким образом человек попадает в реальный пейзаж картины Рериха.
-
Говоря о спорном творчестве Рериха, о том, что многие считают его далеко не самым выдающимся живописцем, Ахметова отметила, что главное в художнике — узнаваемость. «Смотришь на картину и понимаешь, что это за художник. Как мы его узнали? По определенной манере, индивидуальному стилю. Если это есть, то речь идет о большом художнике. И далеко не каждый имеет это. Единицы. У Рериха своя манера есть. И, между прочим, она проглядывается уже в самых ранних его работах», — подчеркнула искусствовед.
-
Выставка Николая Рериха в Галерее современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57) проходит до 22 марта. Не пропустите.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.