Погоня за молодежью не всегда хорошо, т. к. приводит к сегрегации учреждений культуры по возрасту, отметила сегодня министр культуры РТ Ирада Аюпова. Это уже произошло с Национальной библиотекой РТ, сообщила она на встрече с журналистами по итогам года. О том, как дефицит кадров не позволяет утвердить директора Национального музея Татарстана, почему ушел на ТНВ Айрат Сибагатуллин и по-прежнему ли хочет КФУ присоединить Казанское художественное училище, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Итоги 2021-го Ирада Аюпова подвела в «Шәрык клубы» («Восточный клуб»), открытие которого стало одним из приятных событий в уходящем году
«На данный момент у меня информации о том, что этот вопрос продолжается, нет»
В минкульте РТ принято креативно подходить к выбору места для встреч с прессой руководителя ведомства Ирады Аюповой. Вот и на этот раз итоги 2021-го было решено подвести в «Шәрык клубы» («Восточный клуб»), открытие которого стало одним из приятных событий уходящего года. Напомним, что в отреставрированном здании по адресу улица Татарстан, 8, где в свое время читал лекцию Габдулла Тукай и выступала со спектаклями группа «Сайяр», театр им. Камала создал интерактивный мультимедийный комплекс истории татарского театра, который открылся для публики в сентябре этого года.
Конечно, не обошлось без разговора о будущем нынешнего здания Камаловского театра, руководство которого рассчитывает со временем переехать в новый ультрасовременный комплекс, который должны построить под чутким кураторством Наталии Фишман-Бекмамбетовой. Отвечая на вопрос об отведении сегодняшней площадки для центра современной татарской молодежной культуры, Аюпова сослалась на послание Рустама Минниханова Госсовету РТ. «Когда в своем выступлении Рустам Нургалиевич говорил, что это будет молодежный театр, он имел в виду именно такой контекст, чтобы здание театра Галискара Камала оставить именно как центр молодежной татарской культуры. В моем восприятии, может быть, данный смысл вкладывался. Но этот вопрос у нас до сих пор на контроле, много вариантов», — ответила министр культуры. Напомним, в сентябре просьбу передать здание театра молодой национальной общественности озвучивал всемирный форум татарской молодежи.
Правда, Аюпова указала, что для креативной молодежи и так много площадок, а сама она против разделения учреждений по возрасту. «Я против того, чтобы сегрегировали население и делили по группам», — заявила она и посетовала на Национальную библиотеку РТ: там теперь одна молодежь, а взрослые туда ходить перестали.
«БИЗНЕС Online», в свою очередь, напомнил о ситуации вокруг желания КФУ присоединить к себе Казанское художественное училище. Напомним, что мы первыми озвучили наличие таких планов, что вызвало бурю возмущения среди культурной общественности, причем и сама Аюпова демонстрировала, что не в восторге от «аппетитов» федерального университета, грозящих разрушить систему художественного образования в республике. Но, судя по сегодняшнему ответу министра, окончательного решения все еще нет, хотя на днях советник ректора КФУ Рияз Минзарипов так оценил перспективы слияния с КХУ: «Раз от них инициативы нет, то зачем?»
«Всех интересует вопрос [возможного присоединения КХУ к КФУ], конечно. На данный момент у меня информации о том, что этот вопрос продолжается, нет. Можно я так скажу?» — отметила министр культуры РТ и добавила про федеральный грант в 58 млн рублей, который выиграло училище на закупку оборудования для школы креативных индустрий.
После пресс-конференции состоялась торжественная церемония оглашения результатов конкурса «Культурное перо». В номинации «Величайшее богатство народа — его язык» награждена Гульназ Бадретдин («БИЗНЕС Online»)
«Милли җанлы кеше» во главе музеев Кремля
Также прессу интересовали кадровые вопросы, прежде всего связанные с музейным делом.
Уход Айрата Сибагатуллина с поста директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Аюпова объяснила кадровой ротацией и экспертными знаниями чиновника в сфере кино. «Айрат Миннемуллович очень большой профессионал в сфере кино, он возглавлял у нас и госкомитет по кинематографии какое-то время. Я так понимаю, что на ТНВ сейчас это направление очень активно развивается, и мне сказали, что он будет полностью курировать вопросы развития телевидения и кино», — ответила Аюпова на вопрос «БИЗНЕС Online».
Почему на место Сибагатуллина назначен человек без опыта музейной работы, 33-летний мэр деревни Универсиады Ильнур Рахимов (официально назначение случилось на прошлой неделе, но мы об этом рассказывали еще в ноябре)? «Он кандидат исторических наук, вы знаете? — сказала Ирада Хафизяновна. — Ул милли җанлы кеше (тат. — „он человек с национальной душой“). Это очень неплохой кандидат, я с вами не согласна. Иногда нужен свежий взгляд. По вашей логике, я должна с одного музея в другой… Это неправильно. Культуре сегодня больше, чем в другой какой-то сфере, нужен иной взгляд, чтобы посмотреть на себя с другой стороны».
Другой беспокоящий кадровый вопрос — это все еще вакантная должность директора Национального музея РТ. После ухода Гульчачак Назиповой еще в октябре 2020-го обязанности директора исполняет Алиса Вяткина, больше известная в Казани как успешный концертный промоутер. Кстати, с момента ее появления в Нацмузее РТ учреждение стало гораздо больше средств зарабатывать само. Однако, по словам одного из журналистов, «на этой должности хотелось бы увидеть человека, который свободно владеет татарским языком и очень хорошо знает национальную культуру». Когда же будет представлен новый директор Нацмузея РТ?
— Пока не знаю, — коротко ответила министр.
— А от кого это зависит?
— От дефицита кадров, — сказала Аюпова, сообщив о программе MBA в сфере культуры, по которой 20 человек обучаются в Казанском федеральном университете. Проект был поддержан Миннихановым и является, как оказалось, первым подобным в России.
Аюпова рассказала о гастролях казанских театров в муниципалитетах (поставлено 70 спектаклей для 20 тыс. зрителей), фестивале театров малых городов и множестве проведенных фестивалей
«ТатКультЖиен»
Также Аюпова ответила на вопрос о реставрации здания Казанского театрального училища: сейчас разрабатывается сметно-проектная документация, президент в курсе, но к 100-летию учреждения в 2022-м «вряд ли успеют», потому что представленное минкультом техническое задание «достаточно масштабное».
Что касается самой презентации по итогам года, то тут министр рассказала о гастролях казанских театров в муниципалитетах (поставлено 70 спектаклей для 20 тыс. зрителей), фестивале театров малых городов и множестве проведенных фестивалей. Аюпова упомянула и о критике, которой ведомство на днях подверглось со стороны председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина: тот посетовал на английское fest в названии каждого татарстанского фестиваля. «А как по-татарски будет „фестиваль“?» — просила у журналистов Аюпова. Те с ходу смогли придумать только «жиен».
Традиционные народные праздники в этом году транслировались онлайн и смогли набрать 40 млн просмотров. При поддержке Россотрудничества балет «Шурале» посмотрели по ссылке в 45 странах, причем в одном Китае — порядка 100 тыс. человек, обратила внимание Аюпова, добавив, что этот формат будет продолжаться.
487 проектов заявило министерство культуры в федеральный президентский фонд культурных инициатив и стало вторым по количеству победителей, также рассказала Аюпова. Министр отметила, что для учреждений культуры и некоммерческих организаций очень важно развивать проектную культуру, ведь при правильной подаче заявок «действительно очень велики шансы на победу».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 186
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.