«Время полутонов, веры на слово прошло. Ситуация настолько серьезна, что потребовала именно таких шагов, когда необходим принципиальный разговор глаза в глаза», — объясняет замглавы МИДа проекты договоров по безопасности, направленные в США и НАТО. Их обсуждают сегодня в Вене: и пока Байден готовит очередные санкции, а Йен Столтенберг говорит о невозможности новых переговоров, в Европе опасаются холодной войны. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», хором говорят, что страны альянса попали в ситуацию цугцванга, а прежний геополитический этап на планете закончился, так что России нужно возвращать себе контроль и управление.
МИД России опубликовал проекты договоров с НАТО и США о гарантиях безопасности, которые обсуждали 7 декабря российский и американский лидеры Владимир Путин и Джо Байден. Договоры предполагают отказ от расширения НАТО на восток и ограничения на размещение серьезных наступательных вооружений
«Хотят натовцы или нет, в диалог придется вступать»
«В отношениях России и НАТО наступает момент истины», — заявил сегодня Константин Гаврилов, глава российской делегации на переговорах по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями в Вене. В столице Австрии сейчас обсуждается радикальный дипломатический шаг России, направившей в альянс и США проекты договоров о гарантиях безопасности, которые обсуждали на встрече 7 декабря президенты РФ и США Владимир Путин и Джо Байден. Цимес ситуации в том, что документы не просто направили, но и публично их обнародовали, а значит, на них нельзя не реагировать.
«Нельзя постоянно наступать на больные точки России, нужно определяться… Разговор должен быть серьезным, и все в НАТО прекрасно понимают, несмотря на всю силу и мощь, что необходимо предпринимать конкретные политические действия, в противном случае альтернатива — это военно-технический и военный ответы России», — сказал Гаврилов в эфире телеканала «Россия-24». Дипломат подчеркнул, что «необходимо плотно разговаривать с американцами. И, хотят они или нет, в диалог придется вступать».
МИД России опубликовал проекты договоров с НАТО и США о гарантиях безопасности, которые обсуждали 7 декабря российский и американский лидеры Путин и Байден. Договоры предполагают отказ от расширения НАТО на восток и ограничения на размещение серьезных наступательных вооружений.
Основные положения для НАТО:
- исключить дальнейшее расширение НАТО и присоединение к альянсу Украины;
- не размещать дополнительные войска и вооружения за пределами стран, в которых они были на 1997 год (до присоединения к НАТО стран Восточной Европы), кроме исключительных случаев с согласия России;
- отказаться от любой военной деятельности НАТО на Украине, в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии;
- не развертывать ракеты средней и меньшей дальности там, откуда они могут поражать территорию другой стороны;
- не проводить учения численностью свыше бригады в согласованной приграничной полосе, регулярно обмениваться информацией о военных учениях;
- подтвердить, что стороны не рассматривают друг друга как противников, закрепить договоренность решать все споры мирно;
- создать горячие линии для экстренных контактов.
Основные положения для США:
- не размещать вооружения и силы в районах, где это будет восприниматься другой стороной как угроза национальной безопасности;
- воздержаться от полетов тяжелых бомбардировщиков вне своего неба и от присутствия боевых кораблей в районах вне национальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой стороны;
- не развертывать ядерное оружие за рубежом и вернуть уже развернутое;
- не проводить военных учений с отработкой применения ядерного оружия;
- США обязуются исключить дальнейшее расширение НАТО на восток и отказаться от приема в альянс постсоветских стран;
- США обязуются не создавать военные базы в постсоветских странах, не использовать их военную инфраструктуру и не развивать с ними военное сотрудничество.
Йенс Столтенберг отклонил идею диалога с Россией по этому поводу и заявил, что Москва не имеет права на свою «сферу влияния»
«Идея о проведении новой конференции была бы для НАТО шагом назад»
Реакция была разной. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в интервью газете Journal de Dimanche накануне отклонил идею диалога с Россией по этому поводу и заявил, что Москва не имеет права на свою «сферу влияния». «Идея о проведении новой конференции, где мы бы вновь обсуждали зоны влияния, в рамках которых великие державы могли бы контролировать то, что их соседи могут или не могут делать, была бы для нас шагом назад, и это совсем неверное направление», — отметил он.
Байден же поручил руководству по национальной безопасности использовать все возможные инструменты, чтобы сдержать якобы готовящееся вторжение России на Украину — по его мнению, на это есть порядка четырех недель. Как сообщает телеканал CNN со ссылкой на источник, американский президент опасается повторения 2014 года, когда возвращение Крыма в состав России «застигло США и ЕС врасплох». Инструменты подразумевают очередные санкции — которые, как уверяют американские СМИ, «будут подавляющими, немедленными и повлекут за собой значительные издержки для российской экономики». Ранее, напомним, Европарламент принял резолюцию, содержащую список санкций против Москвы на случай «вторжения» России на Украину. Ограничения предполагают расширение списка лиц, которым запретят въезд в ЕС и заморозят их активы в Евросоюзе. Также предлагается отключить страну от международной банковской системы SWIFT. Депутаты подчеркнули, что санкции должны повлиять на «важные отрасли экономики России».
По словам главы минобороны Франции Флоранс Парли, цель Парижа — «отговорить российские власти от шага, который мог бы спровоцировать драматическую цепь событий». При этом она подчеркивает, что страна не хочет возврата к холодной войне и нацелена на поддержание открытого и прямого диалога с Россией. Также Парли добавила, что в случае эскалации на юго-востоке Украины Запад может усилить санкции, которые ранее были применены против РФ. Помимо того, по мнению министра, Россию могут «политически изолировать».
Александр Грушко: «Время полутонов, веры на слово прошло. Мы не должны забывать, что расширение НАТО — это политика и она называется «политикой открытых дверей»
«Боевой самолет Альянса долетает до Петербурга менее чем за 10 минут»
Подробнее о том, чего именно ожидает Москва от плана по прекращению расширения НАТО на восток, рассказал замглавы МИД РФ Александр Грушко сегодня в интервью «Российской газете». Он подчеркнул в числе прочего, что если, например, на территории Альянса появятся ударные средства, способные в течение нескольких минут достигать наших центров управления, то Россия будет вынуждена «создать адекватную ситуацию».
«Время полутонов, веры на слово прошло. Ситуация настолько серьезна, что потребовала именно таких шагов, когда необходим принципиальный разговор глаза в глаза. Например, наши натовские партнеры говорят о расширении Альянса, что Россия не имеет права голоса, процедура приближения в части НАТО прописана в Вашингтонском (Североатлантическом) договоре и каждое государство имеет право свободно „выбирать способы обеспечения своей безопасности“, включая участие в военных союзах. Здесь наши натовские партнеры ставят точку. Но там есть вторая часть формулы, где прямо сказано, что, делая такой выбор, государства обязаны учитывать интересы безопасности других. И мы не должны забывать, что расширение НАТО — это политика и она называется „политикой открытых дверей“», — подчеркивает замминистра.
Грушко отметил, что со времен СССР удлинилась линия соприкосновения с НАТО: раньше она проходила лишь по границам Турции и Норвегии. «Недавно генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что ядерное оружие может быть размещено в странах Восточной Европы. Это серьезный вызов самим основам европейской безопасности. Раньше НАТО играло выражениями вроде „временное развертывание“. Сейчас это у них называется „устойчивым ротационным присутствием“. А это фактически постоянное присутствие. Все это непосредственно затрагивает нашу безопасность, — рассуждает он. — Вместе с тем из Таллина до Петербурга можно на велосипеде доехать, а боевой самолет Альянса долетает до Петербурга менее чем за 10 минут».
В итоге, по мнению замминистра иностранных дел, Балтийский регион превращается в район военного соперничества и это затрагивает уже фундаментальные интересы безопасности. «У нас жесткая позиция, но наше послание, обращение очень понятны для Запада. Мы рассчитываем на предметный диалог с США. У нас уже сформирована команда, и мы готовы незамедлительно начать соответствующий разговор, как только американцы окажутся к нему готовы», — заключил он, отметив, что пока реакции от США не поступало.
«НАТО вплотную подошло и фактически уже заступило на красную черту, которая Россией была проведена не сегодня»
«Это конец мира, построенного Вашингтоном»
Мы попросили экспертов прокомментировать проект договора, предложенный Россией, и оценить, насколько он гарантирует соблюдение безопасности нашей страны и какие существуют сценарии дальнейшего развития событий.
Дмитрий Дробницкий — политолог, американист:
— НАТО вплотную подошло и фактически уже заступило на красную черту, которая Россией была проведена не сегодня. И РФ больше не готова терпеть такого рода поведение Альянса, когда против всех соглашений и очевидных интересов национальной безопасности России НАТО продолжает втягивать в свою орбиту [новые страны] не только юридическим путем членства, но и через различного рода обходные пути, когда сотрудничество с не-членами НАТО предполагает размещение своей инфраструктуры на территории этих стран, например Украины. И Россия больше это терпеть не готова.
Стране нужно новое соглашение, которое обяжет НАТО, а прежде всего Вашингтон, который может являться основным гарантом такого соглашения, не размещать контингенты, ударные комплексы вблизи российских границ с опасно коротким подлетным временем. И хотя это не сказано в тексте договора, в противном случае Россия вынуждена будет принимать определенного рода меры. Это публичное заявление, и факт даже не в том, что оно было передано НАТО, а в том, что оно было опубликовано. Соответственно, НАТО на подобное придется каким-то образом отвечать. И это совершенно новая стратегическая ситуация, потому что раньше такого рода претензии, что НАТО что-то не то делает, отметались с порога. Нам говорили, что НАТО делает то, что записано в уставе, и будет продолжать это делать. А сотрудничает НАТО вообще с кем хочет, поэтому может размещать там свою структуру. А России отказывалось в праве иметь «красные линии», сферы влияния, а также интересы национальной безопасности за пределами своих национальных границ.
И вот РФ заявила, что такого рода ситуация ее не устраивает и она вынуждена будет в отсутствие подобного договора принимать односторонние действия для обеспечения интересов своей национальной безопасности, для того чтобы осуществлять контроль за происходящим в своей сфере влияния. Ход давно назревший и перезревший, а что ответит на это НАТО — сказать сложно. Я думаю, что нас ждут очень долгие переговоры, потому что, скорее всего, с порога отметать все это не будут, что бы там ни говорили европейские функционеры. Вероятно, это будут очень-очень долгие консультации. Потому что отмести все это с порога станет означать признание того, что правил в Европе больше нет, потому что о них не захотели договориться.
В некотором смысле это, наверное, конец или почти конец мира, построенного на правилах, как это устанавливалось начиная с 90-х годов Вашингтоном и его союзниками, взамен мира, построенного на международном праве. И в данном смысле видно, что вот у этих правил, которые устанавливались в одностороннем порядке Западом, есть определенного рода пределы. Сходные процессы, как мы видим, происходят и на другом конце Евразии, но это уже другой вопрос. В некотором смысле это такая новая стратегическая ситуация в Евразии и мире, и, в общем, нашим западным визави придется что-то делать. А что они будут делать… Скорее всего, они начнут тянуть время, потому что для них это ситуация цугцванга: какой бы ход ты ни сделал — все равно плохо. Если ты удовлетворишь полностью или частично требования России, ты как бы отступил, а зачем? Если этого не сделал, ты фактически сказал: ну давайте, действуйте в одностороннем порядке. Сейчас на Западе широко обсуждается, что Россия это сделала для того, чтобы спровоцировать НАТО и Вашингтон на отказ. И тогда у русских будут развязаны руки: «Мы же вас предупреждали, предлагали договориться, а вы так поступили. Пеняйте на себя». На деле ситуация для них не очень хорошая, но они сами себя в нее завели. Игнорирование России как серьезного евразийского игрока к этой ситуации и привело.
Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:
— Это очень сильный политический ход, который поставил наших западных партнеров в тупик. В шахматах это называется цугцванг: куда бы ты ни сходил, все будет плохо. Если они откажутся от данного предложения, то это будет означать, что они проявляют свою агрессивность и агрессоры по сути, то есть ведут дело к войне. Если они примут это, то их же собственные партнеры будут говорить, что «прогнулись перед Путиным». Если честно, это очень хороший ход, который на самом деле подчеркивает, что Россия не планирует никаких агрессивных действий. К сожалению, наши западные партнеры часто передергивают ситуацию, ставят телегу впереди лошади. Сейчас с помощью такой инициативы РФ расставляет все точки над i. Я думаю, что это очень правильно.
В военной среде говорят: ответ будет уклончивым, на фиг пошлют. Вот приблизительно также [ответят Вашингтон и Брюссель]. Ответ будет уклончивым. Вы заметили, замминистра иностранных дел РФ [Сергей] Рябков сказал замечательную фразу, когда наши западные партнеры решили маневрировать и говорили: «Мы некоторые пункты принимаем»? Он говорит: «Это вам не меню, чтобы выбирать что-то. Либо все берете, либо ничего». Мне кажется, эта позиция очень взвешенная.
«Искандер М» стреляет на дальность до 500 километров. Это очень зрелищная дальность для Европы. А если американцы начнут размещать в Европе свои ракеты средней дальности, то мы тоже можем разместить на территории европейской части России ракеты средней дальности — это и «Циркон», и «Калибр»
«Нужен ультиматум: вы ставите ракеты — мы ставим ракеты»
Виктор Литовкин — военный обозреватель, полковник в отставке:
— Надо понимать, что НАТО — это вассал Соединенных Штатов и никогда НАТО не будет ничего делать без того, чтобы не получить отмашку от Вашингтона, так что это предложение Вашингтону. И уже неоднократно и на самом высоком уровне было сказано, что разговор будет идти не с НАТО, а с Вашингтоном. Поэтому если Вашингтон заинтересован в налаживании более-менее предсказуемых отношений с Россией, то он согласится на переговоры. Но это не значит, что они примут наш ультиматум в том виде, в каком мы его предъявили. Будут идти переговоры со взаимными компромиссами. Но если они с порога отметут наши предложения, то, естественно, мы будем предпринимать какие-то ответные действия. А они могут быть самыми разными, вплоть до размещения на границах с НАТО наших боевых комплексов различного типа. Например, мы можем разместить в Беларуси системы оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер М». Сейчас в Беларуси есть «Искандеры», но он там под маркировкой «Э», то есть экспортный вариант, который стреляет на дальность до 300 километров. А «Искандер М» стреляет на дальность до 500 километров. Это очень зрелищная дальность для Европы. А если американцы начнут размещать в Европе свои ракеты средней дальности, то мы тоже можем разместить на территории европейской части России ракеты средней дальности — это и «Циркон», и «Калибр». Они, правда, морские ракеты, морского базирования, но поскольку у американцев «Томагавк» тоже морского базирования и они после выхода из договора по средней и меньшей дальности показали, что «Томагавк» может размещаться на земле, то я думаю, что и нам не представит больших технических трудностей разместить на земле и «Калибр», и «Циркон». А может быть, и другие ракеты, которые у нас есть. Я уже не говорю про воздушную составляющую, например гиперзвуковой «Кинжал», который может стать системой сдерживания для НАТО в Европе. Просто об этом, видимо, надо будет открыто заявить и поставить ультиматум: «Вы убираете ракеты — мы не ставим свои ракеты. Вы ставите ракеты — мы ставим ракеты». И мало того что нацелим свои ракеты на ваши базы с вашими ракетами, мы их нацелим еще и на те пункты, где принимаются решения. А они принимаются в Брюсселе, Берлине, Вашингтоне и так далее. Если это будет касаться Украины, то тоже достаточно доходчиво было сказано, что если украинские вооруженные силы проведут широкомасштабное наступление на Донбасс, то у нас появится повод провести операцию принуждения Украины к миру. Точно так же, как мы это сделали, когда Саакашвили напал на Южную Осетию в августе 2008 года. Я думаю, там не только Донбасс станет независимым, но, может быть, и другие какие-то области Украины.
Виктор Минин — политолог:
— Это начало подготовки Ялты-2. Этап прежний исторический, геополитический на планете закончился. По большому счету то, что мы сделали, — это начало открытой борьбы трех центров сил за периферию. У любой системы принцип действия — связка трех сил, в мировой геополитике тоже. Два центра активны, энергия уходит к третьему пассивному. Германия воюет с СССР, все уехало в США. Сейчас воюет Китай с Америкой, только на товарно-финансовых рынках, поэтому все тихонько едет к нам. России нужно брать силы от двух центров и расширяться, возвращать себе свою периферию, контроль и управление. Это начало становления нового мира и перераспределения мира между тремя этими центрами сил.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 223
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.