О том, что татарская знать — это не только потомки аристократии завоевателей-Чингисидов, почему генетика не определяет национальности, чем Y-хромосома напоминает кольцо орнитолога? Об этом и многом другом, что приоткрыл синтез истории и генетики в ходе недавнего исследования, «БИЗНЕС Online» рассказали его участники — директор Института истории им. Марджани АН РТ доктор исторических наук Радик Салихов и кандидат исторических наук Максум Акчурин.
Радик Салихов: «Самый главный результат проекта состоит в том, что его выводы дают ясную картину генетического единства всех субэтнических и конфессиональных групп татар независимо от территории их проживания»
Суть исследования
В 2017–2020 годах Институтом истории им. Марджани АН РТ при поддержке ПАО «Татнефть» проведено историко-генетическое исследование генофонда татар, которое охватило более 550 татарских населенных пунктов. Основной акцент проекта был сделан на изучении Y-хромосомы, которая имеется только у мужчин и определяет родство по прямой мужской линии. Всего были протестированы 1 480 человек, осуществлено 2 028 тестов. С учетом уже имеющихся частных результатов общее количество составило около 2 тыс. образцов.
«Исходя из результатов исторических исследований последних десятилетий, в том числе генетических, можно утверждать, что татарский народ сформировался в период Средневековья, в эпоху Золотой Орды и постзолотоордынских татарских государств. Процесс этот происходил не в одночасье, а в течение трех столетий, в XIII–XVI веках. В то же время нельзя приуменьшать значение генетических линий булгарского и добулгарского периодов, которые объединяли как европейские, так и «степные» компоненты»
Ученые «окольцевали» древних предков с помощью Y-хромосомы
— Как современная генетика предоставила историкам такую возможность — заглянуть в прошлое на несколько тысяч лет назад?
Максум Акчурин: В этом нет ничего сверхъестественного, равно как и в нашем проекте. Результаты научных генетических исследований разных народов стали доступны в начале 2000-х годов. Вскоре появилась возможность простому человеку заказать тесты через коммерческие лаборатории. Сегодня в таких лабораториях собраны колоссальные базы данных. В России начиная с нулевых годов ХХI века в этой области работает ряд научных центров.
Сразу надо иметь в виду вот что: генетика не определяет национальности, она лишь выявляет родственные связи. Так что все, о чем мы сейчас будем говорить, — лишь о родстве и определении общих предков, причем за очень длительный период. Современная наука позволяет выяснить не только родство между отдельными людьми, но и благодаря накопленным данным помогает заглянуть в прошлое на несколько тысячелетий назад и оценить, как расселялись наши древние предки. Оказалось, достаточно просто узнать принадлежность к тем или иным древним родственным группам, на которые генетики поделили все человечество.
Пока ученым наилучшим образом удается выстраивать картину вглубь на несколько тысяч лет назад. А вот для раннего Средневековья или предшествующих периодов остаются вопросы. Многие миграционные процессы историческими письменными источниками фиксируются слабо или не зафиксированы вовсе. А результаты исследований современных людей свидетельствуют, что такие миграции действительно были, и они пока не всегда объяснимы. Зачастую возникают большие трудности с идентификацией древних народов. Поэтому из историков только археологи, наверное, стали первыми, кто почувствовал пользу от генетики: речь идет об исследованиях ДНК останков из древних захоронений.
— Что касается способов «проникновения в прошлое» — методики генетических исследований… Анатолий Клесов, создатель своего направления в этой области, которое он назвал ДНК-генеалогией, сравнивает Y-хромосому в ДНК человека с меткой-кольцом, которое орнитологи прицепляют к лапке птицы, чтобы проследить ее миграции. Как вы относитесь к такой «птичьей» аналогии?
М.А.: Подобное сравнение, наверное, вполне допустимо. Y-хромосома, которая практически в неизменном виде передается от деда к отцу, от отца к сыну, играет одну из ключевых ролей в исторических реконструкциях, поскольку происхождение по мужской линии еще в совсем недавнем прошлом определяло для человека его социальное место в обществе, сословную принадлежность, права на земельную собственность, то есть основу существования.
Что касается нашего проекта, то он, несмотря на свою уникальность, не первый и не единственный в области взаимодействия генетики и исторической науки. Кстати, о предыдущих опытах были публикации и в вашем издании (см. «БИЗНЕС Online» от 9 ноября 2015 года, 17 декабря 2016-го и 16 июля 2017-го — прим. ред.).
Максум Акчурин: «Современная наука позволяет выяснить не только родство между отдельными людьми, но и благодаря накопленным данным помогает заглянуть в прошлое на несколько тысячелетий назад и оценить, как расселялись наши древние предки»
«Мы должны были не просто измерить среднюю температуру по больнице»
— Когда, где и как проводились исследования?
М.А.: Мы не являемся здесь первопроходцами. Отдельные люди не только из Татарстана, но и Башкортостана, Нижегородской области, Мордовии и других регионов Среднего Поволжья и Приуралья, которые серьезно интересовались своими родословными, самостоятельно стали тестировать себя и родственников. Так возникали семейные мини-проекты.
Кстати, подобные проекты могли выйти за рамки семейных, стать даже региональными — скажем, с охватом одного или нескольких соседних населенных пунктов. В итоге складывалась общая картина как родственных связей между участниками проектов, так и каких-то более древних глобальных связей с представителями других народов, которая дополняла уже известные научные данные. Мы к этому процессу лишь подключились.
Радик Салихов: Мы должны были не просто измерить среднюю температуру по больнице. Мы собирались сделать исследование именно в рамках исторической науки. Для этого сгруппировали отдельные коренные районы проживания татарского населения в несколько исторических областей, имевших свою историко-культурную специфику. Татарское население России проживает на больших территориях, некоторые когда-то входили в Казанское ханство, но далеко не все.
Следующий важный момент: мы не выбирали всех подряд, а старались найти таких, чье происхождение можно было бы проследить. Поэтому особое внимание уделялось поиску представителей старинных татарских родов, имеющих глубокие документальные или семейные родословные — шаджаре (от арабского «шаджара» — дерево, в том числе родословное — прим. ред.). Учитывая неизменность Y-хромосомы, мы тем самым фактически получали срез на 300–400 лет назад, а то и глубже. Надо отметить, нашими сотрудниками и активными участниками проекта была проделана гигантская работа по поиску и анализу архивных документов — ревизских «сказок» и метрических книг для составления родословных. Восстановление многих документальных родословных и подбор татарстанских кандидатов координировал наш сотрудник Олег Владимиров.
«Татарская знать — это не только потомки аристократии, пришедшей с завоевателями-Чингисидами»
— Какие задачи вы ставили перед собой?
Р.С.: Их несколько. Во-первых, выделить районы, на территории которых татары проживали как минимум с XV–XVI веков, а также те, которые стали заселяться в XVII–XVIII веках. Второе: поиск подходящих кандидатов. Третье: анализ результатов генетических исследований, их соотнесение с информацией о предках для понимания их происхождения. (Историческая реконструкция в первую очередь связана с освоением территорий). И, наконец, четвертой задачей было выявление общих родственных групп при сопоставлении результатов как с другими современными этносами, так и с известными результатами древних ДНК. Это сравнение проводилось на основе мировых баз данных. Особенно выделим популярный портал YFull, позволяющий делать оценки как возрастов ближайших общих предков конкретных людей, так и времени появления древних родственных групп и их ветвей на общечеловеческом филогенетическом древе. Более правильным было бы сказать, что нашей целью являлось накопление полезной информации для дальнейших исследований и возможных реконструкций.
— В чем уникальность вашего проекта «Генофонд татар: историко-генетическое исследование. Гаплогруппы Y-хромосомы»? Чем он в корне отличается от других?
Р.С.: Это первое комплексное изучение генофонда татар. Мы разделили все выявленные родственные группы на условные категории. Восточноевропейские — это древние коренные линии, характерные скорее для славянских и прибалтийских народов, и сюда же мы добавили ветви, встречающиеся среди жителей русского Севера и Финляндии. В данную категорию попадает почти треть татарских образцов. Около четверти образцов вошло в южные группы, свойственные для Северного Кавказа, Ближнего Востока, а также Южной Европы. Разнообразные азиатские группы, характерные для народов Южной Сибири, Центральной Азии, Дальнего Востока, составили около 20 процентов. Оставшаяся часть включает урало-сибирские и западноевропейские группы, и есть ряд ветвей, которые пока не удалось отнести к какой-либо категории. Те группы, которые принято называть финно-угорскими, набирают чуть более 10 процентов. Хотя уже известно, что соседние народы — чуваши, мокша, эрзя, марийцы, удмурты, башкиры — также имеют весьма непростой состав с включением разных долей европейских, южных и азиатских линий.
Таким образом, у татар почти половину всех основных родственных групп составляют условные южные и азиатские группы. Проникновение последних связано с длительным периодом развития государственности предков татар в булгарские и ордынские времена. Обнаруженные учеными древние ДНК различных степных культур показывают, что азиатские линии можно связывать с тюркскими, монгольскими и даже дотюркскими степными экспансиями. Вопреки устоявшемуся мнению, татарская знать — это не только потомки аристократии, пришедшей с завоевателями-Чингисидами. Предки основных знатных татарских родов могли присутствовать в Восточной Европе еще в добулгарский и булгарский периоды.
Проект осуществил территориальный анализ генетических линий по историко-культурным ареалам: Горная сторона — в основном правобережная часть Казанского ханства; Заказанье — это центральные районы Казанского ханства; Мещера — отдельная историческая область включает районы Мордовии, Рязанской, Нижегородской, Пензенской областей. Мы выделили Западное и Восточное Закамье и Приуралье, а также Восточное Предкамье. Кроме этого, в проект попали отдельные образцы татар каринской и сылвенско-иренской групп.
Как выяснилось, даже к некоторому удивлению для нас самих, все основные территориальные татарские группы имеют схожую структуру, хотя со своими специфическими особенностями. Скажем, Горная сторона оказалась, пожалуй, самой разнообразной по набору «степных» линий. Возможно, это связано с миграцией сюда основного населения Болгара в ХIV–XV веках. Заказанье выделяется среди других областей превышением линий, характерных для адыгов и абхазов.
«Татарский народ сформировался не в одночасье, а в течение трех столетий»
— Когда, хотя бы примерно, плюс-минус 2–3 века, и из кого — рода, племена, группы — сложилась та общность людей, которую мы сейчас называем татарским народом?
М.А.: Мне видится, что на вопрос о том, когда сформировался татарский этнос, вряд ли генетика в принципе способна ответить без использования комплексного и междисциплинарного подхода. Но если задаться вопросом, когда далекие предки татар разошлись с предками представителей других народов, то можно порассуждать. Например, расчеты для восточноевропейской составляющей, выполненные на основе данных детального анализа Y-хромосомы, дают оценку, что для большинства случаев период разделения между предками других современных народов Восточной Европы (русские, поляки, литовцы, венгры) происходил в течение I тысячелетия нашей эры. Это исключая поволжские народы. К сожалению, методики расчетов не позволяют получить точных датировок. Периоды отделения от общих западноевропейских предков углубляются более чем на 2 тысячи лет назад. С учетом массовости европейских образцов в мировых базах на эти выводы вполне можно ориентироваться. Датировки южных веток также в основном составляют не менее 2 тысяч лет, но зачастую значительно больше. Иногда они близки к кавказским образцам, но, скорее всего, разделение происходило не на Кавказе, а где-то в соседних регионах, например в Прикаспии или Причерноморье. Примечательно, что многие общие азиатские линии оказались более молодыми. Это скорее говорит об их проникновении в ордынский или в предордынский периоды.
Таким образом, имеющиеся данные пока свидетельствуют, что часть предков будущих татар отделилась от ближайших общих европейских предков в I тысячелетии нашей эры, а некоторые еще ранее. Кем они являлись, непонятно. Процессы проникновения европейцев в тюркскую среду пока выпадают из поля зрения исследователей. Но такие процессы проходили, так как европейские предки обнаруживаются у других западных тюркских народов. Примечательно, что найдены они и у касимовских татар — потомков выходцев из степных ордынских областей. С другой стороны, результаты древних ДНК среди представителей степных археологических культур не фиксируют европейцев. Возможно, их проникновение происходило в середине или во второй половине I тысячелетия, может быть где-то в районах Подонья. Мы пока придерживаемся точки зрения, что некоторые европейские линии проникли в Среднее Поволжье и Приуралье уже как тюрки, может в составе булгар, может и с какими-то поздними миграциями, например в ордынский период.
Р.С.: Поддерживаю Максума. Точную дату возникновения того или иного народа никто не сможет назвать. Однако, исходя из результатов исторических исследований последних десятилетий, в том числе генетических, можно утверждать, что татарский народ сформировался в период Средневековья, в эпоху Золотой Орды и постзолотоордынских татарских государств. Процесс этот происходил не в одночасье, а в течение трех столетий, в XIII–XVI веках. В то же время нельзя приуменьшать значение генетических линий булгарского и добулгарского периодов, которые объединяли как европейские, так и «степные» компоненты.
Поэтому формирование генетической общности шло, как мы констатируем в итогах проекта, с конца I тысячелетия до нашей эры и до XVI века, а сам татарский народ, объединенный одной культурой, языком и государственностью евразийского масштаба, возник уже в период Средневековья. Именно в это время широкое распространение получает этноним «татары», который как раз и зафиксировал появление на мировой арене народа, составлявшего основу средневековой державы Чингисидов.
Ведь неслучайно, что на территории проживания современных татар сформировались основные центры государственности: Волжская Булгария, затем — Булгарский улус Золотой Орды, Казанское ханство. На нашей исторической территории, в Поволжье и Приуралье, существовала развитая городская культура, большие городские, в том числе столичные, центры с богатой ремесленной и торговой инфраструктурой, то есть сердце огромной империи Чингисидов. В этом смысле татары являются прямыми наследниками как булгарской, так и золотоордынской цивилизаций.
«Охват татар-кряшен был небольшим, но те результаты, которые оказались в нашем распоряжении, пока не дают оснований говорить о каких-то значительных отличиях. Многие попадают в близкие родственные группы с татарами-мусульманами»
Татары крымские, татары-кряшены: отдельные народы или субэтнические группы?
— Почему из рассуждений вы исключили поволжские народы?
М.А.: Потому что по ним пока нет достаточных данных, особенно результатов глубоких детальных исследований Y-хромосомы. Мы уверены, что общие родственные группы обязательно найдутся, причем некоторые уже известны, но вряд ли они будут многочисленными. Кстати, мы неожиданно столкнулись с таким явлением. Есть единичные случаи, когда среди представителей соседних народов встретились близкие к татарам образцы. Дальнейшее изучение архивных документов показало, что изначально действительно их предки по прямой мужской линии были татарами, а в период проводимой политики христианизации они принимали крещение и отселялись от сородичей-мусульман в соседние православные деревни в качестве «новокрещен». Но жителями этих деревень являлись не русские крестьяне, а представители других поволжских народов — в одном из примеров это были удмурты.
— Входят ли в проект татары крымские, татары-кряшены или это все-таки отдельные этносы? И как насчет тептярей?
Р.С.: В отечественной исторической науке давно уже доминирует точка зрения, что все вышеперечисленные общности не являются отдельными этносами, а представляют собой субэтнические группы единого татарского народа. Их специфика обусловлена сословными, религиозными и иными условиями, но отнюдь не этническими или тем более генетическими факторами.
Напротив, генетика свидетельствует о глубоком родстве всех субэтнических групп татар. Линии, присущие кряшенам или тептярям, ничем не отличаются от аналогичных линий татарского населения Заказанья или Горной стороны. Анализируя данные, например, по зауральским башкироязычным тептярям, проживающим на территории Учалинского района Башкортостана, мы ясно видим генетические пересечения с историческими деревнями ясачных татар, находящихся в Заказанье и на правобережье реки Волги. То же самое можно сказать и о тептярях востока Татарстана, запада Башкортостана, которые в большинстве своем как по архивным материалам, так и по данным генетики восходят к ясачному татарскому населению. К сожалению, протестированных крымских татар у нас единицы, а в доступных базах данных их пока мало. Некоторые результаты известны, и, кстати, среди них есть несколько близких пересечений с татарами Поволжья.
Охват татар-кряшен был небольшим, но, повторюсь, те результаты, которые оказались в нашем распоряжении, пока не дают оснований говорить о каких-то значительных отличиях. Многие попадают в близкие родственные группы с татарами-мусульманами.
Марджани и Максуди имели общих предков
— Какие-нибудь интересные события, неожиданные факты, например из генеалогии известных исторических личностей, всплыли в ходе ваших поисков?
Р.С.: Результаты исследований в отношении известных личностей могут быть хорошими иллюстрациями к проекту, мы посчитали это важным. Благодаря тому, что удалось протестировать прямых потомков или потомков по родственным линиям, мы знаем происхождение отдельных значимых для татарской нации личностей. Например, выяснилось восточноазиатское происхождение предков выдающегося богослова и просветителя Шигабутдина Марджани. Его результаты пересекаются с образцом палео-ДНК из захоронений хунну. Кстати, носителями гаплогруппы О, к которой относились предки Марджани, являлись представители рода Максудовых, давшие татарскому миру братьев Садри и Хади Максуди. Они были потомками служилого татарина Ишея Хозяшева сына Сюндюкова, имевшего в XVII веке большие земельные владения в Казанском уезде. Их генетические родственники выявлены в деревнях Сосновый Юраш Елабужского района и Татарское Ходяшево Пестречинского района РТ.
Другой выдающийся просветитель, Риза Фахретдин, родился в Бугульминском уезде, числился в тептярском сословии. Но, согласно семейной шаджаре, его предки переселились из деревни Ширданы Свияжского уезда, что, собственно, и подтвердилось, когда ближайшими генетическими родственникам» оказались жители соседнего села Бузаево Зеленодольского района. Кстати, происхождение Фахретдина связано с древней линией, характерной для западно- и восточнославянских народов, которая у татар самой значительной концентрации достигает именно в Горной стороне.
Примечательно, что наш первый нефтепромышленник Надыр Уразметьев, от чьего имени получила название Надыровская волость, оказался в предковой ветви для потомков каринских князей — потомков Кара-бека.
Вообще, результаты исследований дают пищу для размышлений по поводу наших старинных родословий. Например, в литературе известно несколько татарских шаджар, связанных как с потомками Пророка (сеидами), так и потомками его сподвижников (сахаба). В свое время Марджани и Фахретдин справедливо критиковали их легендарные истории, утверждая, что все они имеют местное происхождение. Проект подтвердил правоту наших классиков. Во всяком случае, потомки сахабов Абузяра Гаффари из деревни Качелино Арского района РТ, Салмана Фарси из деревень Старая Масра, Губурчак и Сикертан Арского района по итогам тестирования оказались носителями автохтонных европейских линий Заказанья. И даже образец одного из потомков рода Шакуловых, относящихся к сеидам, не совпал с уже известными в науке генетическими линиями курейшитов. Вероятно, мы имеем дело с древними татарскими династиями священнослужителей, которые для усиления своего авторитета среди единоверцев специально конструировали и вели свои родословные от выдающихся деятелей исламской цивилизации.
«Имеющиеся в нашем распоряжении данные показывают, что бо́льшая часть выявленных проектом генетических линий на территории западного Башкортостана является общей с татарскими группами других исторических областей»
«Мы доверились сведениям жителей Башкортостана»
— Что-нибудь новое прояснилось в многолетнем споре татар и башкир?
Р.С.: Задачи исследования состояли несколько в другом. При этом вся проектная выборка татар из Башкортостана собиралась без нашего участия, самостоятельно местными жителями или выходцами из башкортостанских деревень. Мы доверились их сведениям.
В делопроизводственных документах XVII–XIX веков в Уфимском уезде русской администрацией использовались понятия «башкирцы», «бобыли», «тептяри». Накопленный в последние годы комплекс документов свидетельствует, что эти понятия отражали не этническую идентичность, а только характер земельных владений и налогообложения в системе учета Уфимского уезда. В составе уезда находились современные восточные районы Татарстана, где в архивах мы также встречаем эти понятия. Иногда представители одних и тех же родов могли в разные периоды учитываться как татары, тептяри, башкирцы, мещеряки. Есть примеры, когда администрацией Казанского уезда представители этих же семей записывались в XVI–XVII веках или как ясачные татары, или как чуваши. Можно еще приводить десятки, если не сотни документальных примеров переходов в «башкирцы».
Имеющиеся в нашем распоряжении данные показывают, что бо́льшая часть выявленных проектом генетических линий на территории западного Башкортостана является общей с татарскими группами других исторических областей. Обусловлено это, по всей видимости, татарскими миграциями в XVII–XVIII веках из Мещерского края, Горной стороны и Заказанья. Вместе с тем есть и некоторые уникальные линии. Но мы неоднократно переспрашивали участников проекта из местных жителей, особенно тех, чьи предки в архивных документах числились башкирцами-вотчинниками, и они всегда утвердительно отвечали, что являются татарами. Примечательно, что предки отдельных башкирцев-вотчинников изначально проживали в Казанском уезде, чаще по Зюрейской дороге, в Терсинской волости. В том числе и в нашем проекте их генетические родственники обнаруживаются среди жителей районов Заказанья и Прикамья.
В этой связи представляются искусственно сконструированными некоторые родовые системы, предлагаемые башкирскими исследователями. Как правило, они пытаются рассказать о племенах, привязываясь к названиям волостей на территориях западных районов Башкортостана и восточных районов Татарстана. При этом участники нашего проекта передают совсем другие легенды и предания.
«Самое главное, что основные итоги исследований подтвердили правильность той концепции этнической истории, которая изложена в 7-томной истории татарского народа»
«Марийцы тысячами переходили в ислам и отатаривались?»
— Что нового дал проект для исторической науки?
Р.С.: Самое главное, что основные итоги исследований подтвердили правильность той концепции этнической истории, которая изложена в 7-томной истории татарского народа. Проект вносит некоторые серьезные коррективы в традиционные представления и стереотипы по поводу нашего прошлого. Например, еще встречаются рассуждения об отсутствии в древности родовой системы у татар. Однако историко-генетический анализ дает ясную картину существования таких родов. В Заказанье, например, это клан князей Яушевых, который жил на данной территории, вероятно, еще в добулгарский период. Мы зафиксировали генетическое доминирование представителей этого клана на территории Атнинского района, а также части Арского района Татарстана. Важно, что здесь археологами обнаружены укрепленные городища, датируемые еще первой половиной I тысячелетия нашей эры.
То же самое можно сказать о роде Кара-бека, каринских князьях. Основные линии их письменной шаджары, восходящей к XII веку, подтверждаются образцами из нашего проекта. Расселение представителей рода происходило на обширной территории Горной стороны, Заказанья и Закамья. Можно долго перечислять старинные татарские роды, чьи следы остались не только в документах, но и в генетике современных татар. Это и легендарный род Бараджа, род Бикчуры-хана, род Касим-шейха, род Янбакты и многие другие.
Есть стереотип о значительной доле финского компонента в этногенезе татар. Он тоже не выдерживает никакой критики, так как в целом по проекту он колеблется около 10 процентов, а в Заказанье, где, как считает некоторые публицисты, марийцы тысячами переходили в ислам и отатаривались, он составляет не более 20 процентов.
Интересно, что в Заказанье, в населенных пунктах, которые ведут свою историю со времен Казанского ханства и где сохранились древние кладбища того периода, фиксируются редкие азиатские линии. Например, в деревне Старый Узюм Атнинского района выявлена гаплогруппа D, почти не встречающаяся у татар. Она характерна для народов Дальнего Востока и Тибета. Учитывая то, что данный аул по преданиям возник благодаря переселенцам из Болгара, разгромленного Аксак Тимуром, эта линия, видимо, связана с монгольской экспансией, а ее носителем был представитель военной знати.
В то же время среди потомков средневековой татарской элиты, проживавшей в том же Заказанье, а именно: князей Утеевых (Старый Менгер Атнинского района РТ), мурз из рода Янбакты (Большой Менгер), князей Маметевых (Нижняя Ура Арского района), князей Янбулатовых (Большие Метески Тюлячинского района), уже упоминавшиеся нами Яушевы как сформировавшиеся кланы могут иметь не только золотоордынское или булгарское, но и добулгарское происхождение. В этой связи версия о полном уничтожении Чингисидами элиты покоренной Волжской Булгарии и замене ее на пришлую татарскую требует теперь несколько иного, возможно и критического, отношения.
Также не совсем убедительными в свете генетики представляются некоторые жесткие конструкции относительно социальной структуры средневековых татарских государств. Например, точка зрения, что фиксируемые в документах XVII века служилые татары являются потомками золотоордынских татар, а «ясачная чуваша» — потомками покроенных булгар. На самом деле данная стратификация не подтверждается генетикой.
Например, гаплогруппа О, которая распространена в Восточной и Юго-Восточной Азии, особенно в Китае, Японии, Корее, у филиппинцев и малайцев, а также среди казахов-найманов, у татар составляет 1,75 процента от общего числа протестированных. В Поволжье она пополнилась миграциями золотоордынского периода. Однако ее основные линии распространены не только среди служилых татар, но и среди потомков ясачного населения. Например, родственные линии можно обнаружить среди касимовских татар, татар Мещеры (признанных золотоордынцев), но и в то же время в аулах, где жила так называемая ясачная чуваша в Заказанье и Горной стороне: деревни Новый Кырлай (Арский район РТ), Азимово, Нижнее Балтаево (Апастовский район) и прочие. Впрочем, то же самое можно сказать и об иных гаплогруппах, так или иначе характерных для знаменитых татарских родов золотоордынского происхождения: С, Q, L и других.
Надыр Уразметов, который считался ясачным татарином Заказанья, по результатам генетики оказался в одной древней родственной группе с представителями знатного клана Кара-бека, к тому же хранившим доставшиеся от предков тарханные грамоты казанских ханов.
Однако, на наш взгляд, самый главный результат проекта состоит в том, что его выводы дают ясную картину генетического единства всех субэтнических и конфессиональных групп татар независимо от территории их проживания. Мы однозначно доказали, что татарский народ — не некая «сборная» под одним именем, а единая историко-культурная общность, объединенная в том числе явными родственными узами.
Есть еще один важный момент. По сути, мы также говорим и об определенном родстве татар со всеми народами Восточной Европы, в том числе с русским и другими славянскими этносами. Конечно, это родство весьма отдаленное, но оно явно фиксируется нашим, да и другими историко-генетическими проектами. Например, сегодня мы имеем в распоряжении образцы татар Мещеры, Горной стороны и Заказанья, попадающие даже в общие родственные группы с некоторыми представителями Рюриковичей и Гедиминовичей.
Что дальше — генетический код Чингисидов?
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы дальнейших исследований?
Р.С.: Следующим этапом, крайне важным и актуальным, мы считаем развитие палеогенетических исследований. Кстати, ведущие мировые научные центры сегодня глубоко занимаются данной проблематикой. Накоплена уже существенная база образцов палео-ДНК, выявленных при раскопках археологических памятников. У нас в этом смысле непочатый край работы. Необходимо исследовать костные останки различных археологических культур, распространенных на территории Поволжья и Приуралья, в первую очередь образцы булгарского и золотоордынского периодов. Результаты можно было бы соотнести с итогами настоящего проекта, что, безусловно, дало бы массу новых знаний об этнических процессах Средневековья.
Удивительно, но до сих пор неизвестна гаплогруппа казанских ханов, как и собственно всех Чингисидов. Бытующее в литературе мнение, что это гаплогруппа С, не имеет строгой доказательной базы. Вопрос можно было бы прояснить, исследовав останки казанских, крымских ханов, являвшихся представителями Тукай-тимуридской линии Джучидов. Можно также привлечь к сравнительно-сопоставительному генетическому анализу и имеющиеся образцы Хулагуидов. Выявление генетического кода Чингисидов стало бы открытием мирового уровня и позволило бы ответить на многие запутанные вопросы не только татарской, но и евразийской истории. Безусловно, это очень дорогостоящие исследования, и, возможно, их следует осуществить в рамках специальной программы международного научного сотрудничества.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 231
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.