К концу 2022-го KazanExpress планирует обрабатывать 350–400 тыс. заказов в сутки. Цифры вполне реальные, учитывая, что в день распродажи, 11 ноября 2021 года, клиенты заказали 608 тыс. товаров, а выручка компании выросла на 556%. Однако у рекордных показателей есть и обратная сторона — каждый из товаров должен быть упакован, а в 90% случаев используется так называемый курьер-пакет, представляющий собой многослойную упаковку из полиэтилена. Прежде все пакеты попадали на свалку, но с августа 2021 года KazanExpress начал сбор упаковки с дальнейшей переработкой, а на днях запустил программу «Зеленый офис». О том, во сколько обошлась инициатива и нравится ли это сотрудникам, — в нашем репортаже.
С августа 2021 года KazanExpress начал сбор упаковки с дальнейшей переработкой, а на днях запустил программу «Зеленый офис»
Экономика экологии: можно ли заработать на спасении природы?
В августе 2021 года компания KazanExpress официально встала на экологический путь, запустив переработку пакетов, а 26 января 2022-го маркетплейс открыл программу «Зеленый офис» в Иннополисе. В здании технопарка им. Лобачевского интернет-площадка с татарстанскими корнями занимает два этажа из пяти. Пятый этаж, где сидит часть топ-менеджмента компании, коммерческий и IT-департаменты, позеленел в прямом смысле слова — буквально через каждые 10 м посажены живые растения, насыщающие кислородом просторный open space*.
«Растительности так много, что пришлось нанимать отдельную компанию для ухода за ней, — вводит в курс дела заместитель генерального директора KazanExpress по коммуникациям Ксения Лукичева. — Это далеко не единственный шаг навстречу экологии. Так, для сотрудников склада мы организовали вахту: ежедневно ею пользуются 400 человек. До работы и дома их перевозит корпоративный транспорт, работающий на метане. Помимо этого, отказались от пластика в офисе: с 26 января компания не закупает для сотрудников одноразовую посуду, а также устанавливает мусорные контейнеры для раздельного сбора бумаги, пластика, стекла, металла и несортируемых отходов. Подобные контейнеры появились в каждой зоне приема пищи, а их только на пятом этаже три».
По словам заместителя генерального директора KazanExpress по коммуникациям, стремление принять определенные меры зародилось давно. Стимулом стало осознание того, что компания непроизвольно является источником загрязнения. Примерно в 90% случаев товар KazanExpress упаковывается в так называемые курьер-пакеты, представляющие собой многослойную упаковку из полиэтилена.
Ксения Лукичева: «Каждый день мы обрабатываем сотни тысяч заказов, отправляя товары нашим покупателям в упаковке из полиэтилена. Стало страшно, оттого что сотни тысяч наших пакетов потом просто гниет на свалке»
«Мы чувствуем свою ответственность на всей территории присутствия, — отметила Лукичева. — Каждый день мы обрабатываем сотни тысяч заказов, отправляя товары нашим покупателям в упаковке из полиэтилена. Стало страшно, оттого что сотни тысяч наших пакетов потом просто гниет на свалке. Мы решили изменить ситуацию, повлиять на улучшение экологической обстановки. Для этого организовали сбор на всех пунктах выдачи заказов (ПВЗ) упаковки: стретч-пленки, пакетов, картона. Далее сдаем это на переработку, что позволяет существенно снизить урон для природы. Например, за пять месяцев 2021 года собрали более 5,5 миллиона пакетов. Растет и вовлеченность наших клиентов в этот процесс: 55 процентов из них уже в теме — с радостью сдают упаковку на переработку. Надеюсь, что к концу года доведем этот показатель до 80 процентов, поскольку сам по себе пластик не страшен, если мы его используем несколько раз».
За 2021 год оборот KazanExpress вырос примерно в 8 раз, в планах компании к концу 2022-го обрабатывать 350–400 тыс. заказов в сутки. Если 80% клиентов будут сдавать упаковку, то свыше 100 млн единиц отправится на переработку и получит вторую жизнь.
«Мы сдаем на переработку не только то, что возвращают клиенты на пунктах ПВЗ или курьерам, но и картонные коробки, стретч-пленку, в которых нам приходит товар от селлеров, — подчеркнула заместитель генерального директора KazanExpress по коммуникациям. — Помимо вклада в спасение природы, экологичный подход позволяет иметь и экономическую выгоду. Во-первых, это экономия на закупках одноразовой посуды. Во-вторых, сдавая большие объемы на переработку, зарабатываем средства, которые можем аккумулировать внутри компании на различные нужды. В-третьих, экологичный подход позволяет менять мышление сотрудников и клиентов. Лишь за прошлый год мы наняли свыше 4 тысяч людей, и многие ищут не только хорошие условия, высокую зарплату, но и большую идею, к которой хочется быть причастным. Ключевая идея KazanExpress — бесплатная доставка за один день с классным сервисом, к которой мы органично добавляем „зеленую“ миссию».
Кира Камалова: «Некоторые ученые уверены, что если не предпринять мер, то всего через 8 лет жители некоторых стран не смогут принимать душ более четырех минут в неделю»
Обычные черви или «Ангелы земли»?
«Зеленый офис» в Иннополисе — лишь первый шаг. В планах компании перевести в подобный формат все свои отделения. В офис для проведения презентации пригласили экоблогера Киру Камалову. Несмотря на разгар рабочего дня — презентация проходила в конференц-зале офиса в 13:00, послушать опытную экоактивистку пришли половина сотрудников офиса.
«Один из самых популярных мифов заключается в том, что органические отходы разлагаются на свалке, — взяла слово Камалова. — Это не так, поскольку все, что попадает на свалку, прессуется и утрамбовывается. Соответственно, нет доступа кислорода, и вместо разложения начинается гниение, а следом вырабатывается свалочный газ. Он загрязняет не только атмосферу, но и просачивается в сточные воды. Научное сообщество давно бьет во все колокола, отмечая, что уже к 2030 году многие страны столкнутся с нехваткой важнейшего источника жизни — питьевой воды. Некоторые ученые уверены, что если не предпринять соответствующих мер, то всего через 8 лет жители некоторых стран не смогут принимать душ более четырех минут в неделю».
Экоактивистка предлагает использовать компосты для утилизации пищевых отходов, доверив работу дождевым червям: они могут обезвреживать патогенную флору, такую как грибы и их споры, бактерии и даже нематоды. Безусловно, содержать свою компостную яму накладно, поэтому есть немало организаций, готовых предложить свои услуги на аутсорсе.
«В Казани есть отдельная ферма, которая занимается этим вопросом — „Ангелы земли“, — ввела в курс дела экоблогер. — Задача проекта — сбор органических отходов у населения и переработка их в компостерах. По сути, это превращение отходов в доходы, поскольку компост и биогумус — экологически чистое удобрение, применяемое для любых видов сельскохозяйственных культур».
«Я готов меняться и сортировать мусор, но только в том случае, если буду уверен, что его отвезут на подходящий пункт и переработают»
«Наш следующий шаг — отказ от бумаги»
Примечательно, что можно быть экологичным, даже не выходя из дома. В Казани уже есть сервисы, которые за небольшое вознаграждение приедут к вам домой и заберут вторсырье на переработку.
«В любом случае надо начинать с себя. Например, я могла бы приехать на эту презентацию в Иннополис на такси, но выбрала шаттл, который курсирует из города, а также взяла кружку из дома, чтобы не было необходимости брать пластиковый стакан», — подчеркнула Камалова.
Кира рассказала сотрудникам KazanExpress о принципах экологичности, которые легко и просто применять в жизни большинству людей. Поделилась важной информацией о том, какой вид пластика наиболее опасен для человека и какую упаковку ни в коем случае нельзя разогревать в СВЧ.
«Я готов меняться и сортировать мусор, но только в том случае, если буду уверен, что его отвезут на подходящий пункт и переработают, — отметил старший фронтенд-разработчик KazanExpress Владимир Кашутин, побывавший на презентации. — Огромный плюс, что наша компания пошла на такой шаг и стала более „зеленой“. К сожалению, у меня дома пока нет возможности установить пять баков под разные отходы, но мне кажется, что это дело привычки. И если я смогу систематически делать это в офисе, то и дома получится».
По итогам презентации сотрудники отправились на первую для компании Swap**-ярмарку. Суть заключается в обмене вещами, которые не нужны их владельцам, но могут пригодиться кому-то еще. На первом для компании маркете одежда, книги и косметические наборы нашли своих новых обладателей.
По итогам презентации сотрудники отправились на первую для компании Swap-ярмарку. Суть заключается в обмене вещами, которые не нужны их владельцам, но могут пригодиться кому-то еще
«Я выбрала косметический набор, который принадлежал моей начальнице, — раскрыла детали копирайтер KazanExpress Екатерина Гузанова. — Для меня это не первый опыт участия в Swap-ярмарке, и мне кажется, что за таким форматом будущее. Когда вы берете предмет и знаете его предыдущего владельца, ощущение, что это подарок от определенного человека. Но самое главное, такие простые механизмы позволяют существенно сократить количество выброшенной одежды и аксессуаров».
Идея Swap-ярмарки оказалась настолько удачной, что теперь в офисе KazanExpress выделят отдельный уголок, где она будет функционировать на постоянной основе. Более того, в компании уверены, что «озеленению» нет предела — это бесконечный процесс.
«Мы продолжим приглашать различных спикеров и лидеров мнений для более глубокого погружения в тему экологии, — резюмировала Лукичева. — Наш следующий шаг — отказ от бумаги. К концу 2023 года попробуем полностью перейти на электронный документооборот, а также будем на постоянной основе добавлять различные экоинициативы, чтобы сделать свой вклад в сохранение природы».
* open space — офис открытого типа
** swap — обмен
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.