«Жених где-то на Камчатке, невеста в Калининграде, а сотрудник загса сидит в казанской «Чаше» и, регистрируя их брак онлайн, говорит: «Поздравляю, в ваши личные кабинеты направлена электронная выписка о том, что вы муж и жена…» — рисовал накануне нежелательные картины цифрового будущего спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин на коллегии управления загса. Самую острую тему — смертности — регистраторы маскировали под коэффициентами и статистикой с начала века, зато жаловались, что загсу не хватает средств и сотрудников. О том, когда гербовые свидетельства о регистрации исчезнут окончательно, почему брачную терминологию пора обновлять и какие еще вопросы жизни и смерти обсуждались на коллегии, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Фарид Мухаметшин принял участие в расширенном заседании коллегии управления загса кабинета министров РТ
Смертность в Татарстане выросла на 11%
Прошлый год принес РТ еще большие потери, чем 2020-й. По данным Росстата, смертность выросла на 11,1%, а всего в республике умерли 60,3 тыс. человек. Это как будто за год погибло разом все население Чистополя или Лениногорска. Рожать тоже стали реже, видимо побаиваясь беременеть в пандемию, так что в Татарстане родились на 662 ребенка меньше, чем годом ранее (40,9 тыс. малышей вместо 41,6 тыс. в 2020-м). Так что естественная убыль населения увеличилась на 6 687 человек (с 12,7 тыс. до 19,6 тыс.).
Несмотря на печальные цифры, опубликованные статистическим ведомством, на коллегии загса РТ накануне старались найти наиболее оптимистичный ракурс для отражения происходящего. «В Республике Татарстан отмечается самый низкий в ПФО уровень регистраций смерти на тысячу человек населения», — заявила, например, начальник управления загса кабмина РТ Гульшат Нигматуллина. Она аккуратно обошла число абсолютных смертей, оперируя понятием «коэффициент смертности» — это количество актов о смерти на 1 тыс. человек. Этот показатель в республике составил всего 15,5 случая — он хуже, чем годом ранее (в РТ в 2020-м было 13,9), но лучше, чем в среднем в ПФО (17,9). Для убедительности Нигматуллина показала табличку с коэффициентом смертности в разрезе регионов Поволжья, из которой следовало, что хуже всего обстоят дела в Нижегородской и Саратовской областях — там коэффициент составил 19,8 и 20,5 соответственно.
Директор центра семьи и демографии академии наук РТ Чулпан Ильдарханова пошла по другому пути и проанализировала статистику… сразу за два десятилетия. «Показатель смертности с 2000 по 2021 год снизился почти во всех возрастных группах, кроме категории 75–79 лет и 85 и старше», — отчиталась она. Так, с начала тысячелетия в Татарстане коэффициент младенческой смертности уменьшился на 72%, материнской — на 94%. Коэффициент смертности лиц трудоспособного возраста в течение того же периода оставался ниже, чем в среднем в РФ и ПФО, и на сегодня снизился на 21%.
Гульшат Нигматуллина: «В Республике Татарстан отмечается самый низкий в ПФО уровень регистраций смерти на тысячу человек»
«В силу объективных причин в настоящее время наметился очевидный тренд на снижение численности населения страны, и, по мнению экспертов, он с большой долей вероятности сохранится в ближайшие годы, — подытожил председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. — Наша общая задача — задуматься над тем, как переломить данную тенденцию, стабилизировать рождаемость и снизить смертность». Только вот как это сделать, спикер не рассказал.
К пониманию может приблизить расклад по причинам смертности, который на итоговой коллегии представил министр здравоохранения РТ Марат Садыков. Он рассказал, что чаще всего жители Татарстана умирают от болезней системы кровообращения (36,5%), на втором месте среди причин — COVID-19 и сопутствующие болезни (18,1%), на третьем — новообразования (11,3%). В аутсайдерах с самыми высокими показателями смертности оказались Муслюмовский, Камско-Устьинский и Дрожжановский районы. Кроме того, по данным ведомства, смертность в Лениногорске на 35% выше, чем в Нижнекамске, а в Казани — на 11% выше, чем в Челнах. Впрочем, это объясняется численностью населения — к тому же нельзя забывать, что столица РТ — единственный город-миллионник в ПФО, сохраняющий положительную динамику регистрации рождения над регистрацией смерти — т. е. население в Казани продолжает расти.
«Поздравляю, в ваши личные кабинеты направлена электронная выписка о том, что вы муж и жена…»
Но главной темой коллегии стало укрепление института семьи. «За 2021 год в Республике Татарстан 24 651 пара скрепила брачный союз подписями, что на 5 303 больше, чем в 2020-м (на 27,4% — прим. ред.)», — рассказала Нигматуллина, спрогнозировав рост рождаемости в 2022-м. Кроме того, на этом фоне сократилось количество разводов в семьях, имеющих несовершеннолетних детей: 9 585 случаев против 10 213 годом ранее. Общее количество расторжений браков — 603 на 1 тыс. пар — оказалось опять же наименьшим в ПФО.
«За 2021 год в республике Татарстан 24 651 пара скрепила брачный союз подписями, что на 5 303 больше, чем в 2020-м (на 27,4% — прим. ред.)»
Нигматуллина отметила, что 79% браков в 2021-м были расторгнуты по решению суда в заочном порядке. Именно так были завершены 55% разводов в Казани, 59% — в Новошешминском районе и 67% — в Муслюмовском. «Очень важно, чтобы бракоразводная процедура была не столь скоротечной и формальной. Необходимо, чтобы в ней участвовали обе стороны», — обозначила она еще одну цель.
Эту позицию горячо поддержал и Мухаметшин. «Учитывая, что почти 80 процентов расторжений брака оформляется по решениям судов, акцент в проведении примирительных процедур, работе медиаторов нужно делать на судебной площадке, — считает председатель Госсовета. — Заочное судопроизводство в этих вопросах неприемлемо, эффект от него механический. Мы должны удержать семью, использовать все возможности для примирения». Он добавил, что на это должны отдельно обращать внимание члены Госсовета при избрании мировых судей, от мировоззрения которых зависит количество разводов, и раскритиковал саму свадебную терминологию.
Фарид Мухаметшин: «Цифровизация, конечно, важна, но и живое общение в процессе церемонии ничто не заменит»
«Почему я говорю „семейный союз“? Никак не воспринимаю это предложение — „Поздравляем вас со вступлением в брак“. Как будто вляпался ногой во что-то», — заявил Мухаметшин, предположив, что такая формулировка может быть причиной расторжения части браков. «Русский язык богатый. Неужели нельзя найти какое-то хорошее слово?» — рассуждал спикер Госсовета и предложил присутствующим поискать альтернативу — даже обратиться за помощью к федеральным органам.
Кроме того, Мухаметшин выразил надежду, что церемонии бракосочетания нескоро перейдут в цифровой формат. «Когда жених где-то на Камчатке, невеста в Калининграде, а сотрудник загса сидит в казанской „Чаше“ и, регистрируя их брак онлайн, говорит: „Поздравляю, в ваши личные кабинеты направлена электронная выписка о том, что вы муж и жена…“ Цифровизация, конечно, важна, но и живое общение в процессе церемонии ничто не заменит», — подчеркнул он.
Совсем от цифровизации, конечно, никуда не деться. На коллегии стало известно, что к 2023 году в России откажутся от выдачи гербовых свидетельств о рождении, смерти, регистрации брака и других существенных событиях. А портал госуслуг стал выдавать электронные свидетельства о браке и разводе, о рождении для себя и детей, о перемене имени уже с прошлого года.
«Ремонт и строительство дворцов бракосочетаний — это же еще и имиджевый, репутационный вопрос, неслучайно во всех залах, где проходят торжественные церемонии, присутствует государственная символика»
Загсу не хватает средств, сотрудников и федеральных нормативов
Проблемы, как оказалось, есть не только у института семьи, но и внутри самой структуры загса. Причем такие, которые требуют решения на федеральном уровне. Например, речь идет о о нормативах размещения органов загса, численности сотрудников, порядке финансирования. «Отраслевые и методические рекомендации на этот счет, можно сказать, отсутствуют», — посетовала Нигматуллина.
«В республике есть целый ряд районов, где загс представлен одним сотрудником. Ни в отпуск уйти не может, ни заболеть, — обратила она внимание Мухаметшина на самые больные проблемы. — Выделяемых из федерального бюджета средств недостаточно. Назрел вопрос повышения заработной платы сотрудников».
«Важно, чтобы федеральной субвенции хватало не только на зарплаты, но и на развитие отрасли», — согласился с ней председатель Госсовета. Также он одобрил идею укрепления загсов как минимум еще одной штатной единицей. «Ремонт и строительство дворцов бракосочетаний — это же еще и имиджевый, репутационный вопрос, неслучайно во всех залах, где проходят торжественные церемонии, присутствует государственная символика», — обратил внимание Мухаметшин и выразил надежду, что при формировании бюджета на следующий год эта задача будет решена.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 92
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.