Пандемия, сокращение доходов и рост инфляции не могли не подкосить массовый автомобильный рынок: по итогам 2021 года спрос на новые легковые авто в Татарстане сократился на 3,6 тыс. по сравнению с показателями 2020-го. За 2020–2021 годы было зарегистрировано на 8,2 тыс. новых «ласточек» меньше, чем за доковидную двухлетку. Самый сильный удар кризиса приняли на себя бюджетные модели таких марок, как Volkswagen, Skoda, KIA и Renault.
В Татарстане декабрь разочаровал дилеров, конец года для которых является самым «продажным» временем. Итог — минус 22%. II квартал, впрочем, порадовал — регистраций было в 1,8 раза больше, чем в апреле – июне 2020 года
На фоне общероссийского автомобильный рынок Татарстана в 2021-м смотрелся бледно
Провал почти на 6% — такова неутешительная динамика спроса на новые бюджетные авто в Татарстане в 2021 году, следует из отчета аналитического агентства «Автостат». Количество поставленных на учет легковушек сократилось на 3 661 до 60 тыс. авто в годовом выражении. На фоне общероссийских показателей Татарстан выступил заметно хуже.
По данным ассоциации европейского бизнеса, объемы продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России увеличились на 4% до 1,57 млн единиц, хотя в декабре рынок рухнул на 20%. Положительные показатели 2021-го в целом по России обусловлены ростом продаж только во II квартале. В Татарстане декабрь также разочаровал дилеров, конец года для которых является самым «продажным» временем. Итог — минус 22%. II квартал тоже порадовал — регистраций было в 1,8 раза больше, чем в апреле – июне 2020 года. АЕБ, конечно, ведет статистику проданных авто, в то время как «Автостат» — зарегистрированных, тем не менее их данные вполне сопоставимы.
Спад продаж — это результат не только влияния экономических факторов (снижение доходов потенциальных покупателей, рост инфляции), но и влияния глобальных факторов, таких как дефицит электронных компонентов, рост стоимости материалов, которые, в свою очередь, повлекли за собой дефицит автомобилей. Можно с уверенностью заявить, что объемы поставок и наличие автомобилей в дилерских центрах на протяжении прошлого года и определили расстановку сил автопроизводителей в нашем рейтинге.
Спрос на новые автомобили в количественном выражении сейчас находится на 10-летнем минимуме, чуть хуже было только в 2016 году — 59,4 тыс. зарегистрированных авто. Как мы отметили в первой части нашего авторейтинга, изменилась и структура спроса — автомобили премиальных марок расходились как горячие пирожки.
LADA уже не для бедных
Посмотрим, как за год менялись позиции ведущих игроков массового рынка авто. Начнем с нашей родной марки LADA. Казалось бы, самый бюджетный автомобиль, априори выигрывающий по доступности у иномарок, но он не смог воспользоваться стремлением покупателей брать дешево и сердито. Если по всей России продажи продукции тольяттинского автогиганта выросли на скромные 2%, то в Татарстане ровно на столько же снизились. Автомобили LADA в республике зарегистрировали 16 755 раз. Причина падения числа регистраций — резкий рост стоимости комплектующих, особенно электроники, что отразилось и на цене автомобилей.
Теперь об отдельных моделях. Больше всего прибавило самое востребованное семейство наиболее доступной модели Granta, число регистрации которой — 1 526 суммарно в кузовах седан, лифтбэк, универсал и хетчбэк. В январе 2021 года седан продавался в среднем за 582 тыс. рублей, а к декабрю средняя стоимость автомобиля в дилерских центрах составила 670 тысяч. В зависимости от наполнения Granta в кузове седан сейчас выставляется по цене от 598,9 тыс. до 855,8 тыс. рублей.
Малой кровью обошлась LADA Vesta, в том числе Vesta SW. Суммарно эти две модели потеряли 33 регистрации, спустившись до 4 765 регистраций за год. Дилерские цены на LADA Vesta за год выросли на 12,8%. В автосалонах в начале года стоимость машины была на уровне 808,5 тыс. рублей, а в конце — уже 912,3 тысячи. В январе 2022-го минимальная цена начинается от 862,9 тыс. рублей, а за комплектацию Exclusive надо будет выложить как минимум 1,12 млн рублей с ручной коробкой или 1,23 млн рублей с «автоматом».
Дилерские цены на LADA Vesta за год выросли на 12,8%. В автосалонах в начале года стоимость машины была на уровне 808,5 тыс. рублей, а в конце — уже 912,3 тыс. рублей
Volkswagen: цены на немецкий «народный автомобиль» начинают кусаться
Несмотря на снижение регистраций, в условиях коронакризиса отечественный автопром в сегменте бюджетных авто увеличивает свою долю за счет более дорогих иномарок. Самый глубокий провал и в абсолютном, и в относительном выражении — у немецкого концерна Volkswagen. В Татарстане продажи рухнули на 32%, или минус 1 440 регистраций.
Учитывая спрос в прошлые годы в среднем на уровне 4 тыс. автомобилей немецкой марки (в 2020 году татарстанцы купили аж 4,5 тыс. VW), показатель продаж «народного автомобиля» в 2021-м в 3,1 тыс. выглядит печально. Как отмечают эксперты, такие результаты связаны не с внезапно изменившимся к худшему отношением татарстанцев к любимой марке, а с проблемами в цепочке поставок, включая дефицит полупроводниковых компонентов, которые повлияли на поставку автомобилей в автосалоны РТ. В результате Volkswagen занял лишь пятое место по продажам среди всех автопроизводителей в Татарстане, а рыночная доля марки снизилась с 7,1% в 2020 году до 5,2%.
Бестселлером Volkswagen на нашем рынке остается модель Polo. На ней в прошлом году, несмотря на катастрофический спад спроса, минус 45%, остановили свой выбор 1 628 татарстанцев. В 2020-м, когда в июне в продажу поступил Polo нового поколения, который представлен в кузове лифтбэк, число регистраций новых авто составило почти 3 тысячи.
На втором месте в модельном ряду Volkswagen идет кроссовер Tiguan с показателем 1 112 реализованных автомобилей (минус 11%). Не такой сильный спад в продажах у данной модели произошел благодаря выводу на рынок рестайлинговой версии модели.
Единственная модель с «псевдоростом» — это Volkswagen Touareg, которая идет в гораздо более высокой ценовой категорией (от 5,59 млн рублей). Похожий на кита, поглощающий асфальтную пыль через гигантский зев радиаторной решетки, Touareg увеличил ряды своих поклонников в РТ на два автолюбителя — за прошедший год было зарегистрировано 170 кроссоверов.
2021-й порадовал адептов VW выходом на рынок новой модели — VW Taos. 136 татарстанцев стали первыми обладателями модели. Taos — самый дешевый кроссовер у Volkswagen, созданный на базе российской версии кроссовера Skoda Karoq (чешская компания входит в немецкий концерн), даже собирается он на том же нижегородском заводе, сохранив практически всю геометрию и конструкцию всех основных агрегатов Karoq.
Volkswagen Polo подорожал на 30–35 тыс. рублей в зависимости от комплектации (от 1,07 млн рублей). Tiguan стал дороже на 70–80 тыс. (от 2,13 млн), компактный кроссовер Taos прибавил в цене 62 тыс. (от 1,82 млн)
VW Jetta, которая в 2020 году показала динамичный рост, связанный с поставкой обновленной модели, которая после смены поколений никак не могла доехать до России, в 2021-м «сдулась» на 60% с 57 до 23 годовых регистраций.
Что касается аутсайдеров марки, то на седан Passat пришлось 13 регистраций, что на 50% меньше показателей 2020 года. Среднеразмерный кроссовер Teramont, отличительной особенностью которого является наличие дополнительного ряда сидений, потерял 66% покупателей, снизив годовой результат до 13 регистраций. Что касается коммерческого легкового транспорта, то он вообще перестал пользоваться популярностью, а может, машин просто и не было в наличии — минус 86% и всего две регистрации.
Несмотря на катастрофические для автопроизводителя показатели продаж, с началом нового модельного года концерн Volkswagen изменил цены на весь модельный ряд, представленный в России. Volkswagen Polo подорожал на 30–35 тыс. рублей в зависимости от комплектации (от 1,07 млн рублей). Tiguan стал дороже на 70–80 тыс. (от 2,13 млн), компактный кроссовер Taos прибавил в цене 62 тыс. (от 1,82 млн). Остальные модели VW подорожали уже более чем на 100 тыс. рублей: до 115 тыс. рублей составила прибавка в цене у седана Passat (от 2,73 млн), плюс 111 тыс. у универсала Passat Alltrack (от 3,8 млн), на 137–191 тыс. стал дороже хетчбэк Golf (от 2,7 млн) и на 153–167 тыс. — полноразмерный кроссовер Teramont (от 4 млн). Упомянутый выше Touareg, нацелившийся на премиум-категорию, прибавил в цен солидные 410 тыс. рублей.
Продажи самой популярной зарубежной марки KIA, увеличившись в целом по России на «стандартные» 2%, в Татарстане просели аж на 12%
KIA: статус любимца публики среди иномарок сохранен, но потери ощутимые
Не удалось избежать значительных потерь и корейскому бренду KIA. Продажи самой популярной зарубежной марки, увеличившись в целом по России на «стандартные» 2%, в Татарстане просели аж на 12%. Регистрации марки сократились на 1 109 пунктов до 7 992 единиц, а доля в новом автопарке снизилась с 14,3% до 13,2%. За последние пять лет, среди которых есть год с 10,4 тыс. регистраций KIA, это самый провальный период.
Если рассмотреть поближе причины падения, то выяснится, что основная — в не слишком хорошем самочувствии локомотива марки — Rio (цена — от 958 тыс. рублей). Прошлый год подтвердил многолетний снижающийся тренд на популярность данного авто, итог — всего 3,5 тыс. регистраций (минус 24%, или 1 095 регистраций, по сравнению с 2020-м).
Не повезло в прошлом году дилерам и с реализацией кроссоверов KIA Sportage (от 1,98 млн). Спрос на новые паркетники снизился на 17% — было зарегистрировано 1 058 единиц, что на 220 пунктов меньше, чем в 2020-м. В целом цифры показывают плавное падение интереса к модели с 2018 года. Может, все ждут новый Sportage пятого поколения, который был выпущен в августе прошлого года, а старт продаж в России ожидается в первой половине текущего года, а само производство наладят на заводе в Калининграде? Время покажет.
Прорывом года можно считать модель K5 (от 1,85 млн), пришедшую на замену KIA Optima. Но по своей природе K5 абсолютно другой. С Optima его роднит лишь тип кузова да силуэт. При этом K5 по размерам превзошел не только Optima, но и своих ближайших конкурентов, включая Hyundai Sonata. По сравнению с первым годом выхода модели на российский рынок количество вновь зарегистрированных K5 за год увеличилось почти в 3 раза — с 337 до 986.
Не могут не радовать автодилеров и продажи Sorento (от 2,47 млн) четвертого поколения. Оно и логично: новая модель, несмотря на цену от 2,47 млн рублей, выглядит по сравнению со своими предшественниками брутально, современно и солидно. «Глаза тигра», резкие, рубленые формы и стремительные линии кузова — все это повлияло на предпочтения неопределившихся с выбором автолюбителей. Итогом стал рост продаж на 24% и увеличение количества регистраций с 402 до 497.
В свою очередь, Seltos (от 1,36 млн) не смог переманить на свою сторону заметно больше сторонников. Несмотря на 40-процентный рост продаж в целом по России, в Татарстане данная модель прибавила всего 2%, или 13 пунктов, и закрыла год 610 регистрациями. Скорее всего, это связано с тем, что Seltos, базирующийся на платформе К2, своим внешним видом заявляет о себе как о машине пусть и массовой, но не совсем бюджетной (от 1,36 млн рублей).
Что касается цен, то KIA увеличила их с начала 2022 года на 1,6–5,5% в зависимости от модели, а за весь 2021-й рекомендованные розничные цены поднялись на 14,6%.
Hyundai удержался на уровне показателей позапрошлого года и даже прибавил незначительный 1%, или плюс 53 регистрации, до 6 891 единицы
Hyundai: триумф Santa Fe и провал Sonata
Другой могучий корейский автобренд — Hyundai — удержался на уровне показателей позапрошлого года и даже прибавил незначительный 1%, или плюс 53 регистрации, до 6 891 единицы. По РФ продажи поднялись на 2%.
Один из любимчиков таксопарков, Solaris (от 970 тыс. рублей), на который пришлось две из пяти проданных в Татарстане машин бренда, прибавил за год 9%, или 240 новых автомобилей. Его поддержал кроссовер субкомпактного класса с пятидверным кузовом универсал Creta, показав пятипроцентный рост с 2 665 до 2 809 единиц.
Потерпел фиаско любимец нашей публики — Hyundai Tucson (от 2 млн). Несмотря на стартовавшие в прошлом году продажи четвертого поколения, в рамках которого кроссовер полностью преобразился как снаружи, так и внутри, модель сместилась с третьей на четвертую строчку внутреннего модельного рейтинга с 60-процентным спадом — с 786 до 312 регистраций.
В свою очередь, более дорогой и массивный Santa Fe (от 2,75 млн), рестайлинг которого принес ему большой список обновлений, так полюбился татарстанцам, что спрос на него подскочил в 1,5 раза. 363 новых кроссовера покинуло автосалоны, чтобы радовать своих новых владельцев.
Бизнес-седан Sonata (от 1,92 млн) провалился на 23% с 334 до 257 регистраций. Ходили слухи, что Hyundai может отказаться от данной модели: она уступила место не только конкуренту по классу KIA K5, но даже и более дорогому Grandeur. Тем не менее компания пока решила сохранить Sonata.
Renault со своими машинами сегмента масс-маркет сдал позиции на рынке республики: падение — на 12% с 8 212 до 7 204 регистраций
Renault: продажам марки не дал окончательно пойти ко дну новый Duster
Французский бренд Renault со своими машинами сегмента масс-маркет сдал позиции на рынке республики: падение — на 12% с 8 212 до 7 204 регистраций. В федеральном масштабе марка Renault, наоборот, увеличила свои продажи на 4%.
В прошедшем году татарстанцы наращивали объемы покупок только одной модели Renault, продемонстрировавшей лучшие показатели на фоне собратьев по марке. Это Duster нового поколения (от 1,15 млн), премьера которого состоялась в феврале, а продажи начались в I квартале 2021 года. Сборка осуществляется на принадлежащем «Рено Россия» заводе «Москвич» в столице РФ. Duster не только увеличился в размерах и изменился внешне, поменялся и интерьер, который стал похож на салон Arkana. Итогом стал 34-процентный рост и увеличение регистраций в РТ с 1 473 до 1 972 автомобилей. На всем российском рынке Duster купили 41,4 тыс. раз, что также позволило нарастить продажи на 31%.
На втором месте по популярности моделей — Sandero (от 869 тыс.). Правда, результат здесь диаметрально противоположен тому, что у героя внутреннего рейтинга Renault. Падение продаж составило 33%, снизив количество новых номеров на данной модели с 2,5 тыс. до 1,7 тысячи. Причиной стали простои на производстве осенью, которые привели к дефициту.
Похожая позиция и у Renault Logan (от 762 тыс.) — самого недорогого авто в модельном ряду. Его выбрали 1 427 человек, что на 14% меньше, чем годом ранее.
Четвертая строчка достается купеобразному кроссоверу Renault Arkana (от 1,33 млн рублей), который является самым дорогим среди моделей бренда в нашей стране. В 2021 году дилеры Renault в Татарстане реализовали 1 095 таких машин (минус 12%). Дополняет пятерку лидеров кроссовер Renault Kaptur (от 1,24 млн) — такой автомобиль выбрали 1 024 наших земляков, а это на 21% хуже, чем в 2020 году.
Чешский автопроизводитель Skoda в 2021 году наторговал в России слабее на 4%. В Татарстане динамика падения сильнее почти в 5 раз
Skoda: разборки с дилерами, завышающими цены
Чешский автопроизводитель Skoda в 2021 году наторговал в России слабее на 4%. В Татарстане динамика падения сильнее почти в 5 раз — сторонники чешских авто вывезли из автосалонов на 18% меньше машин, чем в позапрошлом году. Итогом стала регистрация 2 732 автомобилей. Связано ли это с завышенными ценами или проблемами с полупроводниками, непонятно. Чешский автопроизводитель в конце прошлого года первым обратился к своим дилерам с вопросом о недопущении завышения цен за счет допоборудования. Дистрибьютор напомнил, что допоборудование не может быть обязательным условием для покупки, и даже пригрозил разрывом контрактов с ними на этой почве. Судя по выставленным в салонах авто с ценой, отличающейся от размещенной на официальном сайте, на дилеров эти угрозы не возымели действия.
Но вернемся к нашим баранам. Единственная модель, спрос на которую в 2021 году не снизился, — Skoda Karoq, которую стали собирать в декабре 2019-го в Нижнем Новгороде. Но и роста числа регистраций данной модели также не было. 557 регистраций 2021 года повторили успехи 2020-го. Скорее всего, это можно связать с установленными автосалонам квотами от автопроизводителя.
Весь остальной модельный ряд показал отрицательный темп роста. За январь – декабрь прошлого года на 42%, с 696 до 405 единиц, упали продажи Skoda Kodiaq, на 40%, с 482 до 287 единиц, уменьшились показатели реализации Skoda Octavia, а результаты у лифтбэка Skoda Rapid уменьшились на 8%, с 1 594 до 1 469 авто. Кроме того, за этот период на рынке РТ было зарегистрировано всего 14 автомобилей Skoda Superb (минус 30%).
В январе 2022 года, как и остальные автопроизводители, Skoda подняла цены. На 31 тыс. рублей подорожал лифтбэк Rapid, а старшая Octavia прибавила от 57 тыс. до 59 тыс. рублей. По кроссоверу Karoq рост стоимости составил от 58 тыс. до 61 тыс. рублей. Цены на модели сейчас выглядят следующим образом: Skoda Rapid — от 1,05 млн до 1,43 млн рублей; Skoda Octavia — от 1,65 млн до 2,38 млн; Skoda Karoq — от 1,70 млн до 2,21 млн; Skoda Superb Combi — от 2,68 млн до 3,90 млн; Skoda Kodiaq — от 1,96 млн до 2,73 млн рублей.
Российские продажи Nissan сократились на 9%, а в Татарстане спрос на автомобили бренда рухнул на 13% до 1 473 машин
Nissan и Mitsubishi: спад продаж на 12–13%
Из других марок, заметно сдавших позиции, остановимся на представителях Страны восходящего солнца. Российские продажи Nissan сократились на 9%, а в Татарстане спрос на автомобили бренда рухнул на 13% до 1 473 машин. В результате Nissan занял 9-е место по продажам как в России, так и в РТ.
Бестселлером Nissan на татарстанском рынке в 2021 году стал кроссовер Nissan Qashqai (от 1,53 млн), чьи продажи снизились на 15% и составили 599 штук. Второе место занял среднеразмерный кроссовер Nissan X-Trail (от 1,85 млн) с показателем в 500 реализованных машины, что на 6% ниже результата годичной давности. Недорогой «народный» кроссовер Terrano (от 1,18 млн), который с чисто технической точки зрения ничем не отличался от своего собрата с ромбом на облицовке радиатора, убедил в своих преимуществах только 331 татарстанца — на 72 меньше, чем в 2020 году.
Премиальный кроссовер Murano потерял в абсолютном выражении больше всего поклонников. Машина, которая в базовой комплектации оценивается в 2,93 млн рублей в розницу, притормозила в продажах на 30%, снизив и без того небольшое количество поклонников с 53 до 37.
У Mitsubishi сопоставимые с Nissan потери, но с маленькой корректировкой — на 1% меньше: минус 12% с итоговыми 784 регистрациями в Татарстане. По России продажи снизились ненамного, на 2%.
Полноразмерный внедорожник Pajero Sport, обновленная версия которого сейчас собирается в Калуге, «сдулся» в нашем регионе на 61% со 122 до 48 годовых регистраций. Флагманом модельного ряда Mitsubishi он так и не стал. Виной, скорее всего, стала цена — от 3 млн рублей за базовый Invite с дизелем и «механикой» до 4,28 млн рублей за бензиновый Ultimate, дороже которого у Mitsubishi теперь вообще ничего нет.
Пикап в гамме «трех бриллиантов» L200 пятого поколения (от 2,94 млн) приобрели в ушедшем году на три любителя перевозить не только себя, но и материал для стройки, больше. Владельцами рамных пикапов стали 29 татарстанцев.
Ну и настоящий фурор для менеджеров автосалонов, выраженный в полученных от продаж премий, вызвали успешные реализации компактного кроссовера Mitsubishi ASX (от 1,87 млн). Спрос на него увеличился в 3 раза — с 54 до 167 машин.
Toyota увеличила свои продажи в Татарстане на 8% с 2 781 до 3 022 регистраций
Toyota наступает, Honda сходит на нет
Отдельно остановимся на самой популярной японской марке. Автомобили Toyota по праву считаются одними из самых распространенных в России. Находящаяся на пятом месте по популярности в России Toyota увеличила число своих продаж в Татарстане на 8% с 2 781 до 3 022 регистраций.
Половину из всех проданных авто взяли на себя японские «рафики». Обновление пошло на пользу модели кроссовера RAV4 (от 2,17 млн), которое обеспечило глобальному бестселлеру положительную динамику: плюс 164, или 12%, до 1 518 новых авто.
Вторая по популярности — дерзкая Camry XV70 8-го поколения (от 2,06 млн). Выступающая «челюсть» переднего бампера и огромный воздухозаборник в стиле маски Кайло Рена заставили приобрести 784 новых автомобиля, что на 116 больше, чем в 2020 году.
Любимчик наших обеспеченных «селян», которые, заработав на сельхозпроизводстве, пересели с «УАЗов» и «Нив» на Land Cruiser Prado 150 (от 3,24 млн), увеличил армии любителей своей модели на 73 человека — с 349 до 422. Но при этом полноприводник не смог переманить на свою сторону больше поклонников, как, например, это было в 2017–2018 годах, когда рамный среднеразмерный внедорожник выбирали свыше 500 поклонников.
Не шли дела и у флагмана Land Cruiser 200, чей показатель опустился на 70 до 38 регистраций. Впрочем, связано снижение с ожидаемым выходом на рынок новой модели Land Cruiser 300 (от 5,78 млн рублей).
Еще в 2015 году автопроизводитель Honda радикально сократил модельный ряд для России, а в конце 2020-го стало известно, что бренд покидает российский рынок — последние автомобили поступят в продажу в 2022-м. Впрочем, касается это только автомобилей, мотоциклы и промышленная автотехника останутся на нашем рынке.
В 2021 году в Татарстане приверженцы Honda приобрели 36 автомобилей, 34 из которых — это CR-V и по одной модели Accord и Civic.
Chery по итогам 2021 года смогла продать в Татарстане 864 автомобиля, или почти в 4,5 раза больше, чем в 2020-м (199 единиц)
Haval и Chery: китайская экспансия — рост продаж в 2–4,5 раза
В прошлом году сразу две китайские марки — Haval и Chery — стали бесспорными лидерами продаж. Если раньше производители из Поднебесной старались копировать известные бренды, то сейчас их машины стали отличаться от конкурентов. Спрос на китайские автомобили вырос за счет оптимального соотношения цены и качества, а также наполненности комплектаций.
Китайская марка Chery по итогам 2021 года смогла продать в Татарстане 864 автомобиля, или почти в 4,5 раза больше, чем в 2020-м (199 единиц). Самые высокие продажи показал небольшой китайский кроссовер Tiggo 4 (от 1,14 млн). Авто конкурирует с Hyundai Creta и Renault Kaptur, имея гораздо более низкий ценник. Машин такой модели было зарегистрировано 403 единицы. Флагманский кроссовер Tiggo 7 (от 1,64 млн), считаемый самым продаваемым на рынке России, приобрели 305 фанатов китайских марок, а 7-местный среднеразмерный кроссовер Tiggo 8 (от 1,79 млн) — 155 покупателей.
Haval показал двукратный рост в РТ — с 580 до 1 150 единиц. 40% продаж обеспечил собираемый в Туле кроссовер Haval F7 (от 1,78 млн) — 456 регистраций, еще 25%, или 291 авто, пришлось на слизанный с BMW X6 Haval F7x (от 1,83 млн), а вышедший в мае 2021 года в тираж Haval Jolion (от 1,45 млн) приобрели в пользование 268 наших соотечественников.
P. S. И в завершение — прогноз на 2022-й. На ежегодной конференции ассоциации европейского бизнеса председатель комитета автопроизводителей Томас Штэрцель дал прогноз развития авторынка России в этом году. По его словам, рост составит 3,3%, а прогноз продаж — более 1,72 млн машин по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, на который оказали сильное влияние локдауны и закрытие автосалонов, пояснил Штэрцель.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 229
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.