Открытие первого в Татарстане халяльного сектора в большом торговом центре анонсировала управляющая компания Lynks Property Management, которая занимается развитием казанского ЦУМа. Намазлыки и шамаили, хиджабы, буркини и тюбетейки — это и многое другое вскоре начнут продавать арендаторы, которым отдадут весь цокольный этаж старейшего в республике ТЦ. Эксперты и потенциальные арендаторы считают тему мусульманского ретейла весьма перспективной, но просят не перегибать палку с арендными платежами. О том, как ЦУМ опередил продвигаемый мусульманской бизнес-ассоциацией Марата Кабаева проект HalalGuideMall, — в материале «БИЗНЕС Online».
Принято решение отдать целый этаж казанского ЦУМа под создание первого в столице РТ халяль-центра
«Предполагаем, что халяль-центр откроется уже весной»
Казанский ЦУМ предпринимает очередную попытку привлечь редеющий на фоне роста интернет-торговли и пандемийных ограничений трафик покупателей. Как стало известно «БИЗНЕС Online», принято решение отдать целый этаж под создание первого в столице РТ халяль-центра. На 1,4 тыс. кв. м цокольного этажа старейшего казанского торгового центра разместятся арендаторы, которые будут предлагать покупателям исключительно халяльные товары и услуги. Ожидается, что на прилавках появится как мусульманская одежда и товары для дома, так и разрешенные канонами ислама продукты питания. Скорее всего, откроют в ТЦ и свою точку халяльного общепита, возможно, парикмахерскую или салон красоты. Но окончательного набора арендаторов пока нет — концепция находится в проработке, пояснили нам в ЦУМе. Известно лишь, что «предложение товаров и услуг окажется очень разнообразным», также будет много товаров «частого спроса».
Строительно-монтажные работы в помещении завершены, оно сдано в эксплуатацию и сейчас находится на стадии проектирования конкретных зон. Мы предполагаем, что халяль-центр откроется уже этой весной.
Стоимость аренды, как обещают в управляющей ЦУМом УК Lynks Property Management, будет «справедливой относительно площади и локации», а с учетом расположения ТЦ и наличия необходимой инфраструктуры «однозначно выгодной» для арендаторов. Впрочем, конкретных цифр по стоимости аренды нам не назвали. В халяль-центре затраты на аренду распределятся между арендаторами в соответствии с видом деятельности.
«Казанский ЦУМ — это первый торговый центр, появившийся в республике, и символично, что первый халяль-центр также появится здесь», — говорит Мысова. Она подчеркивает, что аудитория потребителей продукции халяль растет. «Мы видим спрос как среди посетителей, так и среди предпринимателей Татарстана по количеству запросов на торговые площади. Сконцентрировав лучших операторов в одной локации, мы сможем удовлетворить потребности соответствующих аудиторий», — добавляет собеседница нашего издания.
Глобальный рынок халяльной продукции, куда входят как продовольственные, так и непродовольственные товары, оценивается специалистами примерно в $2,1 триллиона. Он обеспечивает мусульманское население планеты, составляющее порядка 1,6 млрд человек.
К плюсам размещения халяль-центра в ЦУМе можно отнести то, что торговый центр территориально расположен в той части Казани, которая не перегружена торговыми площадями. При этом до ТЦ легко доехать разными видами транспорта, включая железную дорогу и метро. Кроме того, относительно недалеко расположена главная мечеть Татарстана — Кул-Шариф. В пешей доступности — исторически сложившийся центр «мусульманского ретейла» на улице Парижской Коммуны и ТЦ «Модная семья», где также есть несколько отделов мусульманских товаров. Ну и, конечно, халяльной «экзотикой» должны заинтересоваться туристы, осматривающие Казанский кремль.
В УК Lynks Property Management ожидают, что открытие халяль-центра даст торговому центру «как минимум 30 процентов прироста трафика уже в первые месяцы».
Из минусов ЦУМа — невысокий покупательский трафик и отсутствие четкого позиционирования
На нулевом этаже
Корреспондент «БИЗНЕС Online» прогулялся по этажам ЦУМа. По внешнему виду помещение цокольного этажа полностью готово к заезду арендаторов. Светлый пол, предположительно, из керамогранита, белоснежные колонны с подсветкой, стены украшают фотографии старой Казани. В середине зала — скульптура в виде каменной чаши «Ташаяк» (символ казанской торговли), две витрины мини-галереи, посвященной истории казанской торговли, да стойка экскурсионного центра Казани — вот и все, что сегодня заполняет пустоту нулевого этажа. Спрашиваем у администратора, имеется ли в ТЦ молельная комната. Оказывается, пока ее нет, но (уточняет работница) люди интересуются. Позже в управляющей компании нам прокомментировали, что создание помещения для совершения молитвы действительно предполагается.
Что касается остальной части торгового центра, его, разумеется, нельзя назвать халяльным. В универсаме «Бахетле» можно приобрести алкоголь и изделия из свинины. На первом этаже также наблюдаются офисы «нехаляльных» банков.
По внешнему виду помещение цокольного этажа полностью готово к заезду арендаторов. Светлый пол, предположительно, из керамогранита, белоснежные колонны с подсветкой, стены украшают фотографии старой Казани
В администрации ЦУМа не считают, что могут возникнуть какие-либо проблемы. «Обособленное расположение халяль-центра предполагает развитие концепций, которые не противоречат принципам халяль на всем нулевом уровне ТЦ. Наличие такой возможности и есть одна из причин, по которым подобное возможно реализовать в нашем торговом центре, — отвечает Мысова. — Мы не стремимся к тому, чтобы весь ТЦ стал интересным исключительно какой-либо одной конфессии, напротив, мы хотим быть востребованными для всех жителей и гостей нашей многонациональной республики».
Да и в самом халяль-центре в качестве покупателей ожидают не только мусульман. «Здесь будут представлены товары высокого качества, которые востребованы независимо от религиозных взглядов», — отмечают в ТЦ.
В середине зала — скульптура в виде каменной чаши «Ташаяк» (символ казанской торговли)
У проекта имеется свой оператор. Впрочем, о нем говорится лишь следующее: «Группа компаний, у которой есть большой опыт работы в торговле халяльными товарами на различных рынках, не только в России, но и в странах Средней Азии и Ближнего Востока».
«По сути, это будет первый проект халяль-центра в РФ, — отмечает Мысова. — В настоящий момент мы находимся на завершающей стадии оформления и в скором времени будем готовы представить подробную концепцию и прочую информацию по проекту».
«Рынок халяль активно развивается»
«Не думаю, что люди сразу уйдут с Парижской Коммуны»
«Рынок халяль активно развивается. Улица Парижской Коммуны стала ретейловой мусульманской улицей. Так исторически сложилось — вокруг мечети, мечети, мечети, а потому вполне логично, что бизнес притягивается», — говорит владелец консалтинговой компании A-Development Мурат Ахмеров. Он отмечает, что идея создания торгового центра, в котором сконцентрирована торговля халяльной продукцией, не нова. В пример он приводит ТЦ «Восточный» на улице Парижской Коммуны, где сконцентрирована торговля мусульманскими товарами, но по площади он небольшой (2–3 тыс. кв. м) и не очень, на его взгляд, профессиональный.
«Если сделать проект на хорошем качественном уровне, в единой стилистике, с разумной арендной ставкой, то он имеет право на успех. Но не думаю, что люди сразу уйдут с Парижской Коммуны, может, откроют в ЦУМе параллельные точки, посмотрят, „выстрелит“ ли проект. Самое главное — грамотно подойти: дать разумное время на раскрутку, провести хорошую рекламную кампанию, проинформировать мусульманское сообщество. А так идея хорошая, желаю им успеха», — считает Ахмеров.
Создатель сети татарского фастфуда «Тюбетей» Султан Сафин затруднился сказать, готов ли сам рассматривать эту площадку: «Надо считать»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» игроки рынка халяль в целом положительно отзываются об идее по перепрофилированию части ЦУМа в соответствующий центр. Создатель сети татарского фастфуда «Тюбетей» Султан Сафин затруднился сказать, готов ли сам рассматривать эту площадку («надо считать»), но отмечает, что в центре города сфокусирована значительная часть торговли халяльной продукцией, к тому же у ЦУМа имеется большая парковка, поэтому проект вполне может получиться. «ЦУМу требуется какое-то позиционирование. То, что раньше там было, — полурынок или полуторговый центр — непонятно для покупателей. Люди не понимают, зачем туда идти», — считает Сафин.
В дальнейшем, если халяльный проект станет успешным, весь ЦУМ может быть переформатирован, предполагает Сафин. «Мне кажется, было бы хорошо, потому что другого такого торгового центра нет, а строить новый с учетом того, что все в онлайн уходит, — это дорого, — добавляет он. — Как в свое время ТЦ „Республика“ переделали в детский торговый центр, так и у ЦУМа может что-то получиться».
Владелец халяль-ресторана «ИТLЕ» Руслан Хайрутдинов пока не знаком с деталями проекта, но считает, что потенциально площадка ЦУМа лучше, чем торговые локации на улице Парижской Коммуны, плюсом является наличие у первого хорошей парковки. Но есть и минусы. «Все [арендаторы], которые там присутствуют, не очень комфортно себя чувствуют, потому что там посетителей немного. Будут люди — появится и спрос», — подчеркивает он.
Вся халяльная продукция в республике контролируется комитетом по стандарту «халяль» при ДУМ РТ
Владелец двух точек под названием «Мусульманский магазин» (в ТЦ «Восточный» и «Модная семья») по имени Ришат торгует самой разнообразной продукцией для мусульман — от литературы и шамаилей (мусульманский вид изобразительного искусства) до зубной пасты и шампуня. Предприниматель сообщил нам, что готов был бы рассмотреть вариант расширения своей небольшой сети, но только в том случае, если арендная плата в ЦУМе будет не выше 1–1,1 тыс. рублей за кв. м в месяц. Все, что дороже, увы, не окупается. Саму площадку ТЦ с точки зрения собственного бизнеса он считает удобной и интересной.
По данным минсельхозпрода РТ, в республике за 2021 год было произведено халяльной продукции на 10 млрд рублей (с учетом внутри- и межрегионального потребления). На экспорт отгружено товаров на $4,9 млн, или порядка 380 млн рублей (по текущему курсу доллара), в основном это мясная, молочная и кондитерская продукция. Среди ведущих производителей халяльных товаров можно отметить ТД «Эмиз» (виноградный напиток «Эмиз»), СХПК «Каусар» (изделия из мяса), ИП Гизатуллин Марат Фаргатович (бренд «Пекаръня №1»), ООО «ПК Акульчев», АО «Эссен Продакшн АГ» (кондитерские изделия).
Вся халяльная продукция в республике контролируется комитетом по стандарту «халяль» при духовном управлении мусульман Татарстана. «Данный проект (в ЦУМе — прим. ред.) мы частично контролируем в направлении халяль», — подтвердил нам председатель комитета Аббяс Шляпошников и добавил: — Такие центры нужны. Мест, чтобы в одном месте и молельная комната находилась, и чтобы люди могли погулять со своей семьей и поесть халяль, и чтобы весь досуг располагался в закрытом помещении, у нас не было».
2020 год ЦУМ закончил с убытком в 16 млн рублей при выручке в 100,4 млн рублей. Данных по итогам 2021-го пока не опубликовано
Пандемия ударила по ЦУМу
ЦУМ — старейший торговый центр Казани, свои двери он распахнул еще в 1977 году. В 2007-м прошла его реконструкция с расширением площадей. Согласно базе «Контур.Фокус», акционеры компании — ООО «Спутник» (50,16%) и АО «ЦентрУМ» (48,58%). «Спутник» — дочернее предприятие «ЦентрУМа», директором «ЦентрУМа» и держателем 51,9% его акций выступает Анвар Алишев. В годовом отчете за 2020-й указывается, что Алишев — председатель совета директоров и советник гендиректора АО «Торговый дом „Казанский ЦУМ“». Директор АО «Торговый дом „Казанский ЦУМ“» — Ильдар Гафаров.
Несмотря на расположение в самом центре Казани, ЦУМу тяжело дается конкуренция с современными моллами. Сказывается отсутствие поблизости жилых массивов, а также вялый пешеходный трафик. ТЦ пытался позиционировать себя как центр подарков и сувениров, но по факту получалась некая смесь советского наследия, вещевого рынка из 1990-х с вкраплениями аутлетов, а «якорем» служил гипермаркет «Бахетле». Еще в 2019 году ТЦ запланировал масштабную реконцепцию, для которой акционеры и привлекли московскую Lynks Property Management сначала в качестве консультантов, а потом — как УК. Концепция была ориентирована на офисных работников и туристов. В частности, она предусматривала открытие большого фуд-холла на втором этаже.
Но карты смешали антиковидные ограничения. С 27 марта по 30 мая 2020-го ЦУМ полностью освободил арендаторов от арендной платы, а с 1 июня по 15 июля того же года арендаторы оплачивали только эксплуатационные расходы, позже им была предоставлена скидка по арендной плате в размере 50%. В связи со снижением покупательской активности часть арендаторов были вынуждены расторгнуть договоры аренды, в итоге в 2020-м выручка ТЦ по сравнению с 2019-м снизилась почти на 42%. Год компания закончила с убытком в 16 млн рублей при выручке в 100,4 млн рублей. Данных по итогам 2021-го пока не опубликовано. В декабре минувшего года скончалась совладелица и вдохновительница идеи реконцепции ЦУМа — 61-летняя Сания Шехмаметьева. Тем не менее появление халяльного центра указывает на то, что реконцепция все-таки сдвинулась с мертвой точки.
Первым в Казани халяльным торговым центром должен был стать HalalGuideMall, проект которого представили президенту РТ Рустаму Минниханову еще в 2020 году
Кабаев уже не первый?
Первым в Казани халяльным торговым центром должен был стать HalalGuideMall, проект которого представили главе РТ Рустаму Минниханову еще в 2020 году. Проект стоимостью в 1 млрд рублей продвигал президент международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ) Марат Кабаев (отец художественной гимнастки Алины Кабаевой) с группой соинвесторов. Основным инвестором должно было стать казанское ООО «Консорциум строительных компаний», принадлежащее Дамиру Сафину. Проект предполагал создание халяльного молла на улице Роторной (на пересечении Оренбургского тракта и улицы Халева), где можно было бы приобрести халяльную продукцию и воспользоваться соответствующими услугами, а также с учетом всех исламских канонов провести время в халяльных кафе и ресторанах, посетить фитнес, поработать в зоне коворкинга, организовать мероприятия по исламской тематике.
Но, как стало известно «БИЗНЕС Online», позже проект был кардинально переработан с учетом современных реалий и сегодня он реализуется в принципиально ином ключе. Как сообщил нам представитель МАИБ по Приволжскому федеральному округу Фарид Мифтахов, бизнес-модель прежнего HalalGuideMall сильно изменилась «в силу сложившейся экономической ситуации и усиливающегося перехода на e-commerce в продажах». Также на изменении проекта сказался спрос «на недорогую жилую недвижимость и аренду качественного офисного пространства с удобствами для мусульман».
Проект был разделен на два этапа. Первый практически завершен: на данный момент на 90% закончено строительство бизнес-центра для мусульман. Вторым этапом станет возведение апартаментов с фитнесом-центром для жильцов и торговыми площадями на первом этаже, где как раз и разместится небольшая зона продажи халяльной продукции.
«Проект только в разработке, но земельный участок уже сформирован», — пояснил Мифтахов. К строительству жилых апартаментов приступят после того, как будет завершено проектирование. Стоимость проекта осталась прежней — порядка 1 млрд рублей, подтвердил собеседник.
«Проект халяльного центра рассматривался на инвестиционном совете без выделения земельных участков. Земля под проект изначально была в частной собственности. В силу экономической ситуации частные инвесторы пересмотрели проект в сторону открытия бизнес-центра (на стадии завершения) и апарт-жилья на продажу со спортивным залом для жильцов. Проект жилья пока в разработке», — прокомментировала смену планов инвестора глава АИР РТ Талия Минуллина.
Вряд ли проект Кабаева вступит в какую-то конкуренцию с халяльным центром в ЦУМе. Концепции у них совершенно разные. В первом случае это рабочая и жилая среда для мусульман, во втором — торговля, соответствующая нормам шариата.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 765
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.