КАК ТАТАРСТАН НЕ ПЕРЕБОРОЛ ПОГОСЯНА

Напомним, что Bombardier «сделала ставку» на Татарстан давно. Еще в ноябре 2006 года ОАО «НУР-авиа» (владевшее тогда авиакомпанией «Татарстан») приобрела два (а всего должно было быть десять) 86-местных лайнера CRJ 900. Как разъяснял генеральный директор ОАО «Нур-Авиа» Равиль Садыков, для этого его компания привлекла кредит ОАО «АК БАРС» Банк» сроком на три месяца в объеме около $50 миллионов. В дальнейшем планировалось трансформировать кредит в лизинговую схему с участием одной из международных лизинговых компаний. В стоимость того контракта вошло и обучение летного и инженерно-технического состава. Сообщалось, что было подготовлено 24 пилота и 29 инженеров и техников. Каждый лайнер с учетом затрат на учебу персонала обошелся в $24 миллиона.

Президент Bombardier Aerospace Пьер Бедуан тогда на встрече в кабинете министров РТ заметил, что рад возможности начать с республики внедрение CRJ 900 на российский рынок. Но здесь у договорившихся сторон вышла осечка. Несмотря на то, что тогдашний премьер РТ Рустам Минниханов заверил, что будет приложен «максим усилий, чтобы получить разрешение на использование самолетов в России», отечественные авиационные власти не выдали CRJ 900 российский сертификат. Считается, что причиной тому стало начало раскрутки проекта фирмы «Сухой» SukhoiSuperJet, которой руководил нынешний президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и один из членов «команды Путина» Михаил Погосян.

В итоге два купленных и зарегистрированных на Бермудах борта сдали в аренду в ОАЭ. До недавнего времени они, согласно международным реестрам, находились на хранении, и как стало известно газете «БИЗНЕС Online», недавно были проданы.

ПОПОЛНЕНИЕ 2011 ГОДА: CHALLENGER 850, EUROCOPTER-135, BELL-427

Но Bombardier не обескуражила эта неудача, ведь теперь ставку на ее самолеты сделал круто рванувший вверх при помощи ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» и ОАО «Татнефть» бугульминский авиаперевозчик «Ак Барс Аэро». С весны 2010 года он поставил на свои линии первые самолеты Bombardier CRJ200, а сегодня у нее их насчитывается уже семь. И не имеет значения, что машины были приобретены не у самой Bombardier – разработчик-производитель никогда не теряет связи с эксплуатантами своих самолетов, которых всеми силами «подсаживает» на свою продукцию. Отметим, что сегодня «Ак Барс Аэро», ставшая, по сути, главным татарстанским перевозчиком, представляет для Bombardier еще больший интерес.

Как сообщил сегодня газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев, до конца этой недели авиакомпания получит еще один CRJ200. Сейчас экипаж принимает машину в Монреале – там самолет красят в «барсовские» цвета и устанавливают на него дополнительное оборудование. Вскоре за этим бортом прибудет еще один, а до конца первого полугодия 2012-го компания получит еще шесть бортов. «На все уже подписаны контракты», - уточнил Трубаев.

Но и это еще не все. В России очень популярны административные самолеты (в обиходе такие машины называют бизнес-джетами) производства Bombardier. На долю самолетов серий Learjet, Challenger и Global приходится как минимум треть общего парка корпоративных бортов РФ и стран СНГ. До прошлого года крупный бизнес РТ летал на шести «бомбардирах»: ОАО «Татнефть» - Challenger 604, ООО «Группа компаний «Профит» - Challenger 300, ОАО «ТАИФ» - Challenger 300, Global 5000, «Ак Барс Холдинг» - Challenger 604, Challenger 605. А в прошлом году, по данным газеты «БИЗНЕС Online», одна из крупнейших компаний РТ приобрела модель Bombardier, которой в РТ еще не было, - Challenger 850. Кризис нам нипочем.

Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в московском представительстве Bombardier Aerospace, на Татарстан приходится больше всего зарегистрированных в России административных самолетов этой фирмы: «Вы в этом смысле самая передовая республика. В других регионах, где вообще есть наши административные самолеты, их не более чем по два-три. А по коммерческим лайнерам «Ак Барс Аэро» идет вслед за «ЮТэйр», у которого 15 машин… Для «Бомбардье» Татарстан представляет большой интерес, это один из наших ведущих региональных партнеров и очень надежных партнеров». Впрочем, несмотря на это, в представительстве затруднились сказать что-либо о повестке дня сегодняшней встречи Ильдара Халикова и Bombardier.

Заодно уж отметим, что в прошлом году пополнился и вертолетный парк татарстанского бизнеса. Одна из альметьевских структур раскошелилась на машину европейского концерна Eurocopter-135 (базируется в аэропорту «Бугульма»). А одна из компаний энергетического комплекса РТ прикупила очень крутого «американца» - Bell-430 (база – аэродром «Куркачи»).