НОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Вчера пятое по счету заседание суда по уголовному делу капитана «Дунайский-66» Александра Егорова закончилось тем, что адвокат подсудимого попросила обеспечить на следующей неделе явку в суд выживших членов экипажа «Булгарии». Напомним, вчера сторона защиты нашла весьма шокирующее свидетельство – выжившие пассажиры заявили, что в день трагедии чуть ли не весь экипаж «Булгарии» был пьян.

К членам команды, которым удалось спастись, есть и другие вопросы. На некоторые из них был получен ответ. К примеру, старший механик Константин Пузанков рассказал, почему теплоход не смог подать сигнал бедствия. Согласно его показаниям, которые были зачитаны, во время крушения дизельные генераторы были залиты водой, что привело к отключению электроэнергии на теплоходе - из-за этого экипаж команды не смог подать сигнал SOS. По словам Пузанкова, трюм был почти полностью залит водой, когда он забежал туда. Старший механик успел закрыть три иллюминатора, через которые стремительно поступала вода, а затем поднялся наверх и помогал пассажирам покинуть теплоход.

Но, пожалуй, самым интересным свидетелем, на явке которого в суд особо настаивает адвокат подсудимого Аида Камалова, является второй человек на «Булгарии», старший помощник капитана Рамиль Хаметов. Газете «БИЗНЕС Online» удалось получить доступ к показаниям старпома, которые нигде ранее не оглашались. Предлагаем вниманию читателей их небольшой отрывок, записанный сухим языком уголовного следствия.

kamalova.jpg
- Конечно, если бы «Арабелла» не подошла, Егоров бы начал спасательную операцию, - объяснила адвокат подсудимого Аида Камалова. – Тогда бы он был героем…

«ПОЛОМКИ НА СУДНЕ БЫЛИ ЧАСТО»

«Теплоход «Булгария» отошел от причала в направлении Казани. На борту находились туристы. Перед отплытием механиками проверялись механизмы, была проверка рулевого привода судна, проверка УКВ радиосвязи, проверка дистанционного управления, рулевой рубки. Также мною перед отплытием был запрошен у предыдущего вахтенного начальника Назарова В.И. прогноз погоды и путевая информация.

В момент отплытия на вахте дежурил я. Перед отплытием не работал левый главный двигатель, о чем было доложено капитану. Капитан Островский А.Б. дал команду на отплытие. В 12 часов 10 июля я сдал вахту. Во время хода был небольшой крен на правый борт. После 12 часов вахту принял капитан. Около 12:20 судно начало тонуть (крениться) после чего выключился свет. Я начал раздавать людям спасательные средства, которые были в достаточном количестве в каждой каюте на каждого человека. Всего на судне было 200 спасательных средств, из них были спасательные жилеты, нагрудники, спасательные круги. На судне также был 1 мотобот и 1 спасательная шлюпка. Таким образом, я выбросил из своей кладовой примерно 25 жилетов. Я командовал, чтобы люди успокоились. Людям я сказал подняться наверх, так как вода прибывала стремительно. На судне была давка и паника.

Судно быстро заполнилось водой. Меня кто-то вытащил наружу через разбитое окно...»

«…Поломки на судне были часто. 10 июля 2011 г. была внештатная ситуация – движение на одном двигателе. 7 или 8 июля 2011 г. на вечерней прогулке по маршруту: Зеленодольск – Козловка – Казань также отказал левый главный двигатель. Починен он так и не был. 10 июля 2011 г. мы вышли в рейс с неработающим левым главным двигателем…».

«КАЖДЫЙ СПАСАЛСЯ, КАК МОГ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» смог ознакомиться и с показаниями туристки, которая накануне сообщила следствию о том, что экипаж «Булгарии» выпивал в тот роковой день. Руфиева Алина не пришла в суд для дачи показаний, но вот что ранее она сообщила следствию в письменном виде:

Вопрос: Когда теплоход тонул, какие были действия команды теплохода по спасению пассажиров?

Ответ: Никаких действий команды по спасению пассажиров не было, каждый спасался, как мог.

Вопрос: В течение, какого времени теплоход затонул?

Ответ: Теплоход затонул быстро, в течение 2-3 минут.

Вопрос: По какой причине теплоход затонул и кто в этом виноват?

Ответ: Теплоход затонул из-за неисправности двигателя, и все работники машинного отделения были пьяны, так как отмечали День рыбака.

Вопрос: Кто виноват в крушении теплохода?

Ответ: В крушении теплохода виноват экипаж.

«ЕСЛИ БЫ «АРАБЕЛЛА» НЕ ПОДОШЛА, ГЕРОЕМ БЫЛ БЫ ЕГОРОВ»

Свидетельские показания потерпевших, которые закончил сегодня озвучивать гособвинитель Евгений Дикарев, противоречивы. Кто-то заявляет, что никто из тех, кому удалось спастись, не утонул позже, когда люди два часа ожидали помощи. Однако кто-то вспоминает о женщине, которую подняли на борт «Арабеллы» последней, она уже была мертва. Люди говорят, что она спаслась, но не умела плавать – наглотавшись солярки и воды, она скончалась.

Многие пострадавшие говорят о том, что буксир «Дунайский-66» поравнялся с «Арабеллой» и замедлил ход неподалеку от того места, где находились спасшиеся люди.

Сторона защиты сегодня приложила к материалам дела материалы характеризующие Александра Егорова. В том числе квитанцию, согласно которой Егоров в августе прошлого года перечислил в фонд жертв «Булгарии» 10 тысяч рублей.

- Конечно, если бы «Арабелла» не подошла, Егоров бы начал спасательную операцию, - объяснила адвокат подсудимого Аида Камалова. – Тогда бы он был героем…

IMG_9959.jpg
Вчера в казанском Кремле чествовали героев с теплохода «Арабелла» - капитану Роману Лизалину и его экипажу вручили государственные награды

КАК НАГРАДИЛИ ТЕХ, КТО ПОМОГ

Пока в Московском районном суде заканчивалось очередное слушание, на другом конце города, в казанском Кремле играл живой оркестр – здесь чествовали героев. Президента Татарстана Рустама Минниханова и министра транспорта России Игоря Левитина, в церемониальном зале дожидался экипаж «Арабеллы».

За несколько минут до начала в зал вошел первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов. Он был в приподнятом настроении, сразу же подошел к капитану корабля Роману Лизалину, по-отечески похлопал его по плечу.

- Эта трагедия еще раз показала, насколько необходима выручка, и какая большая ответственность ложится на людей, которые берут на себя обязательства по перевозке людей, - объяснил Левитин, обращаясь к экипажу «Арабеллы», который в полном составе сидел перед ним в парадной форме. - Вся подготовка транспортников, начиная с учебного заведения и заканчивая ежедневной работой, направлена на то, чтобы в минуты опасности не растеряться и спасти людей, которые доверили вам свои жизни. Желание быстро заработать, не считаясь с безопасностью, всегда заканчивается плачевными результатами.

В конце своей пламенной речи Левитин напомнил, что приехал в Казань неспроста, а для того чтобы наградить экипаж «Арабеллы». Так, указом президента Дмитрия Медведева капитан «Арабеллы» Лизалин был награжден орденом Мужества. Десять членов экипажа, в том числе одну женщину (которая была судовым фельдшером) наградили медалями «За спасение погибавших».

Когда Лизалин взял ответное слово, было видно, что он сильно волнуется. Капитан-герой коротко объяснил, что просто выполнил свой гражданский долг и не мог поступить иначе.

- К сожалению, два других судна не остановились, - сказал Минниханов, когда все награды уже нашли своих обладателей, и сделал многозначительную паузу. - Многие говорят, что в нашей стране героев нет, но вот, они – герои современности, сидят сейчас перед нами.

«Я НЕ ЗНАЮ, КАК БЫ Я ПОСТУПИЛ НА МЕСТЕ КАПИТАНА «БУЛГАРИИ»

Минниханов, обращаясь к Левитину, напомнил ему и о том, что на берегу Волги в районе места трагедии должна появиться мечеть и храм в память о погибших. Левитин покачал головой и дал понять, что не забыл об этой идее.

- С одной стороны приятно, а с другой приходится заново переживать тот день, а это очень тяжело, - признался Лизалин, когда после торжественной церемонии его окружили журналисты. - Эти награды, которые мы получили, заслуживают и туристы, которые находились в тот момент на борту нашего теплохода, они оказали нам помощь, а пострадавшим поддержку.

Роман Лизалин заявил, что после того, как многие извлекли из трагедии на Волге необходимый урок, безопасность навигации в этом году будет на самом высоком уровне. Корреспондент «БИЗНЕС Online» уточнил у Романа Евгеньевича, как он оценивает действия экипажа «Булгарии» и поинтересовался, стал бы он на их месте выходить в плавание с креном на правый борт и неработающим двигателем.

- Здесь очень много нюансов, крен ведь тоже разным может быть, - объяснил награжденный капитан. – Но рисковать в любом случае нельзя, потому что речь идет о безопасности людей. Я не знаю, как бы я поступил на месте капитана «Булгарии»…