ЛЕГЕНДА АВТОПРОМА – В СВИТЕРЕ И ШТАНАХ
Сегодня Набережные Челны весь день ждали Владимира Путина, однако премьер опоздал на несколько часов и прилетел в итоге в пятом часу (на КАМАЗе шептались, что возможно – из-за снежного коллапса в Москве). Пока Путин решал столичные проблемы, в Татарстане успели открыть совместное российско-итальянское предприятие CNH-КАМАЗ Индустрия по производству сельскохозяйственной техники (тракторов и комбайнов).
Сразу после запуска СП по производству сельхозтехники состоялось подписание меморандума между «CNH-КАМАЗ Коммерция» и министерством сельского хозяйства РТ |
Вообще-то, производство запущено уже как несколько месяцев, однако официального открытия до сих пор не было. Пользуясь случаем, КАМАЗ пригласил премьер-министра РФ Путина, запустить линию тестового производства комбайнов – которые, к слову, тоже уже успешно производятся. Однако Путин нажимать красную кнопку и резать ленточки прилететь не успел. Зато в мероприятии принял участие, помимо президента РТ Рустама Минниханова, сам глава концерна Fiat Group Сержио Маркионне (компания Case New Holland входит в FIAT Group).
Фигура харизматичная и уже ставшая легендарной в автомобильных да и просто бизнес-кругах. Если все члены обеих – российской и итальянской – делегаций были в костюмах с галстуками, то Маркионе щеголял в своих всегдашних черном свитере и мешковатых брюках (этим, а также своей бородой, он сильно напоминал Стива Джобса, как известно предпочитавшего появляться на людях в черной водолазке и джинсах).
Маркионе заметил, что до сих пор времени лично ознакомиться с производством у него не было, а теперь он рад, что находится на челнинской земле и своими глазами видит конвейер. Итальянцу, «спасителю Fiat и Chrysler», повезло – он удачно приземлился на челнинской земле в тот же день, когда здесь приземлился и Путин. В результате не встретиться они просто не могли…
КАК КАМАЗОВСКИЕ КОМБАЙНЫ ВСТРЕТЯТ ВТО
На данный момент инвестиции в CNH-КАМАЗ Индустрия составили $20 млн. Общий объем инвестиций планируется в размере $70 млн. Уровень локализации пока лишь 25-28%, однако Рустаму Минниханову, который перед запуском осмотрел цех и своими руками потрогал кабины красавцев-комбайнов, было обещано локализацию увеличить. Вопрос с локализацией не праздный. Как известно, больше всего сегодня слышны недовольные голоса именно сельхозпроизводителей – на носу вступление России в ВТО, и наш рынок легко может захлестнуть импортная продукция. В итоге вложения той же Fiat Group могут не окупиться. Однако на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о рисках СП при вступлении России в ВТО Ирек Гумеров, замгендиректора по развитию ОАО «КАМАЗ», заметил: «Увеличения конкуренции мы не боимся, поскольку надеемся, что новое предприятие будет конкурентоспособны с учетом локализации. Ее уровень планируется довести до 40-50 процентов». Объясняется это тем, что производимые на территории Челнов комплектующие окажутся одновременно и дешевле импорта их из-за границы, а значит продукция может стать конкурентоспособной в том числе и по цене. Впрочем, и сейчас, отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Ирек Гумеров, продукция компании пользуется спросом, хотя и производит технику явно не бюджетного класса (трактора и комбайны буквально напичканы электроникой).
Напомним, что ОАО «КАМАЗ» и CNH заключили соглашение о сотрудничестве еще в 2009 году. В январе 2010 года компании подписали соглашение о создании СП по производству сельскохозяйственной и строительной техники, и в Набережных Челнах было запущено производство тракторов. Запланированные объемы выпуска СП сейчас оцениваются в 4 тысяч единиц техники в год, включая семейство комбайнов с двигателями 300 л.с., два вида тракторов с 300-535-сильными моторами и строительную технику. Доли в компании CNH-КАМАЗ Industrial BV принадлежат партнерам на паритетной основе: 50% - CNH, 50% - ОАО «КАМАЗ».
Интересно, что уже сейчас поля Татарстана бороздят сотни комбайнов, произведенных в только-только открывшемся СП. Об этом говорили журналистам на КАМАЗе представители компании, этот же факт подтвердил и министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов (который прибыл на производство даже раньше журналистов, и вместе со всеми ждал начала торжественной церемонии).
Сразу после запуска состоялось подписание меморандума между «CNH-КАМАЗ Коммерция» и министерством сельского хозяйства РТ. Именно после подписания министр Марат Ахметов заявил, что потребности АПК республики «достаточно высокие», и в принципе даже выше того объема, который сейчас производится на CNH. На данный момент на полях РТ работают до 650 машин зарубежного производства и лишь 150 – производства местного СП. Как заявил министр газете «БИЗНЕС Online», в соответствии с подписанным соглашением Татарстан закупит техники на 660 млн. рублей (при этом ориентировочная цена одного комбайна – порядка 8 млн. рублей. Впрочем, точную цены представители компании пока не называют).
НЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИТИНГ, И ЗАЧЕМ ПРИЕЗЖАЛИ БРИТАНСКИЕ СМИ
После открытия СП татарстанские чиновники ринулись в аэропорт – встречать высокого гостя. Впрочем, прибыл он лишь в районе пяти вечера. На самом КАМАЗе Владимира Путина ждали на митинг-концерт, который должен был состояться в полчетвертого вечера на автомобильном заводе. Но время, из уважения к главному приглашенному, перенесли.
При этом, на автогиганте особенно отметили, что визит Владимира Путина «не носит характера предвыборного пиара», а является «рабочим». Конечно, многих представителей СМИ смутило слово «митинг», однако на деле подобные митинги на КАМАЗе скорее носят «юбилейный характер». Последний митинг подобного масштаба, напомним, был здесь ровно год назад, когда автогигант справлял 35-летие первого грузовика.
В митинг-концерте на автогиганте приняло участие около 3000 человек, но ожидаемых криков «Мы за Путина!», как и соответствующих транспарантов, не наблюдалось |
В митинге приняло участие 3000 человек (только с автосборочного – 900). Но ожидаемого столичными, и, в особенности зарубежными журналистами, криков «Мы за Путина!», как и соответствующих транспарантов, не наблюдалось. Впрочем, один из них, корреспондент британского телеканала Channel 4 News Мик Стерби, который прибыл в автоград накануне, чтобы сделать сюжет о политической ситуации в преддверии визита Путина, не выглядел расстроенным. Как рассказал британец корреспонденту «БИЗНЕС Online», основной целью его редакционного задания не был непосредственно юбилей на КАМАЗе – «просто так совпало». Однако в результате британец был даже рад: представилась редкая возможность написать о политической ситуации не в столицах РФ, а в провинции, которая, конечно, в смысле политических пристрастий резко контрастирует с той же Москвой. Задания опорочить Челны, Татарстан или Россию у него нет – заверил он, и вообще, «нашим СМИ, тем более, телеканалу Channel 4 («хорошо, наш владелец не Руперт Мердок»!) нет смысла как-то тенденциозно трактовать события в вашей стране, нам просто интересно, что у вас реально происходит, поговорить с вашими камазовцами». «Мне, например, не только на Путина интересно посмотреть, но и на Иосифа Кобзона!» - улыбнулся он.
КАМАЗОВСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ КОБЗОНА
Кобзон прибыл на автосборочный сильно усталым, но, несмотря на это, тут же вместе с замдиректором КАМАЗа Юрием Клочковом пошел в народ. И неожиданно вспомнил то, о чем, кажется, успели позабыть даже камазовцы! Сначала Кобзон поинтересовался у Клочкова, как у них с поставками в другие страны. Клочков с готовностью сообщил, что КАМАЗ уже организовал производство в Африке, куда отправляет только сборочные комплекты, а уже там грузовики собирают. «Европа не закупает?» – продолжал интересоваться певец. «К сожалению, пока нет, - уныло сообщил Юрий Клочков, - К сожалению, в 1990-е мы рынок потеряли. Но мы восстановимся!» – и выразил надежду, что с европейским рынком им может помочь и владелец пакета акций Daimler.
Кобзон спел на импровизированной сцене «Я люблю тебя жизнь», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и другие известные песни. Удивившись, что заводчане не подпевают, он в шутку заметил, что понимает, кого камазовцы ждут... |
В эту минуту окружавшая Кобзона толпа журналистов стала резко рассасываться. «Судя по движению журналистов, кандидат в президенты появляется!» - иронично поделился наблюдениями певец (впрочем, это был фальстарт, Путин появился полчаса спустя). Затем Кобзон рассказал о том, как он поддерживал тех, кто здесь начинал строить «КАМАЗ» в конце 1960-х годов: «В грязи! Неустроенные… Невозможно было подъехать тогда к заводу. У нас всегда так глупо. Сначала строят здание, а потом дороги, все наоборот! Мы подъезжали в 1969 году – по колено в грязи ходили. И прямо на территорию подгоняли машину с генератором, на которой я выступал. Я ведь и участвовал в закладке камня на «КАМАЗе»! – ностальгировал Иосиф Кобзон. «Ну, у нас тоже традиционная сцена здесь – на КАМАЗах, - заметил улыбнувшись Юрий Клочков (сцена стояла на платформах двух КАМАЗов - ред.). «Я на КАМАЗах выступал в Афганистане, - вспомнил грустные события Кобзон, - они (КАМАЗы - ред.) там ходили успешно. Сегодня, кстати, день вывода войск из Афганистана», - напомнил певец заводчанам, с интересом слушавших воспоминания легендарной советской звезды.
КАК ЦЕХ ПОДПЕВАЛ КОБЗОНУ И КОМПЛИМЕНТЫ АЛЬФИЕ КОГОГИНОЙ
Кобзон вышел на сцену сразу после поздравительных речей Сергея Когогина и Сергея Чемезова, главы «Ростехнологий» (хотя настоящий его концерт был запланирован позднее, в ДК «КАМАЗа). И спел известные «Я люблю тебя жизнь», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и другие известные песни. Удивившись, что заводчане не подпевают, он в шутку заметил, что понимает, кого камазовцы ждут: «Я-то, конечно, всего лишь бэк-вокал Владимира Путина, хотя мы с ним, помню, спели вместе, когда он только-только стал президентом в 2000 году. Я тут минуты, конечно, свободные заполняю. Музыкальная подкладкой выступаю, - шутил певец, - Но не сойду со сцены, даже если он придет сейчас, пока вместе не споем!»
После чего запел хит Анны Герман «Надежда, мой компас земной», и весь цех действительно начал подпевать, сначала смущенно, а потом и вовсе в полный голос. Кобзон заметил в толпе улыбающуюся жену главы КАМАЗа депутата Госдумы РФ Альфию Когогину, и сделал ей комплимент (воспользовавшись тем, что ее муж как раз в это время побежал встречать Путина и показывать ему новые модели "КАМАЗов"): «Какого красивого вы депутата в Думу выбрали! Надеюсь, она умеет петь?!»
«МОЖНО СНИМАТЬ ДВЕРЬ И В МУЗЕЙ!»
Путин появился почти неожиданно. Энергично взбежал на сцену, взял в руки микрофон (зал зааплодировал и обрадованно закричал), не стал стоять у стойки и без какой-либо бумажки сразу сообщил камазовцам: «Несмотря на то, что в период кризиса разные «кликуши» пророчили крах всей автомобильной отрасли страны, этого не произошло! "КАМАЗ" за четыре десятилетия вообще переживал немало сложных времен, но последнее испытание кризисом было очень тяжелым». То, что "КАМАЗ" успешно преодолел испытания, благодарить надо, заметил он, самих камазовцев (о госзаказах 2008-2009 года он дипломатично умолчал): "Благодаря вашему таланту, трудолюбию, вере в собственные силы, в свое предприятие, в свою страну, "КАМАЗ" не только вернул прежние объемы производства, но и вышел на новый уровень качества». Подтверждением чему, по мнению премьера, то, что «продукция "КАМАЗа" активно экспортируется, сборочные производства "КАМАЗа" есть во многих зарубежных странах». "КАМАЗ" - это предмет особой нашей гордости. И 2-миллионная машина - это результат вашей работы", - резюмировал он под гром аплодисментов. В этот момент конвейер запустили, и 2-миллионный КАМАЗ сошел с него аккурат к тому моменту, когда Владимир Путин был готов расписаться на его кабине. Взмах фломастера – и автомобиль стал «непродажным»: «Ну, теперь можно снимать дверь и в музей!», - заметил один чиновник. В музей, впрочем, обещали отправить юбилейный КАМАЗ целиком (хотя с подписью Путина, наверняка, могли бы, очень выгодно его продать - ред.)
Взмах фломастера – и КАМАЗ с подписью Путина стал «непродажным» |
О ЧЕМ ПУТИН ГОВОРИЛ СО СПАСИТЕЛЕМ ФИАТА И КРАЙСЛЕРА?
Любопытно, но после поздравления заводчан Путин не сразу поехал в БСМП на совещание по модернизации здравоохранения (газета «БИЗНЕС Online» готовит подробный материал с этого мероприятия - ред.). Как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online» Владимир Путин после посещения торжественного митинга-концерта по случаю выпуска двухмиллионного грузовика встретился с Серджио Маркионне, главой интальянского концерна Fiat. Встреча проходила за закрытыми дверями. Однако по информации одного из источников «БИЗНЕС Online» на автогиганте, в ней приняли участие и Сергей Чемезов с Сергеем Когогиным. Тут надо сказать, что еще неизвестно, кому больше повезло сегодня: Маркионне или Путину. У Маркионне репутация успешного антикризисного менеджера Он не только вернул к прибыльности SGS, крупнейшую в мире компанию, занимающуюся проверкой товаров на соответствие стандартам. Но и в июне 2004 возглавив загибающийся Fiat, сделал всего за несколько лет успешную компанию! Менее чем через четыре года Fiat показал рекордную прибыль. При этом Маркионне – не имея опыта работы в автопроме! - «не стал прибегать к традиционным рецептам — увольнениям рабочих и закрытию заводов, а прошелся по топ-менеджменту: из 22 его непосредственных подчиненных 18 получили расчет». Маркионне сконцентрировался на разработке новых моделей и начал “уничтожать все преграды на пути к эффективности” производства. В 2009 году когда Chrysler объявил о техническом банкротстве, Fiat завершил сделку по слиянию с американской компанией, и Маркионне начал выводить из кризиса уже американцев, и – чудеса! – уже в первом квартале 2010 годе Chrysler показывает операционную прибыль, а позднее объявляет о возвращении в штат 2700 рабочих. Возможно, встреча состоялась по инициативе Владимира Путина – ведь он фактически был антикризисным менеджером на посту президента РФ в начале «нулевых», и, наверняка, опыт итальянца ему был небезынтересен. Впрочем, не исключена вероятность, что очень скоро мы услышим о новом глобальном проекте Fiat (который, напомним, в прошлом году «развелся» с Sollers) на территории России, возможно, под эгидой «Ростехнологий» вместе с КАМАЗом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.