«За I квартал мы получили около 10 миллионов убытков от городских маршрутов и не можем уже физически и морально просто работать», — в связи с большими потерями о прекращении работы заявил единственный городской перевозчик Альметьевска — АО «АПОПАТ». Безвыходной назвал ситуацию гендиректор предприятия Константин Кириченко. О том, почему транспортный кризис вновь коснулся Альметьевска и что город будет делать без автобусов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Единственный автобусный перевозчик Альметьевска АО «АПОПАТ» прекращает свою работу с 1 апреля
АПОПАТ прекращает работу с 1 апреля: заявление компании
Единственный автобусный перевозчик Альметьевска АО «АПОПАТ» прекращает свою работу с 1 апреля. Об этом заявила на своем сайте сама компания, где размыто объяснила и причину: «По не зависящим от подрядчика обстоятельствам, которые способствуют отсутствию прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее выполнения». Информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил и сам генеральный директор компании Константин Кириченко. По его словам, он попал в безвыходную ситуацию.
«У нас до сих пор договора даже нет. Мы работаем по своей инициативе последние три месяца без договора. Нам обещали, что какие-то убытки за 2021 год компенсируют и на 2022-й какие-то суммы будут заложены. И пошли навстречу — отработали январь. Потом нас убедили, что вопросы решатся в феврале, отработали февраль. Отработали март — воз и ныне там. Ни за 2021 год, ни каких-то сумм, которые выделены на 2022-й, мы не предвидим. За I квартал мы получили около 10 миллионов убытков от городских маршрутов и не можем уже физически и морально просто [работать], — сообщил Кириченко. — Мы просто работали по их просьбе. Потом нам сделали договор на январь – февраль, март мы отработали вообще без договора. Потому что я патриот своего города, мы сделали все, что могли. Показали, что работаем. Мы надеялись, что будет какое-то решение».
По словам гендиректора, АО «АПОПАТ» обслуживает в Альметьевске в основном пригородные маршруты. А в городе у них автобусные маршруты №1А, 1Б, 4, 5 и 5А. «У нас основной бизнес — это не город. Вообще, взяли эти маршруты в 2015 году по просьбе администрации, у нас был один маршрут городской. Почему-то сейчас так перекручивают, что это бизнес АПОПАТа. Нет, там работало троллейбусное управление, они завалили работу, нас попросили, и мы эти маршруты взяли. И сейчас почему-то вдруг это наш бизнес стал. Нет, это не наш бизнес. У нас 560 единиц техники, из них 19 только работает на город!» — объясняет предприниматель.
Останутся ли в городе автобусы, Кириченко предложил задать этот вопрос администрации. Но там нашему корреспонденту на момент публикации подготовить комментарий не успели.
Высвободившиеся сейчас 19 автобусов, заявил Кириченко, изношенные. «У них пробеги по 400 тысяч. Они пойдут или на запчасти, или по остаточной стоимости будут реализованы, — объяснил он. — Там уже работать не на чем. Подвижной состав очень изношенный».
Тимур Нагуманов заявил о том, что до сих пор не проведены торги по автобусным перевозкам на 2022 год
«Мы берем кредиты, чтобы платить зарплаты водителям»
О проблемах с АПОПАТом еще в конце декабря 2021 года говорил глава Альметьевского района Тимур Нагуманов. Он заявил о том, что до сих пор не проведены торги по автобусным перевозкам на 2022-й. «АПОПАТ пока категорически отказывается участвовать. Предприятие ставит вопрос так: „Либо дайте денег, либо мы возить не будем“. Мы ведем очень тяжелые переговоры. Находим пути решения. Надеюсь, что с 1 января они не поставят на прикол все свои транспортные единицы. Но ситуация реально непростая. Мы говорим коллегам, что сегодня нет денег. Но понимаем, что, не решив эту проблему, мы никуда не сдвинемся. Проблема будет решаться», — сказал Нагуманов.
Кириченко объяснил свой отказ участвовать в тендере в беседе с корреспондентом нашей газеты. Предприниматель уверен, что город решения не найдет. «У нас в городе это регулируемый тариф, если это регулируемый тариф, значит, находится в ведении муниципалитета, который сам определяет, когда проторговывать, какую сумму. Они проторговали 1 рубль. Никто не заявился, естественно. Но никто не будет работать с убытками. Так не бывает. Первым делом муниципалитету нужно определить, из каких источников должны финансироваться убытки, начальную максимальную цену контракта по 220-му закону. Расчет должен производиться на основании 158-го постановления к 220-му закону. Все должно быть регламентировано. А сейчас мы берем кредиты, чтобы платить зарплаты водителям», — объяснил Кириченко.
«Я закапываю бизнес, для того чтобы содержать город, работая в убыток. Мне интересно, чтобы мои люди получали зарплату и коллектив был сохранен в такой ситуации», — добавил он. Какую сумму должен предложить город, чтобы Кириченко было интересно участвовать в госзакупках, он не знает: «Подвижной состав находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Нужна целая программа по городу. Плановая замена, кто должен брать на себя эти издержки? Муниципалитет или частное лицо… Если частное лицо, соответственно, ему это должно быть компенсировано. Если муниципалитет, следовательно, ему кто-то должен дать средства, они должны быть приобретены и переданы тому же АПОПАТу в безвозмездное пользование, [тогда] он работает. Или МУП — он работает. Решения нет».
Но Кириченко дал небольшую надежду. «Мы не окончательно уходим, окончательно никогда ничего нет. Но работать мы уже не можем, потому что генерируем очень серьезные убытки. У нас без вариантов, просто безвыходная ситуация. Чтобы не закопать предприятие глубже, мы должны эту работу прекратить. Потому что решения по компенсации нет».
«Я закапываю бизнес, для того чтобы содержать город, работая в убыток. Мне интересно, чтобы мои люди получали зарплату и коллектив был сохранен в такой ситуации»
Будущее Альметьевска все-таки за троллейбусами?
Автобусов в Альметьевске пока не будет, но остаются троллейбусы — маршруты продолжат свою работу. Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с МУП «Альметьевское транспортное управление», которое обслуживает все троллейбусные маршруты в городе. Начальник службы эксплуатации предприятия Вячеслав Сенин отказался от комментариев и попросил переадресовать все вопросы в транспортный отдел исполкома. Но уточнил, что обсуждений по поводу расширения троллейбусных маршрутов в связи с уходом с рынка АПОПАТа не ведется. «На данный момент нет», — уточнил он.
Известно, что МУП «АТУ» обслуживает четыре маршрута — №1, 3, 7А, 7Б. Всего ходит 25 троллейбусов, из них 10 — автономным ходом. Троллейбусами пользуются только в двух городах республики — в Казани и Альметьевске. Осенью 2020 года была идея даже организовать в нефтеграде проект по сборке троллейбусов, обновить парк и сделать из Альметьевска столицу электротранспорта в РТ.
Хвалил когда-то АПОПАТ и министр транспорта Татарстана Фарит Ханифов. Он был восхищен тем, как в Альметьевске разрешили автобусный кризис 2020 года. В пандемию коронавируса предприятию пришлось приостановить деятельность на три месяца. АПОПАТ тогда, сославшись на падение выручки на 40% и потерю пассажиропотока на 70%, разорвал контракт с городом.
Проблему тогда решили компенсацией убытков, которые образуются от обслуживания общественного транспорта при работе на городских или пригородных маршрутах. В планах на будущее было работать по брутто-контракту. Согласно ему, перевозчики получают поступления за фактически выполненный объем работ. Но, как уже заявил Кириченко, придуманный план в итоге так и не был реализован.
Автобусов в Альметьевске пока не будет, но остаются троллейбусы — маршруты продолжат свою работу
Перевозчики РТ сокращают маршруты и пополам стригут билеты
А сейчас, в период вновь обострившегося кризиса, ситуация действительно критическая. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков заметил, что АПОПАТ не входил в ассоциацию, но ему известно о прекращении перевозок в Альметьевске. Другие перевозчики также вынуждены сокращать маршруты, заметил собеседник издания. По его словам, зеленодольский перевозчик ООО «Экспресс» с 1 апреля убирает четвертый автобусный маршрут. «Альметьевск и Зеленодольск — напряженные направления, в Казани перевозчикам тоже приходится нелегко», — заметил он.
Существенный объем средств перевозчики тратят на ремонт и запчасти транспортных средств. По подозрению в завышении цен на автокомплектующие АТП РТ направила сегодня обращение руководителю татарстанского УФАС России Айрату Шафигуллину.
«Мы попросили антимонопольное ведомство проверить ценообразование, — заметил Темляков. — Перевозчики, входящие в ассоциацию, поддерживают все решения, принятые президентом России Владимиром Путиным и президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. В условиях новой реальности перед автотранспортными предприятиями остро встает вопрос закупки запчастей и комплектующих. Но мы фиксируем рост цен на запчасти и комплектующие и просим УФАС проверить, обоснован ли он, а в случае выявления нарушений — принять меры».
Заинтересовала перевозчиков и чековая лента для выдачи билетов в автобусах. «Раньше катушку бумаги для чеков мы покупали за 14 рублей, а сейчас она стоит 120! — возмутился Темляков. — Пришлось наполовину срезать билет, чтобы снизить убытки».
Существенный объем средств перевозчики тратят на ремонт и запчасти транспортных средств
Мы не раз писали о проблемах с общественным транспортом и в других городах республики — Бугульме, Нижнекамске, Набережных Челнах… Где-то вопрос решается. Например, для Нижнекамска за счет поддержки республиканского бюджета смогли закупить 50 новых автобусов, в Челнах тоже сейчас более-менее налажена бесперебойная работа транспорта. Хуже ситуация в Бугульме, там автобусов практически нет совсем.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.