Рустам Батыр: «С падением Советского Союза исламские радикалы активно десантировались в самой России, прежде всего в регионах со значительным числом мусульманского населения, включая Татарстан» Рустам Батыр: «С падением Советского Союза исламские радикалы активно десантировались в самой России, прежде всего в регионах со значительным числом мусульманского населения, включая Татарстан» Фото: «БИЗНЕС Online»

Коллективный Запад не дремлет

Анти-Россия, которую все последние десятилетия строил коллективный Запад, имеет в том числе и мусульманскую составляющую. Она выражена в развертывании на подконтрольных территориях, соседствующих с РФ, сети исламистских структур радикального толка, которые активно вовлекаются в распространение антироссийской идеологии, а при необходимости и в непосредственное совершение терактов. С падением Советского Союза исламские радикалы активно десантировались и в самой России, прежде всего в регионах со значительным числом мусульманского населения, включая Татарстан. Как итог: бородатая пятая колонна, подрывы стратегически важной инфраструктуры и мирных жителей, в том числе авторитетных деятелей традиционного ислама, отстаивавших патриотические позиции и выступавших заслоном для проникновения в страну иностранных религиозных диверсантов.

В начале нулевых российское государство, как известно, оклемалось от общецивилизационного нокдауна, встало с колен и принялось зачищать исламское поле страны от диверсионной заразы. В итоге исламские радикалы частью были посажены, а частью подались в бегство (или совершили хиджру, если пользоваться их собственной терминологией). Многие из них уехали в Турцию и другие страны Ближнего Востока, но значительная часть осела в Прибалтике и особенно на Украине, которая еще до того активно накачивалась подобными элементами и без исламистских перебежчиков из РФ.

У российских спецслужб за годы выстраивания национального суверенитета были наработаны силовые механизмы дезинфекции исламского радикализма. Поэтому, когда Крым вернулся в состав РФ, там достаточно быстро разобрались с расплодившимися на территории полуострова экстремистскими организациями. Однако коллективный Запад тоже не дремлет. И, судя по всему, он нашел лазейку, как вернуться в исламское поле России. Ею совершенно неожиданно оказалась индустрия «халяль». Ну или может оказаться.

Казалось бы, какое отношение индустрия «халяль» может иметь к геополитике? Может. И самое непосредственное. Важно понимать, что халяльный кластер — это бизнес и большие деньги. Неспроста же Татарстан тоже борется за данный кусок пирога. Отсюда и президентская программа Halal Life Style, и Kazan Sammit с его тематическими панелями. У нас интерес к этой сфере чисто прагматический, т. е. экономический, направленный в конечном итоге на рост благосостояния жителей республики. Однако экономика, как известно, всегда идет в связке с политикой. Там, где вращаются большие деньги, неизбежно таится потенциал для влияния, в том числе и недружественного.

У иностранных эмиссаров радикалистской исламистской идеологии сегодня существенно снизились возможности по оказанию влияния на российскую умму. Им нужны другие инструменты У иностранных эмиссаров радикалистской исламистской идеологии сегодня существенно снизились возможности по оказанию влияния на российскую умму. Им нужны другие инструменты Фото: © Marcus Brandt / dpa / www.globallookpress.com

Кто девушку угощает, тот ее и танцует

Как говорится, кто девушку угощает, тот ее и танцует. Эту истину хорошо знают эмиссары радикального исламизма, которые в 1990-е чемоданами привозили сюда доллары на «возрождение ислама». Они ходили здесь тузами и открывали ногой дверь практически в любой муфтият. Так, буквально за несколько лет российское мусульманское поле заполонили сторонники ваххабитской идеологии, которые проникли даже на руководящие должности исламских организаций.

В начале нулевых государство начинает расчищать авгиевы конюшни от бардака 1990-х. Берется оно наводить порядок и в мусульманском сообществе РФ. Первым делом перекрываются каналы прямого зарубежного финансирования для российских исламских организаций. Для этого создается буфер в лице фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Он стал ничем иным, как защитным механизмом, по которому зарубежные партнеры, желавшие проспонсировать российские исламские организации, направляли деньги им не напрямую, а опосредованно, через этот фонд, доводивший их до конечного пользователя. Таким образом, уже российская организация танцевала девушку. С помощью данного механизма государство смогло поставить препону для иностранных спонсоров, преследующих недобрые намерения в отношении нашей страны, при этом оставив возможность оказания помощи отечественным мусульманам со стороны тех зарубежных единоверцев, кто жертвует на дело ислама исключительно из братских религиозных порывов и без геополитического подтекста. Появление фонда поддержки исламской культуры, науки и образования существенно оздоровило ситуацию в российском исламе и в значительной степени демонтировало ту мину замедленного действия, которую под нашу страну активно закладывали в 1990-е.

Все это означает, что у иностранных эмиссаров радикалистской исламистской идеологии сегодня существенно снизились возможности по оказанию влияния на российскую умму. Им нужны другие инструменты. И, возможно, уже прямо сейчас спецслужбы коллективного Запада активно наверстывают упущенное. Прекрасную возможность для этого предоставляет индустрия «халяль».

Ваш покорный слуга уже много лет активно следит за этой сферой и старается отслеживать все малейшие изменения, которые в ней происходят. Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что автор этих строк вполне может считаться экспертом по данной теме. По крайней мере, несколько лет назад на меня вышел один исследователь из Франции, который выиграл грант на изучение темы халяльной индустрии России и, прочитав мои публикации по этой проблематике, попросил о глубинном интервью. Меня удивило, что исследователь брал интервью не по «Скайпу» или Zoom, а лично приехав в Казань. Стало быть, недостатка в финансировании у него не имелось: видимо, тема для его грантодателя была очень важной, раз он так щедро ее финансировал. На мой вопрос, чем вызван его интерес к столь специфичной теме, исследователь ответил, что правительство Франции рассматривает халяль-индустрию в качестве инструмента финансирования французских мусульманских организаций, которые в силу светскости государства не могут получать помощь непосредственно из бюджета. Другими словами, через халяль-индустрию французское государство решало уже знакомую нам проблему, кто будет угощать девушку и ее танцевать.

Тогда я не обратил особого внимания на ремарку французского исследователя и, соответственно, не спроецировал ее на нашу страну. Но недавно мне попалась на глаза информация о регистрации в России новой структуры: «Международного союза сертифицирующих органов „халяль“». В принципе, это достаточно рядовое событие. Подобные организации нет-нет да и возникают на российском рынке. На данное событие можно было бы не обращать особого внимания, если бы не два обстоятельства. Во-первых, организация создана аккурат накануне начала российской спецоперации. А, во-вторых, ее инициатором и учредителем стал халяль-деятель из Литвы, т. е. представитель страны НАТО.

Будучи участником военного блока и членом Евросоюза, Литва в последний месяц развернула целый залп враждебных действий против России: от жестких заявлений на уровне политиков до сворачивания торговли с нашей страной Будучи участником военного блока и членом Евросоюза, Литва в последний месяц развернула целый залп враждебных действий против России: от жестких заявлений на уровне политиков до сворачивания торговли с нашей страной Фото: © Christian Spicker / www.imago-images.de / www.globallookpress.com

Брешь в броне духовного суверенитета России

Речь идет о Фаррухе Азимове — халяль-деятеле из Вильнюса, который возглавляет в недружественном нам государстве UAB Halal Control Lithuania («Халяль-контроль Литва»). Азимов уже попадал в поле зрения нашего внимания в связи с освещением деятельности нашумевших дельцов братьев Курамшиных, которые неоднократно оказывались в эпицентре различных скандалов в отечественной халяльной отрасли и вместе с Азимовым даже пытались проникнуть в госорганы Татарстана. 2 июля 2021 года Азимов вошел с ними партнерство и учредил в Москве ООО «Ворлд халал траст» (World Halal Trust), ныне имеющий филиалы (по крайней мере, декларируемые) не только в Средней Азии, но и в таких странах, как Великобритания и Турция. Вообще, это не первая попытка Азимова обосноваться на российском рынке. Еще раньше, а именно 25 ноября 2020-го, он подписал соглашение о сотрудничестве с комитетом по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, о чем писали тематические СМИ.

Теперь вот третья попытка. На этот раз деятель из Литвы вошел в партнерство с уважаемым Маратом Кабаевым, который возглавляет международную ассоциацию исламского бизнеса (МАИБ) и который, возможно, даже не представляет, какие имиджевые риски несет в данном взаимодействии. Под его номинальным руководством Азимов возглавил уже упомянутый международный союз сертифицирующих органов «Халяль». Складывается впечатление, что Азимову не столь важно, с кем группироваться, главное — попасть внутрь российской индустрии «халяль».

Литва, где развернута основная деятельность Азимова, как известно, входит в НАТО. Будучи участником этого военного блока и членом Евросоюза, Литва в последний месяц развернула целый залп враждебных действий против России: от жестких заявлений на уровне политиков до сворачивания торговли с нашей страной. Другими словами, она полностью присоединилась к антироссийской блокаде РФ со стороны западных стран. На этом фоне проникновение в халяль-индустрию России литовского деятеля выглядит из ряда вон выходящим, совершенно выпадающим из общего тренда.

Какие угрозы подобные инициативы могут нести нашей стране? Как уже было отмечено, в России уже давно перекрыта возможность финансирования из-за рубежа мусульманских религиозных организаций. Сейчас деньги на их нужды генерируются в недрах отечественного бизнеса, в котором не последнюю роль играет индустрия «халяль». Именно исламский бизнес выступает сегодня чуть ли не главным их спонсором. А потому, по сути, единственный способ сегодня танцевать исламскую девушку России — это внедриться в подобные бизнес-структуры и изнутри влиять на финансирование исламских организаций, незаметно подминая и превращая их в духе 1990-х в инструмент геополитики. Аффилирован ли Азимов со спецслужбами западных стран, судить не берусь. Но то, что на его примере вскрывается брешь в броне духовного суверенитета России, — факт совершенно очевидный. Перед нами лазейка, настежь раскрытый черный вход для проникновения спецслужб всех мастей в исламское поле страны.