1.jpg

100% ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ДОСТУПНЫ ЛЬГОТНИКАМ – ТАКОГО НЕТ НИГДЕ В РОССИИ

Сегодня на деловом понедельнике в мэрии председатель комитета по транспорту столичного исполкома Айдар Абдулхаков подвел итоги транспортной реформы в Казани. Если в 2007 году в Казани еще существовал стихийно сложившийся рынок пассажирских перевозок, на котором работали 264 перевозчика, действовало более 100 маршрутов, по которым, дублируя друг друга, ездили более 2,5 тыс. пазиков и газелей, то сегодня ситуация иная. Выстроена единая транспортная система, на 81 маршруте работают 10 перевозчиков и 1418 автобусов, соответствующих единым требованиям: низкопольность, стандарт "Евро-3" и красный цвет.

В результате транспортных реформ вдвое снизилось количество пострадавших в ДТП с участием автобусов. Если в 2006 году в результате происшествий на общественном транспорте пострадали 369 человек, то в 2011 – 175. Только за последний год число аварий по вине водителей снизилось со 115 до 63.

«Опыт реформирования транспортной системы в нашем городе был высоко оценен коллегами из других городов, - отметил Абдулхаков. - С целью обмена опытом Казань посетили более 40 делегаций специалистов транспортной сферы практически всех городов-миллионников и других крупных городов, от Калининграда до Владивостока. По их мнению, сегодня пока только в Казани удалось справиться с хаосом на рынке пассажирских перевозок и создать единую для всех перевозчиков транспортную систему».

Он также напомнил, что, согласно прошлогоднему отчету экспертов ООН под редакцией знаменитого специалиста по транспортному планированию Михаила Блинкина, уровень развития общественного транспорта Казани заметно превышает средний по России уровень.

Немаловажный, с точки зрения Абдулхакова, момент заключается в том, что Казань – единственный город в РФ, где все маршруты доступны льготникам, нет деления транспорта на коммерческий и социальный. К примеру, в Волгограде лишь четверть всего транспорта готовы распахнуть двери для пенсионеров, в Нижнем Новгороде льготникам доступно более половины маршрутов, в Уфе и Самаре – чуть более трети.

«Посмотрите, сколько копий сломали по поводу цены билетов, - отметил мэр Казани Ильсур Метшин. – Но в Екатеринбурге половина транспорта возит льготников, в Новосибирске и Омске – треть… Даже в богатой Уфе – треть! Челябинск – половина, хваленый Волгоград – четверть… Пассажиры в такую погоду стоят и ждут, и из трех автобусов один везет только льготников. А у нас 100 процентов перевозят… Это решение - оно дорогого стоит - оно не с неба свалилось».

2.jpg

ЗА ПЯТЬ ЛЕТ В КАЗАНИ С РЫНКА ПЕРЕВОЗОК УШЛИ 8 КОМПАНИЙ

Впрочем, не падают с небес на транспортников и доходы от перевозки льготников. Как сообщил Абдулхаков, хотя сейчас по указанию президента РТ Рустама Минниханова подготовлено новое постановление, согласно которому транспортники в полном объеме получат компенсации за перевозку льготников, в силу оно еще не вступило. Однако в проекте прописан важный момент – компенсацию перевозчики получат с 1 января, а не с момента подписания документа.

«Однако пока транспортные компании не получили за льготников ни копейки денег, - отметил Абдулхаков. – Ни по старой схеме, ни по новой».

По его словам, компании вынуждены экономить на всем – и несмотря на это, большинство транспортных компаний, работающих по общей системе налогообложения, являются планово убыточными. Две компании – АТП-7 и "Стройтранс" - ушли с рынка в 2011 году, всего за пять лет разорились 8 перевозчиков. Всего за это время транспортники на перевозке льготников потеряли 2 млрд. рублей.

Подкашивают экономику перевозчиков и традиционные «ножницы» неизменных тарифов и растущей себестоимости. Например, стоимость литра зимнего дизельного топлива только за 2011 год увеличилась на 60% - с 18,4 до 29,5 рублей.

3.jpg

ПАССАЖИРОПОТОК ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ПРОДОЛЖАЕТ СОКРАЩАТЬСЯ

Но если ситуация с оплатой за льготников вот-вот разрешится, в системе общественного транспорта наблюдается глобальный тренд снижения пассажиропотока и, соответственно, снижения доходов.

По словам Абдулхакова, в 2011 году в Казани на всех видах транспорта совершено 262,5 млн. поездок, 58,5 млн. из которых – доля электротранспорта. По сравнению с 2010 годом количество поездок сократилось на 18,62 млн. - или на 6,8%. При этом еще пять лет назад казанцы пользовались общественным транспортом на треть чаще!

«Резкий спад можно объяснить автомобильным бумом, - пояснил Абдулхаков. - В связи с ростом уровня жизни и доступности кредитов количество автомобилей в городе только за 2011 год увеличилось на 24 тысячи единиц и достигло 307 тысяч машин. Одним словом, не менее 140 тысяч человек, которые раньше ездили на общественном транспорте, пересели за руль своих собственных авто».

Взрывная автомобилизация привела и к тому, что на дорогах стало просто тесно. Пробки вызывают снижение средней скорости движения – за пять лет она снизилась на 22%. А это приводит к общему снижению количества рейсов в день – по оценкам транспортников, это потери еще 7 - 8 млн. пассажиров в год.

Еще одна причина – это развитие метро, которое перевезло в прошлом году 19 млн. пассажиров. Людям стало удобнее – стало меньше пересадок, но число поездок уменьшилось, сыграв на снижение пассажиропотока.

На фоне снижения общего пассажиропотока метро все активнее отнимает пассажиров у других видов транспорта. Именно 2011 год стал в этом отношении переломным: на метро проехалось 19 млн. пассажиров - в 1,6 раза больше, чем до открытия «Козьей слободы». В целом за пять лет доля метрополитена в общем объеме перевозок увеличилась вчетверо: с 2% в 2007 году до 8% в 2011 году.

4.jpg

ГОД 2012: ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД С ТЕЛЕФОНА – БЕЗ ПРОБЛЕМ

Впрочем, несмотря на все эти трудности, Абдулхаков не склонен предаваться черному пессимизму. К надеждам на обещанные президентом РТ компенсации добавляется завершение у большинства перевозчиков лизинговых контрактов.

Как следствие, в 2012 году в Казани планируется заменить 400 автобусов – часть из них уже пришли в столицу. Всего же до 2013 года необходимо обновить 700 машин.

Своего ренессанса ждет трамвай, который из-за демонтажа путей снизил число перевозимых пассажиров в 2,7 раза. К Универсиаде взамен заработает Большое казанское кольцо, для которого планируется приобрести 20 трехсекционных трамваев с повышенными скоростными характеристиками. В результате весь город можно будет объехать за 1 час 20 минут. Также до 2013 году Казани необходимо закупить 26 новых троллейбусов – для открытия двух маршрутов от деревни Универсиады.

Однако самым интересным, пожалуй, оказался проект внедрения оплаты за проезд с сотового телефона. Уже в начале марта эта система начнет обкатываться в тестовом режиме. Пока, по словам Абдулхакова, платежи будут доступны абонентам «Билайн». На сотовый телефон устанавливается специальное приложение – и достаточно будет приложить его к валидатору, чтобы со счета была списана стоимость проезда. Это новшество внедряется в России впервые. К слову, предыдущей инновацией в области оплаты проезда - электронной транспортной картой - по статистике, пользуются уже 70% пассажиров.

Комментарии

Алексей Варин - директор ООО «КПАТП-9»:

- С каждым годом, действительно становится все заметнее снижение пассажиропотока. К примеру, за последние пять лет количество пассажиров уменьшилось примерно на 30 процентов. Что нам остается делать? Мы продолжаем также работать, улучшать качество обслуживания. Надеемся, что в будущем мы придем к тому, что государство будет дотировать общественный транспорт, а маршруты автобусов будут продуманы так, чтобы было удобно добираться до станций метро. Конечно, сейчас нам трудно. Особенно заметно пассажиропоток уменьшился, когда открылась станция метро «Козья слобода». Да и машины становятся намного доступнее для населения. Люди начнут активнее пользоваться общественным транспортом, когда поймут, что это удобнее. Например, если бы выделенная для автобусов полоса была свободной, и людям бы не пришлось стоять подолгу в пробках.

Роберт Гилязов - директор ООО «Инженерно-технический центр», перевозчик:

- За последние несколько лет, может быть, снизился пассажиропоток, но я бы не сказал, что существенно. Дело в том, что каждый год зимой количество пассажиров снижается, а к весне увеличивается. Уже сейчас на автобусах стали ездить больше, чем, скажем, в декабре. Так что я не вижу в этом особой проблемы.

Фердинант Гарипов - перевозчик «ИП Гарипов»:

- Очень заметно снижение пассажиропотока. Да еще в связи с морозами! Складывалось ощущение, что люди вовсе перестали ездить на общественном транспорте. За последние годы количество пассажиров уменьшилось процентов на 20 как минимум. Для того чтобы как-то изменить ситуацию, нужно сделать систему общественного транспорта удобнее. Сократить интервал движения маршрутов, сделать автобусные маршруты продуманнее.