Штраф до 1 млн рублей, принудительные работы до 5 лет или лишение свободы до 10 лет — такие наказания рассматривают авторы внесенного сегодня в Госдуму законопроекта об уголовной ответственности за исполнение санкций в России. Новая норма УК может быть принята для коммерческих организаций, которые исполнили иностранные ограничения и тем самым навредили компании или сотрудникам. Пример — без других причин закрыли счет в банке, попавшем в черный список. Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают, что к новой норме есть много вопросов, например, как будут доказываться истинные мотивы отказа от работы с «прокаженными» компаниями? Приведет ли закон к принуждению заключать договоры с компаниями, сотрудничество с которыми невыгодно?
Законопроект о введении ответственности за исполнение иностранных санкций внутри России сегодня внесла группа парламентариев во главе с Андреем Турчаком
За исполнение санкций — миллионный штраф или 10 лет лишения свободы
Законопроект о введении ответственности за исполнение иностранных санкций внутри РФ сегодня внесла группа парламентариев во главе с зампредом Совета Федерации, секретарем генерального совета «Единой России» Андреем Турчаком. В числе авторов законопроекта также указаны сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы РФ Павел Крашенинников. Законодатели предлагают дополнить ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Планируется, что в ней появится новый квалифицирующий признак — «совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации».
Когда санкции вводят иностранные государства, это ответственность данных стран и должностных лиц, но если «кто-то внутри Российской Федерации решит ограничивать права и свободы граждан РФ, юридических лиц, органов или организаций, то такие лица должны нести уголовную ответственность», отмечают авторы инициативы в пояснительной записке.
Согласно тексту документа, наказание грозит коммерческой или иной организации (в том числе российской) и руководству, если оно для соблюдения зарубежных санкций действует вопреки законным интересам этой организации, пытается извлечь выгоду для себя или других лиц либо наносит вред другим лицам, а также если деяние нарушает права и законные интересы граждан, организации либо государства. Проще говоря, если руководство компании исполнило иностранные ограничения и тем самым навредило компании или сотрудникам, его можно наказать.
Исполнение санкций против РФ на российской территории предусматривает штраф в размере до 1 млн рублей или в размере зарплаты, иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового. Преступление также может повлечь принудительные работы на срок до 5 лет с возможным лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Кроме того, возможно наказание в виде лишения свободы до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Ранее законопроект поддержали Верховный суд РФ и комиссия кабмина РФ по законопроектной деятельности. В середине марта его замысел объяснял Турчак. На фоне «западной санкционной истерии» российские компании, в том числе с госучастием, отказываются работать с санкционными банками и фирмами под предлогом того, что сами могут попасть в черные списки. «Иначе как предательством это называть нельзя», — негодовал сенатор.
Нынешняя попытка российских властей ввести наказание за исполнение иностранных санкций — вторая по счету. Похожий по смыслу законопроект парламентарии вносили еще в мае 2018 года. Среди авторов значились спикеры Госдумы и Совета Федерации, а также лидеры четырех думских фракций. Но дальше первого чтения документ не прошел. Категорически против тогда выступил российский союз промышленников и предпринимателей. Если заставить российские компании выполнять действия, противоречащие санкциям, эти компании получат «вторичные санкции», а ситуация в экономике еще более ухудшится, предупреждал РСПП.
Вероятно, на этот раз проблем с принятием законопроекта не возникнет. «Ситуация экстраординарная для экономики, и она требует экстраординарных мер, нестандартных, смелых. И тех мер, которые наилучшим образом будут соответствовать нашим интересам», — отмечал в начале марта пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Этот законопроект адресован тем, кто своими действиями или бездействием внутри страны способствует применению санкций. Например, по этой причине Сбербанк и другие банки боялись открыть офис в Крыму — опасались последствий»
«За 8 лет нахождения под санкциями научились их обходить»
«Эта законодательная новелла в государственно значимых сферах даст свой эффект, — полагает управляющий партнер юридического бюро „Шаймарданов и Сабитов“ Роберт Шаймарданов. — Некоторые руководители будут подписывать контракты, если даже они подобного не желают». Юрист добавил, что с применением этой статьи будет возникать очень много вопросов. «Например, как станут доказываться истинные мотивы отказа от работы с попавшими под санкции организациями? — задается вопросом собеседник издания. — Тем более если договор заключается в свободном экономическом пространстве и его заключение не является обязательным для сторон».
«Вводимые санкции в первую очередь адресованы не российским, а зарубежным компаниям, однако в результате применения вторичных санкций и российские компании могут быть включены в санкционный список за содействие или сотрудничество с физическим или юридическим лицом, попавшим под санкции», — предупреждает руководитель гражданской практики ЮА «Юнэкс» Руслан Халиуллин. Собеседник издания не исключает, что прецеденты, когда те или иные государственные компании намеренно воздерживались от совершения определенных сделок с «санкционными» лицами, уже были.
«Законопроект носит популистский характер и не призван затронуть существенную часть экономической жизни страны, — полагает Халиуллин. — В любом случае крупные зарубежные компании скорее покинут российский рынок, чем будут нарушать введенные санкции».
Собеседник издания указывает на то, что российские компании за последние несколько лет освоили способы по обходу санкционных ограничений. «После известных событий 2014 года многие наши компании и их бенефициары попали под санкции США и ЕС, — напомнил Халиуллин. — За 8 лет нахождения под санкциями им удалось находить способы их обхода. Один из самых распространенных — совершение сделок при помощи посредника или третьего лица, когда санкционный товар приобретается от поставщика или производителя третьим лицом и уже от него передается российскому контрагенту». Еще один популярный способ обхода санкций — передача долей или акций организации третьим лицам. «Такой способ используется, когда на бенефициара компании уже наложены санкции, или это в скором времени ожидается», — заключил юрист.
«Данный законопроект адресован тем, кто своими действиями или бездействием внутри страны способствует применению санкций или не противодействует им, — рассуждает юрист Эмиль Гатауллин. — Например, кто-то заявил о поддержке санкций США, а кто-то принимает определенные решения в своей производственной деятельности с оглядкой на санкции. По этой причине у нас Сбербанк и другие банки боялись открыть офис в Крыму — опасались последствий».
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
До 2 000 000 рублей единовременно при заключении контракта в Татарстане. Звоните и
записывайтесь
8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.