ПОЗИТИВ НА ПОЗИТИВЕ

У президента Татарстана, побывавшего вчера с рабочим визитом в Челнах, была весьма насыщенная программа. Ему презентовали инвестиционный проект строительства в автограде агропромышленного парка «Закамский регион». Далее глава РТ побывал на предприятии «Школьное питание», затем посетил НТЦ «КАМАЗ», где познакомился с новой разработкой – бронеавтомобилем «Тайфун», который был сделан для минобороны РФ. Но основной стала встреча с так называемым активом города, в которой принял участие и корреспондент «БИЗНЕС Online».

В концертном зале им. Сары Садыковой собралась вся элита Челнов - депутаты, первые лица предприятий и ведомств, директора школ, творческая интеллигенция… Зал на 800 мест был полон. В президиуме по правую руку от президента РТ Рустама Минниханова сидел мэр города Василь Шайхразиев, по левую - гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин.

Прежде чем начать свой доклад об итогах социально-экономического развития Челнов за прошлый год и задачах, которые ставит перед собой руководство города на ближайшие три года, Шайхразиев попросил продемонстрировать собравшимся специально подготовленный видеоролик. Он, судя по всему, должен был акцентировать внимание собравшихся (в первую очередь президента) на успехах и наиболее значимых, в некотором смысле даже прорывных, задачах, которые нашли свое решение в прошлом году.

В ролике, в частности, на фоне энергичной песни Юрия Визбора о Набережных Челнах, написанной им еще в 1971 году (ее Шайхразиев предлагает сделать гимном города), были показаны достижения автограда в прошедшем году. Инженер автомобильного завода КАМАЗа Ульяна Шигаева рассказала, что главное достижение для КАМАЗа она видит в том, что заводу удалось выйти на выпуск 240 автомобилей в сутки. А раньше нормой считался выпуск 150 машин. «У работников появилась уверенность в будущем, зарплата растет, настроение улучшается», - сказала Шигаева.

Начальник цеха ЗАО "Татпроф" Евгений Хадасевич рассказал, что в прошлом году его предприятие также значительно прибавило в объемах - были запущены новые мощности, введены в эксплуатацию новая печь и прессовый комплекс. Порадовался за отремонтированный проспект Мира автолюбитель Виктор Колесов – он рассказал, что предпочитает теперь ездить по этому проспекту, даже если дорога до места назначения будет длиннее. Пенсионерка Нина Быкова отметила, как замечательно, что в городе облагородили Боровецкий бульвар, где был установлен памятник воинам. О том, что завод ЗЯБ, находившийся фактически в банкротном состоянии, удалось сохранить и загрузить объемами, поведал начальник участка "КамГэсЗЯБ" Булат Аглямов. Студент Ильгиз Исламгараев радовался, что бульвар Энтузиастов был объявлен безалкогольной и Wi-Fi-зоной. Врач-анестезиолог БСМП Василь Фазылов воодушевленно рассказывал о том, каким современным оборудованием оснащена БСМП и как оно облегчает работу докторам. Заведующая детским садом поведала о том, что открываются новые детские сады. Одним словом, позитив на позитиве…

DSCN0478.jpg
Рустам Минниханов отвечал и на вопросы из зала. Например, его спросили, когда же будет закончено строительство трассы Челны - Казань? «В этом году будет выделено 6 миллиардов рублей. Потихоньку трассу приведем в порядок», – был получен ответ президента РТ

МИЛЛИАРД НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛОГО ФОНДА

Мажорную ноту, заданную в бравурном, по сути, ролике, затем продолжил в своей речи и Шайхразиев. Он, в частности, рассказал, что планы по строительству нового жилья у города большие, и два прошедших месяца уже позволяют с уверенностью сказать, что все обещания будут выполнены. В этом году в городе будет построено 300 тыс. кв. метров жилья. Из них в первом полугодии планируется сдать 70 тысяч. В первую очередь, по словам Шайхразиева, квартиры предназначены для тех 116 ветеранов, которые еще числятся в реестре на получение сертификатов на приобретение жилья по ветеранской программе. Напомнил мэр и о том, что в прошлом году 150 ветеранов приобрели жилье за счет средств федерального бюджета.

Второй важной задачей, которую Челны с успехом реализуют, мэр назвал капремонт жилья. Набережным Челнам на 2012 год выделено 1,06 млрд. рублей на капитальный ремонт жилого фонда. Стоит задача отремонтировать 161 дом. Причем все дома, по его словам, должны быть отремонтированы до начала отопительного сезона. Всего же за четыре года на капремонт жилья в Челнах было направлено 5 млрд. рублей, на которые был отремонтирован 941 многоэтажный жилой дом. Треть от запланированных к освоению средств на этот год будут направлены на модернизацию устаревшего лифтового хозяйства Челнов – сказал глава города.

Не забыл мэр и про школы. В Челнах, по словам Шайхразиева, 42 школы, возраст которых превышает 30 лет. В первых семи из них капремонт начнется уже 11 марта. Потратят на них, по словам мэра, 191 млн. рублей.

НОВЫЙ БРЕНД АВТОГРАДА

Мэр также рассказал о строящемся стахановскими темпами IT-парке, который должен стать одним из новых брендов города в ближайшее время. На его строительство, благодаря поддержке руководства республики и федерального центра, привлекли 1 млрд. 44 млн. рублей.

«В нем смогут получить возможность самореализации 1800 «айтишников». Понятно, что якорным предприятием станет КАМАЗ, но в то же время я считаю, что наши муниципальные учреждения, такие как центр информационных технологий, а также бизнесмены с удовольствием придут в IT-парк, потому что в данном случае поддержка со стороны государства уже гарантирована. Я недавно обращался к президенту Татарстана с просьбой поддержать город в части финансирования капитального ремонта дорог, ведущих к IT-парку. Президент нас поддержал, - сообщил Шайхразиев. - Принято решение о выделении на ремонт Автозаводского проспекта 200 миллионов рублей, а также 166 миллионов рублей на ремонт первой автодороги города в районе IT-парка. Эти деньги мы получим в этом году».

DSCN0451.jpg

Шайхразиев рассказал о строящемся стахановскими темпами IT-парке. На его строительство привлекли 1 млрд. 44 млн. рублей

ДОВЕСТИ ДОЛЮ МСБ В ЧЕЛНАХ ДО 50%

По словам Шайхразиева, город принимает участие во всех программах по здравоохранению. И республиканских, и федеральных. Вместе с тем остается один вопрос – это подготовка кадров. «Сегодня есть плохой показатель – недостаток врачей. Городу нужно привлекать и молодых, и опытных специалистов. Для подготовки врача нужно 10 лет. Привлекать, по словам мэра, будут предоставлением жилья.

Поддержка предпринимательства также в числе приоритетов для города. Шайхразиев неоднократно заявлял, что планирует довести долю малого и среднего бизнеса в городе до 50%. Для осуществления этой задачи к уже имеющимся формам поддержки предпринимательства город, совместно с городскими банками, разрабатывает и свою. Так, Камкомбанк уже сегодня предоставляет бизнесменам льготные кредиты. В этом же направлении начал работать и Автоградбанк. «Создаются рабочие места, заработная плата и, само собой, налоговые отчисления, которые будут уходить в бюджеты всех уровней», - рассказал мэр.

Благодаря программе "Бэлэкэч" в Челнах создано в прошлом году для детей дополнительно 1920 мест в детских садах. А с момента действия этой программы город, по словам мэра, вернул 15 зданий детских садов, проданных ранее коммерческим структурам, и построил два новых. В сумме это 7 тыс. мест.

Программа «Культурный город», по словам мэра, носит долгосрочный характер. Свои результаты она даст не скоро, но тем не менее инвестиции в человеческий капитал дают гораздо больше, чем во что-то другое.

DSCN0455.jpg
Кризис, по словам Когогина, помог КАМАЗу обновиться, сократить издержки и подтянуть технологии: «И те 45 тысяч автомобилей и 106 миллиардов рублей товарной продукции за прошлый год – это и есть подтверждение того, что мы можем быстро меняться»

КРИЗИС ПОМОГ КАМАЗУ ОБНОВИТЬСЯ

Когда слово предоставили Когогину, он сразу сказал: «О планах по производству 240 автомобилей в сутки, о которых говорилось в фильме, мы когда-то мечтали. Сегодня это реальность. Более того, на докризисный уровень производства мы вышли, сократив количество рабочих смен в два раза».

Кризис, по словам Когогина, помог КАМАЗу обновиться, сократить издержки и подтянуть технологии. «И те 45 тысяч автомобилей и 106 миллиардов рублей товарной продукции за прошлый год – это и есть подтверждение того, что мы можем быстро меняться. Достаточно ли этих темпов для уверенности в будущем? – задался вопросом Когогин. - Я скажу, что темпов достаточно, а вот показателей - нет. Согласно нашей стратегии мы должны выйти на производство 100 тысяч автомобилей в год. Это очень непростая задача. И чтобы ее осуществить, нужно принимать очень серьезные инвестиционные решения, причем уже сегодня, они позволят нам успешно работать в 2015 - 2017 годах».

Когогин также заявил, что задачи, которые стоят сегодня перед автогигантом, не решались здесь никогда раньше. «Нам нужно изменить технологический уровень компании, перейти на новые технологии, сократить издержки – и по рабочей силе, и по энергетике, и по площадям. Настал период, когда программа реинжиниринга должна полностью изменить облик КАМАЗа. И вместе с этим нам необходимо перейти на обновленный модельный ряд. Наш НТЦ смог разработать достаточно современный автомобиль, который не уступает мировым лидерам ни в чем. Мы только должны сделать его как можно дешевле и обеспечить при этом высокий уровень качества. Это задачи, которые предстоит нам решать в ближайшие годы», - сказал гендиректор КАМАЗа.

ВСЕХ НУЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЧЕЛНЫ НЕ ПРИВЕЗЕШЬ

«Вместе с тем мы должны понимать, что со стороны и города, и республики, и Российской Федерации идет адекватная отдача. Мы задаем вопросы, на часть получаем ответы, но на многие вопросы мы ответа не получаем, - напомнил Когогин. - Особенно сложным остается пока один вопрос – это качество высшего образования в городе Набережные Челны. Мы не можем сегодня позволить себе привлекать большое количество специалистов из других регионов, чтобы они приезжали сюда и жили здесь, хотя очень многие из тех, кого мы приглашаем, принимают решение остаться в Набережных Челнах. Но всех ведь не привезешь. У нас нет вопросов к профессиональному и средне-техническому образованию там, где КАМАЗ сам очень сильно сам вкладывается. А вот к высшему вопросы есть».

Свое общение с высшей школой Челнов Когогин весьма образно назвал разговором разных народов: «Мы говорим одно, нас не слышат, потом нас спрашивают о чем-то другом, мы ничего не понимаем, зачем это вообще произносится?». В общем, по словам Когогина, ситуация с подготовкой инженеров очень сложная. Обращаясь к Минниханову, он попросил в этом вопросе его поддержать.

Надо заметить, что свою жесткую позицию по качеству высшего образования в Челнах Когогин обозначил уже достаточно давно. Тем не менее его усилия по включению ИНЭКА в состав Казанского национального исследовательского технологического университета им. Туполева – КАИ пока и не увенчались успехом. Но, судя по всему, какие-то лоббистские механизмы все же были включены. В Челнах усиленно муссируется информация о том, что судьба ИНЭКА будет решена уже апреле. Просто в академии ждут письма из министерства образования и науки РФ, в котором должно быть обозначено, сохранит ли вуз свою самостоятельность.

ЛЮДИ НАШЕГО ГОРОДА ИМЕЮТ ПРАВО НА ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ

Вторая важная проблема, которую затронул Когогин, – это обеспеченность трудовыми ресурсами и создание условий для комфортного проживания. «В первую очередь мы бы хотели, чтобы город смог обеспечивать КАМАЗ качественной рабочей силой, чтобы здесь была нормальная среда обитания. Люди нашего города имеют право на лучшие условия жизни. Мы люди труда, мы умеем работать, но настал тот период, когда мы должны понимать, что не одним трудом жив человек. И нам нужно думать над тем, чтобы город, среда обитания очень серьезно изменились. Нужно, чтобы налоговая база была направлена на то, чтобы инвестировать в город».

Когогин выразил уверенность, что и эту задачу городу также решить по силам и Челны станут местом, куда будут стремиться все автомобилестроители страны: «Мы бы также хотели понимать, что внешние риски, которые имеет КАМАЗ, после вступления России в ВТО тоже были бы компенсированы».

Закончил свое выступление Когогин весьма оптимистично: «Перспективы у нас просто невероятные!». Впочем, мог ли по другому закончить свой спич накануне 4 марта?

В 2016-М ВРП ТАТАРСТАНА ДОЛЖЕН ДОСТИГНУТЬ ОБЪЕМА В 2 ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ

Минниханов в своем выступлении также не стал упирать на негативные тенденции, отметив, что инвестиции в основной капитал по прошлому году составили в республике свыше миллиарда рублей в день.

«Огромную роль здесь играет и Закамский регион. Это и ТАНЕКО, и «Аммоний», и другие предприятия. У нас три предприятия являются 100-миллиардниками - это ТАИФ-НК, «Нижнекамскнефтехим» и КАМАЗ. И наша мечта в 1 триллион рублей сегодня уже позади. Объем валового регионального продукта Татарстана составляет 1,25 триллиона рублей. Но уже в 2016-м ВРП Татарстана должен достигнуть объема в 2 триллиона рублей. Много это или мало? Я считаю, что немного. Задача, которую обозначил Сергей Анатольевич, очень серьезная. И ее решение или нерешение и будет определять развитие второго по величине города республики. 100 тысяч автомобилей - это очень сложная задача. Она может быть решена только комплексно. Под ее решение нужно создавать инфраструктуру – и социальную, и инженерную», – заметил Минниханов.

Минниханов ответил на вопрос из зала, когда же будет закончено строительство трассы Челны - Казань. «В этом году на трассу Челны - Казань будет выделено шесть миллиардов рублей… Потихоньку мы эту трассу приведем в порядок. Это действительно узкое горлышко в экономике республики», – завершил президент РТ. Кстати говоря, газета «БИЗНЕС Online» именно на эту тему вчера пытала министра транспорта РТ на онлайн-конференции, интереснейшие подробности которой мы расскажем в ближайшие дни.