«Они очень хотели бы работать, но система такая… Даже в СССР не было такой исполнительной дисциплины. Сигнал «пошел» дали — и сразу все пошли», — рассуждал в пятницу президент Татарстана Рустам Минниханов, говоря об иностранных компаниях, покинувших российский рынок. На заседаниях «Татнефтехиминвест-холдинга» продолжают рассказывать об отечественных аналогах, способных заместить импорт. О том, как мы будем очищать газовые выбросы от оксидов азота и почему гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова не впечатлил московский проект глубокой переработки сложных нефтесодержащих отходов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Рустам Минниханов: «Молодцы и город, и «Нижнекамскнефтехим». Конечно, сибуровский след был очень достойно представлен. Все прошло очень интересно и хорошо»
«Они вводят санкции только там, где у нас пробел»
«Молодцы и город, и „Нижнекамскнефтехим“. Конечно, сибуровский след был очень достойно представлен. Все прошло очень интересно и хорошо», — этими словами открыл президент Татарстана Рустам Минниханов пятничный совет директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Показалось даже, что послевкусием от Дня химика, который масштабно прошел накануне заседания в Нижнекамске, будет пронизано все мероприятие, но не тут-то было.
Первым с докладом и сразу на непростую тему выступил Александр Стахеев — заведующий лабораторией из Института органической химии им. Зеленского (Москва). Он объяснил, что при работе крупных промпредприятий (НПЗ, теплоэлектростанций, металлургических заводов) образуются оксиды азота, которые негативно сказываются на экологии и здоровье людей. Есть и экономические риски в виде штрафа и приостановки деятельности предприятия.
Наиболее эффективная технология удаления азота — селективное каталитическое восстановление аммиаком. При этом основные производители таких катализаторов — Германия, США, Великобритания, Япония и Дания. И все они прекратили сотрудничество с Россией. Есть китайские производители, но и с ними возникают проблемы. А отечественные аналоги недостаточно активны и содержат большое количество вредного ванадия.
Первым с докладом и сразу на непростую тему выступил Александр Стахеев — заведующий лабораторией из Института органической химии им. Зеленского (Москва)
«Существует настоятельная потребность в разработке эффективного российского катализатора удаления оксидов азота. Самое важное — доступное сырье, в крайнем случае оно может быть китайским», — обозначил Стахеев. У института есть заделы в этом направлении, которые нужно опробовать на практике.
Минниханова больше заинтересовали автомобильные катализаторы — похожи ли они на те, о которых говорит спикер? Ученый пояснил, что катализаторы удаления оксидов азота из выхлопных газов дизельного двигателя по составу очень похожи на те, что используются на электростанциях и НПЗ. Отличия — в носителе вещества. Президент РТ заверил, что переговорит о технологии с гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным.
Он подчеркнул, что сейчас особенно важно развивать собственные разработки, потому что зарубежные «партнеры» уходят с российского рынка даже, возможно, против своего желания. «Они очень хотели бы работать, но система такая… Даже в СССР не было такой исполнительной дисциплины. Сигнал „пошел“ дали — и сразу все пошли», — высказался Минниханов.
«Они (недружественные страны — прим. ред.) вводят санкции только там, где у нас пробел. Нам надо научиться, чтобы все у нас было. Тогда эффект санкций окажется мизерным», — убежден президент РТ.
Рустам Минниханов: «Нам надо научиться, чтобы все у нас было. Тогда эффект санкций окажется мизерным»
Перспектива завода в Камских Полянах
Руководитель СПГ-проектов ООО «Балтмаш» (Санкт-Петербург) Руслан Крылов предложил построить в Татарстане завод специальных пенополиуретановых материалов и систем. Эта продукция нужна для строительства судов-газовозов, танк-контейнеров, наземных систем хранения жидкостей и т. д. Инвестиции в проект составят $75 миллионов. Производство хотят разместить в индустриальном парке «Камские Поляны».
«Камские Поляны — отличная локация, там наличие речного транспорта, энергообеспеченность, наличие трудовых ресурсов. Уже в 2025-м мы планируем запустить данное производство в полном цикле. Срок окупаемости проекта оценивается в четыре года», — сказал Крылов.
В республике компании нужна поддержка химической промышленности. Минниханов одобрил идею, а также предложил использовать технологии для газификации небольших поселков и СНТ. В части сырья он предложил выйти на коллег из СИБУРа. В конце президент поинтересовался у спикера: «Акча бармы?» («Деньги есть?» — прим. ред.) Петербуржец был в заметном замешательстве.
— «Акча» — это по-татарски «деньги», — пояснил Минниханов.
— Финансовые ресурсы у нас есть, — подтвердил Крылов.
— Вы деньги называете ресурсами, мы деньги называем деньгами. Запомни: когда вам предлагают акча, говорите да!
«У «Татнефти» нет такого восторга от этого оборудования»
Главный технолог ООО «Пи Эм Ай Системс» (Москва) Дмитрий Панин представил мобильную установку по глубокой переработке сложных нефтесодержащих отходов. В России накапливается до сотен тысяч тонн нефтешламов в год, и практически они не перерабатываются, указал докладчик. Компания предложила метод термической десорбции. В Татарстане Панин предложил реализовать пилотный проект полностью безотходного комплекса оборудования на всех стадиях работ. Поставлена задача создать в республике производство установок, научно-образовательный центр и международную сервисную компанию. Перспективная площадка для пилотного проекта — НГДУ «Нурлатнефть». Пилотный проект потребует 14,5 млн рублей, создание серийного производства — 800–900 млн рублей. Интерес к установкам, по словам спикера, есть и у зарубежных стран.
Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов скептически отнесся к предложению — ни по цене оборудования, ни по эффективности разработка не впечатлила нефтяников. «Я сейчас слушаю и удивляюсь… У „Татнефти“ нет такого восторга от этого оборудования. Оно технологически недоработанное. Ребятам надо еще попотеть», — сказал он.
Руководитель татарстанского Росприроднадзора Фаяз Шакиров сообщил, что в республике за год образуется 155 тыс. т буровых отходов и 55 тыс. т нефтешламов, их утилизацией занимается 10 организаций. Минниханов дал поручение ведомству, а также гендиректору ТНХИ-Х Рафинату Яруллину изучить все решения, представленные на рынке, и доложить о результатах.
Минниханов дал поручение ведомству, а также гендиректору ТНХИ-Х Рафинату Яруллину (на фото) изучить все решения, представленные на рынке, и доложить о результатах
Как барнаульцы убирали ковер в кабмине
Интерес вызвало выступление Дмитрия Бухарина — руководителя филиала барнаульского Sibfors в Набережных Челнах. Он предложил локализовать в республике производство промышленных пылесосов с тройной системой очистки. Работу аппарата показали прямо в зале заседаний кабмина РТ. Пылесос стал убирать пыль со специальной белой ткани, расстеленной на полу помощником спикера. Минниханов подошел разглядеть процесс поближе, пока Бухарин вещал с трибуны: устройства могут работать круглые сутки. Еще на ковре рассыпали камни, но, увы, не все из них пылесосу удалось «поглотить».
Президент предложил было разместить производство в ОЭЗ «Алабуга». Он признал, что в помещениях нужны эффективные системы очистки и культура производства будет выше.
— Акча бармы? Деньги есть у тебя? — перешел к финансовой стороне Минниханов.
— Юк.
— Совсем юк?
Бухарин признался, что его жена татарка, поэтому он ориентируется в языке. «Уже ты в жизни одно правильное решение сделал. Второе — надо наладить производство, чтобы жена-татарка была довольна и у вас деньги были», — подытожил президент РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.