«Заводчане продолжают трудиться на своих местах, выполняют свою обычную работу. Единственное, меняется немного оплата», — объясняют мотивы введения трехдневки на КАМАЗе источники «БИЗНЕС Online». Как оказалось, 10% камазовцев теперь параллельно устроены и в центре занятости автограда, который платит им зарплату за четверг и пятницу. О том, для чего автогигант прибегнул к подобной мере и потеряют ли люди в деньгах, — в нашем материале.
Олег Афанасьев: «Трехдневная рабочая неделя введена в отношении определенного количества, которое составляет 10 процентов от численности всего персонала»
5,5 тысячи камазовцев на временной работе. Или нет?
КАМАЗ нашел хитроумную схему, как отправить людей на трехдневку, но на самом деле этого не делать. В конце прошлой недели завод объявил о введении трехдневной рабочей недели для ряда своих сотрудников. По сокращенному графику начали трудиться руководители, специалисты и служащие (РСиС), а также рабочие тех производственных участков, которые испытывают дефицит комплектующих.
«Трехдневная рабочая неделя введена в отношении определенного количества, которое составляет 10 процентов от численности всего персонала, — пояснил „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. — Производство не остановлено. Работа ведется. График сборки грузовиков, темп в 180 автомобилей в сутки, сохраняется».
Напомним, приказ о введении трехдневной рабочей недели в отношении всех заводчан был подписан Сергеем Когогиным 26 марта. С 26 мая он отменен в отношении 90% сотрудников, говорит Афанасьев. В марте пресс-служба автогиганта объясняла, что актуальность этого приказа обусловлена требованиями трудового законодательства. «О сокращении рабочего времени компания обязана предупреждать персонал за два месяца. КАМАЗ традиционно выпускает приказы о возможном объявлении простоя в сложные для компании моменты и, как правило, аннулирует их до наступления срока исполнения. В последний раз такой приказ компания выпускала в начале пандемии в 2020 году, но на неполную неделю не перешла», — пояснил Афанасьев.
Корпоративное издание автогиганта сообщило, что на предприятии параллельно организована временная занятость для сотрудников, чья нагрузка сократилась под влиянием европейских санкций и ограничения поставок автокомпонентов. По словам директора департамента трудовых отношений компании Сергея Романюка, временными работами охвачены 5,5 тыс. камазовцев. Подобная мера позволит предприятию удержать уровень доходов своих работников и сохранить трудовой коллектив.
По нашим данным, трехдневная занятость части персонала завода продлится минимум до июля. Дальнейшие решения будут приниматься с учетом складывающейся ситуации
На самом деле на КАМАЗе нет никакой трехдневки. Сотрудники продолжают трудиться в штатном режиме
Как стало известно «БИЗНЕС Online», новый график кардинально не сказался на быте заводчан. Люди так же продолжают трудиться в штатном, пятидневном режиме. Эту информацию нашему изданию подтвердили два независимых источника. Зарплату сотрудникам предприятия за первые три дня платит КАМАЗ, а за четверг и пятницу — центр занятости населения, куда они временно трудоустроены. Оплата за эти дни идет по ставке операторов ЭВМ. Судя по информации на официальном сайте автогиганта, оператор ЭВМ в месяц может получить от 16 тыс. до 18 тыс. рублей (получается 800–900 рублей за смену). Возможно, теперь сумма немного выросла, учитывая, что с мая КАМАЗ на 5,2% поднял тарифы и оклады своих сотрудников.
По нашим данным, трехдневная занятость части персонала завода продлится минимум до июля. Дальнейшие решения будут приниматься с учетом складывающейся ситуации. Изменения не отразились на топ-менеджерах завода, однако затронули среднее звено.
«В итоге от этой истории камазовцы немного теряют в деньгах. Особенно это касается начальства. Например, начальник бюро почувствует разницу в зарплате, — говорят источники издания, близко знакомые с ситуацией. — С другой стороны, начальник бюро мог, например, сидеть на 2/3 зарплаты. Но через трудоустройство в центре занятости зарплата получается все равно больше, чем эти самые 2/3».
Иными словами, таким образом автогигант вписывается в требования для получения федеральных мер поддержки, о которых минтруд объявил в марте этого года. Государство отныне, напомним, субсидирует компаниям в простое оплату временных работ сотрудникам в размере одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) на человека. Вторая мера — субсидирование этим организациям процесса переобучения работников. Предприятиями предусматривается субсидирование до 60 тыс. рублей на одного сотрудника.
Напомним, в начале мая центр занятости Челнов получил 584 млн рублей по программе дополнительных мероприятий по обеспечению занятости работников предприятий, которые находятся в простое или режиме неполного рабочего дня. 392 млн рублей из этой суммы предназначено для организации временных работ, 192 млн — на обучение.
В 2008 году объемы производства и доходы автогиганта упали в 2 раза, а по итогам 2009-го они составили 45,4% и 46,8% соответственно по отношению к 2008-му
Ранее КАМАЗ несколько раз переходил на трехдневку. Отчасти из-за этого в Челнах развили ТОСЭР
Это не первый случай, когда КАМАЗ по тем или иным причинам переходит в режим неполной рабочей недели. Например, сократить трудовую неделю пришлось после событий 2008 года. Мировой финансовый кризис тогда не обошел стороной и КАМАЗ.
«Если в России и Татарстане ситуация плохая, то в Набережных Челнах она, не побоюсь этого слова, катастрофическая», — не скрывал положения дел в беседе с «БИЗНЕС Online» на тот момент мэр Челнов Ильдар Халиков. Уже в самом начале кризиса объемы производства и доходы автогиганта упали в 2 раза, а по итогам 2009 года они составили 45,4% и 46,8% соответственно по отношению к 2008-му. Убытки предприятия в 2009 году достигли 643,8 млн рублей, а наиболее злободневными стали вопросы выживания предприятия и сохранения его коллектива.
Исполнительный директор КАМАЗа Юрий Клочков в интервью корпоративной газете завода рассказывал, что на фоне такого резкого падения объемов автогигант был вынужден ввести неполную рабочую неделю. Но и в этом предприятие пыталось найти нотки оптимизма: «Вынужденный и не слишком плотный график работы позволяет нам сделать очень многое для того, чтобы потом, когда будет восстановлен нормальный рабочий график, мы работали уже на совершенно другом уровне, — говорил Клочков. — Кризис мы переживем. Сделаем все, чтобы трудовые коллективы КАМАЗа дошли до этих дней без потерь».
В последующие годы КАМАЗ постепенно поднимался с колен, наращивая объемы выпущенных грузовиков. В 2012-м завод выпустил свыше 48 тыс. машин, постепенно восстанавливая докризисные показатели. Но присоединение Крыма к России и последовавшие следом санкции снова ударили по экономике автогиганта. В ноябре 2014 года КАМАЗ опять вынужденно перешел на четырехдневную рабочую неделю, а с марта по май 2015-го действовал приказ о трехдневке.
Тогда Афанасьев также объяснял, что, несмотря на приказ, решение о режиме работы принималось заводами самостоятельно. «Например, на кузнечном заводе действует пятидневка. Потому что у них много производимой продукции диверсификации, которая идет не только на КАМАЗ. Зачем им работать по трехдневке, если они загружены заказами?! — отмечал руководитель пресс-службы автогиганта. — То же самое по литейному заводу. У нас процентов 35–40 сотрудников в эти дни работают по обычному графику, а трехдневка в основном вводится в отношении 99 процентов офисного персонала, поскольку они ничего не производят, и подразделений, у которых нет заказов. Как правило, это финишное производство и завод двигателей».
В последний раз трехдневка на КАМАЗе могла вернуться в ковидный 2020-й, но тогда, несмотря на приказ, этой мерой все же не воспользовались
В дни вынужденного простоя камазовцы также могли занять себя на временных работах, организованных компанией в целях сохранения персонала в кризис. Тогда речь шла о модернизации и усовершенствовании своих рабочих мест. «Есть, например, работы по облагораживанию территории. Естественно, сейчас на улице никто не работает, все работают внутри помещений над улучшением условий труда. На временные работы заявились 19 тысяч человек. Каждый работник получает по 800 рублей в день. Оплата идет пока за счет собственных средств компании», — делился Афанасьев.
Простои градообразующего предприятия вынудили руководство города и республики искать пути решения. Полагаясь на один лишь КАМАЗ, власти понимали, что ставят под угрозу практически весь полумиллионный город. В итоге в 2016 году Челны получили статус ТОСЭРа, привлекли новые производства, среди которых, к примеру, завод китайской техники Haier.
«Когда я возглавил город в 2014 году, главный конвейер КАМАЗа работал два дня в неделю, — вспоминал тот период Наиль Магдеев в интервью „БИЗНЕС Online“. — Каково людям оказаться в такой ситуации, когда нет работы и доходов? Есть такая татарская пословица: „Ашаган белми, тураган белә“ („Ведает не тот, кто ест, а тот, кто готовит“), то есть не поймешь, пока сам не переживешь. Когда сгорел завод, ситуация тоже была аховая. Мы знаем, как может быть совсем плохо».
В следующий раз неполная рабочая неделя на КАМАЗ вернулась в ноябре 2018 года. Тогда отмечалось, что автогигант был вынужден перейти на трехдневку, чтобы сократить рост производства продукции и не допустить затоваривания складов и заморозки финансовых активов. Подчеркивалось, что приказ касался главным образом офисных сотрудников.
В последний раз трехдневка на КАМАЗе могла вернуться в ковидный 2020-й, но тогда, несмотря на приказ, этой мерой все же не воспользовались. «Трехдневная рабочая неделя в отношении персонала подразделений компании могла быть введена в связи со снижением спроса на автомобили в условиях распространения коронавируса», — сообщил завод в августе 2020 года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.