«После ухода европейского партнера в кратчайшие сроки потребовалось заместить порядка 250 комплектующих. Около 220 позиций было локализовано всего за месяц, на оставшиеся 30 нашлись другие поставщики. В итоге сегодня завод работает», — расписал Сергей Чемезов историю с КАМАЗом как пример умного импортозамещения. Глава «Ростеха» предупреждает, что главные трудности еще впереди, и надеется, что нынешние события изменят отношение потребителей к российской продукции. Параллельно по теме замещения импорта выступил глава минпромторга РФ: программа не провалена, но пока все равно придется срочно закупаться за рубежом.
Ни одна страна мира не производит сама все товары, это невозможно
После того как в середине мая сенатор Андрей Клишас заявил о полном провале программы импортозамещения, российские чиновники и госкомпании друг за другом начали убеждать себя и граждан, что не все так плохо. С 2015 года Россия потратила на замещение импорта почти 3,5 трлн рублей, около половины из этой суммы — внебюджетные источники, заявил в конце мая вице-премьер РФ Юрий Борисов. На недавнем форуме в Москве он подчеркивал, что в рамках импортозамещения удалось достичь «серьезных результатов». «Хотелось бы, конечно, большего, но кто знал, что так развернется политическая ситуация и по такой траектории пойдет», — объяснялся зампред правительства, возглавляющий профильную комиссию по импортозамещению. Ни одна страна мира не производит сама все товары, это невозможно, заверял Борисов. Есть невыполненные планы, но говорить о провале нельзя, считают в Кремле. В начале июня президент России Владимир Путин обозначил, что страна не стремится «стопроцентно все импортозаместить».
Судя по всему, дискуссия о том, как будем жить без импорта, продолжится и на стартующем сегодня Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). За день до начала деловой программы с очередными разъяснениями по «модной» теме выступили глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Сергей Чемезов: «Существующие западные экономические и политические институты навсегда дискредитированы в глазах не только России, но и всего мира. Но они осозна́ют это чуть позже»
«Откуда такое пренебрежение к российскому и что не так с нашим чувством гордости?»
Чемезов в своей колонке для РБК заметил, что в сферу импортозамещения перекинулся вечный спор оптимистов и пессимистов: одни избегают проблем и указывают только на успехи, а у вторых «все пропало». Но обе стороны далеки от истины. До недавнего времени Россия жила в совершенно другом мире, вспомнил гендиректор «Ростеха» и подчеркнул, что кооперация с иностранными компаниями дала стране доступ к передовым технологиям и международным рынкам. И во многом поэтому Россия быстро достигла успехов там, где в других условиях понадобились бы десятилетия. Как пример успешной кооперации Чемезов привел казанские вертолеты «Ансат» и пассажирские лайнеры Sukhoi Superjet 100. И отметил, что Россия вместе с партнерами создавала продукцию, а не занималась «отверточной» сборкой. Международное участие было не зависимостью, а очевидной нормой, убеждает Чемезов.
«Давайте честно: разве независимы от чужих товаров и технологий Германия, Япония, Франция, Австралия или Канада? Американские айфоны собираются в Китае из азиатских комплектующих. В производстве Boeing участвует более 50 стран мира, — отметил руководитель „Ростеха“. — Почему Россия должна была стать исключением? И почему айфон с азиатской начинкой — американская гордость, а наш пассажирский самолет, который перевозит 30 миллионов пассажиров в год и устройство которого в сотни раз сложнее, с партнерскими комплектующими воспринимается как „национальный позор“? (Вероятно, речь о пассажирском самолете Sukhoi Superjet 100 — прим. ред.) Откуда такое пренебрежение к российскому и что не так с нашим чувством гордости?»
Чемезов намекает на то, что к новым шоковым условиям нельзя было подготовиться. Ограничения не имеют ничего общего с «нормальными экономическими процессами», а зарубежные компании действуют в угоду интересам политиков. «Существующие западные экономические и политические институты навсегда дискредитированы в глазах не только России, но и всего мира. Однако они осозна́ют это чуть позже», — уверен глава «Ростеха». В условиях, с которыми столкнулась Россия, не выстояла бы ни одна «импортонезависимая» экономика, но страна «в значительной степени» успела подготовиться к санкциям, подчеркнул Чемезов. При этом глава госкорпорации признал: иллюзий быть не должно, успели «далеко не всё». А главные трудности ждут впереди, уверен автор колонки.
Чемезов призвал к умному импортозамещению и в качестве примера привел КАМАЗ, отношения с которым в феврале разорвал немецкий концерн Daimler AG
При этом Чемезов не унывает и объясняет, почему и сейчас смотрит на ситуацию с оптимизмом. Во-первых, экономическая устойчивость промышленности выше, чем 15 лет назад, когда сотни заводов, НИИ и КБ находились в кризисе. Во-вторых, Россия, по мнению гендиректора «Ростеха», успела перевооружиться в техническом плане. «Каждая новая технология — а их за прошедшие годы освоены сотни — это новая возможность для наших заводов. Главный результат такой работы — российская оборонка и в целом промышленность за 15 лет поднялись с колен», — убеждает руководитель корпорации. И приводит еще один аргумент в пользу страны — серьезные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Гендиректор «Ростеха» надеется, что происходящее изменит отношение потребителей к российской продукции. «И наконец-то в споре с Boeing победит отечественный самолет, а специалист по закупкам где-нибудь в областной больнице, выбирая между импортным медицинским прибором и отечественным, перестанет ставить нашему производителю палки в колеса», — написал Чемезов. Он также призвал сохранять трезвость ума и не скатываться в «тотальное» импортозамещение. «Замещать все бессмысленно, экономически нецелесообразно и попросту невозможно. Повторюсь, этого не делает ни одна развитая страна в мире. <…> Предательство Запада не повод закрывать окна и двери. Нам не по пути с проводниками санкций, но у нас есть партнеры в других регионах мира, которые сегодня ведут себя последовательно и принципиально», — говорится в колонке.
Наконец, Чемезов призвал к умному импортозамещению и в качестве примера привел КАМАЗ, отношения с которым в феврале разорвал немецкий концерн Daimler AG. «После ухода европейского партнера заводу в кратчайшие сроки потребовалось заместить порядка 250 комплектующих. Около 220 позиций было локализовано всего за месяц, на оставшиеся 30 нашлись другие поставщики. В итоге сегодня завод работает, к концу года возобновится выпуск грузовиков нового поколения К5 без участия бывших западных партнеров. Безусловно, это хороший результат. И наглядный ответ тем, кто сегодня говорит, что сами мы „ничего не можем“», — написал глава «Ростеха».
«Даже в сложившейся ситуации, когда западные страны отказываются поставлять свои агрегаты, комплектующие, материалы и сырье. Есть вторая половина мира, которая готова это делать»
Мантуров: «Надеюсь, заказчики, не только государственные, начнут задумываться, прежде чем ставить себя в зависимость от очередного импортного приобретения»
Положение России как открытой экономики с устоявшимися цепочками поставок иностранного сырья и комплектующих даже мешало развивать импортозамещение, порассуждал Денис Мантуров в интервью «Коммерсанту». По словам главы минпромторга РФ, несмотря на госполитику, у потребителя присутствовал соблазн купить импорт и «не заморачиваться» с поиском отечественного товара. В результате страдало производство, которое не может установить конкурентные цены в рамках мелкой серии. «Очень надеюсь, что сегодняшняя ситуация подействует отрезвляюще и заказчики, не только государственные, начнут задумываться, прежде чем ставить себя в зависимость от очередного импортного приобретения. С другой стороны, и производители должны быть готовы к тому, что заказчики будут буквально жить у них на заводах», — отметил глава минпромторга РФ.
Мантуров не согласился с тем, что государственная политика импортозамещения оказалась неэффективной. По словам министра, более 20 отраслевых планов, утвержденных в конце 2014 года, выполнено «ровно в тех параметрах, которые изначально были заложены». А планов заместить импорт на 100% не было никогда.
«Даже в сложившейся ситуации, когда западные страны отказываются поставлять свои агрегаты, комплектующие, материалы и сырье. Есть вторая половина мира, которая готова это делать. Импортозаместить все в одночасье — это, во-первых, достаточно дорого, а во-вторых, такой подход не даст положительного экономического эффекта», — указал министр. По словам Мантурова, стопроцентное импортозамещение нужно там, где стоит вопрос национальной безопасности. И что касается продукции оборонно-промышленного комплекса, «у нас все делается и будет делаться».
Как дальше должна развиваться экономика? В представлении Мантурова, нужно в моменте поддержать производственные циклы, но нельзя и «кинуться в бездумную скупку параллельного импорта или товаров из дружественных стран». Нельзя забывать, что основным конкурентом на домашнем рынке может стать Азия, предупредил министр. По его словам, идеальная траектория для российской промышленности — закупить импортное оборудование и комплектующие там, где альтернатив пока нет, а затем адресно стимулировать иностранных поставщиков к локализации производства внутри страны. Российским компаниям государство намерено обеспечить равные условия конкуренции. «На длительном горизонте действительно нет альтернативы увеличению уровня технологического суверенитета, но промышленным предприятиям в краткосрочной перспективе все равно придется закупать необходимые позиции за рубежом. Без контроля это несет риски деградации промышленного сектора, потому поддержка такого импорта имеет исключительно тактический и временный характер, а перечень приоритетного импорта — очень таргетированный», — подчеркнул министр.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.