В довольно дикой ситуации оказался елабужский завод «Жилище-Строй» — он вынужденно остановил производство и поставки из-за муниципального грейдера, перекрывшего выезд с территории. Клиенты, среди которых подрядчики ОЭЗ «Алабуга», пишут жалобы. Власти выдвинули ультиматум — завод должен за свой счет отремонтировать дорогу, которую разбивают его 40-тонные машины. При этом директор нацпарка «Нижняя Кама» убежден, что машины вообще ездят по территории парка незаконно, да и само предприятие там на птичьих правах. В подоплеке конфликта разбирался «БИЗНЕС Online».
Власти Елабуги перекрыли бетонному заводу единственный выезд с базы
Бетонный завод «Жилище-Строй» уже несколько дней не отгружает свой товар в Елабуге — причиной стал грейдер, перекрывший единственный выезд с базы. Все началось 9 июня, когда в конце рабочего дня на предприятие неожиданно нагрянули гости — мэр Рустем Нуриев лично зашел в офис с требованием прекратить ездить на тонарах по национальному парку «Нижняя Кама» — 40-тонные автопоезда якобы разбивают лесную дорогу.
Через некоторое время подъехали руководитель исполкома района Ленар Нургаянов и руководитель аппарата Эльмира Ахмадеева. Сотрудники предприятия попытались объяснить, что руководства на месте нет, директор в Набережных Челнах и приехать не может. «В результате они вышли за пределы базы, пригнали грейдер поперек ворот, потом ковшами накидали землю, перегородив таким образом проезд. И мы на следующий день, 10 июня, работать не смогли», — рассказывает замдиректора завода Альфия Еникеева, которая связывает перекрытие въезда с выдвинутыми требованиями. При этом никаких писем в организацию о планируемых работах не было, равно как и официальных требований.
На «Жилище-Строй» стали жаловаться клиенты за срывы поставок бетона, который необходим для строительства индустриально-технического парка «Синергия» для инвестиционной витрины Татарстана — ОЭЗ «Алабуга».
«Информируем вас о том, что 9, 10 июня сорвалась заливка из-за отсутствия поставки бетона на объект. А также на отправленные заявки на 11, 12, 13 июня на ваш завод мы не можем получить положительного ответа по выдаче бетонов в эти дни и планировать производственную работу. В сложившейся ситуации отсутствие поставки бетона влечет за собой простой объекта и перенос сроков сдачи его. Просим вас дать развернутую информацию по дням, по которым были срывы бетона и на объект «„Елабуга Синергия“, корпуса 5, 6», — сообщает предприятию ООО «СтройТраст». Похожее письмо по тому же объекту в его адрес отправил и директор ООО «ПСК „Кама“» Рамиль Файзуллин.
Кроме этого, по словам Еникеевой, срыв поставок произошел и компаниям, работающим на строительстве другого значимого для Елабуги объекта — элитного коттеджного поселка «Три медведя». На заводе считают перекрытие въезда незаконным, 14 июня подали заявление в прокуратуру. Обращались и в полицию — результата нет.
Производитель товарного бетона «Жилище-Строй» на рынке с 2010 года. Свои бетонные заводы у компании есть в Набережных Челнах, Елабуге и Менделеевске — всего их 15 на территории РТ. В их арсенале есть автопоезда, автобетоносмесители, автобетононасосы, фронтальные погрузчики, «КАМАЗы».
В Елабуге завод расположен на Окружном шоссе, 12/3, — именно этот объект сейчас перекрыт грейдером. В 2012 году «Жилище-Строй» получил здесь землю в аренде по аукциону, далее объект недвижимости ввели в эксплуатацию, позже землю выкупили. Возить с других своих заводов бетон компании невыгодно, поэтому сейчас товар они не отгружают.
Выручка «Жилище-Строя» на конец 2021-го составляет 1,1 млрд рублей — рост на 64% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Чистая прибыль — 130,4 млн рублей. Численность сотрудников — 40 человек. В 2020-м по юрлицу уплачено налогов на 25 млн рублей — это НДС, взносы в ПФР, транспортный налог.
Директор компании — Радик Ахметзянов. 100-процентный учредитель — Лилия Титова. Она же учредитель ООО «ТД «Жилище» — предприятие занимается производством мебели. У нее есть и свое турагентство «ТурКлуб».
«Без предупреждения и согласования земляные работы с соседствующими предприятиями не начинаются! Нас бы предупредили, и мы бы, покупатели, не оплачивали бетон! При подобном ремонте должен быть организован дополнительный проезд. Грейдер они могут отогнать, это нарушение правил благоустройства. Исполком должен был привлечь технику на основании договора, как еще бороться с этим самоуправством? Почему должны страдать обычные люди? И вообще запрещено преграждать дорогу, а если пожарные или скорая не смогут подъехать?!» — поделилась с «БИЗНЕС Online» мнением одна из клиенток.
По словам Еникеевой, в «Жилище-Строе» не понимают, чего от них, собственно, хотят власти. «До сих пор никаких писем, требований, что от нас нужно, нет. Единственное — прекратите ездить по дорогам от Криуши на базу»
По словам Еникеевой, в «Жилище-Строе» не понимают, чего от них, собственно, хотят власти. «До сих пор никаких писем, требований, что от нас нужно, нет. Единственное — прекратите ездить по дорогам от Криуши на базу. Мы не можем, потому что тогда бетонный завод встанет, закроется. Не хотелось бы нам здесь закрываться. Желаем далее работать», — рассказала Еникеева.
Вечером 10 июня грейдер отодвигали на выходные — 11, 12 и 13 июня «Жилище-Строй» смог работать и отгружать товар. Но уже рано утром 14 июня история повторилась — на проезд снова накидали землю, навесили ограничительную ленту и поставили перед воротами технику.
По словам руководителя исполкома Нургаянова, по поводу грейдера, который стоит, перегородив ворота, он не должен ни перед кем объясняться — тот стоит на муниципальной земле
Чего хочет власть?
Власти Елабуги считают, что действуют полностью в своем праве. По словам руководителя исполкома Нургаянова, по поводу грейдера, который стоит, перегородив ворота, он не должен ни перед кем объясняться — тот находится на муниципальной земле. «Если бы он стоял на их земле, я бы, наверное, должен был предупреждать. А там муниципальная земля. Я не перекрываю им деятельность. Там сейчас проходит проверка физобъемов по программе „Водоотведение“, которая выполнялась в том году. Потому что деньги идут через нас, мы должны проверить, какую трубу они проложили, какого диаметра, на какой глубине, соответствуют ли швы. Я как муниципалитет отвечаю за это. Ордер на 20–25 рабочих дней».
Почему именно сейчас администрация заинтересовалась судьбой данной дороги и ее ремонтом, можно только догадываться. Нургаянов говорит о том, что раньше просто не успевали, занимались другими дорогами. А сейчас летний сезон, люди начали ездить на Криушу отдыхать, дороги якобы первый год так сильно разбиты.
Администрация поделилась с нашим изданием планами — недалеко от пристани на улице Шишкина отстроят новый городской пляж. Его ширина — 50 м, самая широкая часть — 80 м, длина — 350 метров. Недалеко будет возведена марина для катеров. В настоящее время проект проходит экспертизу. Новый пляж, уверяют в исполкоме, никак не помешает деятельности соседствующих предприятий. Сейчас купаться на Криуше официально запрещено, но это единственное место, куда ездят на пляж горожане.
Но есть и другая, конспирологическая версия. Источники «БИЗНЕС Online» говорят о том, что неподалеку от нацпарка мэр Нуриев отстроил себе жилой дом и каждый день сам ездит по этой дороге на работу и обратно. Отсюда, мол, и по-человечески понятное недовольство большегрузами, разбивающими дорожное полотно. В исполкоме эту версию не комментируют, уточняя лишь, что в Елабуге нет дорог, где бы не ступала нога главы.
Администрация поделилась с нашим изданием планами — недалеко от пристани на улице Шишкина отстроят новый городской пляж. Ширина пляжа — 50 м, самая широкая часть — 80 м, длина — 350 метров
«Проблему можно решить, отремонтировав дорогу»
Нургаянов согласился встретиться с «БИЗНЕС Online» и объяснить суть претензий к заводу. Он лично провез нас по дорогам, где ездят машины «Жилище-Строя».
Руководитель исполкома попросил своего водителя прибавить скорость, чтобы мы прочувствовали все ямы. «Мы едем по дороге, которая принадлежит нацпарку. Горожане сюда приезжают на пляж. Здесь мы дорогу закрыть не можем, потому что люди ездят. И мы создаем им опасность… Проблему можно решить, если отремонтировать дорогу и содержать ее в нормативном состоянии», — говорит сити-менеджер. При этом он убежден, что ремонтом дороги должен заниматься не муниципалитет, а тот, кто ее эксплуатирует.
Используют дорогу в основном четыре компании — «Жилище-Строй», Kastamonu, «Автотехникс» и «Спецстройсервис». Она узкая, двухполосная и, как убедился наш корреспондент, действительно серьезно разбита. Причем только до участка, где бетонный завод сгружает свои материалы. За 10 лет его никто не ремонтировал.
Эксплуатируют дорогу в основном четыре компании — «Жилище-Строй», Kastamonu, «Автотехникс» и «Спецстройсервис». Она узкая, двухполосная и, как убедился наш корреспондент, действительно серьезно разбита
«Попади в яму колесом, не объезжай! — командовал Нургаянов своему водителю. — Вот, [если] попала машина — выскочила на обочину… Но это же неправильно. А если он едет с ребенком на пляж? А если несчастный случай? Нагрузку, которую дают, эта дорога не выдерживает. Здесь нельзя ездить 40-тонными машинами! Есть категория дороги, категория транспорта. И потом тут большие склоны. Если колесо лопнет, машина вылетит, это явно смертельный исход. Прецеденты уже были».
Только пока мы находились там, в течение получаса проехало два «КАМАЗа» с древесиной Kastamonu, объезжая все ямы и двигаясь по встречке. «Вот это возит Kastamonu. К ним никаких вопросов нет. Они свой участок содержат, у них дорога не разбита. Значит, те машины, которые используют они, не вредят дорожному полотну. Они здесь ездят тоже, но там, где [только] они ездят, ничего не разбито. А там разбито, потому что „Жилище-Строй“ применяет 40-тонные тонары, но мы же не знаем, может, они и 60 там грузят! Они просто выдавливают асфальт. Чтобы это проверить, мы неоднократно ставили сюда весовой контроль. Как узнают, что поставили весовой контроль, все, перевозки останавливаются», — объясняет Нургаянов.
Только пока мы находились там, в течение получаса проехали два «КАМАЗа» с древесиной Kastamonu, объезжая все ямы и двигаясь по встречке. «Вот это возит Kastamonu. К ним никаких вопросов нет. Они свой участок содержат, у них дорога не разбита»
«Дорога ваша, вы и ремонтируйте!»
Кроме того, что исполком считает, что «Жилище-Строй» должен сам ремонтировать дорогу, там уверены — организация с миллиардным оборотом ведет незаконную предпринимательскую деятельность. Причал у бетонного завода якобы незаконный. Но, как объясняют в компании, сгружать свои материалы им разрешает договор субаренды с ООО «Прикамье». Но сейчас эта организация ликвидирована и исполком пытается договор расторгнуть, оставив «Жилище-Строй» без места выгрузки.
Чуть дальше по дороге расположился санкционированный грузовой причал «Алабуга», которым пользуется Kastamonu, и причал «Елабуга» — его, вероятно, используют «Автотехникс» и «Спецстройсервис».
«Вот на данной территории эти товарищи просто выгружают инертные материалы, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. У них нет никаких договорных отношений. Это нормально, что они на пляж национального парка — особо охраняемой зоны — привезли столько инертных материалов? На каком основании здесь находится такие материалы? Никаких договоров нет, земля муниципальная, прилегает к нацпарку, — объясняет Нургаянов, но судиться с ними не собирается. — Мы не такие, чтобы жаловаться. Мы просто просим нормально урегулировать ситуацию. Эти баржи день и ночь грохочут, а здесь люди купаются. Тут городской пляж!»
По словам Нургаянова, он пытался вразумить Еникееву, как представителя компании. «В пятницу мы встречались, я спросил: „Вы хотя бы раз там были?“ Она отвечает: „Нет“. Я говорю: „Рекомендую съездить посмотреть, что вы оставили после себя!“»
По словам Нургаянова, он пытался вразумить Еникееву, как представителя компании. «В пятницу мы встречались, я спросил: „Вы хотя бы раз там были?“ Она отвечает: „Нет“. Я говорю: „Рекомендую съездить посмотреть, что вы оставили после себя!“». В итоге, рассказывает руководитель исполкома, в «Жилище-Строе» его доводы о том, что нужно отремонтировать дорогу, приняли. «Сказали, что все поняли и к вечеру принесут гарантийные письма, когда начнутся работы по ремонту», — сообщил он. Нургаянов попросил поменять и автопарк — не возить инертные материалы 40-тонными машинами, а использовать 20-тонные.
После этого разговора грейдер отогнали. Вот только гарантийных писем 10 июня исполком так и не дождался. «И что я узнаю — в выходной день, 13-го числа, полным ходом идет отгрузка инертных материалов! Я разочарован нашим разговором», — объясняет Нургаянов.
Оказалось, что «Жилище-Строй» действительно обратился к дорожной фирме, чтобы заказать ремонт автодороги к реке Криуше. Однако к смете в 27,7 млн рублей компания оказалась не готова. «Дорога ваша, вы и ремонтируйте! Мы готовы какой-то суммой подключиться, — передал нашему корреспонденту слова администрации завода Нургаянов. — Зачем мне думать, какой суммой? Разве муниципалитет эту дорогу разрушил?» — возмущался он.
Оказалось, что «Жилище-Строй» действительно обратился к дорожной фирме, чтобы заказать ремонт автодороги к реке Криуше. Однако к смете в 27,7 млн рублей компания оказалась не готова
Нацпарк «Нижняя Кама»: машины ездят незаконно
По закону, считает Нургаянов, никакой дороги в нацпарке вообще быть не должно. Но она построена еще до его образования — в 90-х годах. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор нацпарка «Нижняя Кама» Айрат Имамов объяснил, при каких условиях «Жилище-Строй» сможет работать дальше. Мы говорили с ним по телефону в присутствии Нургаянова.
«Согласно закону каждый хозяйствующий субъект должен заключить сервитут, оформить проезд [по дороге], обосновать, для каких целей им это нужно. Закон гласит так — данная дорога для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в национальном парке, и для осуществления деятельности в нацпарке. Если у него находится объект недвижимости в собственности, этот человек должен оформить сервитут и ездить по дороге», — сказал Имамов.
«И соответственно ее содержать?» — спросил сити-менеджер у Айрата Гаптрауфовича. «Ну да, она ведь у вас на балансе не стоит, у нас тоже, она у нас числится как лесная дорога», — ответил Имамов.
Он ссылается на пп. «ж» п. 2 ст. 15 ФЗ-33 «Об особо охраняемых территориях», который запрещает ездить по парку грузовым машинам, не связанным с деятельностью нацпарка. Но они ездят там годами. Несколько раз «Жилище-Строй» уже штрафовали на 300 тыс. рублей просто за передвижение по этой дороге. Хотя, по словам Еникеевой, они возят материалы через нацпарк 2–3 раза в неделю и только в сезон навигации — с мая по сентябрь.
Сейчас на съезде в сторону реки Криуши с автодороги Елабуга – Танайка установлены дорожные знаки, ограничивающие проезд грузовых автомобилей
Сейчас на съезде в сторону реки Криуши с автодороги Елабуга – Танайка установлены дорожные знаки, ограничивающие проезд грузовых автомобилей. «Все лица, допустившие нарушения режима особо охраняемой природной территории, привлекаются к административной ответственности», — предупреждает Имамов.
«Мы судились, предупреждали, суды мы выиграли. Они не хотят заключать сервитут. Но они и не смогут, наверное, у них нет в собственности там ничего. Эта земля, во-первых, сельхозназначения. Можно ли там выгружать инертные материалы, не знаю, потому что эта земля выведена из национального парка. Но там земля должна использоваться по назначению. Сельхоз — значит сеять, пахать, пасти скот», — уточнил он. На территории нацпарка есть плакат «Выгрузка и складирование инертных строительных материалов запрещены! Штраф до 500 тысяч рублей» — по словам директора нацпарка, «Жилище-Строй» штрафовали трижды.
Если бы этот участок был зарегистрирован как «земли промышленности», говорит Имамов, тогда там можно было бы вести какую-то хозяйственную деятельность, связанную с инертным материалом. «Но мы не должны выходить к ним ни с какими предложениями, им нужно согласовать с исполкомом [как работать], потом прийти к нам. Нужно ли это Елабуге или нет, обосновать, для чего. Есть у него в собственности свои объекты или нет. Мы согласно закону работаем. Мы им пишем предупреждения, не слушаются — начинаем штрафовать», — объяснил директор нацпарка.
Ранее, предположил Имамов, еще до появления «Жилище-Строя», там исторически была площадка для выгрузки материалов. «Мы исследовали, подсчитывали ущерб, приглашали институт из Казани, делали экспертизу — там и уголь, и гравий, и что только не выгружали, оказывается, в советское время. До создания национального парка, видимо, была площадка для выгрузки инертных материалов», — добавил он.
По словам же Еникеевой, «Жилище-Строй» писал и в исполком, и в нацпарк письма с просьбой дать возможность проезда: «Мы давно их просим, они не отвечали». А накануне Нургаянов пригласил к себе представителей компании на прием. «Заставляют делать дорогу, грейдер не уберут, пока договор на строительство дороги не сдадим в исполком», — поделилась итогом встречи замдиректора «Жилища».
«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием конфликта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.