"Единая Россия" озаботилась спасением от кризиса среднего класса.

Это очень правильно. Кто станет против этого возражать? Средний класс — опора всякой стабильной страны, любой устойчиво развивающейся экономики. В концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года сказано, что к концу этого срока средний класс должен составить половину населения России. Только вот кого понимает "Единая Россия" под средним классом?

Оказывается — "офисный планктон". Как заявил сопредседатель партийного клуба "4 ноября" Андрей Макаров, "только-только нарождающийся средний класс — самое ценное социальное достижение восьми лет развития — под угрозой уничтожения последствиями мирового финансового кризиса. Ведь первой жертвой кризиса становится тот самый так называемый "офисный планктон", который и является гарантом будущего России как нормальной европейской страны, страны, в которой нет больше богатых и бедных".

Надеюсь, так думает не вся "Единая Россия", но слово сказано.

Экономическая модель, в которой "офисный планктон" является основой общества, — это современные США. Ведь производства там почти не осталось, а то, что еще сохранилось — краса и гордость Америки, один из источников ее взлета — автомобильная промышленность — уже загибается и самостоятельно стоять на ногах не может. Штаты — это фактически огромная контора по управлению заграничным производством, которое в основном расположено сейчас в Китае. Поэтому "офисный планктон" там, действительно, — основа существующего общества.

Но чтобы такая модель функционировала, надо, во-первых, иметь свою валюту в качестве мировой, а во-вторых, вынести производство за границы страны.

Ни того, ни другого у нас нет. Благополучие нашего "офисного планктона" опиралось исключительно на высокие цены на сырье, и когда они упали, вместе с ними упало и благополучие "офисного планктона" — в том числе в офисах рекламщиков и пиарщиков. И "офисный планктон" стал легкой добычей могучего кита мирового кризиса, который его пожирает за милую душу.

Ведь толку от "офисного планктона" немного. Он же ничего не производит. Его функция — перераспределение произведенного с помощью бумажек и телефонов. И то — в соответствии с законом Парето, 20% "офисного планктона" делают 80% работы. 4/5 офисных работников — это просто балласт, и при первых трудностях его сбрасывают. Хорошо, если, скажем, в рекламной конторе 5 дизайнеров и один какой-нибудь офис-менеджер или секретарша, которая и занимается операциями с бумажками. Пока контора существует, секретарше бояться нечего — кроме неё, бумажную работу никто делать не будет и не сможет. А ведь бывает и наоборот.

А теперь вспомним, что уже не первый год идет речь о недостатке людей в рабочих профессиях — и не только в Татарстане, но и по всей стране. И президент, и премьер-министр нашей республики не раз говорили о необходимости пропаганды рабочих профессий, повышения их престижа. Ведь идти в "офисный планктон" — дело нехитрое: часто там достаточно уметь набирать тексты на компьютере. Глядь — уже и "менеджер" готов. А чтобы выжить на производстве, надо не только получить образование, но еще и работать. Не все это хотят и могут.

Но ведь халява кончилась. Популяция "офисного планктона" резко сокращается, и в ближайшем времени не восстановится. Почему бы не попытаться направить многих "менеджеров" туда, где им по их способностям и возможностям самое место— на производство? Ведь кризис преодолевается не в офисах, а на заводах. Поднимется производство — заработает и остальное; не поднимется — будет мертветь всё.

Силком сделать этого не удастся, да и не нужно. "Не наши это методы". Не 30‑е годы на дворе. А вот развернуть настоящую PR -кампанию (это как раз то дело, где действительно нужна профессиональная PR -кампания, а не имитация её с календарями, фейерверками и прочими часто бесполезными фенечками), которая сможет привлечь оставшихся без средств к существованию молодых офисных работников, по-настоящему ещё ничего не умеющих, так что переучить их дешевле, чем использовать по прежнему назначению, — необходимо.

Не так давно гоняли по нашему ТВ ролики с пропагандой рабочих профессий. Роликов этих я уже порядочное время не видел — похоже, кит кризиса сожрал их вместе с "офисным планктоном", на закуску.

А зря. Вот их на съедение тому киту как раз не надо было давать. У КАМАЗа, например, как и всякого необходимого для страны производства,   трудности временные — тем более что и Daimler на помощь пришёл. Чуть только станет лучше — и ему понадобятся работники, много работников. "Офисный планктон" потребуется гораздо позже, и наверняка в меньших количествах, чем раньше, — ведь халява-то кончилась!

Такая PR -кампания — разумеется, в сочетании с реальными мерами по организации обучения и переквалификации, — это как раз то, на что деньги должны найтись даже во время кризиса. Потому что это — вложение в будущее.

Инвестиции, как теперь модно говорить.

15.12.08