«У меня есть книга, которую выпустил к прежней круглой дате. Там написано: «Если быть, то быть первым». И подпись моя», — рассказывал «БИЗНЕС Online» Фатих Сибагатуллин, видимо, не зря родившийся 12 апреля, которому суждено было стать Днем космонавтики. Мы разговаривали с ним два года назад по случаю 70-летия тогда еще депутата Госдумы, и всегда сверхэнергичный Фатих Саубанович признавался, что, привычный к максимальной активности, он с трудом переносит антиковидную самоизоляцию. О том, когда начинается татарская история, кто любимый певец нашего героя и почему нам не хватает человеческих отношений, говорил тогда ушедший сегодня из жизни один из самых ярких «политических тяжеловесов» в новейшей истории Татарстана.
Фатих Сибагатуллин: «Сегодня уже пьянка вообще не в моде, не как раньше же. И молодежь, и средний возраст особо не жаждут этого»
«У мусульман ураза, а я буду людей приглашать, чтобы пьянствовать? Несолидно»
— Фатих Саубанович, не обидно, что из-за коронавируса не получится с размахом отметить свое 70-летие?
— На самом деле, моя круглая дата уже прошла, биологический день рождения — это 12 апреля. Знающие люди поздравили в этот день. Но разницы нет, 12 апреля или 1 мая, все равно пока собираться с большим количеством гостей нельзя. Что поделаешь.
Но 12 апреля я провел прекрасно. Жена уехала на никах к племяннику в Аксубаево, взяла с собой маленьких детей, а я с двумя взрослыми сыновьями, Рустамом и Рашидом, полдня парился в бане. Они оба непьющие, один завершает учебу в институте МВД, второй там же, на втором курсе. Оба — спортсмены, чемпионы мира по национальной борьбе. Вот так и провели весь день вместе. А отцу что еще надо?
Да и как в этом году гостей собирать… У мусульман ураза, а я буду людей приглашать, чтобы пьянствовать? Есть грех или нет, но это несолидно. Да сегодня уже пьянка вообще не в моде, не как раньше же. И молодежь, и средний возраст особо не жаждут этого. Кстати, и дальше как будет у нас с праздниками, непонятно, может, и Сабантуй придется отменить из-за этого коронавируса.
— А почему у вас официальная дата рождения 1 мая?
— Не успели тогда мы в родной деревне Апазово в сельсовет. Пока я не построил там мост, там разбирали каждый год. А нас тогда родились 27 человек, и для меня строчки по этой дате не осталось. Люди сказали: «Саубан-абый, не беспокойся, мы ему напишем день рождения 1 мая, а день регистрации — 5 мая». Вот так оно у меня было. Но 1 мая мне мало удовольствия доставляло справлять, потому что посевная — особо не погуляешь.
— Вы ощущаете свои 70 лет?
— Пока нет. Но это, наверное, у женщин надо спрашивать. (Смеется.)
«Обычно грипп начинается и без особых осложнений затухает, а тут, видите, сразу схватывает легкие. Поэтому, когда закончится пандемия, пока не понятно»
«Говорим — ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО, А АНГЛИЯ СВОЕГО БОРИСА НЕ СМОГЛА УБЕРЕЧЬ»
— Что в целом думаете об этой «заразе коронавирусной», которая напала на нас?
— Трудно сказать, но, мне кажется, придумано это прежде всего для того, чтобы изолировать Китай. А то они уже всех перещеголяли. Всюду китайский товар был дешевый, кругом китайские туристы. А сейчас их уже не будут с удовольствием приглашать, да и товары покупать. Шутки шутками, но модификация, модернизация этого вируса — как бы чего не вышло. Обычно грипп начинается и без особых осложнений затухает, а тут, видите, сразу схватывает легкие. Поэтому, когда закончится пандемия, пока не понятно.
— Многие считают, что, когда вирус будет побежден, к этому времени уже экономика вся остановится, а малый и средний бизнес просто исчезнет.
— У многих на хлеб денег не останется…
— И что же тогда будем делать? Вопрос к вам, как к депутату Госдумы.
— Это вопрос очень простой. Обеспечивать людей мы можем. На «военку» же находим. Маленько олигархи, год-полтора, потерпят — там же триллионы дивидендов и прочего, что они отправляют за границу. А сейчас, вон, хотят оттуда своих детей вернуть в Россию. Говорим — высокоорганизованное государство, а Англия своего Бориса [Джонсона] не смогла уберечь от коронавируса. Он же в реанимацию попал.
Вот в Москве взялись первыми за самоизоляцию, но надо было на три-четыре недели раньше. Из Китая первым делом заражение перешло массово в Италию. Ну, мы знаем же, так зачем по пять самолетов в день пускать в Италию?! Останови! Если наши там остались, содержи их. Если больные — пусть лечатся. Их же не миллионы. А один человек в самолете может заразить весь самолет. Поэтому и на Татарстан перешло. И наши дельцы ведь всё продолжают летать.
— Есть мнение, что после коронавируса изменятся и социальные отношения.
— Обязательно поменяются. Единство было в глобализации, которое никому не мешало. Организации, предприятия, комплектующие, другое, третье, совместное — этого уже больше на таком уровне не будет. Но проиграет не только Китай.
Наша экономика тоже пострадает. Вот, допустим, сейчас из Китая боимся взять, а КАМАЗу комплектующие нужны — страдает автогигант. Или китайское предприятие в Набережных Челнах Haier, тоже там есть трудности. Хотели же раньше Сибирь поднять благодаря китайцам, а сейчас уже просто туда их пускать не будем. Много тут вопросов. Этот кризис надолго. Мелкий и средний бизнес. Закрыты магазины. За счет чего они должны дальше развиваться? Откроют — у народа денег нет, и не будет после всего этого. Поэтому очень сложный вопрос.
— Нынешний экономический кризис чем-то похож на какой-то из предыдущих, которые переживала Россия в новейшей истории?
— Он особый, связан с каждым человеком. Изоляция, самоизоляция. Деньги не идут. Кроме того, психически очень сильно влияет на человека происходящее. Вот хорошо еще, что вы сегодня пришли. А так дома лежать…
«Салавата я люблю, как человек сам карабкался в жизни, но в качестве вокалиста…»
«САЛАВАТ — ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. ИЗ СЕЛЬСКОГО ЗАВКЛУБОМ ВЫШЕЛ, А КЕМ СТАЛ!»
— То есть вам не хватает общения? Всегда привыкли быть в центре событий.
— Все мне времени не хватало, бегом-бегом. А сейчас и писать неохота, и читать. Лежу, читаю-читаю, часа два-три, потом — на улицу, потом ставлю музыку, песни слушаю.
— Какую музыку слушаете, татарскую?
— Татарскую, да.
— И кто ваш любимый певец на национальной эстраде?
— Фердинанд Салахов. А еще Сирина Зайнетдинова, она нурлатская.
— А как же Салават?
— Салавата я люблю, как человек сам карабкался в жизни, но в качестве вокалиста… Я человек в душе очень музыкальный, Зиля Сунгатуллина говорила: «У тебя стопроцентный музыкальный слух». А голос, вокал — слабый. Так вот, Салават — пример для подражания. Из сельского завклубом вышел, а кем стал! Вот тут да. Но вокал у него ограниченный. Это не Ильгам Шакиров, не Хайдар Бигичев, не Фердинанд Салахов.
— А наследники у Шакирова или Бигичева есть на татарской эстраде? Обычно называют Филюса Кагирова.
— Еще есть один красавец-парень, он еще в «Сююмбике» поет. Они с женой часто выступают, как же его…
— Артур Исламов?
— Да. И жена у него (Эльза Заяри — прим. ред.) хорошо поет.
— Марат Готович Ахметов для вас никогда на баяне не играл?
— Много раз. Он же мой сосед по Арскому району. Пошел по моим стопам, я учился в ветеринарном институте, а он окончил на пятерки школу и тоже пошел в ветеринарный.
Фердинанд Салахов
«ВОТ ЧТО ГУБИТ НАШЕ ОБЩЕСТВО — СЕГОДНЯ НЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
— Вы с начала 1980-х уже занимали разные партийные должности. Скажите, если бы сейчас был Советский Союз, была КПСС, лучше бы справились с коронавирусом или нет? Как думаете?
— При закрытых границах, может, даже его и не было бы, наверное.
— Вы закончили высшую партийную школу в Саратове, тот же Марат Ахметов рассказывал, чему учили в подобных заведениях, вплоть до того, как разговаривать с людьми по телефону. И, дескать, нынешним руководителям такого специфического образования не хватает.
.— Опыт партийной школы здорово помогает. Вот, с трех сторон зеркало. Встаешь — мастерство публичного выступления, ораторское искусство. Где обучают этому? Смотришь на себя — видишь, как машешь руками, то-се, как вести себя. Это очень тонкая история.
— Не хватает таких знаний молодым?
— Сегодня деньги, деньги, деньги, больше ничего. Вот что губит наше общество — сегодня нет человеческих отношений. И многие умирают, потому что думают только о деньгах. Ну вот эти бизнесы… Сколько уже ушло в этом году? По идее, с чего? Красавчик, совершенно здоровый, бац — к утру нет. Айрат Хайруллин как берегся! Еще как, вы что! И спортом занимался. Когда летел, обязательно выпивал потихоньку сухого вина, чтобы кровь не застывала в самолете и тромбы не образовывались.
— Про ваши проблемы со здоровьем тоже последние пару лет ходили разговоры…
— Страшно рассказывать, но я даже умирал. Во-первых, мне делали шунтирование 43 сантиметра, резали, и неудачно. Ренат Акчурин сказал: «Больше я знакомому человеку не буду делать». Я задыхался. Вот четыре шунта поставили, четыре сосуда, и через два месяца из четырех три забились. Еле хожу, один остался, и то искривленный оказался. Потом год ходил кряхтел — пошел. Есть еще один, Ренат, который меняет сердце, в клинике трансплантологии имени Шумакова. Мне там поставили длинный стент. Не короткий — длинный, чтобы раскрывать. После этого я начал уже дышать. Сказали: «Не обращай внимания, если там боль будет, это чтобы не давило». В бассейн ныряю, полчаса — больно, потом отпускает. Сейчас каждый день плаваю. Это был конец мая. Прошел июнь, июль.
В конце июля я вечером лег — утром не проснулся. Четверо с половиной суток. Инсульт. Проснулся в больнице. Есть у меня помощник, полковник ФСБ. Через его содействие меня перевели в клинику кремлевскую в Москве. И там очень интересный нейрохирург, молодой, 35 лет, доктор наук — он взял дрель и пробурил, просверлил, и пошла кровь, а я проснулся. Говорю: «Как попал сюда?» — «Жена тебя сдала».
— Вы четыре дня там были без сознания?
— Больше четырех. Сказали, еще максимум сутки — и все. Мозг умирает.
— Какие ощущения были? Там же говорят: тоннель.
— Ни хрена ничего нет! Пусть не обманывают! Поэтому никто еще не вернулся оттуда.
«СЫНОК, ЧТО Я МОГУ ТЕБЕ СОВЕТОВАТЬ? Я ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОЛХОЗА НИКОГДА НЕ БЫЛ»
— Многие, кто с вами общаются, говорят, что вы в последние годы стали мягче.
— Умнее стал, не мягче. Опыт же приходит с годами. Тогда, может быть, был слишком прямой. К тому же все-таки столько книг — уже 20 написал.
— Ну и с возрастом, наверное, начинаешь ценить каждый день, каждый момент.
— Да. Кроме того, у меня ведь не было никогда ни субботы, ни воскресенья. Бабушка меня учила: надо утром рано вставать, до солнца, открывать ворота. Я говорю: «Бабушка, почему?» — «На рассвете по улице ходит счастье — если ворота закрыты, не заходит». Она постоянно говорила: «Рано вставать надо. Раз человек встал, открыл ворота, он же не спит уже, делает что-то». — «Бабуль, вот есть соседи, у них нет ворот. Им не надо открывать». — «Сынок, где нет ворот, там вообще счастье не держится, насквозь пролетает». Вот так воспитывала. Поэтому я ранний, всегда вставал на рассвете, утром.
— Но вы согласны, что были очень жестким руководителем? Целые легенды ходят, как вы, когда были главой Нурлатского района, ночью поднимали всех провинившихся руководителей.
— Нет, они все равно не могли проснуться. Я почетный гражданин шести районов, я в шести районах работал. Куда предлагали, туда и шел. Нурлат самым отстающим был, когда я приехал, а народ там хороший, интернациональный.
В общем, бабушка вот так научила утром рано открывать ворота, вставать. Дальше папа, он ветеран тыла, когда в шестом классе учился, началась война. Он 1927 года рождения. Забрали всех механизаторов, мужиков молодых и здоровых, и в 14 лет его посадили на трактор. Он был передовым трактористом, потом был бригадиром тракторной бригады с шестиклассным образованием, потом, после войны, — участковым механиком при МТС. И он первый, в 1955 году (мне пять лет) пригнал мотоцикл «М-72», это дед «Урала». «М-72» — наподобие американского Harley-Davidson, сделан на Урале. Видимо, заняли первое место по МТС, и дали призовой мотоцикл «Урал», который город Ирбит делает. А он не знает, где находится Ирбит, прав нет водительских, никто не спрашивает.
И вдруг отец собирается за мотоциклом, говорит бабушке: «Эни, что привезти? Там, говорят, рабочее снабжение». У нас же не было тогда ничего, 1955 год, это еще нищета. Хлеб выращивают — одну треть для закваски у бабушки берут, ржаную муку у нас, а остальное в картошку, через терку, процеживают крахмал, 30 процентов муки ржаной, остальное — крахмал картофельный, вот так ели. Еще и в 1957 году не потребляли хлеба в деревне. Бабушка говорит: «Сынок, в округе нет дрожжей. Раз рабочее снабжение — может, дрожжи есть? Привези дрожжи». Папа уехал, возвращается на черном мотоцикле, большой багажник. Во двор заехал, открывает багажник, бабушка встречает — а там килограммовые дрожжи из пачки рассыпались, ехали-то сколько, трясло.
Прошли годы. Отец — механик, окончил уже после 40 лет вечернюю школу, 11 классов. Я председатель колхоза, мне 26 лет, рядом с Балтасями колхоз «Правда». До нашей деревни 25 километров. Приезжаем домой, спрашиваю: «Папа, как быть? Как вести себя?» Он говорит: «Сынок, что я могу тебе советовать? Я председателем колхоза никогда не был. Это первое. Второе. Находясь за 25 километров, как можно советовать — то делай, это делай?» Раз приезжаю, спрашиваю совета — не дает. Два приезжаю. Он говорит: «Делай людям добро». — «Хорошо». Я получил совет делать людям добро. Во второй раз. На третий раз говорю: «А если вдруг не ответят на добро добром?» — «А ты не жди. Может, у него нет возможности? Добро взамен, в долг не делается, сынок. Раз тебе Бог дал такую возможность — не жалей, делай добро». А мы тогда по росту здоровые, папа тоже здоровый был, как я. Говорит: «Сынок, знаешь, как тяжело идти просить, тем более нам с тобой. Дай Аллах тебе, не жалей отдавать. Знаешь, как тяжело просить».
— У вас у самого часто спрашивают сейчас советы?
— Спрашивают.
— Вы тоже говорите, что надо делать добро?
— Просто так про добро не скажешь, потому что не поймут сейчас. Не те времена.
— Другие отношения?
— Да, другие отношения у людей. Своим, конечно, буду такое говорить. По крайней мере, я работал, старался. Пока не накормлю мне вверенный народ, я сам не ем. Из тех, кто занимает такие должности, самый бедный я оказался. Но, не каюсь, все у меня есть что надо.
«Я курировал два созыва нефтегаз, даже и орден дали за утилизацию и использование попутного нефтяного газа. Норматив мы ввели»
«ПОЭТОМУ КРАСНОДАРЦАМ НЕ ДАЛИ, А МНЕ ДАЛИ ОРДЕН РЫЦАРЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФРАНЦИИ»
— У вас ведь даже есть какая-то французская награда сельскохозяйственная.
— Есть. Орден рыцарей. Это за французские технологии. Как министру сельского хозяйства РТ.
Дело было как. У нас технологии тогда — ручной труд, свеклу выращиваем, прополка до 20 гектаров для женщины — это изнурительный труд. И мы взялись за работу с известными мировыми компаниями. И договорились с ними, привезли: «Покажите нам без мотыги». Вот так мы в Заинском районе впервые сделали без ручного труда, вырастили свеклу. И одну мотыгу дали, подарили президенту Шаймиеву, вторую мотыгу подарили в музей. Провели день в поле, приехали французы. Там еще не только ликвидацию ручного труда по свекле провели, еще кукурузу выращивали на семена, на зерно по французской технологии. Из Франции семена взяли, сеялки «Мультикорн» немецкие, тоже по новой технологии. Поэтому французы дали мне этот орден. А испытывали они Краснодар и Татарстан, а у нас получился результат лучше, чем в Краснодаре. Поэтому краснодарцам не дали, а мне дали орден рыцаря сельского хозяйства Франции. Это для Франции орден значительный. И в любое время этот орден дает гражданство Франции — первое. Второе — в любом количестве беспроцентный кредит, хоть 20 миллиардов долларов, но использовать только во Франции на выращивание, производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
— Как вам в Москве, комфортно? В Госдуме.
— Комфортно. Отношение очень уважительные, я стараюсь. Тем более в комитете по экологии… Я же курировал два созыва нефтегаз, даже орден дали за утилизацию и использование попутного нефтяного газа. Норматив мы ввели. Даже подключил Николая Ивановича Рыжкова. Тогда Владимир Владимирович Путин был премьер-министром. А правительство не обращает внимания. Курировал тему его зам Сечин, но ничего не происходило. Я уговорил Совет Федерации, Рыжкова. Говорю: «Николай Иванович, как быть?» Он переговорил с Путиным. Тот спросил: «Вам закон или подзаконный акт?» Рыжков спрашивает: «А что нам надо?» Я говорю: «Конечно, подзаконный акт». Закон-то без подзаконного акта не работает. Правительственное постановление нужно. Владимир Владимирович сразу это дело подписал. С того времени это пошло, это 2013 год — 95 процентов использования. Первым поддержал меня Богданов, это «Сургутнефтегаз». Он единственный сегодня герой России среди нефтяников, у него 99 процентов используется, там и попутного газа-то много, в Сибири. У него 13 миллиардов кубов. И на втором месте — «Татнефть». Вот так мне дали орден «За службу Отечеству» IV степени.
— Вы уже третий созыв подряд работаете в Госдуме, будете баллотироваться и на новый срок?
— Посмотрим. Пока еще не думал об этом.
«Хочется развития на основе новой Конституции. Новая Конституция ничего не запрещает, там в целом улучшение жизни населения»
«РУССКОГО НАРОДА НЕТ — ГЕНЕТИКУ ИЗУЧАЙТЕ! МЫ ЖЕ ВСЕ ОДИН НАРОД»
— Новые поправки в Конституцию РФ вам нравятся?
— А как же. Хочется развития на основе новой Конституции. Новая Конституция ничего не запрещает, там в целом улучшение жизни населения.
— Многие недовольны, например, тем, что слово «бог» появилось…
— Ну и что, кому оно мешает…
— А то, что русский народ государствообразующий?
— Русского народа нет — генетику изучайте! Мы же все один народ. Именно вот эта часть — кипчак-финно-угорская. Тюркский — это язык только. Татары делятся — я в последней книге «Тартария и татары» об этом пишу — на три группы. Белые татары — это мы, финно-угорские, европейские степняки, европейские кочевники будем говорить, половцы там, печенеги, которые спасли исламскую религию.
Второе — черные татары, это сибирские, чингизиды из рода черных татар, не монголов. Монголы — такой национальности нет, есть ойраты по национальности. Монгол — это «мәңге ол», то есть мәңге (вечный), ол по-уйгурски — ил (страна), то есть вечное государство. Чингисхан окончил элитную школу, у Исая Калашникова есть произведение «Жестокий век», по этому роману сделан фильм «Монгол», там Чингисхан якобы сидит в тюрьме несколько лет. Зачем без рода без племени черного татарина содержать, охранять, кормить? Полосуй ножом — и весь разговор. Он был воин, воевал на границе китайской Сибири и приезжал в отпуск в Забайкалье. И в один приезд говорит: я, мол, создам «мәңге ол». Его спрашивают, что это значит, он говорит, чтобы было одно государство, а ему самому надоело — брат брата убивает, надоело разнимать. А еще что даст, спрашивают, он отвечает: чтобы все одинаково вечно жили. Это мечта Чингисхана, чтобы все одинаково вечно жили! Представляете, вот глобализация когда началась! А для этого что надо? Но для этого нужно один раз кровь пустить, чтобы было одно государство. Вот тебе Чингисхан.
Он написал конституцию — ясак. Ясак — свод законов, он написал о шести правах: государственное право, военное право, семейное право, гражданское право и т. д. А сверху написал «Яса» — делай, созидай. А это уже при тенгрианстве было написано. Это не он придумал, тенгрианство предполагало, что человек рождается свободным. Никто не имеет права делать его рабом. Татарин на территории России имел право покупать, продавать, но использовать у себя рабский труд не имел права. При тенгрианстве женщина — это святое, вот такое к ней отношение в тенгрианстве.
Третьи татары — дикие, я их назвал непокорные — это Тува, урянхайцы. Непокорные татары там, где горы и леса, не степь. Тува и Саха, последние про себя «якуты» не говорят — они яхонт, а национальность саха — тоже татары. У них гаплогруппа, близкая к казанским татарам.
— Вы начали писать исторические книги, потому что профессиональные историки не справляются со своими задачами?
— Историков я не обвиняю. Кто-то из них окончил институт, остался в аспирантуре, дали ему тему, надо кандидатскую защищать, дальше надо стать доктором наук, профессором, и все по одной теме. Допустим, Индус Ризакович Тагиров — реально объективный человек, но он всю жизнь был историком КПСС — это его хлеб, это его жизнь. А мне проще. Я у этого, у того беру то, что необходимо. То, что полезно для татар, то, что полезно для себя. В общем, историков не надо винить, потому что у каждого своя тема.
Но пока я единственный человек в истории татар, 8 книг у меня, которые касаются татар. И это более-менее история с другим взглядом, более правильным. Полностью правильным он не может быть, для этого надо быть свидетелем тех событий, а они прошли уже. Но более-менее все это по источникам.
«Есть орден рыцарей. Это за французские технологии. Как министру сельского хозяйства РТ»
«ТАМ, ГДЕ БУЛГАР, НЕЛЬЗЯ БЫЛО СТОЛИЦУ ДЕЛАТЬ, ЕЕ ЛЕГКО МОГЛИ ЗАВОЕВАТЬ»
— Какую главную мысль вы почерпнули для себя, когда стали заниматься историей?
— Как мы себя не уважаем, особенно в историческом плане... До чего исковеркана история татар, просто уму непостижимо! Как можно такое надумать, придумать? Начиная от Сююмбике, даже раньше.
— Например?
— Вот, пишут, что Батый 5 или 7 лет не мог завоевать Волжскую Булгарию. А столица Волжской Булгарии — это Билярск, потому что возле воды, где Булгар, нельзя было столицу делать, ее легко могли завоевать. На ладьях прибыли, и всё. Это первое. Поэтому строили, где возможно, на расстоянии от воды примерно в 50–60 километрах. Поменяв одну лошадь, проскакать и сообщить о том, что враг там. Даже самые безобидные города были где-то в 25 километрах от воды. Такие города — Кирмени в Мамадыше, «кирман» — это «крепость», от воды тоже километрах в 25.
Билярск, от него примерно километров 50 и от Булгар, и от Алексеевска. И туда пришли наши предки из Западного Китая, из сегодняшнего горного Алтая, будем говорить. Еще где-то во II веке нашей эры. И они основали там Билярск. Это значит, там обосновался и князь. Они шли не один год. И вот оттуда появился Сабантуй! Не только войско, они же с семейством своим, со своими стадами… Передовое войско идет быстрее, со стадами они шли потише. Они идут пять дней по реке, джигиты, и останавливаются, два дня — Сабантуй, спортивный праздник по шести видам спорта.
Национальные народные виды. Здесь перетягивание каната — это не только в степи лошадь поймать, канат кидать, а именно врага, кинуть петлю и стянуть с лошади. Все, он пленник. Вот для этого. Дальше перетягивание палки. Для чего оно нужно? Когда на лошади долго — устают колени и поясница, а когда перетягивание палки — там не биться нужно, а именно поясница и ноги работают. Вот тебе тренировка. Дальше борьба на руках. Тут качается мышца, бицепс — армрестлинг — это англичане только так назвали, это наша борьба на руках. Зачем она нужна? Вот, везде в сражении сильнее всего устает кисть и бицепс, а англичанину не надо, у него же шпага, там проткнуть только надо. Вот это тоже тренировка на руках. Вот тебе татарский вид спорта. Дальше — борьба. Не такая борьба с полотенцем на шее, по степи никто с полотенцем не ходил, вдруг Фатих встретится — поборемся. Был пояс, взялись за этот, и вот сейчас же есть борьба на поясах — как раз это наша настоящая борьба. Это татарское надуманное у нас только — полотенце. Положить, главное, на лопатки. Подсечка, подножка, другое, третье — не имеет значения. Положить надо, и все. И скачки само собой. И еще с собой таскали длинный шест. На Сабантуях лезут — держали этот шест, один поднимался, смотрел, разведка. Там же нет деревьев, в степи. Вот так и образовались народные национальные виды спорта.
— То есть все имели военное значение?
— Да. Пока два дня они занимались, те, отстающие, догнали. Вместе переночевали, на другой день — опять. Два дня они соревновались. Так что рабочую пятидневку с двумя выходными они тогда еще начали.
«Мы себя не уважаем, особенно в историческом плане. До чего исковеркана история татар, просто уму непостижимо!»
«ПРИДУМАЛИ ЕЩЕ, ЯКОБЫ У КНЯЗЯ РЯЗАНСКОГО БЫЛА ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ ЖЕНА И БАТЫЙ ЗАХОТЕЛ ЭТУ ЖЕНЩИНУ. ЭТО ВООБЩЕ ГЛУПО»
— Что еще из признанных исторических фактов у вас вызывает вопросы?
— Вот якобы после взятия Волжской Булгарии в сентябре 1236 года Батый пошел завоевывать Рязань. А дело было как: Отец Александра Невского приезжает в Биляр, который Батый завоевал, побрился, постригся, это был князь Ярослав Всеволодович. Он на 12 подводах привез дань Батыю. И лысый, бритый по-татарски, говорит: «Я привез налог вам». Батый отвечает: «Подожди, посчитаем сейчас, мы много не берем». И зашли на 10 лет. Вот говорят «десятина». Какой там десятина! Первые 20 лет он вообще ничего не брал.
Ну, вопрос такой, Ярослав говорит: «Давай укороти рязанского князя на одну голову, прямо так — на одну голову укороти». Батый спрашивает: «А почему?» — «Мы хотим с Владимиро-Суздальским княжеством объединяться, а Рязань не хочет». — «Хорошо». И дальше пишут: «Пошел завоевывать 15 декабря 1236 года». Когда войны начинались 15 декабря? И пишут: «Со 140-тысячным войскам». А еще указано, что у каждого воина Батыя было три лошади: две боевые, одна транспортная. Получается, сколько?
— 420 тысяч лошадей.
— Дальше. Без подков лошади в это время ходить не могут, четыре подковы надо. На четыре подковы…
— Больше миллиона...
— Если считать по полкило, сколько нужно металла? Кто приготовил? Где кузнецов столько?
— Ну, конечно, зимой не ходят с военными походами.
— А корм кто приготовит лошадям? Людей кто накормит? И надо же, ни о чем не думая, без расчета, писали и весь разговор. Надо было только издеваться над татарами! Больше ничего. По-глупому, никакой логики нет. Было тогда 300 княжеств. Если тысяча человек в одном, если есть еще там деревянная крепость, то уже княжество, князь. И в Рязани оказалось, написано, менее тысячи человек.
— И 140 тысяч воинов не нужны, чтобы ее захватить.
— Периметр, он сегодня есть на раскопках, то, что было старой крепостью деревянной в Рязани. Периметр — 800 метров. У меня кладбище — 1 050 метров! Это то, что я огородил для деревни в 150 дворов. И туда 140 тысяч войска! Ну как не стыдно! Батый мог в лучшем случае туда 5 тысяч человек послать. И вообще, никогда у него не было более 30 тысяч войска, потому что оно неуправляемо уже было бы. И потом придумали еще, якобы у князя рязанского была очень красивая жена, и Батый захотел эту женщину. Это вообще глупо. Зачем ему чья-то жена, когда до хрена нецелованных? Они все сдавались же. Там ни одного сражения не было. А то выдумывают Куликово поле…
— Есть еще истории про героическую борьбу Торжка, Козельска. Это тоже все фантазии?
— Конечно. Ну как может быть, где? Тысяча человек княжество — сколько может быть там воинов? И тем более где у них стратегия, тактика, учения? Просто под медовухой сидят, наверное, и всё. Остальные ведь дело должны были делать! Прокормиться-то надо же. Выращивать что-то надо. А регулярной армии не было вообще. А тут пишут…
«ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ БАТЫЯ НАЧИНАЕТСЯ ТАТАРСКАЯ ИСТОРИЯ»
— Как вы относитесь к нашим булгаристам, которые считают, что Золотая Орда и прочее никакого отношения не имеют к современным татарам, а наши предки — это булгары?
— Татарская история начинается с 1236 года, с захвата Батыем Волжской Булгарии. Волжские булгары — это именно кыпчаки. То, что было Великой Булгарией, где был хан Кубрат, — это 500-е годы, после Атиллы. Атилла в 453 году умер, его потомство — это 500-е годы. Это Великая Булгария. Это Тмутаракань. Где Азов и Черное море. Это было сильное государство.
— Но собственно татарскую историю вы все-таки ведете от Батыя.
— Да, повторю, после завоевания Батыя начинается татарская история.
— А до этого была кыпчакская история?
— Кыпчаков и Волжской Булгарии. Дальше, во время Кубрата, было — самый младший сын его был именно у нас, Кодрак. Это северо-восток Большой Булгарии, Великой Булгарии, центр которой там, на Азове. Другой сын был на Северном Кавказе, а на Западе был Аспарух, старший. Аспарух там и остался, в Болгарии, сегодняшней Болгарии. Это было государство уже от Каспия до средней Европы. Вот наш Булгар был в составе. Потом образовался Киев. И Киев когда раздраконили, оттуда перешли сюда, в Волжскую Булгарию. Это называлось Черной Болгарией (Киев). Волжская Болгария (Билярск). Вот история такова.
— Киев тоже был землями булгар?
— Да.
— А как же все эти наши Владимир Красное Солнышко и прочие?
— Красное Солнышко, они все — потомки казанских татар. Рюриковичи оттуда вернулись. Они отсюда ушли, из Скандинавии их пригласили в Новгород по новой. Они же наши. Это же татары. Есть нормандец, великий ученый, который живет сегодня в Канаде и пишет о том, что скандинавские народы — это мировые потомки казанских татар. Ясно? Владимир Красное Солнышко, другой, третий — они все! И Рюриковичи кончаются Иваном Грозным — они все татары. Читайте мои книги.
«Он, конечно, больше политик, Рафаэль Хакимов, но сделал семитомник про татар и институт возглавляет. А тут, видите ли, Академия наук или некоторые товарищи не хотят его…»
«НАПИСАНО: ЕСЛИ БЫТЬ, ТО БЫТЬ ПЕРВЫМ. И ПОДПИСЬ МОЯ»
— Среди современных татарских историков есть люди, которые защищают как-то татар в этом смысле?
— Он, конечно, больше политик, Рафаэль Хакимов, но сделал семитомник про татар и институт возглавляет. А тут, видите ли, Академия наук или некоторые товарищи не хотят его…
Спасибо, конечно, что поддерживает у нас его Рустам Минниханов. А так пустили слухи, что месяцами Хакимов болеет и прочее. Вот только он болеет, так вам какое дело? Я Минниханову об этом сказал: «Раз все остальные там здоровые, а он больной, так почему здоровые не написали семитомник?» Так что Институту имени Марджани не надо беспокоиться, он пока поработает. А там вместо Хакимова есть его прекрасный заместитель.
— Радик Салихов?
— Да. Если бы в моих силах, я бы Салихова и главой Академии наук РТ поставил. Он академик, как раз гуманитарий, молодой. Вот таких надо поднимать в Татарстане, а не физиков. Физики пусть в РАН работают.
— К 70-летию какую-то книгу выпускаете?
— Сделали, на татарском языке. Сказали, давай на татарском. Она будет называться в переводе на русский «Борец тяжелого веса».
— Ну вы действительно «тяжеловес» во всех смыслах? Не только в смысле борьбы на поясах, но и, к примеру, в политическом.
— Да. У меня есть книга, которую выпустил к прежней круглой дате. Там написано: «Если быть, то быть первым». И подпись моя.
Окончание следует
Сибагатуллин Фатих Саубанович (родился 1 мая 1950 года)
Родился в селе Апазово Арского района ТАССР. Окончил Казанский ветеринарный институт им. Баумана (1973), Саратовскую высшую партийную школу (1987), Казанский государственный финансово-экономический институт (2005).
1966–1973 — рабочий в совхозе «Ватан» Арского района.
1973–1974 — главный ветврач в совхозе «Бишнинский» Зеленодольского района.
1974–1976— главный ветврач колхоза «Чапаев».
1976–1980 — председатель колхоза «Правда» Балтасинского района.
1980–1983 — второй секретарь Балтасинского райкома КПСС.
1983–1984 — председатель Арского райисполкома.
1984–1990 — первый секретарь Мамадышского райкома КПСС.
1990–1991 — председатель Мамадышского райсовета.
1990–1995 — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ.
1995–1996 — заместитель премьер-министра — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ.
1996–2007 — глава администрации Нурлатского района РТ и города Нурлата.
2000–2004 — депутат Государственного Совета РТ II созыва.
2006–2006 — глава муниципального образования «Нурлатский муниципальный район».
2007–2011 — депутат Государственной Думы РФ V созыва, член комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председатель подкомитета по углеводородному сырью.
С 2011 — депутат Государственной Думы РФ VI созыва.
С сентября 2016 — депутат Государственной Думы РФ VII созыва.
Заслуженный работник сельского хозяйства РФ. Заслуженный эколог РТ. Доктор ветеринарных наук. Профессор.
Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013), орден Почета (2002), орден Дружбы народов (1986), орден Сельскохозяйственных заслуг степени кавалера (Франция, 1996).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.