Татарское комьюнити продолжает сохранять национальные традиции по ту сторону океана. В этом году традиционный Сабантуй в Нью-Йорке проходил 18 июня в парке Эйзенхауэра, который занимает площадь существенно больше манхэттенского Централ-парка. О том, что Сабантуй будет проводиться в 6-й секции парка и как проехать на парковку, было указано в официальном пресс-релизе праздника. Автор «БИЗНЕС Online» Неля Бикчентаева рассказывает нашим читателям о новых встречах и особенностях бега в мешках на Празднике плуга в Штатах.
«Сабантуи в Штатах организует команда волонтеров. Артисты, диджей и ведущий тоже работают на общественных началах, занимаются контентом и всеми хлопотами на локации. Пятидолларовый донейшн гости сами отдают организаторам»
В Америке праздник татар — хороший повод для внутреннего туризма
В этом году американо-татарская ассоциация ATANY празднует свой последний «двузначный» юбилей — 95 лет со дня официального основания. На ее сайте можно узнать историю о начале миграции тюркских народов в Новый Свет. В начале XX века большинство таких приезжих, прибывающих в Нью-Йорк, стали объединяться под одной крышей. 15 марта 1927 года было подписано свидетельство о регистрации ассоциации мусульманского единства. Основываясь на одних и тех же идеалах и принципах, ассоциация дважды меняла название: сначала на американскую исламскую ассоциацию (4 ноября 1964 года), а затем стала американо-татарской ассоциацией (21 марта 1974-го).
Официальный юридический адрес American Tatar Association в Нью-Йорке можно найти на Google-картах — северо-восток города. Но, несмотря на сложную транспортную доступность этого места, татарское комьюнити имеет возможность встречаться и на других площадках. Например, ежегодный национальный праздник Сабантуй в Америке отмечают уже не первый десяток лет. Вначале празднование напоминало по своей сути пикник с некоторыми развлечениями для детей, но без какой-либо национальной изюминки. Потом команда активистов-татар стала развивать идею — делать локальные Сабантуи в Америке более аутентичными, с музыкой, татарскими певцами и традиционными конкурсами.
Так совпало, что в этом году Праздник плуга в нашем штате проходил в один день вместе с гуляньями по тому же поводу в Казани. Отмечу, что Нью-Йорк не единственный город в Северной Америке, где татары и другие братские народы отмечают Сабантуй. Этот праздник проводят в столице США Вашингтоне, а также в Майами, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско. В Канаде Сабантуй организовывают в Торонто.
Мероприятие не несет никакой коммерческой выгоды. Все гости от 12 лет и старше сдают оргвзнос по $5 на человека, чтобы покрыть расходы (аренда павильона, звукового оборудования, покупка инвентаря, призов, транспортные расходы). За детей младше 12 лет платить не нужно.
Сабантуи в Штатах организует команда волонтеров. Артисты, диджей и ведущий тоже работают на общественных началах, занимаются контентом и всеми хлопотами на локации. Пятидолларовый донейшн гости сами отдают организаторам. Никто не стоит на входе в парк с целью собрать деньги и не раздает бумажные браслеты-метки оплатившим, как это происходит обычно на коммерческих культурно-массовых мероприятиях. Все сдают оргвзнос добровольно, сами приносят деньги организаторам, благодарят за колоссальный труд.
После двухлетней паузы, связанной с эпидемией коронавируса, традиции отмечать Праздник плуга и проводить другие культурно-массовые мероприятия постепенно начинают восстанавливаться. В прошедшую субботу Сабантуй в Нью-Йорке собрал две с половиной сотни человек в возрасте от 8 месяцев до 80 с лишним лет. В Америке праздник татар — хороший повод для внутреннего туризма. Поездка на Сабантуй — прекрасная возможность поучаствовать в мероприятии, разделить общую радость, найти новых друзей и единомышленников в татарском комьюнити. Компании приглашают на свободные места в свои машины тех, у кого нет возможности добраться до места проведения самостоятельно.
В этом году Сабантуй в Нью-Йорке проходил 18 июня в парке Эйзенхауэра — с восточной стороны от города. От русскоязычных районов на юге Бруклина до парка дорога на авто заняла в трафике чуть меньше часа (50 км). Эйзенхауэр занимает площадь существенно больше манхэттенского Централ-парка. Здесь основную часть представляют собой три поля для гольфа и площадки для других спортивных игр. Парк разделен на секции. О том, что Сабантуй будет проходить в 6-й секции парка и как проехать на парковку, было указано в официальном пресс-релизе праздника.
Локация, в которой проходит Сабантуй, выбрана удачно — на поляне в парке стоят десятки мобильных металлических конструкций, представляющих из себя стол с двумя лавками по бокам. Эти легкие конструкции можно объединить в одну — сделать один длинный стол для большой компаний или, например, перенести столик поближе к зоне барбекю.
«В субботу, 18 июня, утром организаторы мероприятия начали с установки звукового оборудования и монтажа небольшого павильона. С торца павильона были растянуты баннеры ATANY»
Ильхамия тоже подготовилась к празднику — испекла перемячи и сделала кыстыбыи
В субботу, 18 июня, утром организаторы мероприятия начали с установки звукового оборудования и монтажа небольшого павильона. С торца павильона были растянуты баннеры ATANY. На одном из них (разделенном вертикально на две половины — с флагами США и Республики Татарстан) было отмечено, что American Tatar Association отмечает в этом году юбилей! Баннеры превратились в фотоугол, где иногда даже скапливалась небольшая очередь желающих сфотографироваться.
Интересный факт. В США при оформлении автомобиля можно сделать «кастомизированные» госномера (номера здесь называются licence plates). Владелец машины придумывает себе для регистрации любую комбинацию из букв и/или цифр. Я обратила внимание, что один из организаторов Сабантуя, резидент штата Массачусетс, имеет на автомобиле металлическую табличку «TATAP». Это реальные licence plates, которые выбрал владелец авто, когда оформлял на себя транспортное средство.
«Чак-чак в русских магазинах на Брайтон-Бич имеет другой цвет и форму (сероватого цвета и часто сухой, недостаточно пропитанный медом)»
Пока организаторы монтировали павильон и оборудование, у гостей было достаточно времени, чтобы разложить угощения, подойти к другим компаниям, познакомиться с соседями. На одном из столов я обратила внимание на чак-чак. Уточнила у ребят, кто его испек. Потому что чак-чак в русских магазинах на Брайтон-Бич имеет другой цвет и форму (сероватого цвета и часто сухой, недостаточно пропитанный медом). Оказалось, что чак-чак, который я увидела на Сабантуе, был homemade, т. е. приготовленный дома. Все по-настоящему! Как праздничный десерт в любой татарской семье.
Некоторые компании не стали изменять американским традициям, где на пикнике готовится барбекю. Для безопасного и удобного приготовления мяса на углях в парке отведена отдельная зона.
Знакомство с гостями Сабантуя стало напоминать броуновское движение. Прогулки по парку между столами с разными компаниями друзей и родственников начинались с «Исэнмесез» и переходили в популярный в Америке стиль small talks. Безусловно, всем было интересно, кто и откуда приехал. Большинство участников родом из Татарстана и Башкортостана, а также из соседних регионов. Еще много татар переехали в США из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Киргизии и других бывших республик СССР, где есть татарские диаспоры. Первая встреча — знакомство с компанией — сопровождалась привычным татарским гостеприимством, угощением, обменом телефонными номерами и контактами в соцсетях для дальнейших встреч.
«Знакомство с гостями Сабантуя стало напоминать броуновское движение. Прогулки по парку между столами с разными компаниями друзей и родственников начинались с «Исэнмесез» и переходили в популярный в Америке стиль small talks»
К нашему столу подошел Алексей. Он живет в Филадельфии, а приехал в Нью-Йорк специально на Сабантуй. Он вырос и окончил школу в Казани. То, что молодой человек имеет русское имя, никого не смущало. Все казанцы знают, что Праздник плуга по своим масштабам и настроению отождествляет всех участников праздника. Сабантуй уже давно превратился в мультинациональное мероприятие — народные гулянья с татарскими традициями и культурной составляющей.
Потом на нью-йоркском Сабантуе я встретила молодого человека в тюбетейке. «Денис… — представился он, — …из Пермского края». После представления на русском языке Денис уверенно заговорил без акцента на татарском.
На Сабантуе меня познакомили с Фирузой Хазиевой, пожилой женщиной родом из Башкортостана, ярким примером нетворкинга среди татар в Америке. Фируза-апа переехала в Штаты в 1996 году. Рассказывает, что ее контактами делились знакомые, знакомые знакомых и дальше, если кому-то нужно было ехать в Америку. За 26 лет жизни в США Хазиева приняла у себя дома много гостей. Люди из Башкортостана, Татарстана, Узбекистана и других мест, кто приезжал в Нью-Йорк и кому негде было остановиться переночевать, связывались с Фирузой. Она радушно приглашала их в свой дом.
«На нью-йоркский Сабантуй в этом году приехали Ильхамия и Равиль Апанаевы, супружеская пара, которая полтора года назад построила на Брайтон-Бич павильон «Бахетле»
На нью-йоркский Сабантуй в этом году приехали Ильхамия и Равиль Апанаевы, супружеская пара, которая полтора года назад построила на Брайтон-Бич павильон «Бахетле». В «Бахетле» приезжали татары из разных городов и штатов за губадьей и эчпочмаками. По состоянию здоровья Ильхамии лавку с выпечкой пришлось закрыть в конце зимы. Ее, самого знаменитого татарского пекаря в Нью-Йорке, помнят или хотя бы заочно с ней знакомы многие участники Сабантуя. Ильхамия тоже подготовилась к празднику — испекла перемячи и сделала кыстыбыи и с радостью угощала всех, кто подходил к столу.
Кстати, Равиль, супруг Ильхамии, — потомок купцов Апанаевых, которые содержали одну из мечетей в Старо-Татарской слободе Казани в XVIII веке. Это здание находится по адресу: ул. Каюма Насыри, 27, и, как вы поняли, я говорю об Апанаевской мечети.
«В «Бахетле» приезжали татары из разных городов и штатов за губадьей и эчпочмаками»
Исполнение «Туган тел» по своей энергетике напоминало мантру
Вернемся из Татарской слободы Казани обратно к Сабантую в Нью-Йорке. А точнее, к контенту интертейнмента.
Я обратила внимание, что американский Сабантуй имеет уже традиционный обкатанный сценарий. Мероприятие начинается с песни «Туган тел». Организаторы подготовились заранее — распечатали слова знаменитого стихотворения Габдуллы Тукая и раздали листы с текстом желающим спеть всем вместе гимн родному языку для открытия национального праздника.
Как оказалось, слова песни были нужны не всем. В спонтанном добровольном хоре (всего собрались 45 человек) многие пели наизусть. Все-таки это «Әткәм-әнкәмнең теле» («Язык отца и матери»). К тому же именно с этого стихотворения Тукая начинается изучение татарского языка в начальной школе.
Исполнение «Туган тел» по своей энергетике напоминало мантру. Меня переполняли эмоции. Я почувствовала гордость, когда смотрела на людей, которые держат в руках флаги Татарстана и поют в благодарность родному языку. Песня подчеркивает значимость не только языка, но и всей татарской культуры.
Конечно, главными участниками хора стали профессиональные татарские исполнители, которые подготовили для Сабантуя свои музыкальные программы. Среди них были Лилиана Газизова и Юлия Гарифуллина. Они принимали участие в фестивале «Yзгәреш җиле», который прошел в январе 2020 года в Карнеги-холле на Манхэттене. Также в музыкальной программе Сабантуя в Нью-Йорке исполняли песни и другие резиденты США — Айсылу Исмагилова, Рамиля Галяутдинова и др.
Между музыкально-танцевальными блоками в программе праздника были подготовлены традиционные конкурсы национального праздника Сабантуй. Вначале дети, потом женщины, а затем мужчины прыгали наперегонки в мешках, бегали с куриным яйцом в ложке, и, конечно, в программе была командная игра — перетягивание каната. Желающие участвовать не проходили никакого отбора, а деление на команды происходило спонтанно. Ильмир Ахметзянов, ведущий праздника, в процессе работы придумывал названия командам. Так перетягивали канат детские команды «Алма» («Яблоко») и «Кыяр» («Огурец»). Зрители громко и активно болели за группы с овощным и фруктовым названиями.
В американском Сабантуе для прыжков в мешках использовали не стандартные серые холщовые мешки, сшитые из грубой ткани. Здесь были пластиковые плотные с яркими принтами с Микки-Маусом (видимо, предусмотренные для хранения игрушек). Такой инвентарь выглядит забавно и иронично, добавляя американский акцент татарским традициям.
Также ложки для яиц были, конечно, пластиковые и одноразовые, а не деревянные. Все эти конкурсы проводятся исключительно for fun (для развлечения), поэтому инвентарь американского Сабантуя никто не сравнивает с аутентичными аксессуарами этих конкурсов. Победители соревнований получали заранее приготовленные организаторами призы. Например, кухонные варежки-прихватки. Мне кажется, это подходящие сувениры для представителей той национальности, в культуре которой кулинария занимает особое место.
«Станцуйте так, будто только что гражданство получили!» — ведущий мотивирует к зажигательным танцам тех, кто находится в середине хоровода. Шутку поймут все иммигранты»
Сабантуй — это не единственное событие, которое собирает татарское комьюнити
Мы знаем, что татарская музыка известна своими зажигательными мотивами. Под эту музыку все быстро уходили в пляс. «Станцуйте так, будто только что гражданство получили!» — ведущий мотивирует к зажигательным танцам тех, кто находится в середине хоровода. Шутку поймут все иммигранты. Получить гражданство в США — это сложный процесс, требующий рутинной подготовки документов, годы ожиданий, сдачи теста по истории Америки и знанию английского языка. Так, получив американский паспорт, задорно станцевать захочет каждый.
С большим удовольствием хороводами, в одиночку, случайными парами, а потом меняясь спонтанно партнерами, дети и взрослые в одном кругу — так танцевали гости. Все искренне улыбались, услышав знакомую пентатонику, начиная с «Апипа», заканчивая современными татарскими песнями, где можно не только танцевать, но и подпевать. Как же не подпеть выпускнице Казанской консерватории Газизовой, когда слышишь знакомый мотив про родник в деревне Альдермыш! Это знаменитая песня Хании Фархи «Кайтам әле Әлдермешкә». Отдельный танцевальный номер подготовили молодые девушки родом из Башкортостана, проживающие сейчас в Бостоне. Танцевальное трио «Бишбармак», как они себя назвали, выступило со своим национальным танцем.
Помимо песен и танцев, организаторы продумали отдельный арт-угол для детей. Юных участников Сабантуя ждали карандаши и национальные colouring books — листы бумаги с контуром татарского национального орнамента, которые нужно раскрашивать. Эту идею придумала и воплотила Гульшат Хамматова.
Глядя на участников Праздника плуга, видно, что люди к мероприятию основательно готовятся заранее. Наряжаются в национальные костюмы или хотя бы добавляют к своей обычной одежде какие-то татарские элементы — тюбетейки, этнические украшения и другие аксессуары.
«Глядя на участников Праздника плуга, видно, что люди к мероприятию основательно готовятся заранее. Таким примером на Сабантуе была семейная пара — Рафик и Наиля. Их семья переехала в Америку из Ташкента в 1996 году, они продолжают общаться дома на татарском и русском»
Таким примером на Сабантуе была семейная пара — Рафик и Наиля. Их семья переехала в Америку из Ташкента в 1996 году, они продолжают общаться дома на татарском и русском. В этот раз приехали на праздник тремя поколениями: с сыном Ильнуром и мамой Наили Альфией (она родом из Татарстана, Кукморский район). Их дочь Алсу и внуки живут в Бельгии. Наиля на Сабантуе была одета в синее длинное платье и бархатный калфак, которые ей сшила дочь. На Рафике были тюбетейка и жилетка с татарским паттерном из бисера, рубашка с вышивкой и, конечно, ичиги, в которых удобно танцевать. Аутентичные детали этого костюма сшила в Америке мастер, ее тезка Наиля Файзуллина.
Возвращаясь к празднику Сабантуй, отдельно хочется отметить человека, без которого праздничное настроение просто невозможно. Ведущий мероприятия, шоумен Ахметзянов, родом из Башкортостана. Он ведет программу Сабантуя в Штатах на протяжении 12 лет. «Честно әйткәндә, переживать иттем», — Ильмир в своей речи совмещает татарский и русский, как мы привыкли разговаривать и слышать это в семьях и на наших национальных мероприятиях. Я обратила особое внимание на то, как Ильмир объяснял правила конкурсов детям: «Ике адым артка — two steps back, please». Большинство юных участников Сабантуя родились уже в Соединенных Штатах в мультинациональных семьях. Многие из них понимают английский язык и говорят на нем лучше, чем на русском и тем более татарском. Поэтому, чтобы соблюдать во время конкурсов технику безопасности, важно пояснить правила и детали для детей на английском языке. Так, легко жонглируя тремя языками, у ведущего получилось дать понять людям, что Праздник плуга уже превратился в многонациональное мультикультурное мероприятие, где татарское гостеприимство и добродушие не могут ничему уступать.
«Сабантуй — это не единственное событие, которое собирает татарское комьюнити. Татары в Америке имеют свои страницы в соцсетях и общаются в чатах в мессенджерах, устраивают пикники»
Ахметзянов поделился хорошими новостями о будущих Сабантуях. На прошедшем празднике к организаторам подошли люди и сказали, что хотят быть спонсорами, т. е. финансово поддерживать это мероприятие в будущем.
На самом деле Сабантуй — это не единственное событие, которое собирает татарское комьюнити. Татары в Америке имеют свои страницы в соцсетях и общаются в чатах в мессенджерах, устраивают пикники. А в Пенсильвании татары организуют семейные кемпинги (поход с ночевкой в палатках). На следующий день после Сабантуя, в воскресенье, 19 июня, шоумен Ахметзянов собрал татарскую молодежную тусовку в Централ-парке на Манхэттене. Получился отличный повод, чтобы гулять и общаться участникам комьюнити уже без громкой музыки и насыщенной развлекательной программы.
О всех предстоящих мероприятиях в Америке можно узнать в календаре ивентов на официальном сайте American Tatar Association Inc. Ближайшее событие в Нью-Йорке запланировано 9 июля — празднование Курбан-байрама с татарскими национальными угощениями. Мероприятие будет проходить в доме, где располагается ассоциация. Приглашаются все желающие. Заявку на участие можно заполнить на сайте, указав имя, телефон и количество человек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.