За полгода продуктовая корзина «Магнита» подорожала на 37%, у «Бахетле» результат менее печальный — 23%, зато годовой рост цен составил 40%. Характерно, что взлетевшие в цене на 200% картофель и рис не заинтересовали ни федеральные, ни республиканские власти, хотя в марте они проводили внеплановые проверки торговых сетей и производителей на предмет завышения цен. Возможно, это связано с тем, что потребители смирились с ценовым скачком: в мае – июне в УФАС поступило всего 7 жалоб на рост цен и дефицит некоторых продуктов, тогда как в марте – апреле их были тысячи. О том, что растет в цене больше всего, кому сказать за это спасибо и стабилизирует ли продуктовую инфляцию решение проблем с упаковкой, — в традиционном обзоре нашего проекта.
Выяснилось, что мартовский сахарно-гречневый скачок цен был только разминкой. Обе наши продуктовые корзины пробили в июне психологическое дно
Четыре месяца спецоперации: продукты подорожали в 1,5 раза, контроля за ценами нет, «социальные» ценники оказались фейком
«БИЗНЕС Online» продолжает следить за изменением цен на продукты питания в проекте «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“»: мы вооружаемся неизменным списком покупок и проверяем, как изменились цены в магазинах сети «Магнит» и более премиальных точках татарстанской сети «Бахетле». С начала спецоперации на Украине и ужесточения санкций против России прошло четыре месяца — самое время зафиксировать первые итоги того, как эти события сказались на ценниках и ассортименте.
Выяснилось, что мартовский «сахарно-гречневый» скачок цен был только разминкой. Обе наши продуктовые корзины пробили в июне психологическое дно: «магнитовская», цена которой с 2017 года держалась в районе 2 тыс. рублей, перевалила за 3,5 тыс. рублей. Это на 37% больше, чем в декабре, и на 46% дороже, чем в июне 2021-го.
Корзина «Бахетле» пробила отметку в 10 тыс. рублей. Это на 23,1% больше, чем в декабре прошлого года, а годовой рост составил 40%.
Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость двух наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй, подороже, — в татарстанской сети «Бахетле». Кроме того, последние несколько лет мы стали рассчитывать индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо излишеств. Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых базовых продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.
Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.
Хорошие новости: в магазинах больше нет ни пустых полок, ни «битв» за некоторые продукты. В марте соцсети были забиты видео, на которых жители Татарстана вырывали друг у друга пачки с сахаром. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» едва нашли тогда в продаже сладкий продукт, удивлялись пустым стеллажам с мукой и солью.
Еще из плюсов стабилизации на продуктовом рынке: торговые сети сняли ограничения на покупку социальных товаров в одни руки — подсолнечного масла и гречки. Предупреждающих табличек с такой информацией наши журналисты не заметили. Никто больше не переписывает ценники в торговых залах буквально на ходу.
«Социальные ценники» местами все еще висят, но от них осталось одно название. Напомним, с начала марта 8 крупнейших федеральных торговых сетей под неусыпным оком федерального правительства в лице ФАС, минпромторга и минсельхоза РФ взяли на себя обязательства по ограничению наценок на молочные продукты, сахар, хлеб и овощи борщового набора до 5%. Тогда же в «Магните» появились желтые ценники с пометкой «социальная цена».
За три месяца контроль торговых сетей за желтыми ценниками заметно ослаб. Капуста по «социалке» по-прежнему стоит больше 60 рублей за кило, а «социальной» картошки мы в дни похода по магазинам и вовсе не нашли. «Социальный» ценник не помешал гречке подорожать с марта на 25 рублей, теперь она свыше 90 рублей за пачку!
Независимый эксперт по ретейлу, учредитель отраслевого портала «Продукт медиа» Михаил Лачугин убежден, что «желтые» ценники не более чем маркетинговый прием и пиар-ход торговых сетей. «Они пиарятся на этой теме и отчитываются перед властями федеральными и региональными, но если вы зайдете в какой-нибудь дискаунтер, то те же продукты, я думаю, сможете купить значительно дешевле, чем по „социальным“ ценникам. Крупные торговые сети никогда себе в убыток работать не будут», — заметил Лачугин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Основное влияние на динамику цен оказывает нарушение логистических цепочек и увеличение сроков поставок
Парадоксально, что чем выше растут цены на продукты, тем меньше интереса к этому в публичном пространстве проявляют федеральные, а за ними и республиканские власти. Весной власти Татарстана активно реагировали на повестку и регулярно выступали с заявлениями: запасов продуктов хватит всем, а товары население сметает с полок из-за необоснованного ажиотажа. В республике был создан оперштаб, одной из задач которого было мониторить цены на продукты и следить, чтобы полки не пустовали. Как пояснили «БИЗНЕС Online» в министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ, цены на продукты якобы проверяются каждый день, следят за этим специалисты исполкомов муниципальных районов республики. Кроме того, сотрудники Госалкогольинспекции РТ проводят еженедельный мониторинг розничных цен в разрезе муниципальных районов по 24 позициям из списка социально значимых продовольственных товаров. Каждую неделю оптово-отпускные цены крупнейших сельхозтоваропроизводителей мониторит и сам минсельхоз региона. Также в ведомстве уверили, что «выездные проверки представителями исполнительных органов государственной власти осуществляются постоянно», к тому же оперштаб собирается регулярно.
«В мае годовой прирост цен на продукты питания в Татарстане, так же как и в целом по Российской Федерации, ускорился до 21,93 процента после 21,45 процента в апреле. Основное влияние на динамику цен оказывают нарушение логистических цепочек и увеличение сроков поставок. В частности, сложности с международными поставками привели к подорожанию импортных ингредиентов, оборудования, кормовых добавок для животных, сырья для упаковки и, как следствие, повышению издержек производителей молочной и мясной продукции, мучных кондитерских изделий. В результате ускорился рост цен на эту продукцию», — прокомментировали в минсельхозе РТ.
На вопрос, что было сделано в республике для снижения роста цен, в ведомстве напомнили о мерах поддержки предприятий, включении ряда компаний РТ в перечень системообразующих организаций российской экономики (это дает возможность воспользоваться мерами поддержки) и создании оборачиваемого фонда зерна по поручению президента РТ Рустама Минниханова. «За счет сформированного фонда закупленное зерно на давальческой основе направляется мукомольным предприятиям, а произведенная мука отгружается хлебопекарным предприятиям», — подытожили в минсельхозе РТ.
С новым скачком цен как будто смирилось и население. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в УФАС по РТ, в марте – апреле на горячую линию антимонопольщиков поступило около тысячи обращений от татарстанцев на растущие цены и нехватку продуктов в продаже. Однако в мае служба получила 6 звонков, а в июне — всего один.
Весной УФАС по РТ пристально отслеживал жалобы на растущие цены. Некоторые предприятия даже получили предупреждения. «Управлением были направлены письма предупредительного характера о недопустимости необоснованного повышения цен в адрес более 90 производителей и поставщиков Республики Татарстан, в том числе осуществляющих реализацию сахара, муки, хлебобулочных изделий, молочных продуктов, мясной продукции, непродовольственных товаров, строительных материалов. Инициированы проверочные мероприятия в отношении производителей хлебобулочных изделий, мясной продукции», — сообщили в пресс-службе УФАС по РТ.
Следили тогда и за выступлениями должностных лиц, предрекавших повышение стоимости продуктов. 24 марта гендиректору ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» выдали предостережение в связи с тем, что тот заявил в СМИ о прогнозах роста стоимости хлеба. Предостережение получило и АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» после информации о планируемом повышении отпускных цен на молочную продукцию и детское питание.
Антимонопольщики даже возбудили административное дело в отношении ООО «Агросила-Коммерция». Компании вменяли создание дискриминационных условий для организаций розничной торговли при продаже сахарного песка.
Вопросы мониторинга цен все реже звучат и на федеральном уровне. Одно из последних заявлений на эту тему премьер-министр РФ Михаил Мишустин сделал еще в апреле, рассказав о планах развивать в России оптовые продовольственные рынки, где «будут созданы условия и для розничной торговли, а значит, люди смогут сами выбирать, где им выгоднее и удобнее закупаться». А в мае премьер объяснил подорожание продуктов «жадностью производителей».
Чему же удивятся в торговых сетях контролирующие органы и члены оперштаба РТ, если захотят проверить ситуацию не по цифрам Татарстанстата, а «в полях»? Рассмотрим подробнее, какие продукты подорожали и насколько. Спойлер: подорожало почти все.
«Золотые» продукты: в лидерах подорожания — картошка и рис
В мартовской корзинке продуктов от «Магнита» нас удивляли ценники на капусту, которая за год (март 2022 года к марту 2021 года) подорожала почти в 4 раза. На этот раз рекорды выдало сразу несколько товаров: картофель, рис и кофе.
После некоторого снижения в марте цены на картофель вновь рванули вверх. Сейчас 1 кг картошки в сети Муслимы Латыповой стоит 69,9 рубля
Самое «выгодное» предложение по картофелю — в «Магните» на проспекте Победы и улице Татарстан: почти за 80 (!) рублей за кило. На момент замера цен 19 и 20 июня мы не обнаружили те самые «социальные» ценники, которые обеспечивали покупателей картофелем за 40 рублей в декабре и 33 рубля в марте. Не обнаружили мы и корнеплод от местного производителя: фасованный картофель для СТМ «Магнит» производится в Краснодарском крае, картофель свежего урожая — в Египте. Откуда в казанские «Магниты» завезли молодой картофель, так и осталось загадкой, но в нашу корзинку попал именно он, поскольку это самое выгодное предложение.
Та же ситуация в «Бахетле»: после некоторого снижения в марте цены на картофель вновь рванули вверх. Сейчас 1 кг картошки в сети Муслимы Латыповой стоит 69,9 рубля (плюс 40% за полгода и год).
«Серебро» рейтинга самых подорожавших продуктов в корзинке «Магнита» взял рис
«Серебро» рейтинга самых подорожавших продуктов в корзинке «Магнита» взял рис. Эта крупа держалась в рамках 50 рублей за 0,8 кило на протяжении года: в июне 2021-го упаковка круглозерного риса обошлась нашему корреспонденту в 50 рублей, в декабре 2021-го — почти в 42 рубля, в неспокойном марте — 42,5 рубля. Но спустя три месяца мы не нашли в «Магните» риса дешевле 99,99 за упаковку в 0,8 килограмма. Второй ценник — у собственной марки риса «Магнита» — почти 103 рубля за упаковку в 900 граммов. Еще дороже — рис длиннозерный: упаковка в 800 г от «Дары полей» (производство — Индия) обойдется почти в 115 рублей, а 900-граммовая упаковка риса от СТМ «Магнит» — почти в 140 рублей.
Не исключено, что к резкому подорожанию крупу подтолкнуло прогнозируемое снижение производства риса в России. Глава российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский заявлял в конце мая, что производство по сравнению с прошлым годом может снизиться на 35–36%. Причина — нехватка воды в рисовых чеках в период сева из-за аварийной ситуации на Федоровском гидроузле в Краснодарском крае. «Обычно собираем 1,1 миллиона тонн риса. В этом году будет 700 тысяч тонн. Страна потребляет порядка 1 миллиона тонн, из них 200 тысяч — длиннозерный, импортный рис, а излишки отправляем на экспорт. Сейчас экспорта не будет: с учетом запасов на внутреннее потребление риса — тютелька в тютельку. Возможно, будет чуть больше завезено импортного длиннозерного риса: не 200, а 300 тысяч тонн», — сказал тогда Злочевский.
Зато более премиальные варианты рисовой крупы из корзинки «Бахетле» показали снижение цены. 500 г риса для ризотто теперь стоит 114,3 рубля (почти на 50% меньше, чем в 2021-м). Снижению цены поспособствовало появление на полке более дешевой марки. Пропаренный рис марки «Бахетле» (900 г) обойдется в 93 рубля, что на 38% дешевле, чем в декабре, и на 31% дешевле, чем в июне прошлого года.
Замыкает топ-3 самых подорожавших продуктов кофе. Растворимый Jacobs Monarch за год взлетел в цене на 230%. Но подорожание скорее техническое: если в июне 2021-го 150-граммовая пачка обходилась в скромные 260 рублей (которые с большой долей вероятности были акционными), то в июне этого года за упаковку бодрящего напитка просили полновесные 600 рублей. Впрочем, реального подорожания продукта это не отменяет: в марте этого года за такой кофе в «Магните» брали 569,99 рубля (+30 рублей, или +5%, за квартал), а в декабре 2021-го — 500 неакционных рублей (+100 рублей, или +20%, к полугодию). Рост цены демонстрирует и второй кофе в нашей корзине — Nescafe Gold: пачка этого напитка (в пересчете на 150 г) обойдется кофеманам в 657,7 рубля, на 63% дороже, чем год назад.
В «Бахетле» больше всего подорожали продукты не каждодневного спроса. По традиции корзину утяжелила семга: теперь 180 г рыбы собственного производства сети обойдется в 464,8 рубля, или 2 582 рубля за кило. Это на 1,3 тыс. рублей (или на 93%) дороже самого доступного варианта в прошлом году. Не радуют и цены на вино. Хоть с марта они и не менялись, но за год бутылка красного полусладкого подорожала с 200 до 375 рублей (+87,5%).
Курица и гречка снова прибавляют в цене…
В декабре и в марте отметились подорожанием курица и гречка, в июне тенденция продолжилась. Куриные бедрышки теперь обойдутся покупателям на 13% дороже, чем в декабре, и на 35% дороже, чем в июне 2021-го. В марте этого года цены на бедра упали с 200 до 176 рублей за кило, но только из-за изменения ассортимента: если в мартовском «Индексе» в магнитовскую корзинку мы положили бедрышки от «Агросилы» (других не было), то в этот раз — от «Акашево». Куриное филе из торговой сети Муслимы Латыповой за год выросло в цене на 16,1% до 382 рублей за килограмм.
В двух магазинах «Бахетле» мы не нашли брауншвейгскую колбасу от «Йола», но если брать нарезки, то килограмм выйдет на 1,7 тыс. рублей (+40% за год, немалая часть которых списана на шинковку деликатеса)
На 100 рублей — с 790 в декабре до 890 в июне — подорожало в «Бахетле» филе говядины. 27 рублей с новогодних праздников «набрали» пельмени с бараниной (627 рублей за кг) — рост к июню на 16,1%. В двух магазинах «Бахетле» мы не нашли брауншвейгскую колбасу от «Йола», но если брать нарезки, то килограмм выйдет на 1,7 тыс. рублей (+40% за год, немалая часть которых списана на шинковку деликатеса). Еще 16,6% за полгода набрал эчпочмак с мясным фаршем, который стоит 49 рублей.
27 рублей с новогодних праздников «набрали» пельмени с бараниной (627 рублей за 1 кг): рост к июню на 16,1%
С таким «золотым» белком впору посмотреть в сторону растительных аналогов. Но, увы, и «королева» мартовского ажиотажа — гречка — прибавила в стоимости и в июне: в марте 0,8 кг крупы от «Крупной выгоды» из Алтайского края обошлось бы в 68,89 рубля, теперь тот же объем гречки от того же бренда стоит 93,99 рубля.
Пометка «соц-» с ценника не исчезла, 94 рубля — это минимальное торговое предложение, которое мы обнаружили в магазине. Итого новоявленная царица полей подорожала за полгода на 38%, за год — на 34%, а за два года, к июню 2020-го, — на 42,6%. Тогда, в июне 2020-го, гречка обновила свой исторический рекорд стоимости за 6 лет наших наблюдений, крупа обходилась в 65,9 рубля за 0,8 килограмма.
Пометка «соц-» с ценника гречки не исчезла, 94 рубля — это минимальное торговое предложение, которое мы обнаружили в магазине
«Король» весеннего ажиотажа — сахар — также вырос в цене: теперь 1 кг песка от «Доброго знака» обойдется в 69,99 рубля — на 40% дороже, чем в декабре. За год прибавка в ценовом весе составила 52%. Однако, по сравнению с мартом, когда мы едва нашли сахар в «Магните», 1 кг сладости подешевел (69,99 против мартовских 81,1 рубля за кило). Можно было бы покивать на разницу в ассортименте (в марте мы нашли только песок от Naturiqa категории «экстра»). И все же дело не только в брендах: так, например, сахар-рафинад от «Теплых традиций» в июне стоит 109,99 рубля против мартовских 79,99 рубля (плюс 37,5% за три месяца).
…А масло, майонез и хлеб потеряли стабильность
Безжалостная инфляция прошлась даже по тем продуктам, которые ранее отличались стабильностью. Подсолнечное масло «Золотая семечка» в июне 2021-го — 106 рублей за литр, в декабре — 109,99 рубля (плюс 4% за полугодие). Но сейчас цена подскочила до 129,99 рубля за литр, или на 22,6% за год (плюс 18% за полугодие).
Оливковое масло, которое мы покупаем в «Бахетле», стало самым подорожавшим продуктом корзины, обогнавшим даже регулярно растущую в цене семгу. За год бутылка в 500 мл подорожала более чем в 3 раза на 224,3%! Теперь самое доступное оливковое обойдется в 673 рубля (336,5 рубля за 250 мл). Выбор продукта на полках сети Латыповой резко сократился. Может, это связано с «оливковым кризисом» в Европе? Западные СМИ предрекают «ужасающий» дефицит оливкового масла из-за бактерий, убивающих оливковые деревья. Но, если прибавить к этому сломавшуюся логистику, можно предположить, что самые шокирующие ценники еще впереди.
Оливковое масло, которое мы покупаем в «Бахетле», стало самым подорожавшим продуктом корзины, обогнавшим даже регулярно растущую в цене семгу
Цены на майонез теперь также отщипывают больший кусок семейного бюджета. На прилавках «Магнита» мы обычно замеряем самый доступный вариант соуса провансаль 67-процентной жирности. На этот раз таким вариантом стал акционный пакет «Слободы» за 159,99 рубля и скидкой в 20%. За полгода майонез подорожал на 45% и на 33% — за год. В «Бахетле» та же история: майонез Mr. Ricco c декабря прибавил в цене аж 60% и теперь стоит 111,9 рубля, а кетчуп подорожал на 14,3% (плюс 79,9 рубля).
В «Бахетле» майонез Mr. Ricco c декабря прибавил в цене аж 60% и теперь стоит 111,9 рубля, а кетчуп подорожал на 14,3% (плюс 79,9 рубля)
Медленно, но верно растет цена на хлеб. «Сельский», хотя и подешевел к декабрю прошлого года на 2%, за год все же подорожал на 18%. Это при том, что среди нескольких вариантов этого хлеба в «Магните» мы выбрали продукт без упаковки от «Казанского хлебозавода №3» по сниженной цене. Такой же продукт этого производителя, но в упаковке, стоит уже 49,99 рубля, что на 31% дороже, чем в июне 2021-го.
Не радуют и цены на макароны. На полках сети «Бахетле» появилась новая марка — Belle France. Ее спагетти за 109,9 рубля позволили снизить цену данной позиции на 15%, но это скидочная цена — без акции пачка в 500 г стоит 189 рублей
Не радуют и цены на макароны. На полках сети «Бахетле» появилась новая марка — Belle France. Ее спагетти за 109,9 рубля позволили снизить цену данной позиции на 15%, но это скидочная цена — без акции пачка в 500 г стоит 189 рублей. Отечественные макарошки (в этот раз «Шебекинские») показывают рост цен. Пачка в 450 г стоит 67,5 рубля (плюс 26,9% к декабрю и 1,4% к июню 2021-го).
В «Магните» та же картина. Для нашей корзины мы выбираем самые доступные макароны, которые на этот раз обошлись нам в скромные 19,49 рубля за пачку в 0,4 кило. Это на 16% дороже, чем в декабре, и сразу на 46% дороже, чем в июне 2021 года.
Сливочное масло, которое мы включаем в корзину «Бахетле», выросло в цене за год чуть ли не вдвое — 781,1 рубля за 1 килограмм
Дорожающая молочка и дешевеющие в «Магните» яйца
Безбожно дорожает молочка. Так, литр молока 3,2% жирности в «Бахетле» поднялся за год на 40,4%, самый доступный вариант обойдется в 84,1 рубля. В «Магните» ситуация не лучше: обе молочные позиции в нашей корзине приросли в цене. Более дорогой «Домик в деревне» прибавил за год 2%, а доступная «Моя цена» — 42%, с 49 рублей молоко подорожало почти до 70 рублей.
Безбожно дорожает молочка. Так, литр молока 3,2% жирности в «Бахетле» поднялся за год на 40,4%, самый доступный вариант обойдется в 84,1 рубля
Сливочное масло, которое мы включаем в корзину «Бахетле», выросло в цене за год чуть ли не вдвое — 781,1 рубля за 1 килограмм! Больше никаких пачек по скидке за 100 рублей, самый бюджетный вариант с жирностью 72,5% от бренда «Просто молоко» — за 160 рублей (180 г).
В «Магните» ситуация не лучше: обе молочные позиции в нашей корзине приросли в цене
Что касается куриного яйца, то для корзины «Бахетле» мы обычно выбираем десяток категории СО собственного производства сети, однако в этот раз его не оказалось в двух магазинах, которые мы посетили, потому мы рассмотрели другую позицию. Десяток яиц категории СО под брендом «Село зеленое» стоит 126,4 рубля, что на 18,2% больше, чем в 2021-м. В свою очередь, «Магнит» порадует любителей яичницы: десяток куриных яиц самого доступного бренда (в данном случае «Моя цена») категории С1 обойдется дешевле 60 рублей! Это на 5% меньше, чем годом ранее, и на 25% меньше, чем в декабре. Удивительно, но на второй по цене бренд — Yaratelle «Халяль» — повесили ценник в 89,99 рубля за десяток. С декабря 2021-го яйца этой фирмы существенно подешевели — тогда они стоили 109,99 рубля.
«Магнит» порадует любителей яичницы: десяток куриных яиц самого доступного бренда (в данном случае «Моя цена») категории С1 обойдется дешевле 60 рублей! Удивительно, но на второй по цене бренд — Yaratelle «Халяль» — повесили ценник в 89,99 рубля за десяток
Неприятным сюрпризом стал скачок цен на шоколад. Обычно демократичный по ценам Alpen Gold за год «потяжелел» на 78%, теперь он стоит 79 рублей. В «Магните» молочная плитка подорожала за год на 45%. И это при том, что на шоколад была акция. На 21,3% за год и на 30,8% за полгода вырос в цене чак-чак.
Парадоксы статистики
На примере чая мы решили показать, как к концу II квартала изменились цены по сравнению с мартом, когда наблюдался ажиотажный спрос. Официальная статистика говорит о замедлении инфляции в мае и дефляции в июне. Однако наш индекс этого не подтверждает.
В «Магните» чай Greenfield Golden Ceylon подорожал по сравнению с мартом на 57,5% с 82,5 рубля до почти 130 рублей. Но в дело вмешалась акция: в мартовскую корзинку мы отправили чай по 165 рублей за упаковку в 200 г и скидкой в 28%. В июне этот же чай со скидкой в 16% обошелся нам в 260 рублей.
Более бюджетная «Принцесса Канди» подорожала за три месяца почти на 70%! Но и здесь вмешались акции: в марте пачка в 250 г стоила чуть менее 100 рублей благодаря приличной скидке в 23% (перечеркнутая цена составляла тогда 129,99 рубля). Во время июньского похода по магазинам скидок на этот чай не было, та же пачка предлагалась уже за 169,99 рубля. Однако если даже брать в расчет полные ценники, то за II квартал позиция все равно подорожала на весомые 30%.
В корзинке «Бахетле» чай в июне по сравнению с мартом поднялся в цене на 41%. Напомним также, что заметно подорожали по сравнению с мартом рекордсмены нашего индекса — картофель и рис.
Мария Яшенкова: «Запрещать производителю рост цены сейчас неправильно: у них ситуация критичная — поднялась в цене вся их расходная часть»
«Чуть ли не каждую неделю производители направляют сетям запросы о том, что необходимо поднимать цены»
Кого же благодарить за растущие прорехи в семейном бюджете и продолжат ли цены на продукты свой рост? В марте этого года руководитель агентства Bright Consulting, эксперт в области пищевого рынка Мария Яшенкова поясняла, что государственный контроль торговой наценки вовсе не предполагает отсутствия роста цены у производителя. «Более того, запрещать производителю рост цены сейчас неправильно: у них ситуация критичная — поднялась в цене вся их расходная часть. Что им делать, закрываться? Особенно страдает средний бизнес, у которого нет никаких ресурсов для того, чтобы удерживать цены. Но и большой бизнес тоже все уже потратил. Так что цена может увеличиться, если об этом заявит производитель. И по закону о торговле ретейлер не имеет права препятствовать этому. Он может не принимать повышения цены какое-то время, полгода максимум, но, если имеется объективная причина (как сейчас), как правило, такие повышения принимаются», — отметила Яшенкова и подчеркнула, что производители и ретейл не заинтересованы в том, чтобы поднимать цены, когда можно этого не делать.
Независимый эксперт по ретейлу Лачугин считает, что за подорожавшие продукты казанцы обязаны сказать спасибо торговым сетям. «Повышение цен по большей части происходит со стороны ретейлера. Производитель, конечно, тоже повышает, поскольку также несет издержки. Но ретейлер накручивает цену сильнее. И я не удивлен, что сети разных ценовых сегментов их повышают, потому что им нужно отбивать те издержки, которые они несут в нынешней ситуации, — гигантские затраты на логистику, многие транспортные цепочки рвутся. Я сам был свидетелем того, как крупные торговые сети были готовы платить тройную, четверную цену за доставку в срок той или иной продукции в магазины, чтобы у них не было пустых полок. Любая торговая сеть, хоть пусть увешается „социальными“ ценниками, зарабатывает деньги, а не занимается благотворительностью», — считает Лачугин.
«К осени стабилизируется ситуация у производителей, они адаптируются к новой реальности, поймут, где им заказывать новые краски, упаковку, как быть с обслуживанием оборудования, и смогут предложить более внятную стратегию торговым сетям»
По словам эксперта, не стоит привязывать стоимость продуктов к падающему официальному курсу доллара. Да, у российской пищевой промышленности нет проблем с сырьем, мы не останемся голодными ни при каких обстоятельствах. Но, чтобы расфасовать продукцию, упаковать ее, привезти, требуются импортные комплектующие, которые покупаются не по тому курсу, который транслирует ЦБ, а по другим цифрам.
Но есть и хорошие новости: по прогнозам Лачугина, цены на продукты питания замрут на какое-то время или даже снизятся. «Я не думаю, что рост цен будет в ближайшее время ощутимым, они или останутся на нынешнем уровне, или даже немного снизятся, потому что покупатель в какой-то момент начинает резать свой средний чек, отказываться от каких-то товаров», — поясняет эксперт.
В пример наш собеседник приводит ситуацию, которая случилась на переговорах с Procter & Gamble по Fairy, где на производителей чуть ли не матом кричали: «Вы можете свой Fairy продавать хоть по 500 рублей, но его никто не купит». После переговоров цены на бытовую химию начали планомерное снижение.
«К осени стабилизируется ситуация у производителей, они адаптируются к новой реальности, поймут, где им заказывать новые краски, упаковку, как быть с обслуживанием оборудования, и смогут предложить более внятную стратегию торговым сетям. Однако пока чуть ли не каждую неделю производители направляют сетям запросы о том, что необходимо поднимать цены, и обоснованно это мотивируют», — говорит эксперт.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.