«В сталинские времена поговорка была: хороший человек — это тот, кто делает подлости без удовольствия…» — говорил в суде в адрес своего нынешнего начальника по СИЗО Герман Дьяконов. Бывший ректор КНИТУ-КХТИ, севший на 7,5 года за мошенничество, сейчас работает в тюремной прачечной за половину МРОТ. Чтобы зарабатывать больше и гасить ущерб, он просил перевести его в колонию-поселение. Но подвела его «посредственная характеристика» и как раз многомиллионный ущерб, который Дьяконов возмещать не торопится. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Дьяконов остался должен вузу 18 миллионов
3 года, 9 месяцев и 24 дня — столько осталось сидеть Герману Дьяконову за мошенничество в КНИТУ-КХТИ. Это время бывший ректор вуза пытается скоротать, причем во всех смыслах: сначала безуспешно просил отпустить его на принудительные работы, теперь хочет в колонию-поселение. В отличие от колонии общего режима, которую назначил ему суд, и СИЗО, где он фактически отбывает наказание, в колонии-поселении время летит быстрее: осужденные не сидят весь день в заточении, а организованно «вывозятся» на работу на предприятия. И условия чуть послабее, и зарплата повыше.
Суд с начала июня дважды переносил заседание: оба раза из-за того, что на процесс не приходили представители потерпевшей стороны — КНИТУ-КХТИ. Оба раза Дьяконова доставляли в зал суда, запирали в аквариум и через пять минут увозили обратно в СИЗО. Экс-ректор еще больше похудел, у него короткая стрижка, которую он прячет под «фирменной» кепкой. На заседание его доставляют в робе, к куртке прикреплена маленькая прямоугольная бумажка: с черно-белой фотографией Дьяконова, как на паспорт, указанием имени и отряда. Лицо от камеры он не прятал, лишь скрестил руки на груди, повернулся в профиль и гордо поднял голову.
Адвокат Дьяконова Мидхат Курманов объяснил, почему, по его мнению, экс-ректора можно перевести в колонию-поселение. По его словам, для этого должны быть соблюдены два условия: чтобы фигурант отбывал наказание на облегченных условиях (а Дьяконов это делает с сентября 2021 года) и чтобы он отбыл не менее ¼ наказания (у Германа Сергеевича — ровно половина). Таким образом, сделал вывод адвокат, оба условия в этом случае соблюдены.
Кроме того, подчеркнул адвокат, на днях вступило в силу решение суда о взыскании ущерба по делу. Этот вопрос рассматривался отдельно, в гражданском порядке, уже после приговора. Вахитовский суд постановил взыскать с Дьяконова и других фигурантов дела 41 млн рублей, ВС РТ 23 июня это решение узаконил. «Исполнительный лист еще не получен. Несмотря на это, он (Дьяконов — прим. ред.) уже приступил к возмещению [ущерба]: частично возместил, 20 тысяч рублей», — рассказал Курманов. Он также пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сумма делится на всех фигурантов дела в зависимости от того, в чем их признали виновными; Дьяконов из этой суммы, по его словам, должен будет выплатить 18 млн рублей.
Сначала бывший ректор КХТИ был уборщиком служебных помещений. Через две недели стал кухонным работником. На этой должности он трудился почти год, и 31 марта 2022 года его перевели на новое место
Карьера экс-ректора в изоляторе: сменил три работы
В суде рассказали о судьбе Дьяконова после его посадки. С следственном изоляторе он находится с августа-2020, когда Вахитовский суд вынес приговор. В январе 2021 года, когда ВС РТ утвердил ему приговор — 7 лет и 6 месяцев, — в колонию он не поехал, а остался в СИЗО-1 на ул. Япеева, чтобы отбывать наказание в отряде хозяйственного обслуживания (хозотряд).
За полтора года, которые Герман Сергеевич там находится, он трижды сменил «работу». Сначала бывший ректор КХТИ был уборщиком служебных помещений. Через две недели стал кухонным работником. На этой должности он трудился почти год, и 31 марта 2022 года его перевели на новое место. Официально должность называется «рабочий по обслуживанию бани», по факту экс-ректор вуза работает в прачечной. Физически это более простая работа, чем уборщиком и в столовой. Видимо, с учетом возраста и состояния здоровья (впрочем, на заседании сказали, что Дьяконов к врачам не обращался) осужденному экс-ректору дали работу попроще.
Правила поведения в СИЗО Дьяконов не нарушает, все «должностные» обязанности выполняет полностью, к сотрудникам изолятора относится уважительно, сообщил на заседании представитель СИЗО-1 Айрат Зарипов — непосредственный начальник экс-ректора в изоляторе. «Свою вину [Дьяконов] в совершенном преступлении признает частично, с приговором суда не согласен. Срок наказания, назначенный судом, считает несправедливым, в преступлении раскаивается в части признанной вины, — зачем-то напомнил суду Зарипов, и это, пожалуй, был единственный „отрицательный момент“ в личной характеристике экс-ректора. — Попыток для систематического возмещения ущерба по приговору Вахитовского суда не принимает».
В целом же, судя по словам Зарипова, Дьяконов — образцовый сиделец: дважды ему выписывали поощрения в виде длительных свиданий с родственниками — «за добросовестное отношение к труду, активное участие в мероприятиях». «Воспитательные мероприятия» экс-ректор посещает, относится к ним положительно, «делает для себя должные выводы», добавил представитель СИЗО.
Однако на итоговую характеристику повлияло то, что Дьяконов не возмещает ущерб, причем, как выразился представитель ФСИН, не делает это «добровольно и систематически». «Было принято решение охарактеризовать Дьяконова Германа Сергеевича посредственно, — сказал Зарипов. — Комиссией принято решение не поддержать [ходатайство о переводе в колонию-поселение]».
Старший помощник прокурора Вахитовского района Казани Татьяна Маслова была против того, чтобы Дьяконова переводили в колонию-поселение. Представитель вуза Эльвира Баландина оставила вопрос «на усмотрение суда».
По словам Дьяконова, возмещать ущерб он вроде бы и рад, да не дают в СИЗО такой возможности — зарплата маленькая
Какую зарплату начисляют бывшему ректору в СИЗО и какую он хочет
Сам Дьяконов был удивлен характеристикой, которую в суде озвучило его нынешнее начальство.
«Довольно странно, потому что незадолго до этого, несколько месяцев назад, администрация учреждения рекомендовала меня к принудительным работам. И характеристика была положительной полностью», — сказал Дьяконов. Не согласился экс-ректор и с заявлением об ущербе. «Во-первых, его (ущерба — прим. ред.) не было до четверга прошлой недели. То есть формально ущерб вообще отсутствовал. Возмещать его я и не должен был!» — напирал он на юридические тонкости.
По словам Дьяконова, возмещать ущерб он вроде бы и рад, да не дают в СИЗО такой возможности — зарплата маленькая. «Находясь в отряде хозяйственного обеспечения, возмещать ущерб невозможно, потому что нам 8 тысяч в месяц платят — на такие деньги подобный ущерб, естественно, не возместишь», — оправдывался экс-ректор. Как объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель СИЗО, осужденным платят зарплату в размере МРОТ, однако часть средств удерживается на их содержание. В колонии-поселении зарплаты повыше: можно зарабатывать в месяц 25 тыс. рублей. Дьяконов, видимо, об этом тоже знает. Как он признался, одна из причин, по которой он просится в колонию-поселение, — это деньги: «Потому что там можно какой-то нормальной работой заниматься и какие-то деньги зарабатывать, чтобы ущерб возмещать».
Когда судья удалилась в совещательную комнату, Дьяконов почти шепотом произнес, глядя в спину представителю СИЗО: «В сталинские времена поговорка была: хороший человек — это тот, кто делает подлости без удовольствия…» В итоге суд принял решение оставить Дьяконова в СИЗО-1. Его адвокат Курманов заявил, что намерен обжаловать это решение: «Сегодня же!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.