Личность, которую нельзя заменить, — так говорят о Леониде Сергееве, барде, писателе, журналисте. Он скончался поздним вечером 5 июля на 70-м году жизни от последствий онкологического заболевания. О том, каким Сергеева запомнили коллеги по «Вечерней Казани», чем он выделялся среди коллег по миру авторской песни и какую композицию можно назвать символом его творчества и целого общественного движения, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергеев — уроженец Бреста. Он родился в марте 1953 года и с детства тянулся к творчеству. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано и параллельно писал стихи
Авторитетный представитель бардовского клана
В Москве и Казани вспоминают Леонида Сергеева — яркого представителя авторской песни, выпускника Казанского университета и журналиста золотого состава «Вечерней Казани». О его смерти от онкологии на 70-м году жизни стало известно накануне.
«Сергеев был очень авторитетным представителем бардовского клана в России и за ее пределами, — вспоминает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ казанский бард, лауреат премии им. Высоцкого „Своя колея“ Дмитрий Бикчентаев. — Куда бы он ни приезжал — в США, Германию или Израиль, его принимали с удовольствием. Песни он писал бо́льшую часть своей жизни, еще со студенческой скамьи». Есть у Бикчентаева и любимая вещь за авторством Сергеева. «Для меня его лучшая композиция — „Колоколенка“, это гимн всего „Снежного десанта“ и тех, кто занимается поисковой деятельностью по итогам Второй мировой войны, — говорит собеседник газеты. — Сергеев создавал блестящие юмористические песни, но в душе был глубоким лириком с прекрасным чувством слова и слога. Его простые поэтические образы понятны каждому. В Леониде не было ни грамма звездности, он со всеми дружил и ни о ком не говорил плохо. Леню любили все, его песни цитировали даже политики».
Сергеев родился 30 марта 1953 года в Бресте. С детства тянулся к творчеству. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано и писал стихи. А первые песни родились в Казани, где Леонид учился на историко-филологическом факультете Казанского университета. Он писал их для театра юмористических миниатюр (ТЮМИФФ), который основал с коллегами по вузу, среди которых были известные в будущем казанские журналисты Владимир Шевчук и Сергей Федотов. Журналистика вообще сыграла большую роль в жизни Сергеева, ведь ему посчастливилось быть, пусть и не очень долго, в команде «Вечерней Казани» времен главного редактора Андрея Гаврилова. «Для нас Леонид — яркое напоминание о редакции „Вечерней Казани“, в жизни которой он лишь промелькнул, но оставил яркий след, — рассказывает главный редактор „Казанских историй“ Любовь Агеева, работавшая с Сергеевым в „Вечерке“. — До сих пор вспоминают, как Леонид балагурил, пел на наших незабываемых вечеринках, и, кажется, именно Леня придумал веселый аукцион, где можно было за солидные деньги получить, например, пустую бумагу с автографом шефа».
В 1980-е Сергеев переехал в Москву, где среди прочего трудился в знаменитой передаче «Веселые ребята» с Андреем Кнышевым. Также Сергеев был в разное время главным редактором киножурнала «Фитиль», вел телепрограмму «Лого», а в последние годы — подкаст «Ну, па-ап!», где обсуждал с дочерью Ириной современную цифровую культуру.
Сергеев с Галиной Хомчик после концерта в Казани в 2016 году
До последнего надеялись, что выкарабкается
Но прежде всего Сергеев — бард. Для уютного мира авторской песни его уход — огромная потеря. Несколько известных его коллег по цеху, которым позвонил корреспондент «БИЗНЕС Online», сказали, что пока не готовы к разговору, попросив день-два на то, чтобы пережить случившееся.
Признание в главном деле его жизни пришло к Сергееву вскоре после окончания университета. В 1976 году он стал лауреатом песенного фестиваля памяти Валерия Грушина. На счету Сергеева 20 музыкальных альбомов, а также многолетнее участие в проекте «Песни нашего века», выступления с легендарными столичными бардами Валерием и Вадимом Мищуками. Среди хитов композитора, вошедших в золотой фонд авторской песни, — та самая «Колоколенка», «Тривиальная песенка о тривиальном сне» и «Осень».
«В любом жанре есть неповторимые люди. Леня — личность, которую невозможно никем заменить и нельзя повторить, — подчеркнула в беседе с „БИЗНЕС Online“ бард Галина Хомчик. — Он такой один. Мы с Леонидом дружили с начала 1980-х, он был удивительным, добрым, настоящим другом. Его уход — невосполнимая, тяжелая, неожиданная утрата. Я общалась с Ленечкой еще месяц назад, знала, что с ним происходит, но до последнего надеялась, что он выкарабкается».
Сергеев был и театральным актером. В Казани на посиделках после фестивальных концертов он разыгрывал целые спектакли. Таким его помнит другая яркая представительница жанра Вероника Долина. «Выступателем он был превосходным, — рассказала она „БИЗНЕС Online“. — Леня — артист с рельефными персональными очертаниями, со своей интонацией, нескрываемой комической фактурой и текстурой. В 80-е мы все умели складывать стихи и куплеты, знали об актуальности припева и не полной его необходимости, о степени заискивания или незаискивания перед публикой. И вдруг Леня брызнул такой самобытностью и яркостью! Особенно люблю его „гусарские“ интермедии, театральную композицию, где он разыгрывал простодушную народную свадьбу. Леонид был серьезным комиком и свою роль играл с удовольствием». А еще Сергеев писал книги. «Концерт по переписке», «Штрихи к автопортрету» и «Фарш: альманах №500» читаются на одном дыхании.
Почитатели таланта артиста и музыканта смогут попрощаться с ним завтра в Москве, сообщили «БИЗНЕС Online» в окружении Сергеева. Траурная церемония и отпевание назначены на 10:30 8 июля и пройдут в столичной Ризоположенской церкви (ул. Донская, 20), а завершится прощание в 13:30 в Николо-Архангельском крематории.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.