Конкурс по ряду направлений в Казанском государственном институте культуры (КазГИК) достигает 17 человек на место, а к традиционному набору специальностей добавились компетенции по созданию цифрового контента и технологии виртуальной реальности. О том, почему инженеры человеческих душ взялись заниматься реальным инжинирингом, можно ли научить быть талантом и почему в лабораториях вуза сможет творить любой желающий, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала ректор КазГИКа, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РТ Роза Ахмадиева.
Роза Ахмадиева: «Сегодня Казанский государственный институт культуры идет в ногу со временем, активно внедряет инновационные подходы»
Цифровыми культурными технологиями вуза заинтересовались в «Сколково»
— Роза Шайхайдаровна, чем примечательна приемная кампания – 2022? Что меняется в жизни главного культурного вуза Казани?
— 2022-й объявлен Годом народной культуры и сохранения культурного наследия, а это то, ради чего, собственно, более 50 лет назад и был создан КазГИК. Сегодня Казанский государственный институт культуры идет в ногу со временем, активно внедряет инновационные подходы. Так, полтора года назад среди всех вузов РФ мы первые выиграли грант на создание инжиниринговорого центра на базе КазГИКа. Он стал первым и единственным среди творческих вузов, где с помощью цифровых технологий преподают этно- и промодизайн, художественную обработку дерева и керамики. Инжиниринговый центр на базе КазГИКа был создан в рамках реализации национального проекта «Наука», федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации». Его цель — наладить коммуникацию между теоретическими исследованиями и производством. В центре имеется виртуальный тренажер по интерпретации декоративно-прикладного искусства народов Поволжья, с помощью которого можно создавать различные артефакты, точно следуя идее и чертежам — тренажер не позволяет отклониться от заданных параметров. Успешно работают студия экспериментального проектирования, научно-экспериментальные лаборатории по дизайну костюма, художественной обработке древесины, керамике — их разработки уже востребованы реальным бизнесом, пошли первые заказы. Например, интерактивные мультимедийные образовательные комплексы «Культурное наследие народов Поволжья» востребованы даже у покупателей из европейских стран. Думаю, выйдем на хорошие объемы по народным музыкальным инструментам, готовы активно включиться в теле-, кинопроизводство.
В октябре этого года состоится премьера телевизионного спектакля по произведению татарского классика, подготовленного с участием наших студентов не только в качестве актеров, но и на всех этапах производства, в том числе изготовления костюмов, декораций.
«Культура находится на переднем краю всех современных изменений — цифровизации, развития виртуальной реальности, новых технологий»
— То есть культуру в ваших стенах вполне реально «потрогать» руками и монетизировать?
— Это направление — инженерия — наглядно показывает, что культура многогранна. Она не только про фольклорные песни и танцы. Я бы даже сказала, что культура находится на переднем краю всех современных изменений — цифровизации, развития виртуальной реальности, новых технологий. В таких условиях наш вуз приобретает особенную миссию — собирателя, хранителя и ретранслятора народных традиций, промыслов, укладов. Многонациональный Приволжский федеральный округ с тысячелетней историей в этом отношении — настоящая сокровищница. Буквально каждая деревня, каждый район имеет собственный диалект, колорит, манеру исполнения. И пока еще остались живые носители этого богатства, люди старшего поколения. Наши студенты ездят в фольклорные экспедиции, изучают локальную историю, хореографию, устное народное творчество — и затем перекладывают в «цифру», чтобы сохранить для будущих поколений. Это очень востребовано сегодня. Со своими наработками инжиниринговый центр КазГИКа участвовал в художественно-промышленной выставке-форуме «Уникальная Россия», глобальном форуме креативных территорий в Нижнем Новгороде, международной промышленной выставке «Иннопром», форуме «Российская креативная неделя» в Москве. А после того как наш стенд на Kazan Digital Week, где КазГИК является куратором блока «Цифровые технологии в культуре», посетили представители «Сколково», мы получили приглашение от них.
«Наш институт, уже имеющий благодаря инжиниринговому центру компетенции во многих областях, стал проектным офисом, то есть координатором деятельности всех участников. Для Татарстана это большая честь»
Арт-критиков «разбирают» с порога, на хореографию и режиссуру — ажиотаж
— Какие еще интересные проекты стартовали в вузе?
— Отдельно упомяну центр прототипирования — КазГИК вошел в число 26 творческих российских вузов, где до конца 2022 года в рамках федеральной программы «Придумано в России» создадут площадки для реализации проектов креативных команд молодежи. Более того, наш институт, уже имеющий благодаря инжиниринговому центру компетенции во многих областях, стал проектным офисом, то есть координатором деятельности всех участников. Для Татарстана это большая честь.
Посещать такие центры смогут не только студенты, но и любые творческие команды. С 1 сентября центр прототипирования в Казани откроется для всех желающих. По условиям, каждый вуз самостоятельно определяет направления своего центра, исходя из запроса рынка и своих возможностей. Мы выбрали нишу создания цифрового контента: на нашей базе пользователи смогут снимать ролики, рекламу и даже короткометражные фильмы.
— Как все это сказывается на интересе к вузу абитуриентов?
— Конкурс по некоторым профилям обучения достигает 17 человек на место. Очень много желающих поступить на хореографию, изобразительное искусство, музыкальные направления. В топе также режиссеры театрализованных представлений и праздников, киновидеооператоры. В этом году у нас 496 бюджетных мест. Почти 50 процентов поступают по целевым договорам, а это значит, что на наших выпускников огромный спрос. И мы понимаем почему. В Татарстане проходит большое количество молодежных творческих конкурсов, фестивалей, в том числе под эгидой президента — «Созвездие-Йолдызлык», «Наше время — Безнен заман» и другие. В каждом районе республики заинтересованы, чтобы растить своих юных звездочек, готовы всячески содействовать их развитию.
При этом у наших абитуриентов достаточно высокий средний балл ЕГЭ — 82,3. В творческий вуз вообще приходят подготовленные ребята — они креативные, социально активные, разносторонне развитые. И на встречах с преподавателями школ, классными руководителями я не устаю призывать их мотивировать талантливых детей, нацеливать на выбор профессии, связанной именно с реализацией их способностей.
«Конкурс по некоторым профилям обучения достигает 17 человек на место. Очень много желающих поступить на хореографию, изобразительное искусство, музыкальные направления»
— Модным профессиям обучаете?
— Мы ежегодно меняем профили, ищем востребованные ниши, куда могут пойти как вчерашние школьники, так и уже состоявшиеся специалисты: на базе нашего вуза уже не первый год функционирует центр непрерывного образования — ЦНО — в рамках национального проекта «Культура» и федерального проекта «Творческие люди», где повысили свою квалификацию уже 4 тысячи слушателей из 54 субъектов РФ. Обучающиеся имеют возможность параллельно с основной программой осваивать широкий спектр дополнительных компетенций в ЦНО.
На днях состоялся первый выпуск арт-критиков, и всех, кстати, уже «разобрали». Открываем направление по цифровому дизайну, библиотечной деятельности, музеологии и охране объектов культурного и природного наследия, режиссуре театрализованных представлений и праздников. Хочу подчеркнуть: образовательный процесс у нас отличается от других вузов. Не только проходят потоковые лекции, но и занятия в малых группах, и даже индивидуально. Наши выпускники — штучная работа.
«У нас правило — на каждой кафедре не менее 10 процентов преподавателей должны быть «играющими тренерами». Так закрепляется связь будущих молодых специалистов и работодателей, рождаются совместные проекты»
Учим монетизировать продукт и «продавать» себя
— Чтобы готовить специалистов на таком уровне, каким должен быть профессорско-преподавательский состав?
— Думаю, редко кто среди вузов может похвалиться, что в числе его преподавателей — профильный министр. А у нас вице-премьер Татарстана Лейла Ринатовна Фазлеева читает поточную лекцию «Деловое общение и этикет» еженедельно, и, кстати, посещаемость — 100-процентная. Она очень неординарно подходит к подаче предмета — проводит тестирование личности, приглашает с мастер-классами дизайнеров, стилистов. И начальник отдела государственной поддержки молодых талантов и аттестации педагогических кадров Министерства культуры Российской Федерации Дмитрий Дмитриевич Шмидт также еженедельно для студентов КазГИКа читает лекцию «Основы государственной культурной политики, молодежная политика в РФ в сфере образования и культуры». У нас правило — на каждой кафедре не менее 10 процентов преподавателей должны быть «играющими тренерами». Так закрепляется связь будущих молодых специалистов и работодателей, рождаются совместные проекты. Говорят, научить быть артистом невозможно, можно лишь помочь раскрыться таланту. Но если вы решили учиться, то только у лучших: театральному творчеству — у звезды татарской эстрады, профессора Салавата Фатхетдинова, профессора Фарида Бикчантаева — главного режиссера театра им. Камала; режиссуре — у продюсера десятков известных фильмов Алексея Барыкина, директора «Татаркино» Миляуши Айтугановой, режиссера Юлии Захаровой; анимации — у Сергея Киатрова. Отдельно хочу остановиться на легенде нашего вуза Винере Ганиевой. Она не только многие годы выращивает плеяду блестящих вокалистов, но и следит за карьерой своих воспитанников, помогает им развиваться по окончании вуза.
Большое внимание хочется уделить и выпускникам нашего вуза: Эмиль Талипов — актер, режиссер; Ильгиз Зайниев — художественный руководитель театра кукол «Экият»; Искандер Хайруллин — заслуженный артист РТ; Олег Кинзягулов — кинорежиссер; Раяз Фасихов — музыкальный исполнитель; Асылъяр —Зайнутдинова Алсу Рустамовна — старший преподаватель на кафедре этнохудожественного творчества и музобразования, выпускница КазГИКа; Данир Сабиров — татарский певец, комик.
«Наши студенты без работы никогда не останутся, это специалисты вообще, на мой взгляд, универсальные»
— Что отличает выпускника института культуры?
— Наши студенты без работы никогда не останутся, это специалисты вообще, на мой взгляд, универсальные. Они могут и на сцене выступать, и других обучать, и организациями руководить. Мы готовим многонациональные кадры. Возьмите любого известного артиста, режиссера крупного театра, менеджера учреждения культуры в Татарстане и сопредельных республиках — наверняка он окажется выпускником или преподавателем нашего вуза. По мониторингу эффективности деятельности вузов 82 процента наших выпускников трудоустроены по профессии. Остальные тоже в профессии — в качестве самозанятых, фрилансеров, ИП.
Мы в первую очередь учим быть инициативными, смелыми, мобильными, уметь монетизировать свой продукт и «продавать» себя. Запускаем стартапы, направляем наших студентов на всевозможные стажировки, конкурсы, в том числе международные, где они становятся лауреатами. Причем все эти поездки оплачиваются за счет вуза.
Это устаревший стереотип, что в культуре денег мало. Креативные индустрии сегодня — в числе самых преуспевающих при любой экономической конъюнктуре, а национальные проекты улучшили материально-техническую базу бюджетных учреждений. Обратите внимание, даже библиотеки стали другими, превратившись в многофункциональные культурные центры, точки притяжения интеллектуальной, творческой молодежи. Появилось много грантовых программ — и в них можно участвовать и побеждать. Главное — быть проактивным, постоянно развиваться, интересоваться новыми технологиями и возможностями. Культура — то звено, которое объединяет индивидуумов в единое целое, обеспечивает устойчивость и целостность общества. Получается, что в стенах нашего вуза мы готовим будущих воспитателей нации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.