Мусульмане России и Татарстана отмечают сегодня один из главных праздников ислама Ид аль-Адха, или, как его принято называть в нашей стране, Курбан-байрам. В этом году традиционно в богослужении, которое прошло в Галеевской мечети, принял участие президент Татарстана Рустам Минниханов, которому составил компанию министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин. «БИЗНЕС Online» послушал вместе с VIP’ами проповедь от первого замглавы ДУМ РТ Ильфара Хасанова, а затем посетил ближайшую площадку для забоя жертвенных животных в мечети Аль-Марджани, где дожидались своей участи пять сотен барашков.
Сегодняшнее утро стало для мусульман Казани по-настоящему ранним, ведь праздничный гает-намаз в городских мечетях начинался в 3:41 по московскому времени
Без муфтия РТ, но с министром строительства РФ
Сегодняшнее утро стало для мусульман Казани по-настоящему ранним, ведь праздничный гает-намаз в городских мечетях начинался в 3:41 по московскому времени. Главный же республиканский гает состоялся в привычном месте — Галеевской мечети Казани, расположенной в комплексе резиденции ДУМ РТ. Правда, обошелся без самого муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, который в эти дни находится в хадже. Вместо себя Камиль хазрат «на хозяйстве» оставил собственного первого заместителя Ильфара Хасанова, который, кстати, возглавляет еще и приход мечети Кул-Шариф.
В Галеевской мечети уже в половине третьего утра началась рецитация Корана, здесь на татарский манер суры Священной Книги читал коран-хафиз Саидкамаль Суенов. В четвертом часу у михраба появился мулла в сопровождении почетных гостей — президента Татарстана Рустама Минниханова и крупного федерального гостя, коренного казанца, а ныне федерального министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина.
Ильфар хазрат, взойдя на минбар, приветствовал собравшихся и сообщил, что в адрес мусульман Татарстана приветственную телеграмму направил президент России Владимир Путин. Правда, зачитывать ее не стал, как это обычно делает муфтий Самигуллин, и сразу приступил к оглашению послания Минниханова.
В четвертом часу у михраба появился мулла в сопровождении почетных гостей — президента Татарстана Рустама Минниханова и крупного федерального гостя, коренного казанца, а ныне федерального министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина
«Курбан-байрам, славящийся своими многовековыми традициями милосердия и благотворительности, по праву является одним из наиболее почитаемых и значимых торжеств в нашей республике, — говорилось в телеграмме президента РТ. — Особое звучание он приобретает в нынешнем году — в связи с празднованием на общероссийском уровне 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Многие из нас стали свидетелями и участниками поистине исторических событий, ознаменовавших собой этот славный юбилей. Добровольное принятие в 922 году предками татар на государственном уровне ислама во многом предопределило формирование уникальной российской цивилизации, соединяющей традиции Запада и Востока, сделало нас неотъемлемой частью огромного мусульманского мира».
В это время сам Рустам Нургалиевич внимательно слушал, как звучит его же поздравление в устах авторитетного религиозного деятеля. Впрочем, это своего рода добрая традиция, которая повторяется из года в год.
Сейчас идут дни Ташрика, мусульмане после обязательной молитвы должны произносить такбира ат-Ташрик: «Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд»
«Что такое богатство по сравнению с наградой от Аллаха? Ничто!»
Ильфар хазрат, продолжая свою проповедь, сказал, что Курбан-байрам является кульминацией хаджа, и напомнил, кого правоверные должны благодарить за возможность совершения паломничества после двухлетнего перерыва. «Хвала Аллаху, в этом году благодаря президенту Татарстана Рустаму Нургалиевичу Минниханову мусульмане России впервые после пандемии получили возможность совершить хадж, — сообщил Хасанов. — В эти дни в священной Мекке и Медине 810 татарстанцев выполняют важное предписание Всевышнего, сейчас они под предводительством нашего муфтия Камиля хазрата находятся в долине Мина». Напомним, что Минниханов еще в конце прошлого года лично обсуждал эти вопросы с руководством Саудовской Аравии во время заседания возглавляемой им группы стратегического видения «Россия — исламский мир», которое проходило в этой стране.
«В эти дни хаджиям приходится много ходить, они должны быть стойки в поклонении, быть искренними, не поддаваться трудностям, — сказал Ильфар хазрат. — Поэтому давайте помолимся за наших паломников. Пусть Аллах своей милостью примет их поклонение, даст им сил. И пожелаем благополучного возвращения на родину».
Хасанов напомнил, что сейчас идут дни Ташрика, мусульмане после обязательной молитвы должны произносить такбира ат-Ташрик: «Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд» («Аллах превыше всего, Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего. Аллах превыше всего, и Аллаху принадлежит вся хвала»).
Сама же проповедь была посвящена истории праздника жертвоприношения, его сакральному смыслу и призыву во всем полагаться на Аллаха и жертвовать свое имущество на пути к Аллаху. «Что такое богатство по сравнению с наградой от Аллаха? — задавался вопросом оратор с минбара. — Ничто! Радость, которая дается богатством, — однодневная. А вот совершенные при его помощи благодеяния — вечны, и они греют душу. Деньги ведь не унести с собой в могилу, туда идут его совершенные деяния. Ни здоровье, ни честь, ни настоящих друзей, ни любовь не купить за деньги. А вот довольство Аллаха и его прощение — это настоящее счастье».
Заммуфтия РТ в качестве имама провел гает-намаз, Суенов вновь прочитал аяты из Корана, а вот с дуа — мольбой к Всевышнему — обратился главный казый Татарстана Джалиль Фазлыев.
Тем временем на ближайшей к резиденции муфтия площадке по забою животных, в мечети Аль-Марджани, царствовали традиционные жертвенные барашки
«Люди договариваются: давай на следующий год встретимся возле того самого фонаря»
По окончании намаза многие люди спешили поучаствовать в обряде жертвоприношения. Это была одна из главных тем разговоров, которые вели покидающие Галеевскую мечеть, ведь здесь площадки для забоя скота нет. «В этом году я режу корову вместе со своими сыновьями. Они захотели так, пришлось уступить желанию большинства», — сообщил, к примеру, «БИЗНЕС Online» известный общественный деятель, владелец «Миллят Йорты» Рауф Хасанов.
Тем временем на ближайшей к резиденции муфтия площадке по забою животных, в мечети Аль-Марджани, царствовали традиционные жертвенные барашки.
Кстати, что касается праздничного богослужения, то оно прошло не на свежем воздухе, как в 2020 и 2021 годах, а вернулось внутрь мечети. «Мы два года подряд в связи с пандемией были вынуждены проводить намаз на улице, люди приходили в масках, перчатках, со своими молитвенными ковриками, — говорит имам-хатыб мечети Мансур Джалялетдин. — Мы стелили ковры прямо на асфальт и там совершали намаз. А теперь наконец-то вернулись в мечеть, это очень радостно!» Мансур хазрат добавляет, что возникает чувство возвращения в родной дом после эвакуации. «Я никак не преувеличиваю, ведь мечеть — это дом Аллаха, — продолжает наш собеседник. — Всевышний услышал наши молитвы, и мы вернулись к привычному формату проведения намаза. Сюда ведь приходят не только молиться, но и встретиться с друзьями, которых видишь 2 раза в год — на Ураза-байрам и Курбан-байрам. Порой люди специально договариваются: давай на следующий год встретимся возле того самого столба или фонаря».
Генеральный директор компании «АКФ „Аудэкс“» и известный среди казанских мусульман меценат Айрат Гимадутдинов как раз из таких завсегдатаев мечети. Он родился и вырос на улице Каюма Насыри. «Моя бабушка пекла блины и приглашала на чай дедушек, которые возвращались из мечети. Тот, кто заходил, нам рассказывал об исламе. Благодаря таким рассказам и сохранилась в сердце вера», — рассказывал сегодня нашему корреспонденту Гимадутдинов. В этом году он режет двух баранов, одного — в Аль-Марджани, другого — в мечети «Ярдэм», где является председателем попечительского совета.
Асхат Хисматов: «Курбан — дело благое, только мне одно не нравится. В газетах пишут, что человек обязательно должен резать животное, если у него есть определенная сумма денег. Но это должно исходить из сердца, а нет так, что ты обязан»
Народный артист РТ Асхат Хисматов говорит, что в прежние годы проводил обязательный для Курбан-байрама обряд в разных местах, а сегодня пришел в Аль-Марджани благодаря… рекламе. «Курбан — дело благое, только мне одно не нравится, — указал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ актер театра им. Камала. — В газетах пишут, что человек обязательно должен резать животное, если у него есть определенная сумма денег. Но это должно исходить из сердца, а нет так, что ты обязан. Я, как приехал в Казань, ежегодно старался совершать обряд. Сначала здесь, потом в Закабанной мечети, потом стал ездить в Усады к исполнителю мунаджатов Ильясу Халикову. А недавно по радио услышал, как Ансар хазрат приглашал всех в Аль-Марджани, решил вновь прийти сюда».
Имам Аль-Марджани и ответственный за функционирование площадки по забою жертвенных животных Ансар Мифтяхов, улыбаясь, подтверждает, что Асхат-абый принял мудрое решение, вернувшись к ним в мечеть. «В этом году завезли порядка 500 баранов. Как и в прежние годы, у нас проходит все хорошо, приходят и те, кто заранее записался, но и без записи можно прийти. Абсолютно нет никаких проблем», — констатирует наш собеседник. По словам Мифтяхова, все желающие могут прийти и совершить обряд жертвоприношения и в остальные дни праздника Курбан-байрам. По шариату это можно делать до захода солнца в понедельник, 11 июля. Проводить же кораническую трапезу корбан ашы у мусульман принято до конца года, т. е. до окончания 12-го месяца Зуль-хиджа по летоисчислению хиджры. Согласно ему, новый 1444 год наступает для приверженцев ислама 30 июля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.