Новый пожар в ценном градоформирующем объекте произошел сегодня днем. К счастью, обошлось без пострадавших. В марте прокуратура Вахитовского района через суд требовала законсервировать здание и огородить его, но пройти сюда все еще может любой желающий, убедился на месте корреспондент «БИЗНЕС Online». Татарстанские защитники памятников готовят письмо с просьбой организовать охрану объекта, но признают, что ему нужен инвестор — государственных денег на реконструкцию не дождешься. О том, кому сейчас могут передать объект и почему инвестпроект на 200 млн рублей так и не воплотился в жизнь, — в нашем материале.
Новый пожар в ценном градоформирующем объекте произошел сегодня днем
«Камушек, опять ты с сигаретой уснул?! Снова в нашу смену!»
Видео с горящими Соболевскими номерами появилось в сети сегодня около 11:00. На кадрах было видно, как из оконных проемов здания валит густой черный дым. Приехавшему на место корреспонденту «БИЗНЕС Online» пожарные рассказали, что тушить исторический объект им не впервой — здесь регулярно горит мусор и завалы из дерева. Вскоре выяснилось, что пожар возник на втором этаже, где поселился некий Фаниль из Буинска. Его наши корреспонденты и встретили в подъезде у обгоревшей двери. «Я пить сюда приехал. Давно? Весной», — признался он. Мужчина заверил, что никакого отношения к возгоранию он не имеет, мол, к нему «в гости» кто-то зашел, и после этого все начало гореть. Ответственный Фаниль и вызвал на место пожарных.
Как оказалось, огнеборцы давно знакомы с гостем из Буинска и даже успели дать ему прозвище. «Камушек! Опять ты с непотушенной сигаретой уснул?! Который раз уже! И опять в нашу смену!» — отметил один из пожарных, встретив давнего друга. В ответ Фаниль только разводил руками и говорил, что это не его вина. И вправду, прибывшие на место полицейские забрали в отделение не Фаниля, а мужчину в желтой футболке, который до этого чем-то рассмешил прибывших на место врачей.
Выяснилось, что пожар возник на втором этаже, где поселился некий Фаниль из Буинска. Его наши корреспонденты и встретили в подъезде у обгоревшей двери
Фаниль позже рассказал о гостях и привел свою версию произошедшего: «Я не думаю, что сигарета стала причиной. Подожгли! Две девчонки [заходили]. Все! У меня все документы сгорели. Есть сигарета?» Само помещение, где спал Фаниль, обуглилось полностью. На полу тлели завалы мусора и дерева. К слову, этот мусор и останки некогда жилищ разбросаны по всему дому. Причем доступ в помещения свободен — зайти может любой. Огонь чудом не распространился на остальные помещения — вовремя приехали пожарные. Сообщение о пожаре поступило в 10:45, в 11:06 возгорание было ликвидировано. Площадь пожара составила 15 кв. м, предварительно, пострадавших нет, сообщили в пресс-службе главного управления МЧС России по Татарстану.
Как оказалось, огнеборцы давно знакомы с гостем из Буинска и даже успели дать ему прозвище Камушек
Реконструкция Соболевских номеров «забуксовала» из-за исторического статуса
Предыдущий пожар в Соболевских номерах случился ровно два года назад, 27 июля 2020-го. Тогда загорелась крыша, и огонь быстро распространился по деревянным перекрытиям. Как выяснилось, в аварийном здании на тот момент находились люди. Пожарным пришлось спасать из огня двух женщин. Площадь пожара составила 200 кв. м, его тушили почти два часа.
Особняк на улице Коротченко является ценным градоформирующим объектом и предметом охраны исторического поселения. Охране подлежит основной объем здания и стилистические особенности решения фасадов, конфигурация крыши, исторические материалы отделки фасадов и материал кровли. Здание начали расселять в 2010–2011 годах, но процесс затянулся. Часть жильцов отказывались добровольно освободить помещения, поэтому здание по факту оставалось бесхозным — ни бывшие собственники квартир, ни муниципальные власти не отвечали за его пожарную безопасность.
Само помещение, где спал Фаниль, обуглилось полностью. На полу тлели завалы мусора и дерева. К слову, этот мусор и останки некогда жилищ разбросаны по всему дому
Спасти здание могло бы появление инвестора. После пожара в 2020-м «БИЗНЕС Online» рассказывал, что восстановить объект планировала казанское ООО «Елизар-Ар» Александра Бельковича и Булата Хуснуллина. Согласно данным из открытых источников, общество занимается арендой и управлением собственным недвижимым имуществом. В распоряжении редакции оказался проект реконструкции на 200 млн рублей, согласно которому здание могло стать автовокзалом с гостиницей и кафе. Хуснуллин тогда поделился с «БИЗНЕС Online», что пакет документов инвестпроекта находится на рассмотрении в исполкоме Казани. В пресс-службе исполкома тогда не подтвердили эту информацию. Из-за ограничений и обременений реализация предложенного инвестпроекта не представляется возможной, отмечали ранее в агентстве инвестиционного развития (АИР) РТ. Ведомство указывало, что городские власти пытаются снять указанные ограничения в судебном порядке. С тех пор новостей не было.
В марте 2022 года на ситуацию с Соболевскими номерами обратила внимание прокуратура Вахитовского района Казани. Надзорное ведомство изучало, как соблюдаются требования законодательства об объектах культурного наследия, и обнаружило следующее: консервация объекта до сих пор не выполнена, сам объект не огорожен, в результате чего «туда беспрепятственно проникают посторонние лица». В прокуратуре подсчитали, что с 2019 года в жилом доме, построенном во второй половине XIX века, произошло 7 пожаров и иных чрезвычайных происшествий. Для устранения нарушений прокуратура вносила представление в адрес руководителя исполкома Казани, но недочеты не устранили. После этого прокуратура обратилась в Вахитовский районный суд Казани с иском к исполкому об обязании устранить выявленные нарушения в принудительном порядке.
Иван Гущин: «Это объект капитального строительства, но в то же время не памятник: его, условно говоря, за рубль не передашь»
«БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу исполкома Казани. Там уточнили, что потенциальных инвесторов реконструкции вело агентство инвестиционного развития (АИР) Татарстана, а эскизы объекта на согласование в управление архитектуры не поступали. Статус здания не поменялся, это исторически ценный градоформирующий объект, отметили в исполкоме.
Проблемы в реализации инвестпроекта могут быть связаны с вопросом передачи здания инвестору, ранее говорил председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин. «Это объект капитального строительства, но в то же время не памятник: его, условно говоря, за рубль не передашь. Может быть, мешает какая-то правовая коллизия, приходится искать механизмы, которые позволят это сделать», — рассуждал он. В понедельник Гущин рассказал, что слышал, что якобы здание могут передать в собственность Госжилфонда при президенте РТ. Напомним, именно ГЖФ курирует программу расселения аварийного жилья в республике. Информации о передаче здания в собственность Госжилфонда нет, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ведомства. Получается, что пока за состояние исторического объекта и его безопасность отвечает Фаниль из Буинска.
«Фактически здание продолжает оставаться живым. Там последнего жителя выселили несколько лет назад»
«Металлическими листами закрыли окна и проходы, но их мгновенно сняли»
«Причина банальная — нет денег», — объясняет так и не начавшуюся реконструкцию Соболевских номеров автор телеграм-канала «Архитектурасы» и защитник старины Ян Гордеев. «Фактически здание продолжает оставаться живым. Там последнего жителя выселили несколько лет назад. Я был там то ли прошлой, то ли позапрошлой зимой, там жили люди, были квартиры», — вспомнил эксперт в беседе с «БИЗНЕС Online». По его словам, прокуратура выдала предписание об устранении нарушений только для отчетности, на деле ничего не поменялось. «Металлическими листами закрыли окна и проходы, но их мгновенно сняли. Попасть в здание очень легко», — указал спикер.
«Для городских властей это очередная развалюха, головная боль, они бы с большим удовольствием ее снесли, просто нельзя, — объясняет Гордеев. — Я, с одной стороны, их (властей Казани — прим. ред.) аргументы понимаю. Если браться за реконструкцию, придется забирать деньги из программы ремонта детсадов, свободных средств нет. Должен быть инвестор. А где он? Его нет». По словам Гордеева, ходят слухи, что инвестору, который хотел взяться за реконструкцию здания, сказали, что это такое место, которое «лучше не трогать». Несмотря на регулярные пожары, значимое по своим масштабам и возрасту здание еще можно спасти, уверен собеседник. «Одна часть здания вообще не пострадала. Это очень сложное здание, там была и гостиница, был даже банк в свое время у Соболева. Здание длинное, и пострадала только одна часть», — уточняет он. Гордеев признался, что сегодня и сам побывал на месте ЧП: здание даже после всего того, что оно пережило, выглядит не худшим образом.
Проблема беззащитности здания и в его статусе, признала и. о. председателя татарстанского республиканского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталья Топал. «Он не памятник, и, конечно, нет ресурсов, чтобы к каждому исторически ценному градоформирующему объекту (ИЦГФО) приставили охранника с ружьем. У нас есть профильные организации, которые таким занимаются, это комитет, помощник президента, и городские власти, конечно, должны подобное отслеживать. Но таких ресурсов нет», — рассказывает она. По словам Топал, нужно в целом менять систему охраны исторических объектов. «Есть памятники федерального значения, республиканского, муниципального, и только по остаточному факту у нас идут ИЦГФО, они никак законом не охраняются», — говорит она. Очередной пожар — это знак того, что пора обратить внимание на здание, уверена Топал. ТРО ВООПИиК напишет в комитет РТ по охране культурного наследия, мэрию города и помощнику президента РТ Олесе Балтусовой письмо с просьбой обеспечить охрану объекта, добавила спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.