IMG_0474-111.jpg
Гайнуллин Василь: «Татнефтепродукт» работает только с проверенными временем поставщиками и только напрямую, без посредников. Заводы гарантируют качество своей продукции, им совсем неинтересно уронить свою репутацию»

«МЫ ПРОДАЛИ НЕ ПРОСТО БРЕНД…»

- Василь Ильясович, что за история с этими самарскими АЗС? «Татнефтепродукт» их купил?

- Нет, наша компания не является их владельцем, но мы продали им франшизу на наш бренд.

- И сразу сработала магия имени? Почему такой ажиотаж у автолюбителей?

- Мы не просто продали право носить наш бренд. Самарцы приняли наши жесткие требования по системе контроля за качеством реализуемого топлива. Оно, кстати, поставляется туда с наших нефтебаз.

- А в чем заключались эти требования?

- По условиям договора самарская компания принимает на свое вооружение нашу корпоративную систему контроля качества, которая сложилась у нас за долгие годы работы на топливном рынке. Причем сложилась в жестких условиях конкуренции. Эта система сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001:2008. А в 2008 году «Татнефтепродукт» стал лауреатом конкурса на соискание премий правительства Республики Татарстан за качество. Вот это – наша гордость (Гайнуллин показывает увесистую пачку стандартов и регламентов в сфере качества, разработанных в компании авт.). Здесь расписано все! Не зря на нашем примере учились и учатся другие операторы топливного рынка РТ.

- И эта система исключает неприятности наподобие той, когда позапрошлым летом в Татарстане из-за «бодяжного» бензина испортились двигатели сотен автомобилей?

- У нас это исключено. Давайте вспомним. В 90-е годы на розничный топливный рынок страны вышли новые игроки с сомнительным товаром. Появилось немало мини-НПЗ, на которых стали производиться промежуточные продукты, которые посредством компаундирования (смешения) доводились до определенной кондиции. Кое-где под видом дизельного до сих продают печное топливо.

Кроме того, на автозаправки завозился «левый» товар – суррогат с нефтехимических заводов, в основном прямогонный бензин. Октановое число его в лучшем случае достигает 60, но с помощью компаундирования его можно довести до 80 и 92. Но гарантии, что качество езды и сам мотор не пострадают, никакой!

В тех непростых условиях «Татнефтепродукт», возглавляемый генеральным директором Рустамом Сабировым, решил позиционировать себя за счет качества. В начале 2000-х годов была создана центральная аналитическая лаборатория, независимая от филиалов компании, где также есть свои лаборатории (их 7). Сейчас эта структура называется испытательным центром. В его составе - две лаборатории, одна из которых специализируется на испытаниях темных нефтепродуктов и смазочных материалов.

Сегодня система управления качеством в «Татнефтепродукте» отшлифована до мельчайших деталей. Расписана вся технология процесса, имеется все необходимое оборудование. «Татнефтепродукт» сегодня имеет устойчивый имидж надежной компании, в полной мере отвечающей за качество своего товара.

999.jpg
На каждой заправке «Татнефтепродукт» в доступном месте вывешен паспорт качества на те продукты, которые в этот день отпускаются. Здесь дотошный автомобилист узнает все параметры топлива

«НАЛАЖЕН МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА»

- Наверное, только крупные компании могут позволить себе содержать полноценную службу контроля качества?

- Безусловно, это дорогое удовольствие! А качество требует жертв. Но преимущество крупной компании не только в этом. Есть еще такой весомый аргумент - наличие собственных нефтебаз, что позволяет осуществлять многоступенчатый контроль качества нефтепродуктов, начиная с приемки, кончая отпуском. Самая крупная нефтебаза в составе холдинга – «Казаньнефтепродукт», здесь же находится центральная лаборатория компании.

Объекты, подобные этой нефтебазе, приравниваются к производителям. Ведь хранение – это не просто залил топливо в резервуары, а потом налил, сколько кому нужно. Есть свои строгие правила и непростая технология приема, хранения и отпуска, чтобы топливо - сложная и подвижная по составу субстанция - ни на долю процента не изменило своих свойств. Естественно, разные виды и классы топлива должны храниться каждый в отдельно для него предназначенном резервуаре. Лабораторный контроль ведут и за качеством хранящегося топлива, и непосредственно перед его отпуском.

- Как проверяется поставляемое вам топливо?

- Во-первых, отмечу, что «Татнефтепродукт» работает только с проверенными временем поставщиками – крупными нефтеперерабатывающими заводами Поволжско-Уральского региона – и только напрямую, без посредников. Заводы гарантируют качество своей продукции, им совсем неинтересно уронить свою репутацию. Завод-изготовитель сопровождает товар декларацией о том, что он соответствует всем нормам качества, либо сертификатом соответствия вкупе с паспортом продукции. Именно в паспорте прописаны основные параметры топлива и насколько оно отвечает требованиям технического регламента. Здесь же записано, какой контроль товар прошел на заводе, из какого резервуара налит.

- Может ли произойти подмена или разбавление топлива по пути следования цистерн от НПЗ?

- Этот фактор исключается современными одноразовыми пломбами, которые выходят из строя при любой попытке воздействовать на них (например, нагреть). Все они имеют единую сквозную нумерацию, а номера каждой записаны в сопроводительных документах.

В любом случае, даже если документы не вызывают сомнений и пломбы целы, на нефтебазе проводится приемо-сдаточный анализ поступившего топлива по нескольким обязательным параметрам. И только после этого принимается решение о его приемке. Если же вдруг что-то не так, есть какие-то сомнения, проводится более широкий анализ – с проверкой практически всех показателей.

Раньше нам не раз пытались протолкнуть топливо, по какому-либо параметру не соответствующее нормативам. Сейчас такие случаи встречаются все реже и реже.

777.jpg

Самая крупная нефтебаза в составе холдинга – «Казаньнефтепродукт», здесь же находится центральная лаборатория компании

«БЕНЗИН – ЭТО СЛОЖНАЯ СМЕСЬ…»

- Какие анализы проводят в лаборатории?

- Здесь для этого имеются разнообразные приборы и оборудование. Первым делом определяются плотность топлива и его фракционный состав. Ведь бензин - это сложная смесь в разных соотношениях. Благодаря определенному сочетанию компонентов получаются различные виды и классы топлив. Например, легкие фракции важны для холодного пуска двигателя зимой, средние и нижние хороши для форсажа и являются определяющими при езде на трассе… Еще должно быть однородным смешение топлива с воздухом и чтобы капельки при этом были самыми мелкими – для полноты сгорания. А для этого бензин должен иметь хорошую испаряемость. Еще он не должен оказывать вредного влияния на детали топливной системы, особенно резиновые.

Весь этот спектр свойств может разложить по полочкам центральная лаборатория. Есть специальные приборы для определения, например, октанового числа, содержания серы в топливе, содержания бензола и углеводородов и многого другого.

В последние годы выдвигаются на первый план экологические свойства топлива. Например, есть нежелательные металлосодержащие присадки. Когда с сентября 2011 года в стране были введены ограничения по содержанию монометиланилина (токсичная антидетонационная присадка для бензинов), для лаборатории тут же купили хроматограф, определяющий количество этого компонента.

В общем, ведется здесь серьезная кропотливая работа.

666.jpg

Наличие собственных нефтебаз позволяет осуществлять многоступенчатый контроль качества нефтепродуктов, начиная с приемки и кончая отпуском

- А если что-нибудь нехорошее с бензином произойдет по пути от нефтебазы до АЗС?

- Еще один залог качества - собственный автотранспорт, на котором топливо развозят с нефтебаз по заправкам. Здесь преимущество в том, что есть возможность контролировать весь процесс доставки (в том числе по спутниковой навигации), не допускать налива в автоцистерну, например, дизтоплива, если до этого она перевозила бензин.

Хотя бензовозы и свои, на АЗС проводят свой, дополнительный контроль при приемке топлива, с каждой автоцистерны оставляется контрольная проба. Она хранится еще сутки после окончания реализации этой партии и в случае претензии клиента забирается в лабораторию.

- А если «схимичат» работники самой заправки?

- И здесь налажен контроль. Все процессы на АЗС автоматизированы, компьютер выдает подробный сменный отчет, и в случае чего, можно вычислить, когда и кем произведено несанкционированное действие.

Наконец, в Контрольном управлении припасен еще один эффективный инструмент - мобильные группы, которые немедленно, в любое время суток могут выехать туда, откуда появился негативный сигнал. Эти группы приезжают и без вызова – для внезапных проверок. Да и центральная лаборатория работает 24 часа в сутки. Внезапные проверки - это мощный сдерживающий фактор, чтобы ни у кого не было никакого соблазна.

888.jpg
«Татнефтепродукт» в Казани реализует бензин «Премиум-95 Эко» четвертого класса. Его преимущества ценят владельцы авто с форсированными двигателями, когда при небольшом объеме камеры сгорания удается выжать больше «лошадок»

КАКОЙ БЕНЗИН ЛУЧШЕ?

- Среди автомобилистов любимой темой являются рассуждения о том, бензин с какого НПЗ лучше...

- Эти разговоры бессмысленны, если не уточнять, о каком именно виде топлива и его классе идет речь. «Татнефтепродукт» работает со многими НПЗ, и принципиальной разницы между аналогичными топливами от разных заводов мы не видим. Согласно последним требованиям, продавцы должны сообщать клиенту не только октановое число бензина, но и его класс. Скажем, 92-й раньше ограничивался только вторым классом, а теперь он может быть и третьего, и четвертого классов, и цена их разная. Если где-то бензин дешевле, значит (если это не «левый» товар) он классом ниже, но продавец об этом скромно умалчивает. У серьезных же компаний, таких как наша, класс указан непосредственно на топливораздаточных колонках и в чеках, выдаваемых клиентам.

Кроме того, на каждой заправке в доступном месте вывешен паспорт качества на те продукты, которые в этот день отпускаются. Здесь дотошный автомобилист узнает все параметры топлива.

К сведению, бензину второго класса отпущен срок жизни на российском рынке лишь до конца 2012 года. «Татнефтепродукт» пошел еще дальше: этой весной компания собирается выпустить на рынок «Регуляр-92 Эко». Это новый вид топлива, имеющий лучшие моющие свойства и экономичность.

- А есть ли разница между 92-м и 95-м бензином?

- Сейчас в Казани «Татнефтепродукт» реализует бензин «Премиум-95 Эко» четвертого класса. Его преимущества ценят владельцы авто с форсированными двигателями, когда при небольшом объеме камеры сгорания удается выжать больше «лошадок». Это особенно ощутимо на трассе, когда для достижения любимой скорости меньше «топишь» педаль акселератора и, следовательно, меньше жжешь бензина. За счет этого нивелируется разница в цене с 92-м.

К сведению, нельзя заливать в бак бензин ниже классом, чем заявлено автозаводом: это увеличивает расход топлива и снижает срок службы мотора. Одним словом, скупой платит дважды.

Глеб Царьков

Справка

«Татнефтепродукт» ведет свою историю с июля 1918 года и сегодня является крупнейшей топливной компанией в Татарстане, занимая 25% автозаправочного рынка республики. Его 161 АЗС и 21 АГЗС расположены в 39 из 43 районов Республики Татарстан и соседних регионах РФ (Ульяновская область, Марий Эл, Самарская область, Чувашия, Кировская область). В структуру компании входят также 12 нефтебаз от Казани до Бугульмы и от Буинска до Агрыза с емкостным парком из 271 резервуара общей вместимостью 265,1 тыс. куб. метров.