ЗАПРЕТ ПОДВЕСОВ УВЕЛИЧИЛ ИНВЕСТИЦИИ

Как рассказал корреспондентам «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗАО «Казгорсеть» Ильдар Нургалеев, компания начинает свое развитие в Казани с нуля и самостоятельно строит подземную кабельную канализацию. Что само по себе достаточно смелое решение, учитывая, что большая часть подземной канализации в столице Татарстана принадлежит «Таттелекому», который предлагает основным участникам арендовать место в них.

«Это связано с позицией городских властей Казани в связи с повышением требований к эстетике города (имеется в виду запрет на подвесные сети - ред.). Подземную кабельную канализацию мы пока строим сами, в будущем надеемся оказывать и получать услуги по использованию этих коммуникаций на условиях обмена или на денежной основе, - рассказывает руководитель компании. - Объем инвестиций в 2012 году в создание сети в Казани составит 1 миллиард рублей. Изначально сумма была меньше, но были внесены поправки из-за прокладки кабельной канализации, увеличив объем инвестиций на 15 процентов. Если говорить по себестоимости, то 1 километр подземной канализации стоит примерно 1,5 миллиона рублей».

УФИМСКИЕ ГОСТИ

Решение о выходе на казанский рынок было достаточно взвешенным и продуманным. «Операторов много, но уровень услуг связи все-таки не дотягивает по отношению к тому высокому уровню, который занимает Казань в России. Мы надеемся повысить этот уровень и обеспечить казанцев отличными услугами связи», - говорит Нургалеев.

В частности, в цифровом пакете телевидения «Казгорсеть» намерена предложить 90 каналов, в аналоговом – 60, а для интернет-услуг предусмотрено три безлимитных тарифа - от 100 мегабит до 20 мегабит.

Топ-менеджмент компании – выходцы из башкирского интернет-провайдера «Уфанет», но, по их словам, «Казгорсеть» не является его дочерним предприятием. Согласно данным СПАРК, единственным учредителем компании (уставный капитал - 100 тыс. рублей) является физлицо - Нафиса Камалова.

Сейчас КГС ведет прокладку кабельной канализации в районе Горки-1. Что касается количества абонентов, то в компании эту тему обходят. Из инсайдерских источников известно, что в планах к концу года к услугам оператора подключить более ста тысяч квартир, а в 2013 году компания планирует пойти в другие города Татарстана.

nurgaleev.jpg
Ильдар Нургалеев: «Один километр подземной канализации стоит примерно 1,5 миллиона рублей»

ПО ТРИ ПРОЦЕНТА В ГОД

Участники рынка достаточно осторожно оценивают перспективы нового игрока. Так, по словам директора филиала ОАО «Ростелеком» в РТ и директора «Телесет» Романа Шайхутдинова, основными игроками в данном сегменте в Казани являются «Эр-Телеком» (доля рынка - 36 - 37%), «Таттелеком» (25%), ГК «Телесет» (19%), «Вымпелком» (6%), ТВТ, затем идут относительно небольшие операторы (МЭЛТ, «Ситиком»). «Если «Казгорсеть» с такими амбициями - в более сотни тысяч подключенных квартир - планирует покрыть до трети города, то думаю, что займет до 9 процентов рынка в течение ближайших трех лет», - говорит представитель «Телесета».

Другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным, добавляет, что сегодня в Казани больше запретов и ограничений по строительству, чем в других городах или регионах. «Здесь дело не в готовности новой компании финансировать свой проект, а в согласовании с Татарстаном работ по прокладке своей кабельной канализации, - говорит собеседник. - По окупаемости инвестиций есть много факторов, и сумма в 1 миллиард рублей никого уже не удивляет. Главный вопрос в том, в течение какого времени окупятся эти инвестиции и какой будет политика – по подключению в указанных районах Казани новых абонентов или по переподключению существующих, подключенных к другим операторам».

ПОДЗЕМНЫЕ КОММУНИКАЦИИ УВЕЛИЧАТ СРОКИ ОКУПАЕМОСТИ

Роман Шайхутдинов - директор филиала ОАО «Ростелеком» в РТ и директор «Телесет»:

- Российский рынок характеризуется перегретыми ожиданиями акционеров, которые, создавая компании, думают, что рост рынка будет бесконечным. Это не так, потому что в Европе, например, предприятия связи работают по близким к нам тарифам, даже более высоким, при этом их прибыльность в процентах меньше, чем российских операторов. Мы дойдем до какой-то точки в демпинговой погоне с появлением новых игроков, до того, что маленькие игроки умрут, не выдержав нагрузки, нехватки денежных средств и операционных расходов. И реально уровень сервиса у каждого из операторов в Казани, Набережных Челнах сопоставим по качеству. Сказать, что у кого-то сильно плохо или хорошо, нельзя. У каждого есть свои минусы и плюсы, кто-то сильнее. Думаю, что "Казгорсеть" займет какую-то долю рынка, это очевидно.

Марат Шакиров - директор МТС в Татарстане:

- Ситуация на телекоммуникационном рынке Татарстана сегодня такова, что преимущество получают операторы, которые могут предложить максимальное количество телекоммуникационных сервисов. Новому провайдеру кабельного ТВ и интернета придется конкурировать с ведущим федеральным универсальным оператором связи и крупными региональными провайдерами не только по техническим параметрам и количеству предоставляемых сервисов, но и по качеству и стандартам обслуживания, которые в Татарстане находятся на очень высоком уровне. К тому же, строительство новой сети придется вести строго с использованием подземных коммуникаций, что значительно увеличит сроки ее окупаемости.

Рустам Гареев - коммерческий директор филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Казани (бренд «Дом.ru»):

- Интернет-рынок Казани, как и республики в целом, в настоящее время сформирован. Времена взрывного роста прошли, уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в интернет приблизился к европейским показателям. По нашим оценкам, в 2011 году процент проникновения ШПД в Казани превысил 73 процента (для сравнения: процент проникновения этой услуги в среднем по стране – около 40 процентов). Провайдеры работают по стандартной европейской модели, которая предполагает рост скоростей доступа в интернет и количества дополнительных сервисов при сохранении абонентской платы. Как правило, варьируется только стоимость акционных предложений.

Конкуренция на телеком-рынке будет усиливаться, ее ключевыми игроками останутся федеральные операторы, включая «ЭР-Телеком», и локальные игроки. С выходом на рынок новых компаний воздействие на потенциальных и действующих абонентов будет усиливаться, появятся новые привлекательные предложения. Пользователи могут ожидать улучшения качества услуг и уровня технического сервиса, инноваций в рамках базовых телеком-услуг. Дальнейшее изменение абонентской базы операторов будет происходить в основном за счет переключения абонентов от конкурентов. Чтобы завоевать их доверие, оператор должен четко позиционировать бренд, обеспечивать стабильно высокое качество услуг и уровень сервиса – это необходимые условия для успеха как признанных лидеров рынка, так и новичков.