На этой неделе кряшены отмечают Петров день, более известный как Питрау, который называют «кряшенским Сабантуем». Это один из самых почитаемых в Татарстане и других регионах, где живут крещеные татары, праздников. Главный праздник — в Мамадышском районе — пройдет в субботу. Специально к этому событию наша редакция приурочила выход нового рейтинга, продолжающего цикл повествований о народностях Татарстана. До этого мы неоднократно рассказывали о главных героях православных и мусульман РТ и РФ, публиковали рейтинги VIP-персон среди татар, евреев… На этот раз «БИЗНЕС Online» рассказывает о лидерах кряшенского сообщества.
Споры о том, кто такие кряшены, до сих пор не утихают как в общественном сознании, так и в научных дискуссиях
Кто такие кряшены и сколько их?
«БИЗНЕС Online» традиционно поздравляет культурные, национальные и конфессиональные сообщества с их главными праздниками и составляет рейтинги самых видных деятелей, например, православных — ко Дню Казанской иконы Божией Матери, мусульман — к Курбан-байраму, а с прошлого года список пополнили ярчайшие представители еврейской диаспоры — как раз к Хануке. Нам показалось несправедливым, что обделенным осталось сообщество кряшен — одно из самых многочисленных в Татарстане.
Споры о том, кто такие кряшены, до сих пор не утихают как в общественном сознании, так и в научных дискуссиях. Назвать их просто крещеными татарами было бы, с одной стороны, не совсем верно — у кряшен возникнут отторжение и обида за принижение их статуса и самобытности. С другой стороны, у серьезных исследователей язык не повернется найти иную формулировку — ученые придерживаются версии крещения части татар после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства.
Сами же кряшены будут доказывать, что они проживали на территории современного Татарстана еще до этих событий и корнями восходят к древним булгарам, среди которых якобы были христиане.
Можно, конечно, использовать термины «старокрещеные» и «новокрещеные татары», как писал в свое время известный кряшенский миссионер, создатель алфавита Николай Ильминский. Но здесь опять же все упирается в религию. Многие кряшены считают себя отдельным субэтносом, отличающимся от татар не только вероисповеданием. Споры продолжаются и вокруг кряшенского старотатарского языка — многие исследователи утверждают, что кряшенского языка, отдельного от татарского, не существует.
Поэтому первая оговорка — нашей редакции хотелось бы оставить все эти споры за скобками данного материала и взглянуть на феномен кряшен со стороны. Мы не употребляем термин «этнос», а только «община» или «сообщество». Акценты мы делаем на персоналиях, конкретных людях и знаковых фигурах среди кряшен.
Методология составления рейтинга остается традиционной. Мы опросили экспертов как в самой общине, так и знакомых с ее устройством со стороны. В числе опрошенных оказались представители общественной организации кряшен Татарстана, православного духовенства, ученые, чьи имена известны в республике. Сначала мы просили экспертов назвать кандидатов на включение в рейтинг, после чего предлагали ранжировать их по авторитету и влиянию как внутри кряшенского сообщества, так и на уровне республики в целом.
Возможно, для кого-то бо́льшая часть представленных в рейтинге фамилий покажется незнакомой. И здесь наша вторая оговорка. Кряшенская община на фоне основных этнических групп Татарстана малочисленна и в каком-то смысле закрыта. Согласно данным переписей населения, в 1926 году в СССР численность кряшен составила свыше 101 тысячи. Но в 2002 году в России их насчитали только порядка 25 тыс., из которых 18 тыс. проживали в Татарстане. В 2010 году численность кряшен вдруг выросла до 35 тыс. в России, из них 30 тыс. в республике. Сами кряшены заявляют, что эти показатели очень сильно занижены, вспоминая, как однажды председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин называл цифру в 200 тыс. кряшен. От некоторых экспертов наш корреспондент и вовсе услышал цифру в 350 тыс. кряшен.
Кряшены выделяются фамилиями. Если фамилии русские, то, как правило, отыменные: Иванов, Петров и т. д. Но есть и характерные кряшенские фамилии, которые произведены от татарских прозвищ. Например, если встретите человека с фамилией Токарликов, Тукранов, Чеклауков или Аксаков, то, скорее всего, перед вами кряшен. «Тукран» со старотатарского переводится как дятел, «токарлик» — куропатка, «аксак» — хромой, «чеклаук» — орех. Часто в одном роду происходит дублирование русско-татарских фамилий. То есть в одной семье может встречаться как фамилия Тукранов, так и Дятлов, у семьи Чеклауковых могут быть родственники с фамилией Орехов или Орешкин.
Второй способ узнать о кряшенских корнях чуть сложнее. Связан он с антропологическими особенностями. К примеру, елабужские кряшены отличаются от чистопольских. «Вот чуваша по антропологии можно определить — у них высокие скулы и глаза раскосые немного. Удмурты — рыжие, конопатые, круглолицые, и глаза такие с прищуром, — рассказывает один из экспертов. — Кряшены больше славянского типа: и не удмурты, и не марийцы, и не чуваши, хотя на последних больше похожи. Кряшены не рыжие — светловолосые, русые».
Причин резкого уменьшения численности кряшен со времен раннего СССР и до начала нулевых несколько: с одной стороны, запись в документах в качестве татар, с другой — нежелание части народности идентифицировать себя с кряшенами по тем или иным причинам (чаще по бытовым, нежели политическим). Такие в эпоху интернета получили неофициальное название «криптокряшены». О них мы также поговорим в рамках нашего рейтинга.
Безусловным лидером кряшенского Татарстана эксперты единогласно назвали гендиректора АО «Холдинговая компания «Ак Барс» Ивана Егорова
Кряшенский лидер нового формата
Безусловным лидером кряшенского Татарстана эксперты единогласно назвали гендиректора АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Ивана Егорова. Самый богатый депутат Госсовета РТ уже более 15 лет возглавляет региональную общественную организацию кряшен. Егорова называют лидером кряшен нового формата. Он возглавил сообщество в переломный момент.
Чтобы понять место Егорова в процессе становления самосознания кряшен, необходим небольшой экскурс в историю. До революции кряшен никак не выделяли, поскольку царские власти официально считали всех прихожан РПЦ русскими. В советские годы тенденция продолжилась — кряшены, как и многие малые народности, попали в «плавильный котел». После 1926 года советская власть взяла курс на «укрупнение» национальностей. В итоге в советском паспорте записаться кряшеном стало нельзя — либо русским, либо татарином. На рубеже веков наравне со всеми остальными этнокультурными общностями у кряшен стало просыпаться национальное самосознание.
На фоне мощного подъема татарской идентичности на основе ислама не обошлось без попыток «записать» кряшен в татары. Кряшены, в свою очередь, стали подчеркивать свою самобытность вплоть до отрицания этнических и языковых связей с татарами. Особенно остро кряшенский вопрос встал во время переписи 2002 года. «Не хотели записывать кряшенкой, — вспоминает один из наших экспертов. — Сказали, что нет такой [национальности] — мол, записывайтесь или татаркой, или русской. Я вообще не стала записываться». Разрозненное по районам кряшенское движение поначалу игнорировалось властями Татарстана, но в итоге их заявления о своей самобытности оказались услышаны Казанью — решено было создать официальную общественную организацию кряшен Татарстана, во главе которой и встал Егоров.
«Предлагали многим, — говорит один из наших собеседников, — но они же отказались». Егоров согласился. «Его попросили [взять кряшен под свою опеку], — рассказывает другой эксперт, отмечая следующее. — При этом и в нем что-то проснулось. Его так просто не заставишь. Видимо, был какой-то все-таки разговор с руководством, что надо бы взяться и навести порядок». Сам же Егоров в одном из своих немногочисленных интервью утверждал, что поддержать движение попросили «его друзья из кряшен».
Это был 2007 год. После оформления общественной организации среди определенной части кряшен поползли слухи, что созданное объединение абсолютно карманное, мол, руководство делает только то, что спускают ему власти. Возникали склоки внутри кряшенской общины — часть радикализировалась, намереваясь биться до последнего за статус отдельного от татар этноса. Другая часть обвиняла первых в искусственном разжигании конфликта и преследовании корыстных целей и т. д. «Это было похоже на битву Дон Кихота с ветряными мельницами», — вспоминает наш собеседник. В спорах победила ортодоксальная часть движения во главе с Егоровым, нацеленным на этнокультурное развитие кряшен в тесном сотрудничестве с властями республики. Проигравшие со временем отошли на задний план, а Егоров набрал политические очки, в 2009 году впервые избравшись депутатом Госсовета РТ.
Авторитета Егорову не занимать. Кряшены с каким-то даже благоговением относятся к его десантному прошлому в Афганистане в 1979–1981 годах, за что тот был удостоен ордена Красной Звезды. На боевые заслуги Егорова обращают внимание все опрошенные эксперты, ставя их в каком-то смысле даже выше его хозяйственных достижений, хотя деловых качеств и обширных связей в правительстве РТ тому, конечно, не занимать. С приходом Егорова в общину (он же ее главный спонсор) кряшенская культура обрела второе дыхание.
Восседать на второй строчке нашего топа эксперты определили главу Мамадышского района Анатолия Иванова (слева)
Кряшенские главы
Восседать на второй строчке нашего топа эксперты определили главу Мамадышского района Анатолия Иванова. Этот район считается одним из опорных для кряшенского движения — уже несколько лет там проводится главный республиканский Питрау (т. е. Петров день), оттуда родом и Егоров. Собственно, «кряшенский сабантуй» Егоров и возрождал бок о бок с Ивановым. Непотопляемый уже почти два десятилетия мамадышский хуҗа — кажется, один из немногих глав, кто беззаветно верен своим корням. Иванов стоял у истоков общественной организации кряшен Татарстана, был в числе ее учредителей и всегда выделялся своей безраздельной поддержкой общины. «Он душа кряшен. Очень теплый человек. Удивляет, как он все успевает. По всем деревням ездит, ни одно мероприятие не пропустит. На празднике Петра он, конечно, главное действующее лицо», — отмечает один из наших собеседников.
Это один из самых почитаемых праздников кряшен, истоки которого восходят как к исконно православным, так и языческим традициям. В Татарстане праздник имеет статус республиканского и проходит под эгидой ассамблеи народов РТ.
По православным обычаям, в этот день прославляются апостолы Петр и Павел как «благочестивые истинные проповедники», «имущие ключи царствия». Считается, что именно 12 июля Петра распяли в Риме, а Павлу отрубили голову.
В ночь на Петров день принято проводить народные гуляния. Молодые люди идут на возвышенное место за пределы своей деревни и там дожидаются восхода солнца. Поэтому одним из ключевых символов Питрау и является солнце, другой знаковый элемент праздника — качели. Принято считать, что в этот день обычно начинает холодать, мол, солнце разворачивается к зиме, трава перестает расти, а птицы — петь. В Петров день посещают кладбища и приносят на могилы угощения с нового урожая. После 12 июля нельзя собирать банные веники, но с этого дня начинается традиционный покос.
«Вроде чествование святых апостолов Петра и Павла, но, с другой стороны, это обернулось в летние гуляния, что очень похоже на Сабантуй по своей сути. В Питрау тоже проводят конкурсы разные, силовые состязания, скачки — очень похоже на Сабантуй. Вот были у кряшен народные летние гуляния, и они как-то переложились на христианский праздник Петра и Павла. У кряшен вся религия такая синкретическая, словно мозаика», — отметил один из наших экспертов.
В заслугу Иванова другой наш собеседник ставит то, как глава района помогает строить монументальный Троицкий храм в центре Мамадыша, в котором он станет самым высоким зданием (33 м). Помимо крепких кряшенских корней, важную роль играют также обширные связи Иванова, которые простираются далеко за пределы Татарстана. Как известно, его дочь замужем за племянником бывшего вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, чьи позиции, правда, подорвала специальная военная операция, которую нынешний глава международной шахматной федерации не поддержал.
На положении самого Иванова вся эта история, впрочем, никак не сказалась. Ему по-прежнему удается привлекать в район большие инвестиции, Мамадыш — лидер в Татарстане по количеству выигранных федеральных грантов. Иметь в своих рядах такого тяжеловеса, как Иванов, который, кстати, едва не ушел в Госдуму, явно на руку кряшенской общине.
Чуть менее активен, но не менее уважаем в общине глава Кукморского района Сергей Димитриев
Наиболее заселенными кряшенами считаются Мамадышский, Кайбицкий, Заинский, Кукморский, Елабужский районы, а также Набережные Челны, Нижнекамск и Казань. Иванов не единственный кряшенский глава района РТ в нашем рейтинге. Чуть менее активен, но не менее уважаем в общине глава Кукморского района Сергей Димитриев (4). «Хоть и молодой еще глава, но очень деятельный. Если надо собраться кряшенам, он тут как тут. Для него эта тема очень важна лично», — отмечает один из наших экспертов. Не так давно Димитриев наравне с Ивановым вошел в состав правления общественной организации кряшен.
Однако далеко не все кряшены – главы районов активны на этнокультурном поприще. Стоит отметить главу Зеленодольского (в недалеком прошлом — Лаишевского) района Михаила Афанасьева (10). Он, по словам всех опрошенных нами экспертов, по происхождению кряшен, но старается этого не афишировать. «Афанасьев немного боится своего кряшенства. Возможно, думает, что это может помешать карьере, — замечает один из наших собеседников, добавляя с нотками легкой обиды: — Приглашают на все мероприятия, он везде участвует, но рвения не проявляет». За такую общественную пассивность эксперты поместили главу Зеленодольска лишь на 10-ю строчку нашего рейтинга. Повыше определили его бывшего коллегу по цеху Геннадия Емельянова (6), но это скорее благодаря его высокому статусу — все-таки член Совета Федерации от Татарстана, который 9 с лишним лет вел Елабужский район к светлому будущему. «Не особо афиширует свое кряшенство», — отзываются о Емельянове опрошенные эксперты.
Белоусову можно считать с небольшим преувеличением «мамой общины». Она стояла у ее истоков
Духовные лидеры и «исполнительный директор»
На третье место нашего рейтинга влиятельных кряшен собеседники поместили Людмилу Белоусову — руководителя исполкома республиканской общественной организации кряшен и, по сути, правую руку Егорова. Если последнего называют либо отцом кряшенской общины, либо ее идеологическим лидером, то Белоусову можно считать с небольшим преувеличением «мамой общины». Она стояла у ее истоков. До работы в общественной организации продолжительное время трудилась в кряшенской газете в Набережных Челнах, где и приобрела большинство важных знакомств по всем «кряшенским» районам Татарстана. В свое время даже пыталась сформировать региональный центр, который бы объединял кряшен Удмуртии, Башкортостана (да, там тоже есть кряшены, например в Бакалинском районе) и Татарстана, но не пошло.
За широту своих контактов Белоусова, как никто другой, подходила на роль своего рода исполнительного директора движения кряшен. В 2019 году, после продолжительных дискуссий, республика выделила кряшенам здание в Казани по адресу: ул. Худякова, 11. В нем расположился культурный центр имени кряшенского поэта Якова Емельянова, который возглавила Белоусова. На ее плечах — многочисленные научные конференции, круглые столы, культурные мероприятия, концерты, что проходят на базе нового центра. До этого кряшенская община долгое время ютилась либо в Доме дружбы народов РТ, либо в храме Тихвинской иконы Божией Матери. Последний, кстати, расположен прямо через дорогу от открывшегося центра.
Тихвинский храм последние несколько десятилетий считается одним из главных духовных центров кряшен, чьи существование и самобытность неразрывно связаны с православием. Поэтому если говорить о кряшенской общине, то особое место в ней всегда занимали и будут занимать не столько светские руководители, сколько ее духовные окормители. «На одной культуре, на одних песнях и танцах кряшены не сохранятся как самобытный этнос. Без самобытного православия, религиозной жизни народность не сохраняется», — отмечает один из наших экспертов.
Почти четверть века главным духовным окормителем кряшен был отец Павел (Павлов), возродивший из руин Тихвинскую церковь и все эти годы исправно служивший в ней на кряшенском языке. По своим достижениями и авторитету он вполне мог занять одну из первых строчек нашего топа. Но три года назад отца Павла не стало, а достойной замены, как оказалось, ему не нашли до сих пор.
Формально духовным лидером кряшен от Татарстанской митрополии РПЦ был поставлен отец Алексей (Колчерин)
Формально духовным лидером кряшен от Татарстанской митрополии РПЦ был поставлен отец Алексей (Колчерин) (8). Сегодня он настоятель Тихвинского храма, довольно влиятельный батюшка, кряшен по отцу, не раз входивший в первую десятку наших рейтингов православных деятелей Татарстана. За два с лишним года служения в кряшенском храме местные прихожане его в целом приняли, хотя первое время относились (а часть продолжает относиться) с недоверием. Единственному доктору богословия в Казанской духовной семинарии, молодому ученому мужу пока с трудом дается служба на кряшенском диалекте (отцу Алексею порой приходится пользоваться «синхронным переводом» молитвослова), не говоря уже об общении с возрастной паствой. Раньше Колчерин служил в Тихвинском приходе на пару с отцом Владимиром (Ивановым) (9), которого митрополит Феофан выдернул из Мамадышского благочиния специально тому в помощь. Он взял на себя неформальную часть общения с паствой и служение на кряшенском диалекте. Но после того, как отец Алексей более или менее освоился, отца Владимира перевели в кряшенский приход деревни Ципья Балтасинского района. Отца Алексея приняли в целом хорошо в Тихвинской церкви. «Человек образованный, высокодуховный, интеллигентный», — так характеризуют его сами прихожане. Но ему еще предстоит окончательно освоиться.
Наряду с Колчериным эксперты отметили и других, может быть, менее влиятельных, но принимаемых всеми кряшенами батюшек. В их числе, например, отец Димитрий (Сизов) (5) — настоятель кряшенского храма Святого Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района. В целом кряшенских приходов на весь Татарстан зарегистрировано порядка 30 — это в общей доле 6–8% от всех приходов республики. Но не все они функционируют: где-то все еще на стадии строительства храма, где-то не хватает священнослужителей, что в целом проблема всей митрополии: храмы есть, но служить в них некому. В итоге постоянные богослужения на кряшенском наречии ведутся только в 6 храмах Татарстана. Из-за ужасной нехватки кадров священнослужителям приходится служить попеременно на приходах, колеся по районам. Один из тех, кто в этом преуспел, — отец Димитрий, который в одиночку окормляет кряшен Пестречинского, Мамадышского и Рыбно-Слободского районов. Но и это не главная заслуга батюшки, учитывая, что в последнее время ездить стал реже из-за серьезной болезни. Отец Димитрий известен своим доскональным знанием кряшенского диалекта татарского, а потому к нему часто обращаются за переводами, редактированием молитвословов, акафистов и т. д.
Единственный, кто в этом знании с ним может конкурировать на равных, — это отец Павел (Чурашов) (7), благочинный Алексеевского района, настоятель прихода Святителя Алексия, храма Воскресения Христова. Это авторитетный кряшенский батюшка из семьи священников. Его отец — Варлаам (в миру Михаил Чурашов) — известный в республике переводчик на кряшенский язык богослужебных книг. Сам отец Павел уже около 30 лет служит в церкви (правда, преимущественно в русских приходах). Отца Павла описывают как весьма активного и деятельного священника, чье имя лично знают в высших эшелонах власти республики. «По кряшенским вопросам ни одного серьезного решения без его совета другие батюшки не принимают. Очень авторитетный человек для духовенства», — описывают влияние отца Павла эксперты.
«Вы знаете, меня часто спрашивают, считаю ли я себя татарином. Я кряшен, но я же не утверждаю, что у меня корни не татарские», — так в одном из интервью рассказывал о себе сам Георгий Ибушев
Активисты движения
Основной список нашего рейтинга открывают активные функционеры общины и медийные представители кряшенского этноса. Один из первых в этом смысле — известный российский певец, солист «Татфилармонии» Георгий Ибушев (11). «Вы знаете, меня часто спрашивают, считаю ли я себя татарином. Я кряшен, но я же не утверждаю, что у меня корни не татарские», — так в одном из интервью рассказывал о себе сам Ибушев. Сейчас 64-летний заслуженный артист России и Татарстана в каком-то смысле на почетной пенсии, на которой не забывает о своих корнях. «Одно слово — звезда. Ни один из кряшенских концертов без него не проходит», — рассказывают наши собеседники, причисляя Ибушева к числу ветеранов кряшенской общины.
Практически в одном ряду с ним расположились и другие старожилы движения — прежде всего это кряшенские лидеры в Закамье. В их числе глава кряшенской общины Набережных Челнов Виталий Агапов (12) и руководитель этнографического культурно-просветительского общества «Кряшен» в Нижнекамске Тамара Багаутдинова (13). Агапов стоял у истоков республиканской организации кряшен, будучи в свое время одним из ее учредителей. Ведет, как рассказывают собеседники, активную культурно-просветительскую и миссионерскую деятельность начиная от своего Заинского района, где в родной деревне Савалеево за свой счет построил церковь, заканчивая Челнами, где сейчас помогает строить кряшенский храм в честь иконы Богоматери «Неупиваемая чаша». «Багаутдинова — незаменимый руководитель нижнекамских кряшен с огромным авторитетом. Она уже 30 лет тянет эту лямку», — рассказывают эксперты, как той удалось сформировать одно из самых деятельных из 20 отделений кряшенского движения Татарстана. Ей в этом лишь немного уступает другой функционер общины — Степан Спиридонов (18), который руководит одновременно мамадышским филиалом общественной организации кряшен и местным райотделом культуры. Проведение Питрау — непосредственно его рук дело.
Особняком в нашем рейтинге эксперты разместили, казалось бы, неожиданную для татарстанских кряшен фигуру. Это зампрокурора Санкт-Петербурга Иван Еремеев (14). Но ничего удивительного здесь нет. По словам наших собеседников, он из мелекесских кряшен. До своего перевода в Северную столицу трудился в камской транспортной прокуратуре, потом — в елабужской прокуратуре. В свое время ходили разговоры, что его готовили на смену прокурору РТ Кафилю Амирову, чего в итоге так и не осуществилось.
Продолжая часть рейтинга, посвященного активистам кряшенской общины, следует упомянуть двух перспективных молодых ее представителей. Первый — Артур Поляков (15), директор фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек», второй — Алексей Дмитриев (17), руководитель молодежного отделения организации кряшен РТ «Бэрэкэт». Ансамбль «Бермянчек» считается визитной карточкой кряшен, финансируется республикой, часто приглашается на различные выступления, а не так давно еще и обзавелся собственным домом в Казани, на улице Спартаковской — в здании бывшего районного ФМС. Дмитриев же в кряшенской общине всего три года, но за это время успел зарекомендовать себя как весьма активный и деятельный молодежный лидер. «Он главный генератор идей», — отмечает один из наших собеседников.
«О нем говорят: „Он наш Ленин“. Очень много трудов написал о кряшенах. Основал „Бермянчек“, создал концепцию ансамбля. Он и педагог, и этнолог, и ученый. Всю свою жизнь кряшенам служил», — так описывают эксперты Геннадия Макарова (16) — еще одного активиста кряшенского движения. Макаров известен прежде всего своими трудами по систематизации кряшенского фольклорного наследия. Сегодня его часто можно встретить в центре Казани, на улице Худякова, за работой над традиционными думбрами или в консерватории за обучением молодежи игре на народных музыкальных инструментах. И если имя Макарова всплывает повсеместно, то о другом «ученом» представителе кряшен вспоминают в общине куда реже. Речь о 65-летнем доценте Казанского университета Николае Максимове (20), посвятившем свою жизнь изучению татарского языка и разработавшем впоследствии современную методику его преподавания.
«О нем говорят: «Он наш Ленин». Очень много трудов написал о кряшенах. Основал «Бермянчек», создал концепцию ансамбля. Он и педагог, и этнолог, и ученый. Всю свою жизнь кряшенам служил», — так описывают эксперты Геннадия Макарова — еще одного активиста кряшенского движения
Чете Дунаевых (19) — Николаю и Татьяне — опрошенные эксперты отводят особое место. Это ветераны кряшенского движения. Татьяна в свое время была одним из учредителей общественной организации кряшен, много лет преподавала в воскресной школе при Тихвинском храме, совмещая с основной работой в КазГИКе. Ее супруг Николай — известный российский актер и театральный педагог, заслуженный артист РФ. Сейчас чету Дунаевых редко можно встретить на мероприятиях кряшенской общины, в последнее время уже подводит здоровье. Но, несмотря на это, оба все еще пользуются большим уважением и авторитетом среди ее членов.
Снискал почтение и другой ветеран движения, о котором говорят: «Он больше всех пострадал за кряшен». Речь об Аркадии Фокине (21) — одном из лидеров кряшен в прошлом, популяризаторе культуры и представителе той самой оппозиции ортодоксальным кряшенам. Фокин в свое время был комсомольским и партийным лидером, а также сотрудником аппарата президента РТ. «Очень много сделал для кряшенского национального движения в Татарстане. Он максималист, требовал всегда намного большего», — одновременно с уважением и некоей осторожностью вспоминают Фокина наши эксперты. Сейчас ему пошел уже 84-й год.
В третьем десятке рейтинга замглавы управления Россельхознадзора по РТ — главный ветеринарный инспектор по РТ Евгений Иванов (22). Он член правления кряшенской общественной организации, правда, пока активно себя не проявляет, отмечают эксперты. В организацию его привел дядя Аркадий Иванов — известный российский академик. Еще не так давно он возглавлял федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности. Его брат — Владимир Иванов — в конце 1980-х был министром просвещения ТАССР. Вся кряшенская династия Ивановых пользуется большим авторитетом в общине. Недавно у Аркадия Васильевича умерла супруга от COVID-19, после чего он уехал из республики, видимо, решив оставить продолжателем доброго дела племянника Евгения.
Для кого-то, возможно, станет открытием, но известная татарская оперная певица Венера Ганеева также имеет кряшенские корни по линии матери и деда, чего совсем не стесняется
Известные артисты, врачи и неизвестные бизнесмены
Главврач госпиталя для ветеранов Казани, бывший шеф РКБ Михаил Кормачев (23) родом из Ташкирмени Лаишевского района, где, как известно, проживает множество кряшен. Вместе с ним в рейтинг попал также и другой видный в республике врач — директор центра крови Набережных Челнов Петр Куркин (28), входящий в состав правления кряшенского движения.
Но как-то так вышло, что среди кряшен практически не нашлось (за исключением Егорова, конечно) ярких имен из делового сообщества республики, которые бы отличались своим рвением в поддержке общины. Хотя наверняка предпринимателей-кряшен в Татарстане достаточно. Например, в их числе бывший гендиректор «Татспиртпрома» Гиоргий Куприянов, о котором, правда, отзываются не иначе как об «очень осторожном кряшене». Или, скажем, Валерий Самилов (26) — известный нижнекамский бизнесмен, который, однако, по нашим данным, также не выделяется своим желанием помогать общине.
Среди кряшен много артистов. Например, популярный певец Вадим Захаров (24) или певицы Татьяна Ефремова (30) и Алина Давыдова — титулованные кряшенские красавицы, без которых не проходит ни одно народное празднество. Для кого-то, возможно, станет открытием, но известная татарская оперная певица Венера Ганеева (27) также имеет кряшенские корни по линии матери и деда, чего совсем не стесняется. Также кряшенка — бывшая оперная певица Галина Казанцева.
Есть в общине и другие представители творческих профессий. Так, композитор и продюсер, автор песен Элвина Грея, Фирдуса Тямаева, Ильсии Бадретдиновой Анна Попова (25) и известный актер театра им. Камала Олег Фазылзянов (29) — также кряшены, гордо несущие знамя своих предков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.