Ленар Гумеров, заместитель директора Российского государственного университета правосудия по научной работе: «Мы живем в эпоху больших вызовов, стремительного развития общества, появления новых граней реальности. Безусловно, сфера высшего образования должна своевременно реагировать на эти изменения» Ленар Гумеров, заместитель директора Казанского филиала Российского государственного университета правосудия по научной работе: «Мы живем в эпоху больших вызовов, стремительного развития общества, появления новых граней реальности. Безусловно, сфера высшего образования должна своевременно реагировать на эти изменения»

Существующую систему «бакалавр – магистр» не критиковал только ленивый

— Ленар Асхатович, изменяется ли сегодня система российского высшего образования?

— В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа высшего образования, и мы стоим на пороге масштабных изменений. Конечно, в целом реформа образования началась не вчера, в той или иной степени она идет постоянно. Этот процесс носит объективный и закономерный характер, он связан как с развитием общественных отношений, так и с научным и технологическим прогрессом. Если вы помните, в своем послании к Федеральному Собранию в 2020 году Президент России уже ставил задачу по изменению подходов к получению высшего образования, в частности, предоставить студентам возможность после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Это правильная тенденция, она соответствует нашему времени. Мы живем в эпоху больших вызовов, стремительного развития общества, появления новых граней реальности. Безусловно, сфера высшего образования должна своевременно реагировать на эти изменения. Для государства это стратегическая задача, выполнение которой обеспечивает стабильность и устойчивое развитие. Опять же не могу не вспомнить слова главы государства о научном и технологическом суверенитете России о том, что тот, кто вырвется в данном вопросе вперед, будет определять дальнейшее развитие всего человечества.

В июне этого года представители Российского государственного университета правосудия в рамках специального заседания Ассоциации юристов России участвовали в обсуждении перспектив формирования новой модели юридического образования в Российской Федерации и представили свои концептуальные предложения В июне этого года представители Российского государственного университета правосудия в рамках специального заседания Ассоциации юристов России участвовали в обсуждении перспектив формирования новой модели юридического образования в Российской Федерации и представили свои концептуальные предложения

— Как будет меняться структура подготовки специалистов — мы вернемся к советской системе или придумаем что-то новое?

 — Сейчас широко обсуждаются проблемы и перспективы развития высшего образования, которые давно назрели, а изменение отношения к Болонской системе активизировало данные процессы. Наверное, только ленивый не критиковал существующую в настоящее время систему обучения «бакалавр – магистр», а также получение квалификации магистра без освоения профильного базового бакалавриата. Конечно, назрел и требует разрешения принципиальный вопрос об уровневой системе высшего образования. В этой связи на самых разных площадках, в том числе в вузовском сообществе, обсуждаются соответствующие варианты, которые в большинстве своем сводятся к модели классического пятилетнего специалитета, а также к системе «2+2+2»: два года базового бакалавриата, затем выбор дальнейшей траектории обучения и два года профильного бакалавриата, опять корректировка траектории и два года магистратуры. Вместе с тем для иностранных граждан предлагается оставить существующую сейчас систему бакалавриата и магистратуры «4+2».

Как известно, один из значимых показателей эффективности системы высшего образования связан с востребованностью выпускников, их трудоустройством. В этой связи следует отметить активность профессионального сообщества, которое широко обсуждает перспективы развития профильного высшего образования и принимает непосредственное участие в реформе. Мы тоже получаем такие запросы от наших практикующих коллег. В июне этого года представители Российского государственного университета правосудия в рамках специального заседания Ассоциации юристов России участвовали в обсуждении перспектив формирования новой модели юридического образования в Российской Федерации и представили свои концептуальные предложения. Это только первые шаги по пути построения новой системы образования, но очень радует, что они уже есть. На сегодня такой тройственный подход, включающий представителей власти, реального сектора экономики и вузов, к выработке концепции высшего образования представляется наиболее приемлемым.

Юлия Самович, профессор РГУП: «Магистратура необходима тем, кто желает не просто найти хорошую работу, но и посвятить себя карьерному росту в выбранной сфере» Юлия Самович, профессор РГУП: «Магистратура необходима тем, кто желает не просто найти хорошую работу, но и посвятить себя карьерному росту в выбранной сфере»

Магистратура необходима для карьерного роста

— Исчерпывается ли реформа высшего образования спором о форме — или все же речь идет об изменении содержания?

— Конечно, это принципиальные, но не единственные вопросы, возникающие в сфере высшего образования. Мы с вами прекрасно помним о вызовах, с которыми система образования столкнулась в период пандемии COVID-19. Уроки и опыт, полученные в этот период, безусловно, должны найти отражение в системе современного высшего образования. Я имею в виду, в частности, использование электронного документооборота, дистанционных технологий. Здесь необходим поиск оптимальных моделей сочетания классических и современных технологий. Также актуальны вопросы социального статуса преподавателя высшей школы, взаимодействия со студентами и родителями, с работодателями, финансирования научно-педагогической деятельности и другие направления. Значительный и важный пласт вопросов связан с внеучебной работой, в том числе воспитательной, патриотической, спортивной, культурно-массовой, то есть с теми направлениями, без которых невозможно формирование социально активной личности. Кстати, в этом году в августе в Казани Российский государственный университет правосудия организует проведение Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития высшего образования в Российской Федерации в условиях больших вызовов», на которой с участием представителей профильных государственных органов, работодателей и вузовской общественности как раз и будут обсуждаться указанные вопросы.

В Казанском филиале Российского государственного университета правосудия реализуются 16 образовательных программ по среднему профессиональному образованию и высшему образованию В Казанском филиале Российского государственного университета правосудия реализуется 16 образовательных программ по среднему профессиональному образованию и высшему образованию

— Юлия Владимировна, как, по-вашему, в общественном сознании закрепилась ценность диплома магистра или работодатели практично смотрят в первую очередь на опыт? 

— Магистратура, безусловно, не потеряет актуальность. Связано это с тем, что в рамках бакалавриата студенты почти не изучают предметы углубленно — ограниченные сроки обучения не позволяют реализовывать изучение спецкурсов в полном объеме, а потому завершенное освоение профиля не происходит. Магистратура как раз восполняет этот пробел.

Кроме того, магистратура необходима тем (здесь речь и о бакалаврах, и о специалистах), кто желает не просто найти хорошую работу, но и посвятить себя карьерному росту в выбранной сфере. Сейчас, кстати говоря, это предполагает и важность наличия навыков международного аналитика в основных внешнеполитических вопросах, что, в частности, реализуется в рамках одной из магистерских программ Казанского филиала Российского государственного университета правосудия — «Юрист в сфере государственного управления».

Российский государственный университет правосудия — высшее учебное заведение юридического и экономического профиля, занимающееся подготовкой специалистов для судебной системы. Учредителем является Верховный Суд Российской Федерации. В числе преподавателей Университета представители органов государственной власти, известные юристы, включая действующих судей, а также экономисты и научные работники международного уровня.

В Казанском филиале Российского государственного университета правосудия реализуется 16 образовательных программ по среднему профессиональному образованию и высшему образованию. На базе основного общего образования и среднего общего образования ведется набор на специальности: 40.02.03 «Право и судебное администрирование», 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

На базе среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования в форме очного, очно-заочного и заочного обучения осуществляется подготовка по следующим направлениям: 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат), 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» (специалитет), 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавриат), 38.05.01 «Экономическая безопасность» (специалитет).

Желающие углубить знания имеют возможность получить степень магистра по следующим направлениям подготовки: 40.04.01 «Юриспруденция», 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Вы талантливы, креативны, амбициозны, уверены в себе, полны свежих идей и готовы к борьбе за победу? Мы ждем Вас!